Напоминание

"Актуальные проблемы речевого развития на современном этапе".


Автор: Наталья Геннадьевна Ерина
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Воспитатель
Населённый пункт: город Маркс Саратовская область
Наименование материала: Конспект
Тема: "Актуальные проблемы речевого развития на современном этапе".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по художественно –

эстетическому развитию детей № 14»

г. Маркс Саратовской области.

Доклад на тему:

«Актуальные проблемы речевого развития на современном

этапе».

Подготовила: Ерина Н.Г.

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие

возможности общения друг с другом.

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы. Речь

относится к числу психических функций, принципиально отличающих

человека от представителей животного мира. Речь для нас является одной из

главных потребностей. Без неё человек не имел бы возможности получать и

передавать большое количество информации.

Речь имеет большое значение в психологическом развитии ребёнка.

Формирование как личности связано с развитием речи ребёнка.

Для развития речи ребёнка педагоги и родители должны создавать

необходимые условия: побуждать ребёнка говорить, создавать

соответствующую среду, интересно организовывать жизнь ребёнка.

И в дошкольном учреждении созданы необходимые условия.

Педагоги показывают образцы правильной речи, формируют у детей связную

речь, учитывая возраст детей.

Для этого мы используем чистоговорки, скороговорки, загадки и

организовывают звукоподражательные игры.

Следует помнить, чтобы развивать речь детей необходимо развивать

эмоциональное общение с ребёнком, развивать мелкую моторику детей,

проводить совместные игры, так же знакомство с художественной

литературой и разучивание стихов, а речь педагога должна быть примером

для подражания детям.

Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических

процессов, а особенно речи. Развитие речи возможно только в тесной связи с

взрослым.

Речь представляет собой очень сложную психическую деятельность,

подразделяющуюся на различные формы и виды.

Речь – специфически человеческая функция, которую можно определить как

процесс общения посредством языка.

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной

степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого

окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней

его жизни.

Речь является основным средством человеческого общения.

Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое

количество информации, в частности такую, которая несет большую

смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с

помощью органов чувств.

Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не

ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в

гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие

процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через

органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.

В речи детей существует множество проблем.

В связи с чем:

В целях развития речи детей раннего возраста используются игры и

занятия, которые включают:

- потешки, хороводы, игры сюжетными игрушками, игры – инсценировки

звукоподражательные и др. ;

- чтение и рассказывание сказок, стихов, историй;

- рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям детской

литературы;

- игры – занятия с предметными и сюжетными картинками;

- разгадывание простых загадок;

- игры направленные на развитие мелкой моторики.

Все эти игры и занятия способствуют развитию у детей речи.

Игры, потешки и хороводы полезны тем, что речь взрослого слушается

детьми при опоре на собственные их действия и движения с включенными

повторами слов.

Важно, что входе, таких игр легко устанавливается эмоциональный контакт

взрослого с ребенком.

По мере овладения он начинает самостоятельно играть в эти игры.

В звукоподражательных играх развивается фонетический слух,

интонационная сторона речи, отрабатывается четкость произношения.

Игры с сюжетными игрушками, игры – инсценировки способствуют

развертыванию диалогов, обогащению словарного запаса, интонационного и

грамматического строя речи.

Слайд №5

Чрезвычайно полезно для развития речи совместное чтение книг,

рассматривание иллюстраций.

Особое место в работе по развитию речи принадлежит занятиям и играм с

предметными и сюжетными картинками.

Рассматривая их вместе со взрослым, дети узнают персонажей, охотно

называют их, вспоминают, что знали раньше.

Привлекательность для детей занятий с картинками связана с их

наглядностью, сочетающейся со словом.

Каждая картинка изображает реальные предметы и явления, имеющие

определенные словесные обозначения и названия.

Слайд № 6

В педагогическом процессе использую тематические наборы картинок

(посуда, одежда, овощи, фрукты) ; сюжетные картинки с изображением

действий (кошка пьет молоко, дети катаются на санках) .

Дети не только называют изображенные на картинках предметы и действия,

но и подбирают их по словесной инструкции, развернуто начинают отвечать

на вопросы.

Картинки играют важную роль в формирование способности оперировать

образами, вызванными словом.

Слайд № 7

Особое место в играх, направленных на развитие речи, занимают игры на

развитие мелкой моторики.

Они включают движения кистей рук и пальцев, сопровождаемые

ритмической, несложной речью.

Слайд № 8

Упражнения кистей и пальцев рук способствуют развитию физиологической

основы овладения ребенком речью, развитию двигательного центрального

мозга, ведающего, в том числе, развитием мелкой моторики.

Проблемы в развитии речи детей дошкольного возраста

21 век - век компьютерных технологий.

У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны,

телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми

нарушениями.

В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные

привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время

беременности? Или просто педагогическая запущенность? А может и то и

другое и третье.

Но опыт работы показал, что в наш век, когда родители постоянно заняты,

им некогда общаться с детьми.

А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном

общении с взрослыми.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте –

одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем

его успешное обучение в школе.

Все дети любят рассматривать игрушки, картинки в книгах – делать вместе с

ними и обязательно просить их рассказывать, что изображено, описать

игрушку.

Опыт работы показал, что самым трудным на занятиях по развитию речи для

ребенка – это описать картину, составить рассказ по серии картин, составить

творческий рассказ, это следствие того, что у ребенка недостаточный

словарный запас.

Необходимо научить ребенка пересказывать прочитанное.

Начинать надо с самых маленьких сказок, в которых много повторений.

Читать до тех пор, пока ребенок сможет сам хорошо пересказать, но помните,

что детям читать надо выразительно, стараясь голосом и интонациями

выделять разговорную речь.

Считалки, потешки, загадки легко запоминаются и развивают память, что

способствует расширению активного и пассивного словаря.

Чистоговорки помогают выработать правильное звукопроизношение.

Кроме того, необходимо научить ребенка слышать и дифференцировать

звуки.

Развивать речь ребенка можно и нужно постоянно.

Мы должны помнить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче

ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения с взрослыми и

сверстниками.

При этом необходимо учитывать, что плохая речь может сильно отразиться

на грамотности, т. к. письменная речь формируется на основе устной.

Помнить, надо что взаимодействие детского сада и семьи может решить

проблему развития речи детей.

Спасибо за внимание!



В раздел образования