Авторы: Денисова Елена Валентиновна, Мыскина Ирина Геннадьевна
Должность: учителя начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ №1"
Населённый пункт: города Ртищево
Наименование материала: внеклассное мероприятие
Тема: "Листаем книги Агнии Барто"
Раздел: начальное образование
Листаем книги Агнии Барто.
Актуальность
Чтение — это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу.
Качество воспитания во многом зависит от полноценного приобщения ребенка к книге, развитие у
него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, формирование в дальнейшем
потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.
Художественное
литературное
произведение
своим
духовным,
нравственно-эстетическим
содержанием способно активно влиять на всю личность ребенка, его чувства, сознание, волю. Оно
по своей природе оказывает большое воспитательное воздействие на дошкольника/ школьника,
формирует его личность.
4 февраля 2021года – 115 лет со дня рождения Агнии Львовны Барто. Ее перу принадлежит
первая и главная нравственная заповедь:
Уронили Мишку на пол,
Оторвали Мишке лапу.
Все равно его не брошу –
Потому что он хороший.
Даже если бы она больше ничего не написала, благодаря этим четырем строчкам Барто уже
имела право навсегда войти в детскую литературу, причем не только в историю, но в постоянный
круг чтения. Но, к счастью, поэтическая копилка у Агнии Львовны богата, и дети должны знать,
чьи стихи они заучивают с раннего детства. Эти стихи пронизаны воспитательными моментами,
которые поэтесса хотела донести до своих читателей и маленьких слушателей. У нее особый дар
говорить с детьми. Она для ребят "своя". Литературное слово близко к детской речи, легко и
весело выговаривается. Это свойство отличает почти все стихи Агнии Барто.
Для ознакомления с жизнью и творчеством поэтессы актуальны книжно-иллюстративные
выставки, презентации, чтение любимых стихов детьми, литературные инсценировки, конкурсы
рисунков, творческих заданий, прослушивание стихов в исполнении самой писательницей. Все эти
моменты являются хорошими помощниками в привитии любви к книге, к познанию творчества
писателей. Ведь в наши дни становится все меньше и меньше читающих детей.
Форма проведения: внеклассное мероприятие
Цель и задачи:
1) закреплять и обобщать знания детей о творчестве А. Л. Барто, расширять кругозор учащихся
новыми произведениями;
2) Развивать речь, образное, логическое мышление, память;
3)
Прививать
интерес
к
книгам,
воспитывать
чувство
товарищества,
взаимопомощи,
самокритичное отношение к себе, к поступкам своих сверстников, толерантность.
Ресурсы:
- книгопечатная продукция - выставка книг А. Барто;
- ИКС - ноутбук, мультимедийный проектор, презентация;
-дополнительно-скакалка, мяч, номерок.
Ход мероприятия
В актовом зале дети и взрослые, участники и гости.
Выходят два клоуна и начинают вести разговор:
1 клоун. - А, здравствуйте… Я смотрю – вы ли, не вы ли?
2 клоун. - Что вылил? Я ничего не вылил…
1 клоун. - Да, не вылил! Я говорю – вы ли, не вы ли?
2 клоун. - Ах, выли (в публику)… Кто? Они выли? А зачем они выли?
1 клоун. - Да, нет же… Я говорю про вас - вы ли, не вы ли?
2 клоун. - Нет, я не выл!
1 клоун. - Ну, и они не выли!
2 клоун. - Боюсь, вы один понимаете, что вы хотите сказать!
1 клоун. - Нет, не я один, а мы…
2 клоун. - Кто это – мы?
1 клоун. - (объясняя жестом) Вы, мы, ты, я…
2 клоун. - Кто – вымытые?
1 клоун. - Да, нет, я про всех говорю – вы, мы, ты, я…
2 клоун. - Все вымытые? (в публику) Это они вымытые? А кто же, по-вашему, невымытый? Про
кого вы говорите? Не про меня ли?
1 клоун. - Что променяли?
2 клоун. - Я говорю – не про меня ли?
1 клоун. - Ах, вас не променяли!
Вместе: - Нет, нам никак не разобраться.
Наш праздник может начинаться!
Ведущий. Годы проходят, а стихи Барто знают и помнят: дети, их мамы и папы, бабушки и
дедушки. И это не удивительно. Ведь вы, ребята, ещё не были читателями, ни одной буквы не
знали, а уже слушали и с удовольствием запоминали добрые, звонкие стихи Агнии Львовны,
которые вам читали родители.
На нашем празднике мы и будем вспоминать любимые стихи Барто, читать их, разыгрывать
сценки, вспомним о жизни и творчестве писательницы.
Слово представляем ученикам 1 класса
Вы были совсем маленькими, а уже знали стихи про Мишку, про девочку Таню, которая
заплакала, когда мячик упал в воду. Про мальчика в матросской шапке, который сам пускает
кораблики. Давайте вспомним ваши первые стихи, которые вошли в первую книгу «Игрушки»
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу -
Потому что он хороший.
Зайку бросила хозяйка -
Под дождём остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
Спать пора! Уснул бычок,
Лёг в коробку на бочок.
Сонный мишка лёг в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой кивает слон,
Он слонихе шлёт поклон.
Идёт бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
Самолёт построим сами,
Понесёмся над лесами.
Понесёмся над лесами,
А потом вернёмся к маме.
Матросская шапка,
Верёвка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке.
И скачут лягушки
За мной по пятам,
И просят меня:
- Прокати, капитан!
Ведущий. Сборник стихов А.Барто «Игрушки» увидел свет в 1936 году, а первые книжки стихов
для детей – «Китайчонок Ван Ли», «Мишка-воришка» были опубликованы в 1925 году, когда
Агнии было всего 19 лет.
Ученик. А родилась А.Л. Барто 5 февраля1906 года в Москве в семье ветеринарного врача.
Получила хорошее домашнее воспитание, которым руководил отец. Училась в гимназии, где и
начала писать стихи. Первым и очень строгим ценителем этих стихов был отец. Он требовательно
следил за дочерью, учил, как надо «правильно» писать. Одновременно Агния занималась в
хореографическом училище, мечтала стать балериной. Но любовь к поэзии, к детям победила.
Ученик. Стать настоящей поэтессой ей помогли К.И.Чуковский и С. Я. Маршак. С большой
благодарностью Агния Львовна всегда вспоминала своих поэтических учителей.
Представляем слово ученикам 2 класса
Ведущий: Вы подросли, и вместе с вами «выросли» стихи Агнии Барто. Они расскажут вам
веселые и грустные истории о ребятах, об их хороших и плохих поступках. Точно с такими
мальчиками и девочками встречаетесь вы в школе, во дворе.
Мне теперь не до игрушек -
Я учусь по букварю,
Соберу свои игрушки
И Сереже подарю.
Деревянную посуду
Я пока дарить не буду.
Заяц нужен мне самой -
Ничего, что он хромой,
А медведь измазан слишком...
Куклу жалко отдавать:
Он отдаст ее мальчишкам
Или бросит под кровать.
Паровоз отдать Сереже?
Он плохой, без колеса...
И потом, мне нужно тоже
Поиграть хоть полчаса!
Мне теперь не до игрушек -
Я учусь по букварю...
Но я, кажется, Сереже
Ничего не подарю.
По телефону
По телефону день-деньской
Нельзя к нам дозвониться!
Живет народ у нас такой -
Ответственные лица:
Живут у нас три школьника
Да первоклассник Коленька.
Придут домой ученики -
И начинаются звонки,
Звонки без передышки.
А кто звонит? Ученики,
Такие же мальчишки.
– Андрей, что задано, скажи?..
Ах, повторяем падежи?
Все снова, по порядку?
Ну ладно, трубку подержи,
Я поищу тетрадку.
– Серёжа, вот какой вопрос:
Кто полушария унёс?
Я в парте шарил, шарил,
Нет карты полушарий!..
Не замолкают голоса,
Взывает в трубке кто-то:
– А по ботанике леса,
Луга или болота?
Звонят, звонят ученики…
Зачем писать им в дневники,
Какой урок им задан?
Ведь телефон-то рядом!
Звони друг другу на дом!
Звонят, звонят ученики…
У них пустые дневники,
У нас звонки, звонки, звонки…
А первоклассник Колечка
Звонит Смирновой Галочке -
Сказать, что пишет палочки
И не устал нисколечко.
Ведущий.Энергичная, яркая, стремительная, А.Л.Барто успевала всё. Она сочиняла стихи, делала
переводы, писала пьесы, сценарии к фильмам. Но любимым жанром поэтессы всегда оставались
веселые стихи. Но Некоторые стихи превращались в песни
Песня «Любитель-рыболов»
С утра сидит на озере
Любитель-рыболов,
Сидит, мурлычет песенку,
А песенка без слов:
"Тра-ля-ля,
Тра-ля-ля,
Тра-ля-ля"
Озеро глубокое,
Удачным будет лов.
Сейчас поймает окуня
Любитель-рыболов
"Тра-ля-ля,
Тра-ля-ля,
Тра-ля-ля".
Песенка чудесная -
И радость в ней, и грусть,
И знает эту песенку
Вся рыба наизусть.
"Тра-ля-ля,
Тра-ля-ля,
Тра-ля-ля".
Как песня начинается,
Вся рыба расплывается...
"Тра-ля!"
Приглашаем 3 класс.
Ведущий. Агния Барто хорошо знала детей, писала о детях и для детей.
У Танюши дел немало,
У Танюши много дел:
Утром брату помогала,—
Он с утра конфеты ел.
Обещала вымыть ложки,
Пролила столярный клей,
Отворила дверь для кошки,
Помогла мяукать ей.
Вот у Тани сколько дела:
Таня ела, чай пила,
Села, с мамой посидела,
Встала, к бабушке пошла.
Перед сном сказала маме:
— Вы меня разденьте сами,
Я устала, не могу,
Я вам завтра помогу.
4 классс
Ученик. Во время Великой Отечественной войны А.Барто часто выступала по радио в Москве и
Свердловске, писала военные стихи, статьи, очерки. В 1942 была корреспондентом газеты
"Комсомольская правда" на Западном фронте.
Ученик. Война окончилась, но осталось много детей сирот. Агния Львовна ездила в детские
дома, читала стихи. Общалась с детьми и воспитателями, над некоторыми детскими домами
шефствовала. В 1947 году она опубликовала поэму "Звенигород" – рассказ о детях, потерявших
родных во время войны
1.Сигнал тревоги
Над страной:
Подкрался враг,
Как вор ночной.
Идёт на наши города
Фашистов чёрная орда.
Но мы врага отбросим так,
Так наша ненависть крепка,
Что даты нынешних атак
Народ прославит на века.
2.Ты войди в теплицу -
Там июльский зной.
Распустились розы,
Как в Крыму весной,
Расцвели глицинии
И фиалки синие.
Пусть тебе расскажет
Старый садовод,
Как осколки сыпались
На стеклянный свод,
Как звенела, падая,
Хрупкая броня…
Нежные цикламены
Вынес он из пламени,
Пальму опалённую
Вынес из огня.
Пусть тебе расскажет
Садовод-старик,
Как он спас от холода
Звёздочки гвоздик…
Стёкла были выбиты,
Им грозил мороз,-
Одеяло тёплое
Из дому принёс.
Ты войди в теплицу -
Там увидишь ты ,
Что для Дня Победы
Он сберёг цветы:
Нежные цикламены,
Белую сирень,-
Чтоб цветами встретили
Мы великий день.
Ведущий. Ребята, какие мы с Вами молодцы!
Прокатились мы недаром, по стране великих книг!
Всем сегодня показали, что стихи все помним мы.
Чтобы книг не забывали, Вам закладки всем вручаем.
(Раздаем буклеты или сувениры-закладки в форме героев стихотворений Агнии Львовны Барто).