Автор: Коршиков Андрей Михайлович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение"Троицкая средняя общеобразовательная школа" Губкинского района Белгородской области
Населённый пункт: п. Троицкий, Губкинского района, Белгородской области
Наименование материала: Применение многоуровневых заданий для контроля при проведении уроков в системе основного общего образования
Тема: Применение многоуровневых заданий для контроля при проведении уроков в системе основного общего образования
Раздел: среднее образование
Применение многоуровневых заданий для контроля при проведении уроков в
системе основного общего образования
Применение многоуровневых заданий в системе основного общего образования
очень актуально. У всех учеников различный по уровню знаний и умений учебный
потенциал, способности и стимуляции. Предлагаемый метод помогает ученикам создать
для себя на уроке «ситуацию
самостоятельного выбора» благодаря индивидуальному
выбору. Кроме того, он позволяет выявить не только конкретные знания и умения по
теме, но и проверить усвоение их в комплексе, прогнозировать результаты обучения,
создает возможность для творческого применения знаний, являясь
побудительным
мотивом к дальнейшему росту и самосовершенствованию. Многоуровневые задания как
средства текущего контроля, позволяют объективно и полно оценить степень освоения
учениками соответствующей темы предыдущего занятия, каждого учебного вопроса и
темы проведенного занятия.
Многоуровневые задания с успехом могут быть использованы
При изучении нового материала.
При контроле за усвоением знаний и умений.
При проверке знаний и умений.
Многоуровневые
задания
подразумевают,
индивидуальный
подход
который
проявляется не только в различии заданий по содержанию, характеру, объему, но и
в
праве выбора задания.
Все задания разделены на три группы, соответствующие трем уровням сложности.
Распределение заданий по уровням сложности.
Уровни
сложнос
ти
Описание заданий
Примеры
формулировок вопросов
Низкий
уровень
сложности
Задания
репродуктивного
характера,
на
уровне
воспроизведения:
дать
определение,
пояснить
назначение,
перечислить типы, выполнить
по наименьшим критериям.
1.
Что такое…?
2.
Назначение…?
3.
Выполните задание
по возможности!
Базовый
уровень
сложности
Задания
продуктивного
уровня
требующие
осмысленного
применения
знаний: решить задачи с уже
усвоенным
алгоритмом
их
выполнения
или
такие,
которые
требуют
преобразования
в
2-3
действия.
1. Какие этапы
подготовки вы
знаете…?
2. Перечислите виды
спорта с мячом и
количество игроков?
3. Выполните
задание
(определить
количество
повторений)!
Высокий
уровень сложности
Задания,
требующие
применения знаний и умений
в
новых
(нестандартных)
условиях,
имеющие
закономерности
нескольких
разделов или
использования
знаний
и
умений
других
предметов. Задания решаемая
несколькими способами.
1.
Что нужно предпринять
в
случае
получения
травмы ноги при игре в
футбол?
2.
Каким
образом
выполнит…?
3.
Выполнить задание
максимальное количество
раз!
Алгоритм применения многоуровневых заданий
Учитель составляет задания, соответствующие всем уровням усвоения знаний.
Уровневый подход имеет следующие положительные моменты:
При составлении заданий учитель может четко определить, до какого уровня
сложности должно быть доведено усвоение учебного материала, при этом учитываются
интеллектуальные и физические способности учеников.
Предложение выбора задания способствует созданию для ученика ситуации
осознанного выбора с учетом самооценки своих знаний и способностей.
В
ходе
проверки
раскрываются
возможности
и
способности
каждого
ученика, что создает условия для перехода на более высокий уровень усвоения знаний и
умений.
Анализ работ позволяет учителю сделать вывод не только об уровне, но и
динамике усвоения знаний и личностном развитии отдельных учеников.
Применение уровневых заданий позволяет существенно повысить качество
знаний и умений.
Создание ситуаций осознанного выбора на уроке
Ситуация выбора – это спроектированный учителем элемент урока, когда ученики
поставлены перед необходимостью отдать свое предпочтение одному из
вариантов
учебных
задач
и
способов
их
решения
для
проявления
своей
активности,
самостоятельности и индивидуального стиля познания.
Ситуация выбора при правильном построении позволяет ставить ученика в
позицию субъекта деятельности и оказывать развивающее влияние на его личность. При
проектировании и построении ситуации выбора надо учитывать такие
обстоятельства,
как:
1.
Готовность
учеников
к
выбору.
Прежде
чем
использовать
на
уроке
ситуации выбора, необходимо научить учеников делать выбор в соответствии со своими
возможностями.
2.
Педагогическая
целесообразность
создания
ситуаций
выбора.
Данная
ситуация создается учителем не ради обязательного ее использования на уроке как одного
из
элементов
обучения,
а
с
определенной
целью.
В
первую
очередь
сам
педагог
определяет,
на
каком
этапе
урока
и
при
изучении
какого
материала
использование
ситуаций выбора будет целесообразным и эффективным.
3.
Стимулирование учеников к выбору. Учитель четко поясняет каждое из
предложенных на выбор учебных заданий, показывает значимость его выполнения,
раскрывает критерии его оценки.
4.
Аргументация своего выбора. Для того чтобы ученики могли обосновать
свой выбор, педагог должен научить оучеников аргументировано объяснять, почему они
отдают предпочтение выбранному варианту.
5.
Определение степени свободы выбора: будет ли она жестко ограниченной
или содержать свободу при осуществлении коллективного (индивидуального) выбора.
6.
Успешность деятельности. Учитель должен быть уверен в том, что ученики
обладают достаточным объемом знаний, умений, навыков для успешного их решения.
7.
Защищенность учеников от собственных ошибок.
Ученики должны быть
уверены, что имеют право на неудачу. Учителю необходимо найти этап в процессе
деятельности
ученика,
где
была
допущена
ошибка,
объяснить
причины
неудачи
и
заметить то, что было сделано правильно.
8.
Оценка
результатов
решения
выбранного
варианта.
Важно
не
просто
оценить конечный результат, а проанализировать всю совокупность действий ученика.
Ситуация выбора на уроке моделируется и строится учителем. Хотя каждая
учебная дисциплина предмет имеет свои специфические особенности, можно выделить
общие этапы педагогов по ее созданию. Алгоритм деятельности по проектированию и
построению ситуации выбора уроке может включать следующие этапы и действия:
1.
Формулировка цели и задач применения ситуации выбора.
2.
Определение этапов урока, на которых целесообразно создавать ситуацию
выбора.
3.
Выявление конкретного содержания учебного материала, при изучении
которого планируется применить ситуацию выбора.
4.
Разработка множества вариантов заданий, необходимых для осуществления
выбора.
5.
Анализ учебной задачи с целью выяснения соответствия разработанных
заданий возможностям учеников.
6.
продумывание отдельных деталей эффективного использования ситуаций
выбора на уроке:
подбор приемов и методов стимулирования учеников к совершению
выбора;
определение конкретных форм выполнения учебных заданий и времени
протекания ситуации выбора;
определение степени свободы действий учеников в ситуации выбора;
разработка критериев и способов анализа и оценки результатов решения
учебных задач.
7.
Определение оптимального момента в ходе урока для создания ситуации
выбора, включение в план урока.
8.
Анализ и оценка эффективности использования ситуации выбора на уроке.
Одной
из
важных
задач
учителя,
работающего
в
личностно-ориентированной
технологии
обучения,
является
формирование
у
учеников
умений
делать
выбор,
принимая
самостоятельное
решение.
Реализации
этой
задачи
могут
способствовать
памятки, помогающие детям освоить алгоритм действий в ситуации выбора. Памятка
может выглядеть так:
1.
Внимательно прочти все варианты заданий.
2.
Осмысли каждое задание.
3.
Соотнеси свои желания с собственными возможностями успешного решения
вариантов учебной задачи.
4.
Выбери то задание, которое в большей степени соответствует твоим
возможностям.
5.
Постарайся объяснить самому себе, что твой выбор является наилучшим для
тебя.
6.
Теперь направляй свои усилия на выполнение избранного варианта задания.
7.
Проанализируй и оцени полученные результаты и правильность сделанного
тобой выбора.
Ценность применения многоуровневых заданий заключается в том, что:
1.
Овладение
многоуровневым
подходом
дает
возможность
учителю
осуществлять диагностику и следить за динамикой интеллектуального развития учеников.
2.
Учет
индивидуальных
особенностей
учеников
позволяет
педагогу
составлять
задания
таким
образом,
чтобы
способствовать
реализации
возможностей
каждого в рамках обучения.
3.
Применение многоуровневых заданий наиболее эффективно только вместе с
другими вариантами проверки знаний, умений и навыков учеников.
4.
Такие задания должны использоваться систематически, так как только лишь
в этом случае их внедрение будет приносить хорошие результаты.
Литература:
1.
Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и
использование / Под ред. Е.Н. Степанова. М.: ТЦ «Сфера», 2003.
2.
Якиманская И.С. Личностно-ориентированное образование в современной
школе. М.,1996.