Напоминание

ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ В СПО


Авторы: Ишкова Алла Эдуардовна, Носырева Надежда Викторовна
Должность: директор, заместитель директора по учебно - методической работе
Учебное заведение: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области "братский политехнический колледж"
Населённый пункт: Братск
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ В СПО
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ В СПО.

Ишкова Алла Эдуардовна

кандидат педагогических наук, директор

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Иркутской области «Братский политехнический колледж»,

г. Братск

Носырева Надежда Викторовна

заместитель директора

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Иркутской области «Братский политехнический колледж»,

г. Братск

Аннотация:

В

статье

представлен

опыт

формирования

цифровых

компетенций педагогов, условные этапы их формирования. Рассмотрен пример

возможного определения

параметров

цифровых компетенций

педагогов.

Предложены варианты решения некоторых проблемных моментов, связанных

с устранением дефицита цифровых компетенций у педагогов, по некоторым из

параметров.

Процесс

формирования

компетенций

педагогов,

связанный

с

современными технологиями из области всеобщей информатизации и далее,

цифровизации общества идёт уже достаточно давно. То есть от политики и

процессов, направленных на построение и развитие телекоммуникационной

инфраструктуры,

объединяющей

территориально

распределенные

информационные ресурсы – работы в основе с интернетом и информацией

общество перешло к повсеместному внедрению цифровых технологий в разные

сферы жизни, формированию глобальных электронных систем. Таким образом,

педагогические работники, уже достаточно долгий период времени, работая в

условиях информатизации общества,

применяют на уроках технологии,

связанные

с

анализом,

обработкой

и

представлением

информации

в

презентационном, текстовый и видео форматах.

Соответственно,

1

этап

формирования,

базовых

основ

владения

цифровыми

навыками

начался

с

момента

достаточно

большого

распространения компьютеров и гаджетов.

На данном этапе, работая с

педагогами

колледжа,

мы

говорили

о

формировании

информационной

компетентности педагога, под которой понимали особый тип организации

предметно-специальных

знаний,

позволяющих

принимать

эффективные

решения в профессионально–педагогической деятельности, и который указывал

на определённый уровень овладения и использования информационных и

Интернет-технологий в образовательном процессе. При этом для формирования

информационной компетентности педагога было необходимо:

наличие представлений о функционировании ПК и дидактических

возможностях ИКТ;

овладение

методическими

основами

подготовки

наглядных

и

дидактических материалов, например, средствами Microsoft Office;

использование Интернета и электронных образовательных ресурсов в

педагогической деятельности;

формирование

положительной

мотивации

к

использованию

ИКТ

(Мотивация

это

отдельная

тема

работы

с педагогами,

требующая

индивидуального подхода).

Всё вышеперечисленное, было реализовано рабочей группой педагогов

колледжа

под

руководством

зам.

директора,

через

инструктивно

методические совещания, педагогические чтения и мастерские, а также через

консультации.

Следующий этап формирования цифровых компетенций педагогов был

связан с началом формирования модели цифровой образовательной среды,

поиском механизмов взаимодействия субъектов и объектов в данной среде,

появилась

необходимость

во

владении

педагогами

более

широкими

компетенциями в цифровой области. Применяя различные цифровые ресурсы,

отдельные педагоги начали сами создавать и публиковать

на различных

платформах курсы или их части. Применять ПО различного функционала в

образовательном процессе.

На данном этапе мы столкнулись с несколькими проблемами, или скорее

задачами для решения:

выбор ресурса, сервиса или платформы для реализации задач, которые

педагог

поставил

перед

собой,

задач

реализации

образовательного

процесса

изучение нового выбранного цифрового ресурса, сервиса или платформы

Прежде чем приступить к решению задач, продиктованных процессами

происходящими в обществе и системе профессионального образования, нами

было

проведено

тестирование

педагогических

работников

колледжа

по

цифровым компетенциям, перечень которых был определён рабочей группой.

На

сегодняшний

день

существует

множество

моделей

компетенций

и

показателей к ним, в том числе, разработанных на корпоративном уровне, мы

для себя определили следующие параметры цифровых компетенций:

Цифровая техническая грамотность (поиск и фильтрация данных,

информации и цифрового контента, оценка и анализ данных, информации

и цифрового контента, представленного в сети)

Компьютерная грамотность (владение ПО, стационарно расположенном

на ПК, эксплуатация периферийных устройств. Речь идет о подключении и

настройке таких устройств как наушники, веб –камера, микрофон и пр.)

Создание и развитие цифрового контента (проектирование, создание и

развитие цифрового контента, модификация и интеграция цифрового

контента)

Коммуникация и сотрудничество (обмен информацией посредством

цифровых технологий, о цифровом этикете)

Безопасность

(защита

персональных

данных

и

обеспечение

конфиденциальности, защита здоровья)

Решение проблем, связанных с цифровыми технологиями (решение

технических проблем, определение потребностей и технологических

решений, креативное применение цифровых технологий, определение

пробелов в цифровой компетентности)

На данном этапе сформированности цифровых компетенций педагоги

колледжа находились на различном уровне. С достаточно высоким уровнем

сформированности цифровых компетенций было порядка 19

% педагогов

колледжа, основной состав которых - педагоги, входящие в состав рабочей

группы.

Для устранения дефицита ЦК педагогов (по некоторым из параметров)

разработана программа подготовки. Программа реализовывалась в различных

форматах, из которых, преобладающими были педагогические мастерские и

мастер классы, проведение которых в очном режиме прервал всеобщий режим

самоизоляции и, соответственно, наступивший дистант. Далее программа была

выставлена на сайт дополнительного образования колледжа (у нас есть свой

домен Siberian-colledge), а проведение мастер – классов продолжилось в

дистанционном формате. Кроме того, для педагогов были написаны различные

инструкции

и

памятки.

На

канале

ЮТЮБ

выложены

видеоролики

с

инструкциями

по

работе

с

цифровыми

ресурсами.

Проводились

индивидуальные и групповые консультации. Для педагогов, с цифровыми

навыками

сформированными

на

начальном

уровне,

была

организована

постоянная консультационная поддержка со стороны работников с цифровыми

навыками сформированными на достаточном уровне.

Также для самообразования педагогам были рекомендованы вебинары,

семинары

и

конференции,

проходившие

в

дистанционном

режиме

по

актуальным вопросам работы в дистанте и применению цифровых технологий.

Работа

в

дистанте

выявила

несколько

проблем,

связанных

с

формированием цифровых компетенций для решения, одна из которых – не

способность некоторых педагогов проводить параллель между функционалом

подобных приложений, сервисов или платформ (по сути - боязнь нового ПО).

В связи с этим мы пришли к выводу, что необходимо обучать педагогов

не конкретному ПО, а их принципам работы в целом, тогда у педагога не будет

барьера перед новым или не знакомым ПО.

Также дистант вскрыл не сформированность у педагогов ЦК, связанной с

безопасностью в сети – это задача, которую предстоит решить.

После дистанта педагоги продолжают применять освоенные ими ЦК в

образовательном процессе: пишут и публикуют курсы или их части, променяют

цифровые ресурсы, сервисы и др. для решения образовательных задач. Теперь в

процесс вовлечена большая часть педагогического коллектива.

Сейчас, работа с педагогами продолжается в формате мастер – классов и

консультирования,

и

продумывается

механизм

того,

как

реализовать

подготовку педагогов по ЦК в логике объяснений принципов работы ПО и

других механизмов цифрового мира в целом, тогда можно будет сказать, что

ЦК сформированы.

Конечно, курсы которые составляют педагоги не являются идеальными.

Преподаватели применяют структуру, предложенную им рабочей группой, для

чего написаны методические рекомендации. При этом остаётся множество

вопросов:

Оценка качества курса

Применение курса другим педагогом

Привлечение интереса к изучению данного курса и т. д.

Учитывая стремительное развитие цифровых технологий со временем

появляются новые профессии, например, педагогический дизайнер, архитектор

образовательных программ, что говорит о том, что педагог постоянно будет

формировать в себе всё новые и новые цифровые компетенции.

Произойдёт функциональное разделение педагогических работников.



В раздел образования