Автор: Баранова Марина Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 168 Населённый пункт: город Иркутск Иркутская область Наименование материала: консультация для родителей Тема: готовность ребенка к школе Раздел: дошкольное образование
Речевая готовность ребёнка к школе
Наиболее значимым для ребёнка 6 - 7 лет является переход в новый
социальный
статус:
дошкольник
становится
школьником.
Переход
от
игровой
деятельности
к
учебной
существенно
влияет
на
мотивы
и
поведение ребёнка
.
Качество учебной деятельности будет зависеть от того, на сколько
были
сформированы
следующие
предпосылки
в
дошкольном
периоде:
хорошее физическое развитие ребёнка;
развитый физический слух;
развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;
нормальное функционирование центральной нервной системы;
владение
знаниями
и
представлениями
об
окружающем
мире
(пространство, время, счётные операции);
произвольное внимание, память; умение слушать учителя;
познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям,
любознательность;
коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими
детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи.
На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают
формироваться новые необходимые для обучения качества. Готовность к
школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не
завершается в первом классе, так как включает не только качественную
характеристику запаса знаний и представлений, но и уровень развития
обобщающей
деятельности
мышления.
Школьное
обучение
предъявляет
ребёнку новые требования к его речи, вниманию, памяти.
Критерии готовности к школьному обучению для усвоения
ребёнком русского языка как средства общения:
сформированность звуковой стороны речи (ребёнок должен владеть
правильным, чётким звукопроизношением);
полная
сформированность
фонематических
процессов
(умение
слышать и различать, дифференцировать звуки русского языка);
готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава
речи
(умение
выделять
звуки
в
начале,
середине,
конце
слов;
разложить и собрать слово из звуков, букв, слогов);
умение
пользоваться
разными
способами
словообразования
(правильно употреблять слова с уменьшительно — ласкательным
значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять
звуковые
и
смысловые
различия
между
словами,
образовывать
прилагательные от существительных);
сформированность
грамматического
строя
речи
(умение
пользоваться
развёрнутой
фразовой
речью;
умение
работать
с
деформированным
предложением,
самостоятельно
находить
ошибки
и
устранять
их;
составлять
предложения
по
опорным
словам и картинкам; владеть пересказом текста, сохраняя смысл и
содержание; составлять самостоятельно рассказ — описание).
Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом
и
лексико-грамматическом
развитии
ведёт
к
серьёзным
проблемам
в
усвоении программ общеобразовательной школы,
и создают серьёзные
препятствия
при
обучении
грамотному
письму
и
правильному
чтению.
Письменные
работы
этих
детей
полны
разнообразных
специфических,
орфографических и синтаксических ошибок.
Основная задача родителей:
Вовремя
обратить
внимание
н а
различные нарушения устной речи своего
ребёнка,
чтобы
начать
логопедическую
работу с ним как можно раньше, желательно
до школы, предотвратив трудности общения
в
кол л е кт и ве
и
н еу с п е ва е м о с т ь
в
общеобразовательной
школе.
Чем
раньше
будет
начата
коррекция,
тем
лучше
её
результат.