Технологическая карта (сценарий) логопедического занятия
Ф.И.О. учителя-логопеда
Машкова Алена Александровна
Класс, логопедическое
заключение
Учащиеся 2-го класса.
Логопедическое заключение: Нарушение чтения и письма, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Тема занятия
«Дифференциация букв «К – Н».
Цель
Организовать деятельность учащихся по различению рукописных и строчных букв «к-н» изолированно, в слогах, словах,
предложениях.
Задачи
Образовательные:
1.
Научить
детей
сравнивать
буквы
«к-н»
по
начертанию,
соотносить эти буквы со звуками.
2.
Закрепление
правильного
написания
букв «к-н» на письме
(изолированно, в слогах, словах,
предложениях).
Коррекционно-развивающие:
1.
Р а з в и в а т ь
у
д е т е й
о п т и ч е с к и е
п р е д с т а в л е н и я ,
слуховое
внимание
и
память,
логическое мышление, зрительное и
слуховое внимание.
2.
Организовать
рефлексивную
деятельность учащихся.
3.
Развивать коммуникативные
навыки.
Воспитательные:
1.
Во спиты вать
культуру
р е ч е в о г о
общения.
2.
Формировать
функции
контроля
и
самоконтроля.
3.
Воспитывать критичность и адекватное
отношение к результатам своей деятельности.
4.
Формировать
работу
в
п а р а х ,
самостоятельную работу.
Планируемые результаты
Предметные:
Ф о р м и р о в а т ь
понят ия
о
единицах
р е ч и .
Ф о р м и р о в а т ь
о с о з н а н и е
необходимости
самосовершенствования.
Р а з в и в ат ь
п о з н а в а т е л ь н ы й
интерес к учебному материалу.
Метапредметные. Познавательные УУД: Развитие умения извлекать информацию
из схем, иллюстраций, анализировать, обобщать и делать выводы.
Регулятивные УУД: Развивать умение высказывать своё предположение на основе
предложенной
информации;
оценивать
учебные
действия
в
соответствии
с
поставленной задачей;осуществлять познавательную рефлексию.
Коммуникативные УУД: Развитие умения слушать и понимать других ;
строить
речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои
мысли в устной форме; умение работать в паре.
Л ичностные УУД: Развитие умения выказывать своё отношение к героям, выражать
с во и
эмо ц и и , формирование
мотивации
к
обучению
и
целенаправленной
познавательной деятельности.
Термины и понятия
Букв, звук, элементы, слово, словосочетание, предложение.
Форма работы
Фронтальная, групповая, индивидуальная, работа в парах.
Ресурсы
Тетради. Книги для чтения. Песочные часы. Индивидуальные папки с карточками. Предметные картинки: капуста, капкан,
ножницы, яблоко, носорог, холодильник, ромашка, веснушки, собака, шина, чайник. По два «облачка» (весёлое и грустное)
на каждого ребёнка. Словарные слова для 2 –го класса (Зегебарт Г.М.). Карточки с печатными и прописными буквами «К»,
«Н». Набор карточек с эмоциями на каждого ребёнка (доволен, не очень доволен, не доволен, затрудняюсь оценить).
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
Этап логопедического
занятия
Длите
льность
этапа
Методы
и
приёмы
работы
Формы
организации
деятельности
учащихся
Деятельность учителя-логопеда
Деятельность учащихся
I этап. Мотивация
(самоопределение) к
учебной деятельности.
Цели:
С о з д а т ь
благоприятную
эмоциональную
обстановку
на
занятии.
Формировать
умение
организовать
свое
рабочее место.
5 мин.
Словесные
Фронтальная,
индивидуальная.
Определение
настроения
детей
в
начале
занятия.
- Доброе утро!
- Громко прозвенел звонок,
Давайте настроимся на урок,
Улыбнёмся друг другу, и нашим гостям,
Чудесных открытий желаю всем вам!
- Ребята! У каждого из вас на столе по 2 облачка
(весёлое и грустное).
- Покажите, какое из них вам больше нравится?
- Я рада, что у вас хорошее настроение. Надеюсь,
что к концу занятия ваше хорошее настроение не
только сохранится, но и улучшится.
Минутка
перспективного
чтения
«Птичий
базар».
-
Откройте
книги
на
своей
странице
и
продолжаем чтение.
- Расскажите, о чём прочитали.
Минутка чистописания.
-
Откройте
свои
тетради,
запишите
дату
и
пропишите
одну
строчку
букв
(заглавную
и
прописную) следующую по алфавиту.
Словарный диктант.
- Записываем словарные слова, каждое слово я
произношу только один раз: рукав, рябина, салат,
сеанс, сегодня, сейчас.
- Объясните лексическое значение слова «сеанс»
Слушают
учителя,
затем
оценивают
состояние
своего
настроения
на
текущий момент.
Каждый
ребёнок
читает
вслух
свою
книгу
в
течение
трех
минут
(для
контроля
времени
используются
песочные часы). Затем пересказывают
тот отрывок, что прочитали.
Дети в тетрадях прописывают строчку
букв.
Объясняют лексическое значение слова
«сеанс».
II этап.
Актуализация опорных
знаний и выявление
индивидуальных
затруднений по теме.
Цели: Выявить уровень
знаний по теме.
Организовать пробное
учебное действие.
5 мин.
Словесные
наглядные
Фронтальная,
индивидуальная
Формулирование темы занятия.
- Ребята, какую тему мы проходили на прошлом
занятии?
- Почему мы учились различать эти буквы?
-
Чтобы
узнать
тему
сегодняшнего
занятия,
отгадайте загадки:
Что за скрип, что за хруст?
Это что ёщё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я …(капуста).
Выставляется соответствующая картинка.
- Какой первый звук в слове «капуста»?
- Расскажи, охотник, толком:
Как же встретился ты с волком?
- Убежать хотел он, ан
Прямиком попал в …(капкан).
Выставляются соответствующая картинка.
- Какой последний звук в слове «капкан»?
- Какие буквы мы будем проходить сегодня?
Выставляются
карточки
с
печатными
и
прописными буквами «к», «н».
- Дайте характеристику звуку «к».
- Дайте характеристику звуку «н».
- Какие буквы мы будем различать? (Буквы «К-
Н»).
-
Какими
элементами
похожи
заглавные
(строчные) буквы? А какими отличаются?
- Запишите слова парами, заменяя букву «к» на
букву «н» или наоборот заменяя букву «н» на
букву «к»
- Чем отличаются слова, которые вы записали?
Дети отвечают:
- «Буквы «З-Е».
- Потому что, они состоят из похожих
элементов.
Дети отгадывают загадки.
Выделяют
звуки
из
слов-отгадок
(первый и последний).
Сообщают тему занятия: «Буквы «К-
Н».
Дают
характеристику
звуку
«к»
(согласный,
глухой,
твёрдый).
Звуку
«н» (согласный, звонкий, твёрдый).
Н а з ы ва ют
о б щ и е
и
р а з л и ч н ы е
элементы
в
заглавных
и
строчных
буквах.
Записывают слова парами: коты-ноты,
каша-наша, корки-норки.
Дети отвечают:
- Буквами «к-н».
III этап
Первичное закрепление с
проговариванием во
внешней речи.
Цель: Организовать
усвоение нового способа
действий при решении
типовых задач.
13 мин.
Словесные
наглядные
Фронтальная,
групповая,
индивидуальная
Развитие логического мышления.
1. Кодирование слов.
-
Зашифруйте
слова.
Цифра
о б о з нач ает
порядковое число букв «к-н» в слове. Например,
колокольчик:
к к к
1 5 11
-
Козлёнок,
кузнечик,
клубок,
носилки,
носок,
крыжовник
2. Работа с картинками.
- Назовите картинки, расположенные на доске.
- Запишите названия картинок в три столбика. В
первый столбик – слова с буквой «к», во второй –
с буквой «н», в третий – с обеими буквами.
Ка рт и н к и :
н ож н и ц ы ,
я бл о ко ,
н о с о р о г,
холодильник, ромашка, веснушки, собака, шина,
чайник.
-Проверим правильность выполненного задания.
Трое детей зачитают нам ответы по столбикам.
3. Работа с анаграммами.
-
Переставьте
буквы
в
словах
так,
чтобы
получились новые слова :
накал-, ночка-, накат-, весна-
-
Работаем
вместе,
а
затем
вы
самостоятельно
записываете в тетрадь слова парами.
Дети записывают:
к н к к н к к к н к н к к н к
1 6 8 1 4 8 1 6 1 6 1 5 1 7 9
Дети записывают слова:
к н к-н
яблоко ножницы холодильник
ромашка носорог чайник
собака шина веснушки
Трое из детей читают ответы по одному
столбику.
Дети записывают слова парами: накал-
канал, ночка-кочка, накат-канат, весна-
навес.
IV Динамическая пауза.
Ц е
л
и
: Переключить
внимание.
Формировать установки на
здоровый образ жизни.
2 мин.
Активные
Фронтальная,
индивидуальная
Встали прямо, подтянулись
И друг другу улыбнулись.
Не беда, что места мало.
Разомнёмся для начала:
Два хлопка над головой,
Два хлопка перед собой,
По коленкам бьём ладошкой,
Прыгаем на правой ножке,
И на левой непременно
Вместе прыгаем сейчас.
И сначала ёщё раз!
Д е т и
в ы п о л н я ют
д в и ж е н и я
з а
педагогом,
а
затем
самостоятельно
в
соответствии с текстом.
V этап.
Самостоятельная работа с
взаимопроверкой.
Цели:
Проверить
степень
у с в о е н и я
м а т е р и а л а .
Развивать орфографическую
зоркость.
12 мин.
Словесные
наглядные
Фронтальная,
индивидуальная.
Работа в парах.
Дифференциация
букв
занятия
на
уровне
слова.
- Спишите слова с доски, вставив пропущенные
буквы (вместо букв геометрические фигуры, К-
ромб, Н-квадрат).
-о-, -от, -и-жал, -о-, -ит, ба-ти-, -аби-ет, -и-о, т-а-ь.
Дифференциация букв занятия в предложении.
- Возьмите папку с карточками, откройте задание
№3.
- Найдите
в нём все слова с буквами нашего
занятия,
составьте
с
каждым
из
них
одно
предложение и запишите их в тетрадь.
Взаимопроверка.
-
Поменяйтесь
тетрадями
и
проверьте
орфограммы у своего соседа. Поставьте оценку
карандашом.
Дети записывают слова в тетрадь:
кон,
кот,
кинжал,
кок,
кит,
бантик,
кабинет, кино, ткань.
Дети находят в индивидуальны папках
з а д а н и е
№ 3 .
С а м о с т о я т е л ь н о
составляют
предложения
со
словами
(ёжик, дачный, книга) и записывают их
в тетрадь.
Взаимопроверка тетрадей. Оценивание
работы соседа.
VI этап. Рефлексия
учебной деятельности.
Цель:
О р г а н и з о в а т ь
самооценку деятельности.
3 мин.
Словесные
наглядные
Фронтальная,
индивидуальная.
Определение
настроения
детей
в
конце
занятия.
-
Выберите
облачко
(весёлое
или
грустное),
оцените своё настроение в конце занятия.
- Изменилось оно или нет?
Оцените свою работу на уроке.
- Из набора данных вам карточек, выберите ту,
которая соответствует оценке вашей работы на
сегодняшнем занятии: доволен, не очень доволен,
не доволен, затрудняюсь оценить.
Оценивание работы в тетрадях.
Словесная оценка учителем работы на уроке
каждого ребёнка.
Выставление отметок в дневник.
До свидания!
Дети выбирают настроение (тучку или
облачко).
Дети
оценивают
свою
работу
за
занятие,
подняв
соответствующую
карточку.
Дети сдают тетради на проверку.
Соглашаются с учителем или нет.
Получают (или не получают) отметку в
дневник.