Напоминание

"Система работы по формированию гуманных чувств и отношений у дошкольников"


Автор: Юнусова Янина Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №207
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Система работы по формированию гуманных чувств и отношений у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Система работы

по формированию гуманных чувств и отношений у дошкольников

1 группа методов – формирование представлений, ожиданий, оценок:

1.

Беседа:

«Хотим быть добрыми»

«Что значит быть добрым»

«Не обижай маленького»

«Поделись игрушкой с другим»

«Хорошие и плохие поступки».

Цель: формирование представлений о гуманном отношении друг к другу,

умение оценивать свои поступки в ходе этических бесед.

2.

Чтение художественной литературы:

К. Чуковский «Айболит»

р.н.сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

В.Осеева «Добрые слова», «Волшебное слово»

Ш.Перро «Золушка»

Л.Яковлев «Ссора»

Цель:

формирование представлений о переживаниях героев, последствиях

их поступков, умение употреблять слова благодарности, поддержки и

сочувствия

посредством

обсуждения

поступков

и

характеров

литературных героев.

3.

Рассказ воспитателя:

«Сегодня на прогулке произошел такой случай – Катя не

захотела делиться формочками для игр с песком….»

«Сегодня на прогулке Степа поскользнулся на льду и упал, а

Илья стоял рядом и смеялся над ним…»

«Во время прогулки Витя бросил шишку в проходящую мимо

кошку…»

«Если ты сломал игрушку, а воспитатель подумал на другого

ребенка, нужно ли сказать, что это ты виноват?»

«Можно ли драться, если другой ребенок отобрал у тебя

игрушку?»

Цель: формирование суждений и оценок на основе наблюдения за

другими детьми.

4.

Рассматривание и обсуждение иллюстраций:

«Один мальчик сидит и плачет, а другой мальчик несет ему

мишку»

Иллюстрация играющих детей

«Спасение котенка»

«Братья наши меньшие»

«Уход за растениями».

Цель:

формирование представлений о

гуманных взаимоотношениях

между детьми, гуманном отношении к животным и природе на примере

иллюстраций.

5.

Просмотр мультфильмов:

«Просто так!»

«Крошка Енот»

«Золотая антилопа»

«Котенок по имени Гав»

«Малыш и Карлсон»

«Ежик в тумане»

Цель: формирование представлений о доброжелательных отношениях,

стимулирование детей в добрых начинаниях на основе просмотра

мультипликационных фильмов.

6.

Прослушивание аудиозаписей:

К. Чуковский «Айболит»

р.н.сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

В.Осеева «Добрые слова», «Волшебное слово»

Ш.Перро «Золушка»

Л.Яковлев «Ссора»

Цель:

формирование

представлений

о

нравственных

чувствах,

переживаниях,

совершенствование

умения

слушать,

слышать,

формирование оценки произведения на наличие гуманных чувств между

героями.

7.

Просмотр театральных постановок:

«Петрушка едет в автобусе»

«Как Петрушка вежливости учился»

«Петрушка - помощник»

«У нас в гостях кукла Катя»

Цель:

формирование через театральные постановки и общение с

персонажами представлений о нравственных чувствах у детей, развитие

умения оценивать поступки других.

8.

Убеждение, решение проблемных ситуаций:

Обсуждение и анализ поступков, совершаемых детьми в группе.

Анализ ситуации: Тимофей мимо прошел и стукнул другого

ребенка. Провести беседу с детьми: «Хорошо ли поступил этот

мальчик?» (Тимофей подумай, какого тебе будет, если мимо тебя

пройдет более сильный мальчик и стукнет тебя?)

Анализ ситуации: Саша поссорился со своим другом Мишей,

что нужно сделать, чтобы сохранить дружбу?

Анализ ситуации: София пришла в группу в нарядном платье,

ей захотелось, чтоб все сразу это заметили, и похвалили ее, но

этого не произошло, тогда девочка очень громко крикнула:

«Посмотрите, какая я красивая! Какое красивое у меня платье,

ни у кого такого нет!» Правильно ли поступила София? Почему?

Анализ ситуации: Даша спросила меня: «Стоит ли мне

возвращать куклу Ане, если я брала её у неё давно и забыла

вернуть? Аня о ней уже и не вспоминает» Как вы думаете, что

мне посоветовать Даше? Почему?

Цель:

формирование представлений о негативных последствиях плохого

поведения, совершенствование умения давать оценку эмоциональному

состоянию обиженных детей, воспитание дружеских взаимоотношений

между детьми, уважительных отношений к сверстникам.

9.

Объяснение:

«Зачем говорят «Здравствуй?»

«К чему ведут ссоры в игре?»

Как бы ты поступил, если бы дети играли в группе, им весело, а

одна девочка сидит и грустит?

Цель:

формирование представлений о вежливых словах, разъяснение, что

они

выражают

доброе

отношение

к

другим

людям;

воспитание

стремления поддерживать хорошие отношения со сверстниками

10.Выставки, посещение музеев:

Выставка

тематических

картин

и посещение музеев

с

применением ИКТ

Цель:

формирование у детей представления о понятии "взаимопомощь",

формирование у детей представления о том, что добрый человек всегда

помогает другим посредством просмотра картин.

2 группа методов – формование опыта, умений, привычек, навыков

поведения:

1.

Игровая деятельность:

«Запрещённое действие»

«Слепой и поводырь»

«Шляпа волшебника»

«Старенькая бабушка»

«Добрые волшебники»

Цель: формирование умения детей чувствовать других, поддерживать,

сочувствовать; формирование навыков взаимопомощи, сопереживания и

сострадания в игровых ситуациях.

2.

Трудовая деятельность:

«Уборка групповой комнаты»

«Построим горку»

«Малышам нужно помогать» (Помочь младшим дошкольникам

собраться на прогулку)

«Помощь дворнику детского сада»

«Посадка цветов на участке»

Цель: формирование навыков заботливого отношения к живой природе,

желания делать полезное не только для себя, но и для других;

формирование умения оценивать результаты труда; воспитание уважения

к людям труда.

3.

Продуктивная деятельность:

Изготовить открытки для ветеранов ко Дню Победы.

Изготовить открытки на день матери.

Изготовить открытки на 8 марта для работников детского сада.

Изготовить открытки на Новый год.

Цель: формирование умения заботиться о старших людях, воспитывать

желание делать людям приятное.

4.

Словесные игры-упражнения:

Если вы поссорились со своим другом, чтобы вы сделали, чтобы

сохранить дружбу?

Как бы ты поступил, если бы дети играли в группе ,им весело, а

одна девочка сидит и грустит?

Как бы ты поступил, если бы увидел, как девочки прыгают,

улыбаются, веселятся. Но у одной из них ничего не получается.

Она "запуталась" в скакалке.

Если бы ты играл в «Строителей» с другими детьми, и кому-то

не хватило бы кубиков на постройку, чтобы ты сделал? А если

бы тебе нужны были кубики?

Игра «Комплименты» - скажи хорошее о своем друге.

Цель:

формирование

через игры и упражнения у детей опыта проявления

гуманных чувств и отношений; формирование умения сочувствовать,

утешать, оказывать посильную помощь тем, кто нуждается в ней.

5.

Инсценировки:

Драматизация рассказ «Урок дружбы» М. Пляцковского.

«Весело или грустно»

Драматизация рассказа «Волшебное слово» В.Осеевой

Игра-драматизация по сказке Г-Х.Андерсена «Дюймовочка»

Цель: формирование опыта доброжелательных взаимоотношений между

детьми; формирование умения понять переживания героев, последствия

их поступков и связанные с ними чувства и показывать их в

инсценировках.

6.

Проведение специальных игр-упражнений:

«Хотим быть добрыми».

«Чтобы радость людям дарить надо добрым и вежливым

быть»

«Каким должен быть хороший человек?»

«Почему нужно уметь уступать»

Индивидуальные этические беседы с детьми, которые не

усваивают программный материал.

Цель: формирование умения обоснованно оценивать свои поступки и

поступки других людей; формирование навыков игры в коллективе,

действовать сообща, принимать на себя различные роли, согласно правилам

игры.

7.

Введение правил в жизнь группы;

«Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые».

«Делись с друзьями игрушками, книгами, играй дружно».

«Каждой вещи свое место».

«Если товарищу трудно, помоги ему»,

«Если тебе трудно – обратись за помощью»

Цель:

формирование

у

детей

навыков

взаимопомощи,

привычки

здороваться, прощаться, вежливо просить о чем-то

посредством

соблюдения правил группы.

8.

Традиции и праздники в группе:

«Письмо заболевшему другу».

Досуг «День рожденье»

Праздник «День матери»

Цель:

формирование

навыков

милосердия,

доброжелательности;

формирование опыта поздравления близких людей и друзей с памятными

событиями, своевременной подготовкой подарков, сделанных своими

руками.

9.

Метод примера:

Пример спокойного, ровного отношения воспитателя к детям.

Проявление по отношению к ребенку любви, ласки; погладить и

успокоить плачущего ребенка.

Цель: формирование умения сочувствовать, утешать по положительному

примеру

взрослого

или

ребенка;

воспитание

доброжелательного

отношения к окружающим.



В раздел образования