Напоминание

УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КРЕАТИВНОСТИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ


Авторы: Сапко Александра Владимировна, Тяллева Ирина Алексеевна
Должность: кандидат педагогических наук
Учебное заведение: Севастопольский государственный университет
Населённый пункт: Севастополь
Наименование материала: статья
Тема: УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КРЕАТИВНОСТИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
Раздел: среднее образование





Назад




УДК 378:147

Тяллева Ирина Алексеевна

Доцент кафедры

«Педагогическое

образование » Кандидат

педагогических наук

Севастопольский государственный университет

(Россия, г. Севастополь)

Сапко Александра Владимировна

студент 2 курса магистратуры

кафедра «Педагогическое образование»,

Севастопольский государственный университет

(Россия, г. Севастополь)

УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ

КРЕАТИВНОСТИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Аннотация: в данной статье рассматривается основы профессиональной подготовки

будущих педагогов – совершенствования коммуникативных креативности.

В статье

также

проанализированы

педагогические

условия

формирования

коммуникативной

креативности.

Ключевые слова: педагог, коммуникативная креативность, метод проектов, студент,

общение

На данный момент педагог – это уникальная профессия, которая

предполагает

не

только

обучение

теоритическим

навыкам,

но

и

совершенствование практических коммуникативных умений, которые важны в

обучении для развития профессионализма. Но в то же время, для формирования

коммуникативной

креативноcти

требуется

соответствующая

научно-

методическая подготовка, которая на сегодняшний день не в полном объеме

соответствует

требованиям

общества

и

работодателей

для

развития

востребованного специалиста.

Рассмотрев научные источники, было выявлено, что в педагогической

литературе

уделяется

большое

внимание

вопросу

формирования

коммуникативных навыков будущих учителей. Вопросу коммуникативной

подготовке

педагогов

посвятили

такие

научные

исследователи

как

Л.Антропова, О.Вишневская, А.Казикин, О.Лешер, Е.Тармаева, А.Шерудило

[2,3,4,5]. Проанализировав научные источники, можно сделать вывод, что

авторы касаются только формирования коммуникативной компетенции, но

мало уделяется условиям ее эффективного развития.

Коммуникативное творчество и креативность в общении оцениваются с

точки

зрения

специфики

коммуникативного

процесса;

качества

коммуникативной

и

творческой

личности;

продукты

коммуникативного

творчества и характер творческой коммуникативной среды.

Коммуникативная компетентность как неотъемлемая часть структуры

творческой языковой личности сочетает в себе характеристики, способности,

навыки и способности, определяющие формирование межличностного опыта,

обучение во взаимодействии с другими людьми, всестороннюю способность

устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми,

систему внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективное

межличностное взаимодействие.

Коммуникативная креативность – это способность, которая выражается в

выработке оригинальных, нестандартных способов решения коммуникативных

задач, направленных на достижение коммуникативных целей и поддержание

субъективного благополучия [1 с.323].

Система формирования коммуникативной креативности, представляет

собой ряд структурных компонентов:

мотивационно-целевого,

содержательно-организационного,

оценочно-корректирующего,

рефлексивно-прогностического, направленных на формирование

составляющих коммуникативной креативности: эмоциональной, когнитивной,

конативной [1, с.326].

Источником

коммуникативной

креативности

является

личностные

особенности человека вместе с его чувствами, мыслями, действиями, которые

возникают в определенном контексте. Совершенствование коммуникативной

креативности педагогов состоит в более глубоком изучении коммуникативной

культуры, что и является развитием коммуникативного взаимодействия.

В совершенствовании формирования коммуникативной креативности

существуют

определенные

психологические

и

педагогические

факторы,

которые влияют на эффективность развития коммуникативности у будущих

педагогов. Данные факторы основаны на системе учебной деятельности,

способствующая определить их с ее системными признаками: организация

условий совершенствования внутренней мотивации к коммуникации, развитие

учебного

процесса

благодаря

привлечению

студентов

к

отбору

и

формированию учебных ситуаций, которые представляют собой различные

стили общения в повседневной профессионально-педагогической деятельности,

а также конфликтных ситуаций.

Одним

из

главных

условий

совершенствования

коммуникативной

креативности

является

эффективное

коммуникативное

педагогическое

взаимодействие

между

преподавателем

и

студентом.

Высокий

уровень

сформированной коммуникативной компетенции у педагога собственно влияет

на совершенствование коммуникативности у студентов, так как коммуникация

– это двусторонний обмен информацией, результатом которого является

взаимопонимание [4, с.15].

Также для успешного формирования коммуникативной креативности у

будущих

педагогов

важны

применения

различных

тренингов,

как

психологических, так и ролевых. Данные тренинги помогают совершенствовать

коммуникативные

навыки

у

студентов

и

развивать

профессиональную

коммуникацию.

Помимо этого, существует также метод проектов, которые предполагает

взаимодействие будущих педагогов в решении определенных задач, а также

развивает навыки сотрудничества друг с другом (работа в группе, работа в

паре, деловое общение). Метод проектов также позволяет повысить уровень

презентационной работы (монологическая речь, умение держать себя перед

публикой, отвечать на вопросы).

Благодаря

методу

проектов

у

будущих

учителей

развивается

личностный

профессионализм

и

проявляется

интерес

к

проектной

деятельности. Также данный метод позволяет будущим педагогам освоить

черты сотрудничества: навыки межличностного общения, индивидуальные и

групповые

действия.

Использование

метода

проектов

позволяет

совершенствовать коммуникативные навыки студентов: умение вступать в

диалог, вести монолог, выражать свое мнение, отвечать на спонтанные

вопросы, улаживать конфликты, работать в команде.

Из этого следует, что формирование коммуникативной креативности

будущих педагогов – это система не только знаний и умений, но и личных

качеств. От уровня преподавателя многое зависит в профессиональной

организации коммуникативной деятельности, поэтому важно организовывать

взаимодействие педагогов и студентов для освоения и совершенствования

будущими учителями коммуникативной креативности.

Данный

вопрос

условий

совершенствования

коммуникативной

креативности у будущих педагогов требует дальнейших исследований.

Список литературы:

1. Алексеева, Н.А. Коммуникативная креативность: понятие, структура /

А.Н. Алексеева // Психология и духовность человека в системе рыночных

отношений: Материалы III съезда психологов Чувашии / Под общ. ред. В.П.

Фоминых.

Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2006 .

318- 321 с.

2. Антропова Л.Г. Совершенствование коммуникативной компетентности

учителя на основе творческой рефлексии (в условиях дополнительного

образования) : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. Челябинск, 1999. 217 с.) ;

3. Вишневская О.Н. Актуализация коммуникативной креативности в

процессе межсубъектного затрудненного общения: дис. ... канд. психол. наук :

19.00.05. Кострома, 2015. 212 с.;

4.

Тармаева

Елена

Викторовна.

Развитие

коммуникативной

компетентности у будущих учителей : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Улан-

Удэ, 2007 174 с. РГБ ОД, 61:07-13/1129;

5. Лешер О.В., Казикин А.В. Партисипативный подход как теоретико-

методологическая

основа

воспитания

коммуникативной

креативности

магистрантов вуза // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 2.

С. 175.;

5. Шерудило А.В. Шерудило А.В. Компетентносный подход как основа

формирования будущих учителей // Проблемы и перспективы развития

образования: материалы II Международной научно-практической конференции.

Херсон, 2016. С.119-122

Sapko A.V.

Student of

Sevastopol State University

Department of Teaching

(Russia, Sevastopol)

CONDITIONS OF IMPROVEMENT OF COMMUNICATIVE CREATIVITY

AT FUTURE TEACHERS

This article presents the basics of training future teachers - improving communicative

creativity. The article also analyzes the pedagogical conditions for the formation of communicative

creativity.

Keywords: teacher, communicative creativity, project method, student, communication



В раздел образования