Напоминание

конспект-сценарий


Автор: Лушкина Светлана Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 168
Населённый пункт: город Иркутск Иркутская область
Наименование материала: технологическая карта
Тема: конспект-сценарий
Раздел: дошкольное образование





Назад





Технологическая карта (сценарий) логопедического занятия

Ф.И.О. учителя-логопеда
Машкова Алена Александровна
Класс, логопедическое

заключение
Учащиеся 2-го класса. Логопедическое заключение: Нарушение чтения и письма, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Тема занятия
«Дифференциация букв «К – Н».
Цель
Организовать деятельность учащихся по различению рукописных и строчных букв «к-н» изолированно, в слогах, словах, предложениях.
Задачи

Образовательные:
1. Научить детей сравнивать буквы «к-н» по начертанию, соотносить эти буквы со звуками. 2. Закрепление правильного написания букв «к-н» на письме (изолированно, в слогах, словах, предложениях).
Коррекционно-развивающие:
1. Р а з в и в а т ь у д е т е й о п т и ч е с к и е п р е д с т а в л е н и я , слуховое внимание и память, логическое мышление, зрительное и слуховое внимание. 2. Организовать рефлексивную деятельность учащихся. 3. Развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные:
1. Во спиты вать культуру р е ч е в о г о общения. 2. Формировать функции контроля и самоконтроля. 3. Воспитывать критичность и адекватное отношение к результатам своей деятельности. 4. Формировать работу в п а р а х , самостоятельную работу.
Планируемые результаты

Предметные:
Ф о р м и р о в а т ь понят ия о единицах р е ч и . Ф о р м и р о в а т ь о с о з н а н и е необходимости самосовершенствования. Р а з в и в ат ь п о з н а в а т е л ь н ы й интерес к учебному материалу.
Метапредметные. Познавательные УУД:
Развитие умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, анализировать, обобщать и делать выводы.
Регулятивные УУД:
Развивать умение высказывать своё предположение на основе предложенной информации; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;осуществлять познавательную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
Развитие умения слушать и понимать других
;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; умение работать в паре. Л
ичностные УУД:
Развитие умения выказывать своё отношение к героям, выражать с во и эмо ц и и , формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Термины и понятия
Букв, звук, элементы, слово, словосочетание, предложение.
Форма работы
Фронтальная, групповая, индивидуальная, работа в парах.
Ресурсы
Тетради. Книги для чтения. Песочные часы. Индивидуальные папки с карточками. Предметные картинки: капуста, капкан, ножницы, яблоко, носорог, холодильник, ромашка, веснушки, собака, шина, чайник. По два «облачка» (весёлое и грустное) на каждого ребёнка. Словарные слова для 2 –го класса (Зегебарт Г.М.). Карточки с печатными и прописными буквами «К», «Н». Набор карточек с эмоциями на каждого ребёнка (доволен, не очень доволен, не доволен, затрудняюсь оценить).
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ


Этап логопедического

занятия

Длите

льность

этапа

Методы

и

приёмы

работы

Формы

организации

деятельности

учащихся

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность учащихся

I этап. Мотивация

(самоопределение) к

учебной деятельности.

Цели:
С о з д а т ь благоприятную эмоциональную обстановку на занятии. Формировать умение организовать свое рабочее место. 5 мин. Словесные Фронтальная, индивидуальная.
Определение

настроения

детей

в

начале

занятия.
- Доброе утро! - Громко прозвенел звонок, Давайте настроимся на урок, Улыбнёмся друг другу, и нашим гостям, Чудесных открытий желаю всем вам! - Ребята! У каждого из вас на столе по 2 облачка (весёлое и грустное). - Покажите, какое из них вам больше нравится? - Я рада, что у вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу занятия ваше хорошее настроение не только сохранится, но и улучшится.
Минутка

перспективного

чтения

«Птичий

базар».
- Откройте книги на своей странице и продолжаем чтение. - Расскажите, о чём прочитали.
Минутка чистописания.
- Откройте свои тетради, запишите дату и пропишите одну строчку букв (заглавную и прописную) следующую по алфавиту.
Словарный диктант.
- Записываем словарные слова, каждое слово я произношу только один раз: рукав, рябина, салат, сеанс, сегодня, сейчас. - Объясните лексическое значение слова «сеанс» Слушают учителя, затем оценивают состояние своего настроения на текущий момент. Каждый ребёнок читает вслух свою книгу в течение трех минут (для контроля времени используются песочные часы). Затем пересказывают тот отрывок, что прочитали. Дети в тетрадях прописывают строчку букв. Объясняют лексическое значение слова «сеанс».

II этап.

Актуализация опорных

знаний и выявление

индивидуальных

затруднений по теме.

Цели:
Выявить уровень знаний по теме. Организовать пробное учебное действие. 5 мин. Словесные наглядные Фронтальная, индивидуальная
Формулирование темы занятия.
- Ребята, какую тему мы проходили на прошлом занятии? - Почему мы учились различать эти буквы? - Чтобы узнать тему сегодняшнего занятия, отгадайте загадки: Что за скрип, что за хруст? Это что ёщё за куст? Как же быть без хруста, Если я …(капуста). Выставляется соответствующая картинка. - Какой первый звук в слове «капуста»? - Расскажи, охотник, толком: Как же встретился ты с волком? - Убежать хотел он, ан Прямиком попал в …(капкан). Выставляются соответствующая картинка. - Какой последний звук в слове «капкан»? - Какие буквы мы будем проходить сегодня? Выставляются карточки с печатными и прописными буквами «к», «н». - Дайте характеристику звуку «к». - Дайте характеристику звуку «н». - Какие буквы мы будем различать? (Буквы «К- Н»). - Какими элементами похожи заглавные (строчные) буквы? А какими отличаются? - Запишите слова парами, заменяя букву «к» на букву «н» или наоборот заменяя букву «н» на букву «к» - Чем отличаются слова, которые вы записали? Дети отвечают: - «Буквы «З-Е». - Потому что, они состоят из похожих элементов. Дети отгадывают загадки. Выделяют звуки из слов-отгадок (первый и последний). Сообщают тему занятия: «Буквы «К- Н». Дают характеристику звуку «к» (согласный, глухой, твёрдый). Звуку «н» (согласный, звонкий, твёрдый). Н а з ы ва ют о б щ и е и р а з л и ч н ы е элементы в заглавных и строчных буквах. Записывают слова парами: коты-ноты, каша-наша, корки-норки. Дети отвечают: - Буквами «к-н».

III этап

Первичное закрепление с

проговариванием во

внешней речи.

Цель:
Организовать усвоение нового способа действий при решении типовых задач. 13 мин. Словесные наглядные Фронтальная, групповая, индивидуальная
Развитие логического мышления.

1. Кодирование слов.
- Зашифруйте слова. Цифра о б о з нач ает порядковое число букв «к-н» в слове. Например, колокольчик: к к к 1 5 11 - Козлёнок, кузнечик, клубок, носилки, носок, крыжовник
2. Работа с картинками.
- Назовите картинки, расположенные на доске. - Запишите названия картинок в три столбика. В первый столбик – слова с буквой «к», во второй – с буквой «н», в третий – с обеими буквами. Ка рт и н к и : н ож н и ц ы , я бл о ко , н о с о р о г, холодильник, ромашка, веснушки, собака, шина, чайник. -Проверим правильность выполненного задания. Трое детей зачитают нам ответы по столбикам.
3. Работа с анаграммами.
- Переставьте буквы в словах так, чтобы получились новые слова
:
накал-, ночка-, накат-, весна- - Работаем вместе, а затем вы самостоятельно записываете в тетрадь слова парами. Дети записывают: к н к к н к к к н к н к к н к 1 6 8 1 4 8 1 6 1 6 1 5 1 7 9 Дети записывают слова: к н к-н яблоко ножницы холодильник ромашка носорог чайник собака шина веснушки Трое из детей читают ответы по одному столбику. Дети записывают слова парами: накал- канал, ночка-кочка, накат-канат, весна- навес.
IV Динамическая пауза.

Ц е

л

и

:
Переключить внимание. Формировать установки на здоровый образ жизни. 2 мин. Активные Фронтальная, индивидуальная Встали прямо, подтянулись И друг другу улыбнулись. Не беда, что места мало. Разомнёмся для начала: Два хлопка над головой, Два хлопка перед собой, По коленкам бьём ладошкой, Прыгаем на правой ножке, И на левой непременно Вместе прыгаем сейчас. И сначала ёщё раз! Д е т и в ы п о л н я ют д в и ж е н и я з а педагогом, а затем самостоятельно в соответствии с текстом.

V этап.

Самостоятельная работа с

взаимопроверкой.

Цели:
Проверить степень у с в о е н и я м а т е р и а л а . Развивать орфографическую зоркость. 12 мин. Словесные наглядные Фронтальная, индивидуальная. Работа в парах.
Дифференциация

букв

занятия

на

уровне

слова.
- Спишите слова с доски, вставив пропущенные буквы (вместо букв геометрические фигуры, К- ромб, Н-квадрат). -о-, -от, -и-жал, -о-, -ит, ба-ти-, -аби-ет, -и-о, т-а-ь.
Дифференциация букв занятия в предложении.
- Возьмите папку с карточками, откройте задание №3. - Найдите в нём все слова с буквами нашего занятия, составьте с каждым из них одно предложение и запишите их в тетрадь.
Взаимопроверка.
- Поменяйтесь тетрадями и проверьте орфограммы у своего соседа. Поставьте оценку карандашом. Дети записывают слова в тетрадь: кон, кот, кинжал, кок, кит, бантик, кабинет, кино, ткань. Дети находят в индивидуальны папках з а д а н и е № 3 . С а м о с т о я т е л ь н о составляют предложения со словами (ёжик, дачный, книга) и записывают их в тетрадь. Взаимопроверка тетрадей. Оценивание работы соседа.
VI этап. Рефлексия

учебной деятельности.

Цель:
О р г а н и з о в а т ь самооценку деятельности. 3 мин. Словесные наглядные Фронтальная, индивидуальная.
Определение

настроения

детей

в

конце

занятия.
- Выберите облачко (весёлое или грустное), оцените своё настроение в конце занятия. - Изменилось оно или нет?
Оцените свою работу на уроке.

-
Из набора данных вам карточек, выберите ту, которая соответствует оценке вашей работы на сегодняшнем занятии: доволен, не очень доволен, не доволен, затрудняюсь оценить.
Оценивание работы в тетрадях.

Словесная оценка учителем работы на уроке

каждого ребёнка.

Выставление отметок в дневник.

До свидания!
Дети выбирают настроение (тучку или облачко). Дети оценивают свою работу за занятие, подняв соответствующую карточку. Дети сдают тетради на проверку. Соглашаются с учителем или нет. Получают (или не получают) отметку в дневник.


В раздел образования