Автор: Якубова Альмира Рамильевна
Должность: магистрант
Учебное заведение: ФГАОУ ВО СКФУ
Населённый пункт: г.Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: Применение лабораторных работ при изучении многогранников в школьном курсе геометрии
Раздел: полное образование
Применение лабораторных работ при изучении многогранников в
школьном курсе геометрии
Использование
лабораторных
работ
при
обучении
геометрии
способствуют достижению следующих целей:
- образовательные: более прочное усвоение математических знаний
посредством активной учебной деятельности, формирование практических
умений и навыков, формирование
умения использования различных
счетных, измерительных и чертежных инструментов, углубление знаний
учащихся и обучение рациональному применению этих знаний, обучение
решению практико-ориентированных задач;
- воспитательные: привитие аккуратности и ответственности за свою
деятельность, формирование навыков общения в коллективе;
- развивающие: выработка наблюдательности, умения выдвигать и
проверять гипотезы, в ходе эксперимента опровергать ошибочные суждения,
повышение т интереса к процессу учения.
При изучении темы «Многогранники» можно проводить лабораторные
работы
на
конструирование
и
построение,
на
выдвижение
гипотез,
лабораторные работы с использованием ИКТ. Приведем примеры некоторых
лабораторных работ.
Лабораторная работа на конструирование
Тема: «Конструирование многогранников»
Цель: развитие конструктивных умений обучающихся.
Оборудование: набор
моделей
для
лабораторных
работ
по
стереометрии (рисунок 1.)
Рисунок 1 - Набор моделей для лабораторных работ по стереометрии
Предварительная подготовка: в начале урока следует повторить
понятия различных геометрических тел и их элементов.
Инструкция:
1.
Изобразить
на
чертеже
правильную
треугольную
призмы
(пирамиду, куб и др. на усмотрение учителя).
2.
Выбрать соответствующую развертку и построить указанный
многогранник.
Итог работы: демонстрация обучающимися своих работ.
В конце лабораторной работы желательно обсудить с обучающимися
вопросы:
Всегда ли для одного и того же многогранника только
единственная развертка? Для любого ли многогранника можно
построить развертку?
Лабораторная работа с использованием ИКТ
Тема: «Построение сечения куба».
Цель: сформировать умение построения сечения призмы по трем точкам,
принадлежащим ребрам.
Оборудование: программа
«Живая
математика»,
инструкция
к
лабораторной работе,
Предварительная подготовка: необходимо с обучающимися повторить
понятие сечения многогранника, выяснить, какими фигурами может быть
сечение куба, повторить свойства параллельных плоскостей.
Инструкция:
1.
Войти в программу «Живая математика», раздел «Производная».
2.
Выбрать положение точек K, M, L.
3.
Выполнить пошаговое построение сечения, проходящего через точки
K, M и L.
4.
Описать этапы построения сечения.
5.
Выполнить заливку полученного многоугольника, путем вращения
изучить сечение (рисунок 2).
Рисунок 2 - Построение сечения куба
6. Сделать вывод об этапах построении сечения:_________________
Итог работы: обсуждение выводов о способе построения сечения призмы.
Лабораторная работа на выдвижение гипотезы
Тема: «Правильные многогранники»
Цель:
расширение
знаний
о
правильных
многогранниках,
формирование умений выдвигать предположения
Оборудование: набор
моделей
правильных
многогранников,
раздаточный материал.
Инструкция:
1.
Рассмотрите
модели
и
рисунки
правильных
многогранников
(таблица 1)
Таблица 1. Правильные многогранники
Тетраэдр
Куб
Октаэдр
Додекаэдр
Икосаэдр
2.
Заполните таблицу
Многогранник
Вершины, В
Грани, Г
Ребра, Р
Тетраэдр
Гексаэдр
Октаэдр
Додекаэдр
Икосаэдр
3.
Определите закономерность между количеством вершин, граней и
ребер правильного многогранника. Попробуйте записать ее в виде
формулы__________________________
Итог
работы:
Выявленная
закономерность:
В+Г-Р=2.
Доказал
это
удивительное соотношение один из величайших математиков Леонард Эйлер
(1707-1783), поэтому формула названа его именем - формула Эйлера для
правильных многогранников.
Применение лабораторных работ н уроках геометрии, систематическое
включение их в учебную работу для повышения научно-теоретического
уровня, для усиления творческого характера процесса обучения геометрии
помогает улучшить качество математических знаний, является средством
формирования прочных конструктивных, измерительных и вычислительных
умений и навыков.