Авторы: Карнаухова Алена Владиславовна, Зеленина Наталья Юрьевна
Должность: сдудент - магистрант напрвления поготовки "образование и сопровождение лиц с овз", кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии
Учебное заведение: ПГГПУ
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: Статья
Тема: прикладные аспекты разработки индивидуального образовательного маршрута по адаптации детей с ТМНР в инклюзивной школе
Раздел: начальное образование
Карнаухова А.В., Зеленина Н.Ю.
«Прикладные аспекты разработки индивидуального образовательного
маршрута по адаптации детей с ТМНР в инклюзивной школе»
Без успешной адаптации ребенка с ТМНР к школьному пространству,
возможность инклюзии и интеграции ставится под сомнение. Адаптация к
школе
предполагает
перестройку
познавательной,
мотивационной
и
эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому
организованному школьному обучению. У школьников с ТМНР эта
перестройка крайне затруднена в связи с недостаточным развитием данных
сфер. Для детей с ТМНР даже небольшие изменения в обстановке могут
вызвать значительные трудности. В связи с многообразием детей данной
группы, очень сложно разработать какой – либо единый подход по адаптации
детей с ТМНР к школе.
Все это создает необходимость разработки
индивидуального образовательного маршрута по адаптации детей с ТМНР к
условиям инклюзивного школьного пространства.
Для составления ИОМ на каждого ребенка с ТМНР, было проведено
исследование, в котором участвовало 6 учеников инклюзивной школы. Все
дети имеют различные нарушения и являются инвалидами.
Возраст
школьников от 8 до 11 лет.
Экспериментальная часть исследования
включала констатирующий, формирующий и итоговый эксперимент. Целью
констатирующего эксперимента было изучение адаптации детей с ТМНР к
условиям инклюзивной школы в начале учебного года.
Формирующий
эксперимент
предполагал
реализацию
ИОМ
на
практике.
Целью
контрольного эксперимента было проведение повторного обследования
после одного года применения ИОМ оценка динамики развития адаптации к
школе.
Для исследования применялись такие методы как: анализ психолого-
медико-педагогической
документации
детей;
беседы
с
родителями;
наблюдение за деятельностью и поведением детей при выполнении
различных режимных моментов; использование оценочной карты адаптации
(дезадаптации) школьников с ТМНР, которая была составлена нами на
основе методики изучения социально-психологической адаптации к школе Э.
М. Александровской, и примерной оценочной карты социально – бытовой
адаптации для детей – инвалидов Т.В. Кошечкиной.
На основании полученных результатов, в начале учебного года, был
спроектирован ИОМ для каждого участника исследования. Маршрут был
согласован
с
родителями.
Все
специалисты,
работающие
с
детьми,
действовали в соответствии с маршрутом. ИОМ был рассчитан на один
учебный год. При оставлении ИОМ, учитывались и использовались знания
прикладной поведенческой терапии (ABA), системы «цепочка действий»,
разработанной И.А. Соколянским и А.И. Мещеряковым.
Индивидуальный образовательный маршрут по адаптации ребенка с
ТМНР содержал в себе ряд пунктов это:1. Цель, задачи; 2. Общие данные
(имя, фамилия, отчество ребенка; год рождения; возраст;
класс;
место
проживания; сведения о родителях;
заключение ПМПК; сведения
о
посещении
других
образовательных
учреждений;
3.
Характеристика
(социально-бытовые условия;
характеристика по результатам оценочной
карты);
4. Ожидаемые результаты 5. Содержание ИОМ 6. Направления
консультаций с родителями.
При
проведении
исследования
были
получены
следующие
сравнительные результаты:
После
применения
стратегий
ИОМ,
у
каждого
ребенка
были
обнаружены положительные сдвиги. На основе анализа данных мы можем
заключить, что у 2-х детей наблюдаются более обширные положительные
изменения, (положительные сдвиги более чем по 3-м шкалам (подшкалам)), у
4-х
менее
значительные
(положительные
изменения
по
3
шкалам
(подшкалам) и менее). Это дает нам обоснование говорить, о том, что на
степень адаптационных возможностей влияют различные факторы. Такие
как: сложность
психофизиологического нарушения; погрешности и не
подходящий
выбор
стратегий
в
ИОМ;
неправильное
воспитание
и
несоблюдение рекомендаций родителями; степень вовлеченности ребенка в
социальную жизнь; получение дополнительной коррекционной помощи и др.
Общий сравнительный анализ участников исследования, в конце учебного
года показал положительную динамику. Особенно она проявляется в таких
шкалах (подшкалах), как «выход из кабинета и поведение в общественных
местах (столовая)», «ориентировка в допустимом школьном пространстве»,
где
у
детей
не
было
обнаружено
низкого
уровня
в
конце
года,
«конструктивное
взаимодействие
с
окружающими»,
где
почти
все
школьники (5 человек), перешли с низкого уровня, на средний. Менее
значимые сдвиги проявляются по такой подшкале как «соблюдение норм и
правил поведения на уроке», у 4-х детей из шести результаты поданному
параметру остаются на низком уровне, у 2- х на среднем. Это означает что
детям с ТМНР тяжело контролировать свое поведение, в связи со слабостью
волевых процессов в ситуации учебной деятельности (особенно когда что –
то делать они не хотят).
Исходя из этого, можно отметить что, адаптационные возможности у
изучаемой группы
различны.
При этом,
адаптация к школе может
благополучно пройти для детей с ТМНР, несмотря на то, что наличие
патологий затрудняет ее. Таким образом, становится очевидной значимость
разработки
ИОМ,
направленной
на
благоприятное
прохождение
адаптационного периода у детей с ТМНР.
Список литературы
1.
Костяк
Т.В.
Психологическая
адаптация
первоклассников:
учеб.
Пособиедля студ.высш.пед. учеб. Заведений / Т.В. Костяк – М.:
Издательский центр «Академия», 2008. – 176 с.
2.
Организация
работы
по
социально-бытовой
адаптации
детей-
инвалидов. Учебное пособие. – М.: ФГАОУ АПК и ППРО, 2017. – 416
с
3.
Шинтарь, З.Л. Введение в школьную жизнь Пособие для студентов
пед. Вузов. / З.Л. Шинтарь. – Гродно: ГРГУ, 2002. – 263с.