Автор: Дионис Мира Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ "Прогимназия города Благовещенска"
Населённый пункт: г.Благовещенск, Амурская обсласть
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект НОД по экологическому воспитанию с элементами регионального компонента
Раздел: дошкольное образование
Для Вас, педагоги
Конспект НОД по экологическому воспитанию
с элементами регионального компонента «В гости к белке»
средняя группа №3
педагог: Дионис М. А.
Цель НОД: Развитие познавательного интереса к миру природы.
Задачи НОД:
-Расширять знания о жилищах лесных обитателей
-Развивать фразовую речь через построение простых предложений;
-Побуждать высказывать свои мысли полными предложениями.
-Активизация словаря: чернохвостик, кладовая, тайник, мох, лишайник
-Воспитывать любовь к природе, чувство сопереживания и отзывчивости.
Предварительная работа:
-Наблюдения за белкой в живой и неживой природе, рассматривание
иллюстраций о жизни белки;
-Дидактические игры «От какого дерева листок», «Когда это бывает»,
«Путаница», «Найди такой же», «Встань к дереву с толстым (тонким, белым)
стволом / с красными ягодами», «Кто где живет», «Чей малыш?»,
«Волшебные превращения» (живое моделирование);
-Чтение
художественной
литературы;
Игорь
Акимушкин
«Жила-была
белка», А. Праведникова «Белка», М. Пришвин «Беличья память», Г.
Скребицкий
«Белочка-хлопотунья»,беседа
о
белочке,
игра
«Беличья
кладовка», чтение Т.А. Шарыгина «Белка».
Оборудование:
мультимедийное оборудование
Материалы: В речевом уголке для родителей подборка стихов и загадок на
тему «Белка».,кукла «би-ба-бо» Белка, иллюстрации «Лес», аудиозапись «
голос Белки», фильм « Амурская черная белка»
Ход занятия
Воспитатель: Послушайте загадку, и отгадайте, о ком сегодня будет идти
речь
Загадка про белку
С ветки на ветку,
Быстрый, как мяч,
Скачет по лесу
Рыжий циркач.
Вот на лету он
Шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежала.
27
Воспитатель: Правильно, ребята, это белочка.
Воспитатель:
Ребята, а вы хотите заглянуть в гости к белке, раз она зимой не спит?
Ну что ж отправляемся в гости к белке? Для этого нам необходимо
подготовиться. Что для этого нужно?
Размяться, правильно. (Проводится динамическая пауза)
Воспитатель: Ребята, а где живёт
белка?
Ответы детей: в лесу.
Воспитатель: Тогда, ребята,
отправляемся с вами в путешествие,
в лес.
Физминутка «В лесу»
Воспитатель: Ребята, а как вы
думаете, если белки живут в лесу,
какие это будут животные?
Ответы детей: лесные.
Воспитатель:Ну, вот мы с вами и в
лесу. Где нам искать белку?
Дети: В дупле на дереве.
Воспитатель: А как называется дом
белки?
Ответы детей: дупло.
Воспитатель: Белки зимуют в своих
гнёздах, которые обустраивают в
дуплах деревьев или на разветвлении
веток. Жилище белки, называют
«гайно», походит на гнездо сороки.
Оно представляет собой
старательно свитый из сучьев, травы и
мха мешок немного вытянутой
формы.
Изнутри гайно выстлано также
мхом, иногда можно увидеть и
пуховое гнездо белки. Причём
гнездо, как правило, имеет два входа
на случай незваных гостей. Нередко
на беличьем жилище снаружи
имеется конический навес,
способный надежно защитить
«домик» от сильных порывов ветра и
даже дождя. Зверьки, как правило,
содержат своё жилище в чистоте.
28
Вместе с тем, довольно часто белки устраивают свои жилища и в дуплах
деревьев, внутренние поверхности при этом они также выстилают
«подручными материалами» - травой, пухом и мхом.
При первых признаках непогоды белки стараются побыстрее спрятаться
в своих «гнездах». Заткнув входное отверстие и уютно укрывшись пушистым
хвостом, они сворачиваются в клубки, пережидая плохую погоду. Делать они
это могут в течение довольно долгого времени, так как заблаговременно
делают запасы. Гнезда белки делают основательно, так как в этих гнёздах им
придется выкармлевать бельчат, которые у них появляютя как только всё для
этого готово.
Воспитатель: Посмотрите ребята, к нам в гости пришла белочка. Белочка вам
будет задавать вопросы, а вы слушайте их внимательно и отвечайте.
Белка: Ребята, где я живу?
Ответы детей: в лесу, в дупле
Белка: Ребята, а какое я животное?
Ответы детей: лесное
Воспитатель: Давайте рассмотрим нашу белочку. Ребята, скажите, из каких
частей состоит тело у белочки?
Ответы детей: мордочка, передние и задние лапки, туловище, хвост
Воспитатель: Чем покрыто тело белки?
Ответы детей: шерстью
Воспитатель: Какая у белки шёрстка?
Ответы детей: черная,рыжая, пушистая, тёплая, бархатная, лохматая
Воспитатель: Какие уши?
Ответы детей: маленькие, пушистые
Воспитатель: Какие глаза?
Ответы детей: круглые, чёрные
Воспитатель: Какой нос?
Ответы детей: чёрный, маленький.
Воспитатель: Ребята, обратите внимание, какой у белочки хвост!
29
Воспитатель: Какой хвост Ответы детей: пушистый, рыжий, большой,
пышный.
Воспитатель: Это самая большая драгоценность любой белки. Белки
ежедневно ухаживают за своим хвостом, расчесывают его лапками и чистят.
Не только потому, что хотят красиво выглядеть. Хвостик для белки – это
надежный руль или парус. С его помощью белки перепрыгивают с дерева на
дерево. А еще переплывают реки. Представляете, они расправляют свои
хвосты, ловят ветер и плывут.
Воспитатель: Давайте сейчас поиграем в игру «Какая наша белочка?». А
поможет нам в этом наша белочка, вы будете передавать ее друг другу и
называть слова, характеризующие белочку.
Игра: дети передают друг другу белочку и называют слова,
характеризующие белочку.
Ответы детей: черная ,быстрая, коричневая, шустрая, пугливая, смешная,
озорная, пушистая, маленькая, смешная, запасливая, красивая, задиристая,
ловкая, деловая, игривая и т.д.
Белка лесное животное потому, что она живёт в лесу , но очень часто она
встречается в городах и парках.
У Амурской белки шёрстка темная, почти черная, пушистая, мягкая, глазки у
белки маленькие чёрные, ушки остренькие, передние лапки у белки
короткие, а задние лапки чуть длиннее, они помогают белке прыгать с дерева
на дерево. Главное у белки – это её хвост, когда холодно она им накрывается,
как одеялом, а ещё хост помогает белке переплывать реки. Белка озорное
животное.
30
Воспитатель : - Запасы на зиму белка прячет в разных местах. Она запасает
много орешков и грибов. Выбирает все самое лучшее: самые большие и
крепкие грибы, целые орешки. А еще белка запасает желуди. Все это белка
прячет в разные дупла или землю.
- Белка выкапывает поглубже ямку, аккуратно в нее складывает свои запасы,
закапывает и сверху набрасывает листочков.
- Этими запасами белка питается зимой, но часть запасов остается не
съеденными.
- Как вы думаете, что с ними произойдет?
Ответы детей: орешки прорастут, и благодаря белкам, появятся новые
деревья.
Воспитатель: Амурские белки уже давно подружились с человеком.
Они спокойно воспринимают, что человек их подкармливает.
Взамен же белки радуют человека своими цирковыми выступлениями,
потому. что белки еще те акробатки.
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы разговаривали с вами о белке, что нового
вы узнали о белке? Какую пользу она приносит?
Ответы детей: где живет белка, как белка обустраивает свой домик, как белка
готовится к зиме.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Теперь вы знаете еще больше о жизни белки.
Скажите, как мы можем помочь городской белке?
Ответы детей: Подкармливать белку, не мешать ей шумом, громкими
криками, в местах ее проживания.
31