Автор: Юнусова Янина Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №207
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Система работы по формированию гуманных чувств и отношений у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Система работы
по формированию гуманных чувств и отношений у дошкольников
1 группа методов – формирование представлений, ожиданий, оценок:
1.
Беседа:
«Хотим быть добрыми»
«Что значит быть добрым»
«Не обижай маленького»
«Поделись игрушкой с другим»
«Хорошие и плохие поступки».
Цель: формирование представлений о гуманном отношении друг к другу,
умение оценивать свои поступки в ходе этических бесед.
2.
Чтение художественной литературы:
К. Чуковский «Айболит»
р.н.сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
В.Осеева «Добрые слова», «Волшебное слово»
Ш.Перро «Золушка»
Л.Яковлев «Ссора»
Цель:
формирование представлений о переживаниях героев, последствиях
их поступков, умение употреблять слова благодарности, поддержки и
сочувствия
посредством
обсуждения
поступков
и
характеров
литературных героев.
3.
Рассказ воспитателя:
«Сегодня на прогулке произошел такой случай – Катя не
захотела делиться формочками для игр с песком….»
«Сегодня на прогулке Степа поскользнулся на льду и упал, а
Илья стоял рядом и смеялся над ним…»
«Во время прогулки Витя бросил шишку в проходящую мимо
кошку…»
«Если ты сломал игрушку, а воспитатель подумал на другого
ребенка, нужно ли сказать, что это ты виноват?»
«Можно ли драться, если другой ребенок отобрал у тебя
игрушку?»
Цель: формирование суждений и оценок на основе наблюдения за
другими детьми.
4.
Рассматривание и обсуждение иллюстраций:
«Один мальчик сидит и плачет, а другой мальчик несет ему
мишку»
Иллюстрация играющих детей
«Спасение котенка»
«Братья наши меньшие»
«Уход за растениями».
Цель:
формирование представлений о
гуманных взаимоотношениях
между детьми, гуманном отношении к животным и природе на примере
иллюстраций.
5.
Просмотр мультфильмов:
«Просто так!»
«Крошка Енот»
«Золотая антилопа»
«Котенок по имени Гав»
«Малыш и Карлсон»
«Ежик в тумане»
Цель: формирование представлений о доброжелательных отношениях,
стимулирование детей в добрых начинаниях на основе просмотра
мультипликационных фильмов.
6.
Прослушивание аудиозаписей:
К. Чуковский «Айболит»
р.н.сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
В.Осеева «Добрые слова», «Волшебное слово»
Ш.Перро «Золушка»
Л.Яковлев «Ссора»
Цель:
формирование
представлений
о
нравственных
чувствах,
переживаниях,
совершенствование
умения
слушать,
слышать,
формирование оценки произведения на наличие гуманных чувств между
героями.
7.
Просмотр театральных постановок:
«Петрушка едет в автобусе»
«Как Петрушка вежливости учился»
«Петрушка - помощник»
«У нас в гостях кукла Катя»
Цель:
формирование через театральные постановки и общение с
персонажами представлений о нравственных чувствах у детей, развитие
умения оценивать поступки других.
8.
Убеждение, решение проблемных ситуаций:
Обсуждение и анализ поступков, совершаемых детьми в группе.
Анализ ситуации: Тимофей мимо прошел и стукнул другого
ребенка. Провести беседу с детьми: «Хорошо ли поступил этот
мальчик?» (Тимофей подумай, какого тебе будет, если мимо тебя
пройдет более сильный мальчик и стукнет тебя?)
Анализ ситуации: Саша поссорился со своим другом Мишей,
что нужно сделать, чтобы сохранить дружбу?
Анализ ситуации: София пришла в группу в нарядном платье,
ей захотелось, чтоб все сразу это заметили, и похвалили ее, но
этого не произошло, тогда девочка очень громко крикнула:
«Посмотрите, какая я красивая! Какое красивое у меня платье,
ни у кого такого нет!» Правильно ли поступила София? Почему?
Анализ ситуации: Даша спросила меня: «Стоит ли мне
возвращать куклу Ане, если я брала её у неё давно и забыла
вернуть? Аня о ней уже и не вспоминает» Как вы думаете, что
мне посоветовать Даше? Почему?
Цель:
формирование представлений о негативных последствиях плохого
поведения, совершенствование умения давать оценку эмоциональному
состоянию обиженных детей, воспитание дружеских взаимоотношений
между детьми, уважительных отношений к сверстникам.
9.
Объяснение:
«Зачем говорят «Здравствуй?»
«К чему ведут ссоры в игре?»
Как бы ты поступил, если бы дети играли в группе, им весело, а
одна девочка сидит и грустит?
Цель:
формирование представлений о вежливых словах, разъяснение, что
они
выражают
доброе
отношение
к
другим
людям;
воспитание
стремления поддерживать хорошие отношения со сверстниками
10.Выставки, посещение музеев:
Выставка
тематических
картин
и посещение музеев
с
применением ИКТ
Цель:
формирование у детей представления о понятии "взаимопомощь",
формирование у детей представления о том, что добрый человек всегда
помогает другим посредством просмотра картин.
2 группа методов – формование опыта, умений, привычек, навыков
поведения:
1.
Игровая деятельность:
«Запрещённое действие»
«Слепой и поводырь»
«Шляпа волшебника»
«Старенькая бабушка»
«Добрые волшебники»
Цель: формирование умения детей чувствовать других, поддерживать,
сочувствовать; формирование навыков взаимопомощи, сопереживания и
сострадания в игровых ситуациях.
2.
Трудовая деятельность:
«Уборка групповой комнаты»
«Построим горку»
«Малышам нужно помогать» (Помочь младшим дошкольникам
собраться на прогулку)
«Помощь дворнику детского сада»
«Посадка цветов на участке»
Цель: формирование навыков заботливого отношения к живой природе,
желания делать полезное не только для себя, но и для других;
формирование умения оценивать результаты труда; воспитание уважения
к людям труда.
3.
Продуктивная деятельность:
Изготовить открытки для ветеранов ко Дню Победы.
Изготовить открытки на день матери.
Изготовить открытки на 8 марта для работников детского сада.
Изготовить открытки на Новый год.
Цель: формирование умения заботиться о старших людях, воспитывать
желание делать людям приятное.
4.
Словесные игры-упражнения:
Если вы поссорились со своим другом, чтобы вы сделали, чтобы
сохранить дружбу?
Как бы ты поступил, если бы дети играли в группе ,им весело, а
одна девочка сидит и грустит?
Как бы ты поступил, если бы увидел, как девочки прыгают,
улыбаются, веселятся. Но у одной из них ничего не получается.
Она "запуталась" в скакалке.
Если бы ты играл в «Строителей» с другими детьми, и кому-то
не хватило бы кубиков на постройку, чтобы ты сделал? А если
бы тебе нужны были кубики?
Игра «Комплименты» - скажи хорошее о своем друге.
Цель:
формирование
через игры и упражнения у детей опыта проявления
гуманных чувств и отношений; формирование умения сочувствовать,
утешать, оказывать посильную помощь тем, кто нуждается в ней.
5.
Инсценировки:
Драматизация рассказ «Урок дружбы» М. Пляцковского.
«Весело или грустно»
Драматизация рассказа «Волшебное слово» В.Осеевой
Игра-драматизация по сказке Г-Х.Андерсена «Дюймовочка»
Цель: формирование опыта доброжелательных взаимоотношений между
детьми; формирование умения понять переживания героев, последствия
их поступков и связанные с ними чувства и показывать их в
инсценировках.
6.
Проведение специальных игр-упражнений:
«Хотим быть добрыми».
«Чтобы радость людям дарить надо добрым и вежливым
быть»
«Каким должен быть хороший человек?»
«Почему нужно уметь уступать»
Индивидуальные этические беседы с детьми, которые не
усваивают программный материал.
Цель: формирование умения обоснованно оценивать свои поступки и
поступки других людей; формирование навыков игры в коллективе,
действовать сообща, принимать на себя различные роли, согласно правилам
игры.
7.
Введение правил в жизнь группы;
«Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые».
«Делись с друзьями игрушками, книгами, играй дружно».
«Каждой вещи свое место».
«Если товарищу трудно, помоги ему»,
«Если тебе трудно – обратись за помощью»
Цель:
формирование
у
детей
навыков
взаимопомощи,
привычки
здороваться, прощаться, вежливо просить о чем-то
посредством
соблюдения правил группы.
8.
Традиции и праздники в группе:
«Письмо заболевшему другу».
Досуг «День рожденье»
Праздник «День матери»
Цель:
формирование
навыков
милосердия,
доброжелательности;
формирование опыта поздравления близких людей и друзей с памятными
событиями, своевременной подготовкой подарков, сделанных своими
руками.
9.
Метод примера:
Пример спокойного, ровного отношения воспитателя к детям.
Проявление по отношению к ребенку любви, ласки; погладить и
успокоить плачущего ребенка.
Цель: формирование умения сочувствовать, утешать по положительному
примеру
взрослого
или
ребенка;
воспитание
доброжелательного
отношения к окружающим.