Напоминание

"Развитие астрономических представлений дошкольников в практике работы воспитателя ДОУ"


Автор: Кошелева Ольга Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ " Детский сад №125"
Населённый пункт: Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: творческая разработка
Тема: "Развитие астрономических представлений дошкольников в практике работы воспитателя ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие астрономических представлений

дошкольников в практике работы воспитателя ДОУ

Кошелева Ольга Леонидовна, воспитатель

МБ ДОУ «Детский сад № 125»

г. Новокузнецк, Кемеровская обл.,

Дети дошкольного возраста при создании определенных условий, через

использование различных форм, методов работы и заинтересованности

всех участников педагогического процесса вполне доступно овладевают

элементарными

знаниями

о

науке

астрономия,

в

результате

чего

происходит формирование представлений об окружающем мире, который

является

источником

познания

и

умственного

развития

детей.

Ключевые слова: астрономия , космос. дошкольники, ценностно-

ориентированная деятельность, , самостоятельность , развитие ребенка.

«Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком,

не берутся памятью, а возникают и складываются

с помощью величайшего напряжения всей активности

его собственной мысли.»

Л.С.Выготский

Очень часто детскую тягу к познанию мира не развивают, а

притупляют, преподнося на занятиях готовые истины, готовые выводы и

обобщения,

вместо

того,

чтобы

ребенку

самому

исследовать,

экспериментировать,

наблюдать,

ощущать,

сравнивать,

анализировать,

видеть результаты своих маленьких экспериментов, спрашивать у взрослых

о том, что делать дальше или где это узнать, искать материал по своему

изучаемому объекту дома, в детском саду или в других социальных объектах,

делать самостоятельные выводы по мере своих способностей, получать

какой-либо результат.

1

Установлено,

что

постоянные

ограничения

самостоятельной

деятельности ребенка в дошкольном возрасте негативно сказываются на

способности развиваться и обучаться в дальнейшем в школе. Здесь важным

является

отбор

материала

в

соответствии

с

возрастом,

доступность

информации

и

в

то

же

время

избегание

явления

«всё

известно».

Дошкольникам должен быть интересен и понятен предлагаемый материал.

Но тем не менее надо обозначить, по крайней мере, еще три проблемы и

показать варианты их реализации.

Во-первых, содержание обучения – вопрос о том, чему учить малышей.

Можно сказать, что «дошкольная астрономия» – это первоначальное

ознакомление детей с системой представлений о мире небесных тел. Иными

словами, мы должны постараться систематизировать уже имеющиеся у детей

разрозненные представления о Солнце, Луне, звездах и т.д.

Во-вторых, выбор методов обучения, то есть способов и приемов обучения.

Как содержание обучения, так и методы обучения должны быть, разумеется,

адекватными психолого-педагогическим особенностям развития детей

старшего дошкольного возраста. В противном случае вместо формирования у

детей любознательности, интереса к астрономии, космонавтике (и вообще к

учебе) получится нечто совершенно противоположное (что нередко

наблюдается в практике работы общеобразовательной школы…).

В-третьих, необходимо создать доступные и интересные дошкольникам

книжки, наглядные таблицы (картины) и компьютерные игры и программы.

Задачи, стоящие перед педагогом:

1. Поддержание повышенного интереса детей к занятиям, наполняя их

опытами, экспериментами, исследованиями, наблюдениями.

2. Создание в группе благоприятного микроклимата, где приветствуется

и поощряется интерес к обследованию, наблюдению, самостоятельному

экспериментированию.

3. Создание в группе и в саду комфортных и методически грамотных

условий для детского экспериментирования на занятиях и в самостоятельной

творческой деятельности детей.

4. Создание в группах уголков, зон для экспериментирования, где дети

могли бы повторить проделанные вместе со взрослыми опыты

самостоятельно в свободное время.

6. Предварительное тестирование детей для выявления их интересов к

исследованиям и экспериментированию с определенными объектами, о чем

они хотят узнать, что исследовать, и помочь им реализовать их планы.

2

7. Научить ребенка ставить вопросы и составлять план

исследовательской работы, делать зарисовки, схемы, знаки в процессе

исследовательской деятельности.

8. Научить ребенка наблюдать, замечать изменения, сопоставлять

результаты, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения.

9. Разработка методов стимулирования и поощрения детей – активных

исследователей.

10. Привлечение родителей к исследовательским детским проектам.

Проведение консультаций по созданию условий для экспериментирования в

домашних условиях.

Становление познавательно - исследовательской деятельности в

значительной

мере

зависит

от

условий

жизни

ребёнка.

Наличие

соответствующего материала позволит не только поддержать изначально

присущую ребёнку любознательность , но и развить его познавательные

интересы.

Материал для познавательно-исследовательской деятельности можно

условно разделить на следующие типы:

объекты для исследования в реальном действии;

образно - символический материал;

нормативно - знаковый материал.

Каждый из обозначенных типов материала постепенно вводится в арсенал

детской деятельности . С возрастом диапазон материалов расширяется, они

изменяются от простого к сложному , что в конечном итоге на каждом

возрастном этапе создаёт возможность для полноценной и разнообразной

познавательно-исследовательской деятельности.

В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) действия ребёнка во многом

определяются внутренними целями, замыслами. Ребёнок переходит от

внешнего обследования предметов к познанию внутренних связей вещей и

явлений, преобразованию предметов с предвосхищением результата.

Для познавательно - исследовательской деятельности детям необходимы

материалы разных типов. При этом объекты для исследования в действии

должны включать в себя широкий спектр природных объектов (коллекции

минералов , плодов,

растений и т. п.),культурных объектов ( простые

приборы

и

механизмы

)

и

искусственных

«сложных»

объектов

разработанных специально для детского экспериментирования. Большое

место в ряду материалов данного типа должны занимать модели-копии,

позволяющие исследовать механику действия сложных реальных объектов

3

наборы для моделирования тех или иных природных явлений( магнит ,лупа,

светофильтры).

Уголок «Астрономия для малышей» создан для формирования у детей

представлений об окружающей мире, в котором дети знакомятся с историей

возникновения науки астрономия, для них совместно с родителями группы

изготовлены и приобретены:

модель Солнечной системы,

мир Галактик

карта Созвездий

космическая азбука

«звездный зоопарк»

звезды далекие и близкие

фотовыставка «Космос»,

выставка работ «Звездная фантазия»,

подобрана детская и методическая литература по теме «Космос»,

«Астрономия»

приобретены дидактические и развивающие игры и пособия,

созданы мини-музей «Космос будущего» и мини-музей «Солнышко».

Образно - символический материал должен отражает многообразие

природного и рукотворного мира, задает

необходимость

сравнения и

поиска классификационных связей , пространственно-временных отношений

и наглядного моделирования этих связей и отношений.

Это разного вида картинки для классификации предметов, серии

картинок по астрономии, позволяющие исследовать и упорядочивать

сложные явления природного мира. Все эти взаимосвязи ребёнок легче

постигает, если средством их исследования выступают наглядно-графические

модели.

Наглядно - графические модели представляют собой своеобразный мост

между образно-символическим материалом и объектами для исследования в

действии ( частично материалы преобразований по схеме пересекаются с

материалами для конструктивной деятельности).

В арсенале образно-символического материала имеются наглядно-

графические

модели

пространства,

являющиеся

общекультурной

принадлежностью ( глобус, карты звездного неба и созвездий и т. п.),

общепринятые

системы

условных

графических

обозначений

(наборы

карточек с изображением созвездий, погодных явлений). Необходимой

составляющей

образно-символического

материала

являются

также

иллюстрированные издания познавательного характера ( книги и альбомы),

4

которые расширяют образный мир ребёнка и содержат элементы наглядно-

графического моделирования. Эти материалы могут быть дополнены

коллекциями ,марок, монет, расширяющих кругозор детей.

Наборы образно-символического материала помещаются компактно в

коробках

на

открытых

полках,

стеллажах.

Здесь

же

находится

иллюстрированная познавательная литература.

При подборе содержания занятия необходимо учесть общие задачи

познавательного развития охватить множество конкретных тем , касающихся

устройства окружающего мира, сделать содержание привлекательным для

ребёнка.

Тема космоса максимально может быть реализована в условиях

совместной деятельности воспитателя с детьми. Дошкольникам должен

быть интересен и понятен предлагаемый материал. Предлагаю вашему

вниманию следующие формы активной детской деятельности, которые

хорошо зарекомендовали себя в моей практике работы с детьми:

подвижные игры, игровые упражнения, соревнования («Раз, два, три - мы

– на старте, посмотри! », « К полёту готовы», «Выход в открытый

космос», «Космические гости» и т.д.)

сюжетно - ролевые игры «Мы - космонавты», «Полёт на Марс», «Полёт в

космос».

проекты : «Космический корабль», «Космическое кафе », «Планеты

солнечной системы», «Солнце и Луна»; мастерская по изготовлению

луноходов, мастерская по изготовлению летательных аппаратов и др.

составление и отгадывание загадок о звёздах и планетах, беседа о

первом космонавте Ю. А. Гагарине, космических экипажах, общение на

темы «Как готовят космонавтов к полёту», «Жизнь на орбите».

хозяйственно-бытовой труд «Приведи в порядок свою планету»; ручной

труд «Ракеты – луноходы - корабли»; труд в природе «Исследователи на

грядке»; самообслуживание «Космонавт всегда в порядке».

познавательно-исследовательская деятельность: экспериментирование

«Невесомость в космосе» (вода, масло, спирт); решение проблемной

ситуации «Зачем космонавту скафандр?»; коллекционирование картинок и

фотографий

космонавтов,

космических

летательных

аппаратов;

моделирование «Космические ракеты», экскурсия на фотовыставку

«Покорение космоса», просмотр слайд-презентации «Ю.А.Гагарин –

первый в мире космонавт».

слушание и исполнение песен, посвящённых космосу, ритм-танец «Перед

стартом».

5

чтение художественной литературы: чтение и обсуждение рассказа Л.

Обуховой «Вижу Землю», Ю. Нагибина «Рассказы о Ю.Гагарине»,

научно-познавательной сказки «Звезда по имени Солнце» .

В связи с требованиями, предъявляемыми Федеральным государственным

образовательным Стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) к

развивающей предметно – пространственной среде в ДОУ, каждый педагог

ищет интересные, нестандартные подходы к её оформлению через создание

совместно

с

детьми

и

родителями

лепбуков.

Например:

Блок материалов для старших дошкольников:

Информационные материалы :

В

старшей

группе

информационный

блок

обогащается

базовыми

сведениями об истории космонавтики и о первом космонавте, дети

рассматривают особенности некоторых звёзд и планет, например, знакомятся

с их размерами и порядком расположения относительно Солнца.

В подготовительной группе

информационный блок лэпбука обобщает

изученный ранее материал о многообразии космоса, включает интересные

факты о событиях, связанных с космосом, а также даёт представления о

значении исследования космоса для жизни людей.

Опыты и эксперименты:

Опыт «Звезды светят постоянно»

Цель: показать, что звезды светят постоянно.

Материалы и оборудование: дырокол; картонка размером с открытку; белый

конверт; фонарик.

Процесс: Пробейте дыроколом в картонке несколько отверстий. Вложите

картонку в конверт. Находясь в хорошо освещенной комнате, возьмите в

одну руку конверт с картонкой, а в другую руку – фонарик. Включите

фонарик и с расстояния 5 см посветите на обращенную к вам сторону

конверта, а потом на другую сторону конверта. Итоги. Дырки на картонке не

видны через конверт, когда вы светите на обращенную к вам сторону

конверта, но они становятся хорошо заметными, когда свет от фонаря

направлен с другой стороны конверта прямо на вас. Почему? В освещенной

комнате свет проходит через дырочки в картоне постоянно. И только когда

через дырку проходит свет, она начинает выделяться на черном фоне. Со

звездами происходит тоже самое. Днем они светятся тоже, но небо

становится настолько ярким из-за солнечного света, что свет звезд

затмевается. Лучше всего смотреть на звезды в безлунные ночи и подальше

от городских огней.

6

Эксперимент «Почему все падает на землю?»

Цель: подвести детей к пониманию, что Земля обладает силой притяжения,

которая зависит от веса и площади предмета.

Материалы и оборудование: разные предметы (из дерева, металла,

пластмассы, бумаги, пуха); емкость с песком, водой; два пластмассовых

шарика, металлические шарики, магнит; металлическая фигурка человека.

показываете эксперимент поэтапно

1. На пластмассовый шарик ставится металлическая фигурка человека. При

вращении шарика фигурка падает. Воспитатель обращает внимание детей

на то, что наша Земля тоже круглая, но все находящиеся на ней предметы

(задания, транспорт, люди…) не падают, как фигурка, упавшая с шарика.

2. Показать детям действие магнита. В пластмассовый шарик при детях

кладется магнит. Сравнивается поведение предметов на шарике с магнитом

и без него. Подвести детей к пониманию, что Земля, как магнит, обладает

силой притяжения.

3. Дети подбрасывают предметы вверх. Проверяют, что с ним происходит.

Какие быстрее падают на землю. Какие дольше держатся в воздухе, какие

они по весу (предметы легкие по весу, имеющие большую поверхность, в

воздухе держатся дольше).

4. Дети рассматривают предметы, выясняют материалы, из которых они

сделаны. Отпускают все предметы с одинаковой высоты на пол. По звуку

определяют, какой предмет ударился сильнее, почему (тяжелые предметы

ударяются сильнее).Одинаковые шарики опускаются с разной высотой над

емкостью с песком. Выясняют, когда удар был сильнее, как догадались

(удар сильнее, если предмет падает с большей высоты; при падении

предмета с большей высоты в воду больше брызг). Объясняют, почему

опасно прыгать с высоты (удар оземлю будет сильнее)

Подведите итог. Планета Земля ведет себя как огромный магнит. Она

стремится все притянуть вниз, к своему центру. Это явление называется

силой земного притяжения или тяготения. Все планеты притягивают

предметы к своим центрам. Мы ощущаем силу тяготения,поднимая

предметы. Если бы она не действовала, все предметы на планете ста ли бы

невесомыми.

Эксперимент «Получение радуги»

Цель: показать детям, что солнечный свет состоит из спектра, закрепить

представление о семи цветах радуги.

Вариант 1. Рекомендации к проведению:

7

В солнечный день поставьте около окна таз с водой и опустите в него

зеркало. Зеркало нуждается в подставке. Если зеркало «поймает» луч света,

то в результате преломления луча в воде и его отражения от зеркала на стене

или на потолке возникнет радуга. Опыт можно провести и вечером: тогда

источником света выступит настольная лампа.

Вариант 2. Поставьте хрустальный бокал на белый лист бумаги. Попробуйте

поймать бокалом солнечный свет. На листе бумаги появятся цветные полосы

радуги.

Художественная литература по теме (сказки, рассказы)

Для старших групп вопросы к тексту могут носить проблемный характер.

Например, чему учит нас эта сказка. Что касается выбора текстов, то, как

вариант, можно включить сказки «Звёздочка Алида», «Звёздочка и комета» и

др

Наглядность

В старшей группе акцент делается на порядок расположения планет, это

может быть центральной иллюстрацией пособия. Кроме того, отдельным

блоком даются фотографии известных космонавтов (обязательно Ю.

Гагарина, Н. Армстронга). Рассказ ребёнка расширяется до 6–8

предложений.

В подготовительной группе пособие дополняется фотографиями людей,

имеющим непосредственное отношение к изучению космоса: М.

Ломоносова, К. Циолковского, С. Королёва. Рассказ о них может включать до

8–10 предложений.

Шаблоны для раскрашивания

В старших группах детям предлагаются также шаблоны с космонавтами в

открытом космосе.

Ребусы, кроссворды

Этот блок включается в пособия для старших дошколят, так как для работы с

ребусами и кроссвордами необходимо знание букв и начальные навыки

письма.

Дидактические игры

«Найди ошибку»

Цель: - закреплять представления детей о Солнечной системе;

- закреплять знания детей о порядке расположения планет относительно

Солнца, их величине;

- развивать логическое мышление, внимание, память, учить объяснять свой

выбор;

- развивать познавательный интерес.

8

Дидактическая игра «Звезды на небе»

Цель: учить детей соотносить схематическое изображение с

художественным. Познакомить их с символикой некоторых созвездий,

принятой астрономами с древнейших времен. Материал:

4 карты лото, каждая из которых разделена на 6 частей, в трех из них

помещены схематические изображения разных созвездий.

12 отдельных картинок с изображением сказочных животных или

людей, символизирующих эти созвездия(Лев, Кит, Рыбы, Большая

Медведица, Орел, Лебедь, Дракон, Геркулес, Персей, Волопас,

Кассиопея, Пегас).

Рекомендации к проведению: картинки с изображением животных или людей

находятся у взрослого который предлагает угадать по описанию, о каком

созвездии идет речь. Рассказ сопровождается показом картинки.

Примерные варианты описания созвездий

Если внимательно посмотреть на звездное небо, можно увидеть созвездие,

похожее на большой ковш. Можно представить себе, что конец ручки ковша

– это нос какого-то зверя, несколько звезд под ковшом – это его лапы и

туловище, а сам ковш – седло. (Угадавший получает картинку).

Перед самым носом Большой Медведицы есть группа звезд, которую

назвали созвездие Волопаса. Это человек, который пасет вола. Есть на небе

созвездие Лебедя, который, раскинув крылья, летит по небу. У кого есть

созвездие Лебедя? А можно увидеть и созвездие крылатого волшебного

коня — Пегаса. Созвездие Геркулеса состоит из многих звезд. По преданию,

Геркулес был очень сильным человеком. У него была дубинка, с помощью

которой он победил страшного льва. С тех пор львиная шкура заменила

Геркулесу панцирь и шлем.

Следующая группа звезд – созвездие Льва, того самого, которого убил

Геркулес. Есть группа звезд, которую назвали созвездием Орла. Он летит

навстречу Лебедю. Орел – очень грозная птица. На небе можно отыскать

созвездие Рыб. Эти звезды лучше всего видны в дождливые осенние месяцы.

За рыбами идет созвездие Кита, хорошо видное осенью.

Дракон – это

волшебный сказочный змей.

Созвездие Кассиопея состоит из 5 ярких звезд, соединив которые получим

букву «М». Кассиопея – имя царицы. По преданию, она очень хвасталась

своей

красотой

и

всегда

ею

любовалась.

9

Искусство воспитателя заключается в умелом сочетании форм и методов

работы, их соответствию возрастным особенностям дошкольников.

Ребенок познает мир опытным путем. Поэтому расширение его опыта

взаимодействия с окружающим миром – одна из образовательных задач.

Получение личного опыта в совокупности с доступным рассказом, показом и

объяснением поможет ребенку расширять познавательную сферу, находить

взаимосвязи между предметами и явлениями окружающего мира

Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми по развитию

астрономических представлений в целях большей заинтересованности детей

и стремления их к активному участию в познавательном процессе всегда

дают положительный эффект.

Список литературы

1.

Веракса Н.Е, Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников,

Мозаика-синтез Москва, 2008

2.

Кудрявцева А. И. Педагогическое проектирование как метод

управления инновационным процессом в ДОУ [Текст] / А. И.

Кудрявцева, Е. Л. Горлевская // Проблемы и перспективы развития

образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, апрель

2011 г.). Т. I / Под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. — Пермь: Меркурий,

2011. — С. 80-84.

3.

Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие

для руководителей и практических работников ДОУ/авт.-сост.:

Л.С.Киселев, Т.А.Данилина и др.М.:Аркти,2010

4.

Фоменко, А.И. Исследование как способ формирования предметной

одаренности // Одаренный ребенок.-2010.-№3.-С.130-134.

5.

Яшина, С.В. Организация проектно-исследовательской деятельности

дошкольников в процессе экологического воспитания «Я исследую

мир!» // Методист.-2010.-№9.-С.62-68.

10

Приложение

11

12

13

14

15

16

17



В раздел образования