Автор: Кондакова Наталия Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №71 г. Краснодара
Населённый пункт: город Краснодар Краснодарского края
Наименование материала: эссе
Тема: Мой любимый сложный класс
Раздел: среднее образование
Эссе
Кондаковой Наталии Николаевны, классного руководителя 8 «З-2» класса
МАОУ СОШ № 71 г. Краснодара
Мой любимый сложный класс
В жизни есть только одно
несомненное счастье – жить для другого.
Л.Н. Толстой
Однажды где-то мне попалось удивительное высказывание: «Жизнь не
тяжела – она требовательна». Фамилия автора столь точных слов стёрлась из
памяти, а сами слова крепко запали в душу… .
Я тогда работала учителем русского языка и литературы в МБОУ Гимназия
№54 г. Наступил страшный в моей жизни 2014\2015 учебный год.
Краснодара. И привалило мне счастье в виде 5 «А» класса. Класса, о котором
слагали легенды. И орут-то они не только на переменах, но и на уроках. И в
класс-то к ним на замещение заходили учителя со свистком, чтобы навести
«порядок», успокоить неорганизованных чад, заставить слушать учителя.
Испугалась я сильно. Что делать с хорошими, воспитанными, умными
детьми, я знала. Но что делать с трудными, своевольными, характерными,
очень разными детьми, я не знала. Как их воспитывать, как доказывать, что
белое – это белое, а черное – это черное?
С первых же дней стало ясно, что дети – «не тёплые», недоверчивые и очень
своевольные. На их чувства или на наличие совести рассчитывать не
приходилось. Перейдя из младшего (где сменилось 3 учителя, значит, не
было единой линии воспитания) звена в среднее, ребята решили, что они уже
«большие» и им «всё можно». Они разбегались по этажам, как гуси, и весь
сентябрь приходилось вылавливать их то на разных этажах, то на улице, то в
столовой, и водружать, как «Знамя Победы» в храм знаний – в учебный
кабинет, приучать к разным учителям, к единым требованиям.
Почти сразу стало ясно, что в этой борьбе с обстоятельствами, в борьбе за
каждого человечка – я одна. Родители либо заняты работой с утра до ночи,
либо не понимают важности образования в современном обществе, либо
агрессивно настроены против всех учителей и против школы в целом.
Выяснилось, что в классе есть сироты (у Дёмы умер папа). Большинство
детей живут в неполных семьях, где мамы в разводе с папами, либо замужем
за другими мужчинами и носят другие фамилии. У некоторых детей отцы
пьют. Многие мамы курят. Некоторые дети живут то у бабушки, то с мамой и
её очередным «другом». Институт семьи разрушен. И многие дети не знают,
что такое нормальная семья, любовь, ласка и поддержка, воспитание. Кроме
того,
школу
стала
посещать
девочка,
перенесшая
онкологическое
заболевание. И ещё хватало психически неуравновешенных девочек-
близнецов, агрессивно настроенных против всех; замкнувшейся в себе
девочки (почти аутистки) и мальчика с бешеным кавказским темпераментом.
А ещё у одной девочки родной папа сидел в тюрьме. И хотя мама повторно
вышла замуж за хорошего человека, но генетика – серьёзная наука, от
наследственности никуда не спрячешься. Вот и эта девочка обладала
скверным истерическим характером.
Что было делать? Первое желание было – отказаться от класса, сохранить
своё здоровье и нервы.
Но что же будет с этими детьми? Кому они нужны? И ведь рано или поздно
они вырастут, станут взрослыми. И нам, и нашим детям и внукам придётся
жить среди людей с искажёнными понятиями, с больной душой. С
ожесточенным сердцем.
Как-то в Интернете я увидела аллегорический мультфильм, в котором люди
несли каждый свой крест. И вот один «сообразительный» человек решил
облегчить свою участь и подпилил свой крест. Сразу стало намного легче, и
человек с радостью продолжил свой путь. Но вдруг дорогу перегородил
глубокий овраг. Те люди, которые покорно несли свой крест, положили его
на землю и спокойно перешли на другую сторону. А «сообразительный»
человек не смог этого сделать, так как крест был подпилен и короток.
«Человек живёт настоящей жизнью, если счастлив чужим счастьем»,- писал
И.В. Гёте.
И я стала собирать первые лучики счастья в «солнышко».
Главнейшая задача школы – учить детей, всесторонне их развивать, давать
образование. И эта задача оказалась не из лёгких. Лишь немногие дети могли
усваивать учебную программу «с лёту». Другим же детям надо было
повторять один и тот же материал, заходя с разных сторон, лишь бы
«дошло». С третьими приходилось сидеть даже на каникулах часами, чтобы
подтянуть их до необходимого уровня. Это создавало дополнительные
трудности. Но и в этом направлении пришлось много и упорно работать.
Я старалась постоянно быть на связи с родителями, разъяснять им, что
происходит с их ребёнком и что нужно сделать для того, чтобы ребёнок не
потерялся в этом мире и вырос самодостаточным, самостоятельным и
образованным человеком. Готовила лектории для родителей на самые
животрепещущие
темы:
о
толерантности,
о
вреде
бесконтрольного
пребывания в сети Интернет, об игромании, о вреде курения и так далее.
После этих лекций и бесконечных индивидуальных бесед многие мамы
бросили курить. Это, несомненно, повлияло и на дальнейшее формирование
мировоззрения детей, их духовных ценностей.
Коллектива в классе не существовало. Ссорились и дрались дети, скандалили
и выясняли между собой отношения их родители. Надо было сдружить ребят,
создать коллектив, увлечь общим делом. Этой цели были подчинены все
классные часы, классные и школьные мероприятия. В каждом ребёнке я
старалась увидеть и поддержать слабые росточки таланта. Вадик –
ремонтирует мебель, Антон хорошо решает задачи, Алина ухаживает за
цветами, все любят петь (хорошо или плохо – неважно), многие увлекаются
спортом. И очень многие хотят быть лидерами, заметными, яркими.
С 5 класса у нас необычные органы самоуправления. В нашем классе 2
старосты (Настя и Ангелина), ибо никто из них даже не собирался выпустить
из рук пальму первенства. Ну и ладно. Очень удобно. В споре рождается
истина. Зато девочки проконтролируют друг друга в любых делах.
В 5 классе у нас было мало наград за школьные дела. Но когда в 6 и в 7
классах посыпался звездопад наград, тут же, конечно, стало интересно.
Грамота за отличную строевую выучку в смотре-конкурсе строя и песни; как
самый сообразительный класс на праздновании Масленицы; за 1 место по
мини-футболу; за 1 место в номинации «Лучшее актерское мастерство»
конкурса
инсценированной
военно-патриотической
песни
«Дорогами
войны»; 1 место по настольному теннису в рамках «Месячника оборонно-
массовой и военно-патриотической работы»; за активное участие в школьном
конкурсе чтецов русской и английской поэзии; за участие в конкурсе
экологических агитбригад «Природа – дом, в котором мы живём»; в конкурсе
инсценированной песни «Дорогами войны» в рамках оборонно-массовой и
военно-патриотической работы; в конкурсе рисунков «Святое дело – Родине
служить!» и так далее. Дети сдружились, научились уважать друг друга,
поддерживать, выручать друг друга.
С 6 класса стала организовывать совместные выезды. В 6 классе выезд
в лес на туристический слёт, где дети с удовольствием преодолевали
препятствия с помощью тренеров, готовили еду, собирали осенние букеты. В
7 классе на весенних каникулах мы посетили город-герой Волгоград, где,
затаив дыхание, дети слушали экскурсовода, ходили по Малахову кургану,
посетили музей-панораму «Сталинградская битва», осмотрели военную
технику под открытым небом, посетили исторический заповедник «Руины
мельницы К.Н. Грудинина».
В 8 классе
на весенних каникулах, правда, небольшим составом,
побывали в городе-герое Санкт-Петербурге с целью изучения истории своей
Родины, воспитания патриотизма, формирования здорового образа жизни.
Дети побывали в Царском Селе, в Лицее, где учился А.С. Пушкин, посетили
Эрмитаж.
Великолепие картин и скульптур Эрмитажа поражает воображение
своей изысканностью, мастерством создавших эти шедевры художников,
скульпторов, оружейников, ювелиров. Учащиеся своими глазами увидели
произведения самых знаменитых художников Западной Европы и России,
что, несомненно, будет способствовать воспитанию художественного вкуса.
Дворцы и площади, соборы и храмы, многочисленные памятники и
скульптуры, парки и каналы
создают неповторимый архитектурный
ансамбль Санкт-Петербурга, уникальный в своём роде.
Этот величественный город является средоточием разнообразных
знаний, о чем могут поведать Зоологический музей и Кунсткамера,
Этнографический музей. За короткое время просто невозможно посетить все
музеи этого замечательного города.
В
проектировании
и
строительстве
Санкт-Петербурга
были
задействованы
известнейшие
во
всем
мире
архитекторы,
инженеры,
скульпторы: Ф.Б. Растрелли, А. Бетанкур, П.П. Соколов, В. Бренна, А.Н.
Воронихин, Ч. Камерон, К.И. Росси и многие другие.
Неприступная Петропавловская крепость защищает город со стороны
Финского залива. На её территории расположены Монетный двор и
Петропавловский собор, ставший усыпальницей русских царей.
Легендарный крейсер «Аврора» по-прежнему стоит на боевом посту
напротив Зимнего дворца как символ новой эпохи в истории нашего
государства, начавшейся с выстрела из носового орудия этого корабля.
И, конечно, очень волнительным для всех было посещение музея,
посвященного несгибаемому мужеству воинов-героев и простых мирных
жителей, ценой своих жизней защитивших город во время Блокады
Ленинграда. Их подвиг бессмертен, память о них вечна.
Экскурсия в Санкт-Петербург воспитывает чувство сопричастности к
страницам истории нашего великого государства.
Многолетний упорный труд дал свои первые робкие успехи. Наблюдая
за своими учениками в День самоуправления, когда они на полном серьёзе
давали уроки по разным предметам учащимся 5-6 классов, я думала; «Вот и
мой труд не пропал даром. Учитель, воспитай ученика, чтоб было у кого
учиться».