Напоминание

Мой любимый сложный класс


Автор: Кондакова Наталия Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №71 г. Краснодара
Населённый пункт: город Краснодар Краснодарского края
Наименование материала: эссе
Тема: Мой любимый сложный класс
Раздел: среднее образование





Назад




Эссе

Кондаковой Наталии Николаевны, классного руководителя 8 «З-2» класса

МАОУ СОШ № 71 г. Краснодара

Мой любимый сложный класс

В жизни есть только одно

несомненное счастье – жить для другого.

Л.Н. Толстой

Однажды где-то мне попалось удивительное высказывание: «Жизнь не

тяжела – она требовательна». Фамилия автора столь точных слов стёрлась из

памяти, а сами слова крепко запали в душу… .

Я тогда работала учителем русского языка и литературы в МБОУ Гимназия

№54 г. Наступил страшный в моей жизни 2014\2015 учебный год.

Краснодара. И привалило мне счастье в виде 5 «А» класса. Класса, о котором

слагали легенды. И орут-то они не только на переменах, но и на уроках. И в

класс-то к ним на замещение заходили учителя со свистком, чтобы навести

«порядок», успокоить неорганизованных чад, заставить слушать учителя.

Испугалась я сильно. Что делать с хорошими, воспитанными, умными

детьми, я знала. Но что делать с трудными, своевольными, характерными,

очень разными детьми, я не знала. Как их воспитывать, как доказывать, что

белое – это белое, а черное – это черное?

С первых же дней стало ясно, что дети – «не тёплые», недоверчивые и очень

своевольные. На их чувства или на наличие совести рассчитывать не

приходилось. Перейдя из младшего (где сменилось 3 учителя, значит, не

было единой линии воспитания) звена в среднее, ребята решили, что они уже

«большие» и им «всё можно». Они разбегались по этажам, как гуси, и весь

сентябрь приходилось вылавливать их то на разных этажах, то на улице, то в

столовой, и водружать, как «Знамя Победы» в храм знаний – в учебный

кабинет, приучать к разным учителям, к единым требованиям.

Почти сразу стало ясно, что в этой борьбе с обстоятельствами, в борьбе за

каждого человечка – я одна. Родители либо заняты работой с утра до ночи,

либо не понимают важности образования в современном обществе, либо

агрессивно настроены против всех учителей и против школы в целом.

Выяснилось, что в классе есть сироты (у Дёмы умер папа). Большинство

детей живут в неполных семьях, где мамы в разводе с папами, либо замужем

за другими мужчинами и носят другие фамилии. У некоторых детей отцы

пьют. Многие мамы курят. Некоторые дети живут то у бабушки, то с мамой и

её очередным «другом». Институт семьи разрушен. И многие дети не знают,

что такое нормальная семья, любовь, ласка и поддержка, воспитание. Кроме

того,

школу

стала

посещать

девочка,

перенесшая

онкологическое

заболевание. И ещё хватало психически неуравновешенных девочек-

близнецов, агрессивно настроенных против всех; замкнувшейся в себе

девочки (почти аутистки) и мальчика с бешеным кавказским темпераментом.

А ещё у одной девочки родной папа сидел в тюрьме. И хотя мама повторно

вышла замуж за хорошего человека, но генетика – серьёзная наука, от

наследственности никуда не спрячешься. Вот и эта девочка обладала

скверным истерическим характером.

Что было делать? Первое желание было – отказаться от класса, сохранить

своё здоровье и нервы.

Но что же будет с этими детьми? Кому они нужны? И ведь рано или поздно

они вырастут, станут взрослыми. И нам, и нашим детям и внукам придётся

жить среди людей с искажёнными понятиями, с больной душой. С

ожесточенным сердцем.

Как-то в Интернете я увидела аллегорический мультфильм, в котором люди

несли каждый свой крест. И вот один «сообразительный» человек решил

облегчить свою участь и подпилил свой крест. Сразу стало намного легче, и

человек с радостью продолжил свой путь. Но вдруг дорогу перегородил

глубокий овраг. Те люди, которые покорно несли свой крест, положили его

на землю и спокойно перешли на другую сторону. А «сообразительный»

человек не смог этого сделать, так как крест был подпилен и короток.

«Человек живёт настоящей жизнью, если счастлив чужим счастьем»,- писал

И.В. Гёте.

И я стала собирать первые лучики счастья в «солнышко».

Главнейшая задача школы – учить детей, всесторонне их развивать, давать

образование. И эта задача оказалась не из лёгких. Лишь немногие дети могли

усваивать учебную программу «с лёту». Другим же детям надо было

повторять один и тот же материал, заходя с разных сторон, лишь бы

«дошло». С третьими приходилось сидеть даже на каникулах часами, чтобы

подтянуть их до необходимого уровня. Это создавало дополнительные

трудности. Но и в этом направлении пришлось много и упорно работать.

Я старалась постоянно быть на связи с родителями, разъяснять им, что

происходит с их ребёнком и что нужно сделать для того, чтобы ребёнок не

потерялся в этом мире и вырос самодостаточным, самостоятельным и

образованным человеком. Готовила лектории для родителей на самые

животрепещущие

темы:

о

толерантности,

о

вреде

бесконтрольного

пребывания в сети Интернет, об игромании, о вреде курения и так далее.

После этих лекций и бесконечных индивидуальных бесед многие мамы

бросили курить. Это, несомненно, повлияло и на дальнейшее формирование

мировоззрения детей, их духовных ценностей.

Коллектива в классе не существовало. Ссорились и дрались дети, скандалили

и выясняли между собой отношения их родители. Надо было сдружить ребят,

создать коллектив, увлечь общим делом. Этой цели были подчинены все

классные часы, классные и школьные мероприятия. В каждом ребёнке я

старалась увидеть и поддержать слабые росточки таланта. Вадик –

ремонтирует мебель, Антон хорошо решает задачи, Алина ухаживает за

цветами, все любят петь (хорошо или плохо – неважно), многие увлекаются

спортом. И очень многие хотят быть лидерами, заметными, яркими.

С 5 класса у нас необычные органы самоуправления. В нашем классе 2

старосты (Настя и Ангелина), ибо никто из них даже не собирался выпустить

из рук пальму первенства. Ну и ладно. Очень удобно. В споре рождается

истина. Зато девочки проконтролируют друг друга в любых делах.

В 5 классе у нас было мало наград за школьные дела. Но когда в 6 и в 7

классах посыпался звездопад наград, тут же, конечно, стало интересно.

Грамота за отличную строевую выучку в смотре-конкурсе строя и песни; как

самый сообразительный класс на праздновании Масленицы; за 1 место по

мини-футболу; за 1 место в номинации «Лучшее актерское мастерство»

конкурса

инсценированной

военно-патриотической

песни

«Дорогами

войны»; 1 место по настольному теннису в рамках «Месячника оборонно-

массовой и военно-патриотической работы»; за активное участие в школьном

конкурсе чтецов русской и английской поэзии; за участие в конкурсе

экологических агитбригад «Природа – дом, в котором мы живём»; в конкурсе

инсценированной песни «Дорогами войны» в рамках оборонно-массовой и

военно-патриотической работы; в конкурсе рисунков «Святое дело – Родине

служить!» и так далее. Дети сдружились, научились уважать друг друга,

поддерживать, выручать друг друга.

С 6 класса стала организовывать совместные выезды. В 6 классе выезд

в лес на туристический слёт, где дети с удовольствием преодолевали

препятствия с помощью тренеров, готовили еду, собирали осенние букеты. В

7 классе на весенних каникулах мы посетили город-герой Волгоград, где,

затаив дыхание, дети слушали экскурсовода, ходили по Малахову кургану,

посетили музей-панораму «Сталинградская битва», осмотрели военную

технику под открытым небом, посетили исторический заповедник «Руины

мельницы К.Н. Грудинина».

В 8 классе

на весенних каникулах, правда, небольшим составом,

побывали в городе-герое Санкт-Петербурге с целью изучения истории своей

Родины, воспитания патриотизма, формирования здорового образа жизни.

Дети побывали в Царском Селе, в Лицее, где учился А.С. Пушкин, посетили

Эрмитаж.

Великолепие картин и скульптур Эрмитажа поражает воображение

своей изысканностью, мастерством создавших эти шедевры художников,

скульпторов, оружейников, ювелиров. Учащиеся своими глазами увидели

произведения самых знаменитых художников Западной Европы и России,

что, несомненно, будет способствовать воспитанию художественного вкуса.

Дворцы и площади, соборы и храмы, многочисленные памятники и

скульптуры, парки и каналы

создают неповторимый архитектурный

ансамбль Санкт-Петербурга, уникальный в своём роде.

Этот величественный город является средоточием разнообразных

знаний, о чем могут поведать Зоологический музей и Кунсткамера,

Этнографический музей. За короткое время просто невозможно посетить все

музеи этого замечательного города.

В

проектировании

и

строительстве

Санкт-Петербурга

были

задействованы

известнейшие

во

всем

мире

архитекторы,

инженеры,

скульпторы: Ф.Б. Растрелли, А. Бетанкур, П.П. Соколов, В. Бренна, А.Н.

Воронихин, Ч. Камерон, К.И. Росси и многие другие.

Неприступная Петропавловская крепость защищает город со стороны

Финского залива. На её территории расположены Монетный двор и

Петропавловский собор, ставший усыпальницей русских царей.

Легендарный крейсер «Аврора» по-прежнему стоит на боевом посту

напротив Зимнего дворца как символ новой эпохи в истории нашего

государства, начавшейся с выстрела из носового орудия этого корабля.

И, конечно, очень волнительным для всех было посещение музея,

посвященного несгибаемому мужеству воинов-героев и простых мирных

жителей, ценой своих жизней защитивших город во время Блокады

Ленинграда. Их подвиг бессмертен, память о них вечна.

Экскурсия в Санкт-Петербург воспитывает чувство сопричастности к

страницам истории нашего великого государства.

Многолетний упорный труд дал свои первые робкие успехи. Наблюдая

за своими учениками в День самоуправления, когда они на полном серьёзе

давали уроки по разным предметам учащимся 5-6 классов, я думала; «Вот и

мой труд не пропал даром. Учитель, воспитай ученика, чтоб было у кого

учиться».



В раздел образования