Напоминание

Применение лабораторных работ при изучении многогранников в школьном курсе геометрии


Автор: Якубова Альмира Рамильевна
Должность: магистрант
Учебное заведение: ФГАОУ ВО СКФУ
Населённый пункт: г.Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: Применение лабораторных работ при изучении многогранников в школьном курсе геометрии
Раздел: полное образование





Назад




Применение лабораторных работ при изучении многогранников в

школьном курсе геометрии

Использование

лабораторных

работ

при

обучении

геометрии

способствуют достижению следующих целей:

- образовательные: более прочное усвоение математических знаний

посредством активной учебной деятельности, формирование практических

умений и навыков, формирование

умения использования различных

счетных, измерительных и чертежных инструментов, углубление знаний

учащихся и обучение рациональному применению этих знаний, обучение

решению практико-ориентированных задач;

- воспитательные: привитие аккуратности и ответственности за свою

деятельность, формирование навыков общения в коллективе;

- развивающие: выработка наблюдательности, умения выдвигать и

проверять гипотезы, в ходе эксперимента опровергать ошибочные суждения,

повышение т интереса к процессу учения.

При изучении темы «Многогранники» можно проводить лабораторные

работы

на

конструирование

и

построение,

на

выдвижение

гипотез,

лабораторные работы с использованием ИКТ. Приведем примеры некоторых

лабораторных работ.

Лабораторная работа на конструирование

Тема: «Конструирование многогранников»

Цель: развитие конструктивных умений обучающихся.

Оборудование: набор

моделей

для

лабораторных

работ

по

стереометрии (рисунок 1.)

Рисунок 1 - Набор моделей для лабораторных работ по стереометрии

Предварительная подготовка: в начале урока следует повторить

понятия различных геометрических тел и их элементов.

Инструкция:

1.

Изобразить

на

чертеже

правильную

треугольную

призмы

(пирамиду, куб и др. на усмотрение учителя).

2.

Выбрать соответствующую развертку и построить указанный

многогранник.

Итог работы: демонстрация обучающимися своих работ.

В конце лабораторной работы желательно обсудить с обучающимися

вопросы:

Всегда ли для одного и того же многогранника только

единственная развертка? Для любого ли многогранника можно

построить развертку?

Лабораторная работа с использованием ИКТ

Тема: «Построение сечения куба».

Цель: сформировать умение построения сечения призмы по трем точкам,

принадлежащим ребрам.

Оборудование: программа

«Живая

математика»,

инструкция

к

лабораторной работе,

Предварительная подготовка: необходимо с обучающимися повторить

понятие сечения многогранника, выяснить, какими фигурами может быть

сечение куба, повторить свойства параллельных плоскостей.

Инструкция:

1.

Войти в программу «Живая математика», раздел «Производная».

2.

Выбрать положение точек K, M, L.

3.

Выполнить пошаговое построение сечения, проходящего через точки

K, M и L.

4.

Описать этапы построения сечения.

5.

Выполнить заливку полученного многоугольника, путем вращения

изучить сечение (рисунок 2).

Рисунок 2 - Построение сечения куба

6. Сделать вывод об этапах построении сечения:_________________

Итог работы: обсуждение выводов о способе построения сечения призмы.

Лабораторная работа на выдвижение гипотезы

Тема: «Правильные многогранники»

Цель:

расширение

знаний

о

правильных

многогранниках,

формирование умений выдвигать предположения

Оборудование: набор

моделей

правильных

многогранников,

раздаточный материал.

Инструкция:

1.

Рассмотрите

модели

и

рисунки

правильных

многогранников

(таблица 1)

Таблица 1. Правильные многогранники

Тетраэдр

Куб

Октаэдр

Додекаэдр

Икосаэдр

2.

Заполните таблицу

Многогранник

Вершины, В

Грани, Г

Ребра, Р

Тетраэдр

Гексаэдр

Октаэдр

Додекаэдр

Икосаэдр

3.

Определите закономерность между количеством вершин, граней и

ребер правильного многогранника. Попробуйте записать ее в виде

формулы__________________________

Итог

работы:

Выявленная

закономерность:

В+Г-Р=2.

Доказал

это

удивительное соотношение один из величайших математиков Леонард Эйлер

(1707-1783), поэтому формула названа его именем - формула Эйлера для

правильных многогранников.

Применение лабораторных работ н уроках геометрии, систематическое

включение их в учебную работу для повышения научно-теоретического

уровня, для усиления творческого характера процесса обучения геометрии

помогает улучшить качество математических знаний, является средством

формирования прочных конструктивных, измерительных и вычислительных

умений и навыков.



В раздел образования