Автор: Наталья Геннадьевна Ерина
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Воспитатель
Населённый пункт: город Маркс Саратовская область
Наименование материала: Конспект
Тема: "Актуальные проблемы речевого развития на современном этапе".
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по художественно –
эстетическому развитию детей № 14»
г. Маркс Саратовской области.
Доклад на тему:
«Актуальные проблемы речевого развития на современном
этапе».
Подготовила: Ерина Н.Г.
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие
возможности общения друг с другом.
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы. Речь
относится к числу психических функций, принципиально отличающих
человека от представителей животного мира. Речь для нас является одной из
главных потребностей. Без неё человек не имел бы возможности получать и
передавать большое количество информации.
Речь имеет большое значение в психологическом развитии ребёнка.
Формирование как личности связано с развитием речи ребёнка.
Для развития речи ребёнка педагоги и родители должны создавать
необходимые условия: побуждать ребёнка говорить, создавать
соответствующую среду, интересно организовывать жизнь ребёнка.
И в дошкольном учреждении созданы необходимые условия.
Педагоги показывают образцы правильной речи, формируют у детей связную
речь, учитывая возраст детей.
Для этого мы используем чистоговорки, скороговорки, загадки и
организовывают звукоподражательные игры.
Следует помнить, чтобы развивать речь детей необходимо развивать
эмоциональное общение с ребёнком, развивать мелкую моторику детей,
проводить совместные игры, так же знакомство с художественной
литературой и разучивание стихов, а речь педагога должна быть примером
для подражания детям.
Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических
процессов, а особенно речи. Развитие речи возможно только в тесной связи с
взрослым.
Речь представляет собой очень сложную психическую деятельность,
подразделяющуюся на различные формы и виды.
Речь – специфически человеческая функция, которую можно определить как
процесс общения посредством языка.
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной
степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого
окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней
его жизни.
Речь является основным средством человеческого общения.
Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое
количество информации, в частности такую, которая несет большую
смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с
помощью органов чувств.
Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не
ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в
гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие
процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через
органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.
В речи детей существует множество проблем.
В связи с чем:
В целях развития речи детей раннего возраста используются игры и
занятия, которые включают:
- потешки, хороводы, игры сюжетными игрушками, игры – инсценировки
звукоподражательные и др. ;
- чтение и рассказывание сказок, стихов, историй;
- рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям детской
литературы;
- игры – занятия с предметными и сюжетными картинками;
- разгадывание простых загадок;
- игры направленные на развитие мелкой моторики.
Все эти игры и занятия способствуют развитию у детей речи.
Игры, потешки и хороводы полезны тем, что речь взрослого слушается
детьми при опоре на собственные их действия и движения с включенными
повторами слов.
Важно, что входе, таких игр легко устанавливается эмоциональный контакт
взрослого с ребенком.
По мере овладения он начинает самостоятельно играть в эти игры.
В звукоподражательных играх развивается фонетический слух,
интонационная сторона речи, отрабатывается четкость произношения.
Игры с сюжетными игрушками, игры – инсценировки способствуют
развертыванию диалогов, обогащению словарного запаса, интонационного и
грамматического строя речи.
Слайд №5
Чрезвычайно полезно для развития речи совместное чтение книг,
рассматривание иллюстраций.
Особое место в работе по развитию речи принадлежит занятиям и играм с
предметными и сюжетными картинками.
Рассматривая их вместе со взрослым, дети узнают персонажей, охотно
называют их, вспоминают, что знали раньше.
Привлекательность для детей занятий с картинками связана с их
наглядностью, сочетающейся со словом.
Каждая картинка изображает реальные предметы и явления, имеющие
определенные словесные обозначения и названия.
Слайд № 6
В педагогическом процессе использую тематические наборы картинок
(посуда, одежда, овощи, фрукты) ; сюжетные картинки с изображением
действий (кошка пьет молоко, дети катаются на санках) .
Дети не только называют изображенные на картинках предметы и действия,
но и подбирают их по словесной инструкции, развернуто начинают отвечать
на вопросы.
Картинки играют важную роль в формирование способности оперировать
образами, вызванными словом.
Слайд № 7
Особое место в играх, направленных на развитие речи, занимают игры на
развитие мелкой моторики.
Они включают движения кистей рук и пальцев, сопровождаемые
ритмической, несложной речью.
Слайд № 8
Упражнения кистей и пальцев рук способствуют развитию физиологической
основы овладения ребенком речью, развитию двигательного центрального
мозга, ведающего, в том числе, развитием мелкой моторики.
Проблемы в развитии речи детей дошкольного возраста
21 век - век компьютерных технологий.
У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны,
телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми
нарушениями.
В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные
привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время
беременности? Или просто педагогическая запущенность? А может и то и
другое и третье.
Но опыт работы показал, что в наш век, когда родители постоянно заняты,
им некогда общаться с детьми.
А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном
общении с взрослыми.
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте –
одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем
его успешное обучение в школе.
Все дети любят рассматривать игрушки, картинки в книгах – делать вместе с
ними и обязательно просить их рассказывать, что изображено, описать
игрушку.
Опыт работы показал, что самым трудным на занятиях по развитию речи для
ребенка – это описать картину, составить рассказ по серии картин, составить
творческий рассказ, это следствие того, что у ребенка недостаточный
словарный запас.
Необходимо научить ребенка пересказывать прочитанное.
Начинать надо с самых маленьких сказок, в которых много повторений.
Читать до тех пор, пока ребенок сможет сам хорошо пересказать, но помните,
что детям читать надо выразительно, стараясь голосом и интонациями
выделять разговорную речь.
Считалки, потешки, загадки легко запоминаются и развивают память, что
способствует расширению активного и пассивного словаря.
Чистоговорки помогают выработать правильное звукопроизношение.
Кроме того, необходимо научить ребенка слышать и дифференцировать
звуки.
Развивать речь ребенка можно и нужно постоянно.
Мы должны помнить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче
ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения с взрослыми и
сверстниками.
При этом необходимо учитывать, что плохая речь может сильно отразиться
на грамотности, т. к. письменная речь формируется на основе устной.
Помнить, надо что взаимодействие детского сада и семьи может решить
проблему развития речи детей.
Спасибо за внимание!