Напоминание

прикладные аспекты разработки индивидуального образовательного маршрута по адаптации детей с ТМНР в инклюзивной школе


Авторы: Карнаухова Алена Владиславовна, Зеленина Наталья Юрьевна
Должность: сдудент - магистрант напрвления поготовки "образование и сопровождение лиц с овз", кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии
Учебное заведение: ПГГПУ
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: Статья
Тема: прикладные аспекты разработки индивидуального образовательного маршрута по адаптации детей с ТМНР в инклюзивной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Карнаухова А.В., Зеленина Н.Ю.

«Прикладные аспекты разработки индивидуального образовательного

маршрута по адаптации детей с ТМНР в инклюзивной школе»

Без успешной адаптации ребенка с ТМНР к школьному пространству,

возможность инклюзии и интеграции ставится под сомнение. Адаптация к

школе

предполагает

перестройку

познавательной,

мотивационной

и

эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому

организованному школьному обучению. У школьников с ТМНР эта

перестройка крайне затруднена в связи с недостаточным развитием данных

сфер. Для детей с ТМНР даже небольшие изменения в обстановке могут

вызвать значительные трудности. В связи с многообразием детей данной

группы, очень сложно разработать какой – либо единый подход по адаптации

детей с ТМНР к школе.

Все это создает необходимость разработки

индивидуального образовательного маршрута по адаптации детей с ТМНР к

условиям инклюзивного школьного пространства.

Для составления ИОМ на каждого ребенка с ТМНР, было проведено

исследование, в котором участвовало 6 учеников инклюзивной школы. Все

дети имеют различные нарушения и являются инвалидами.

Возраст

школьников от 8 до 11 лет.

Экспериментальная часть исследования

включала констатирующий, формирующий и итоговый эксперимент. Целью

констатирующего эксперимента было изучение адаптации детей с ТМНР к

условиям инклюзивной школы в начале учебного года.

Формирующий

эксперимент

предполагал

реализацию

ИОМ

на

практике.

Целью

контрольного эксперимента было проведение повторного обследования

после одного года применения ИОМ оценка динамики развития адаптации к

школе.

Для исследования применялись такие методы как: анализ психолого-

медико-педагогической

документации

детей;

беседы

с

родителями;

наблюдение за деятельностью и поведением детей при выполнении

различных режимных моментов; использование оценочной карты адаптации

(дезадаптации) школьников с ТМНР, которая была составлена нами на

основе методики изучения социально-психологической адаптации к школе Э.

М. Александровской, и примерной оценочной карты социально – бытовой

адаптации для детей – инвалидов Т.В. Кошечкиной.

На основании полученных результатов, в начале учебного года, был

спроектирован ИОМ для каждого участника исследования. Маршрут был

согласован

с

родителями.

Все

специалисты,

работающие

с

детьми,

действовали в соответствии с маршрутом. ИОМ был рассчитан на один

учебный год. При оставлении ИОМ, учитывались и использовались знания

прикладной поведенческой терапии (ABA), системы «цепочка действий»,

разработанной И.А. Соколянским и А.И. Мещеряковым.

Индивидуальный образовательный маршрут по адаптации ребенка с

ТМНР содержал в себе ряд пунктов это:1. Цель, задачи; 2. Общие данные

(имя, фамилия, отчество ребенка; год рождения; возраст;

класс;

место

проживания; сведения о родителях;

заключение ПМПК; сведения

о

посещении

других

образовательных

учреждений;

3.

Характеристика

(социально-бытовые условия;

характеристика по результатам оценочной

карты);

4. Ожидаемые результаты 5. Содержание ИОМ 6. Направления

консультаций с родителями.

При

проведении

исследования

были

получены

следующие

сравнительные результаты:

После

применения

стратегий

ИОМ,

у

каждого

ребенка

были

обнаружены положительные сдвиги. На основе анализа данных мы можем

заключить, что у 2-х детей наблюдаются более обширные положительные

изменения, (положительные сдвиги более чем по 3-м шкалам (подшкалам)), у

4-х

менее

значительные

(положительные

изменения

по

3

шкалам

(подшкалам) и менее). Это дает нам обоснование говорить, о том, что на

степень адаптационных возможностей влияют различные факторы. Такие

как: сложность

психофизиологического нарушения; погрешности и не

подходящий

выбор

стратегий

в

ИОМ;

неправильное

воспитание

и

несоблюдение рекомендаций родителями; степень вовлеченности ребенка в

социальную жизнь; получение дополнительной коррекционной помощи и др.

Общий сравнительный анализ участников исследования, в конце учебного

года показал положительную динамику. Особенно она проявляется в таких

шкалах (подшкалах), как «выход из кабинета и поведение в общественных

местах (столовая)», «ориентировка в допустимом школьном пространстве»,

где

у

детей

не

было

обнаружено

низкого

уровня

в

конце

года,

«конструктивное

взаимодействие

с

окружающими»,

где

почти

все

школьники (5 человек), перешли с низкого уровня, на средний. Менее

значимые сдвиги проявляются по такой подшкале как «соблюдение норм и

правил поведения на уроке», у 4-х детей из шести результаты поданному

параметру остаются на низком уровне, у 2- х на среднем. Это означает что

детям с ТМНР тяжело контролировать свое поведение, в связи со слабостью

волевых процессов в ситуации учебной деятельности (особенно когда что –

то делать они не хотят).

Исходя из этого, можно отметить что, адаптационные возможности у

изучаемой группы

различны.

При этом,

адаптация к школе может

благополучно пройти для детей с ТМНР, несмотря на то, что наличие

патологий затрудняет ее. Таким образом, становится очевидной значимость

разработки

ИОМ,

направленной

на

благоприятное

прохождение

адаптационного периода у детей с ТМНР.

Список литературы

1.

Костяк

Т.В.

Психологическая

адаптация

первоклассников:

учеб.

Пособиедля студ.высш.пед. учеб. Заведений / Т.В. Костяк – М.:

Издательский центр «Академия», 2008. – 176 с.

2.

Организация

работы

по

социально-бытовой

адаптации

детей-

инвалидов. Учебное пособие. – М.: ФГАОУ АПК и ППРО, 2017. – 416

с

3.

Шинтарь, З.Л. Введение в школьную жизнь Пособие для студентов

пед. Вузов. / З.Л. Шинтарь. – Гродно: ГРГУ, 2002. – 263с.



В раздел образования