Авторы: Туркота Вероника Алексеевна, Даржания Анна Дмитриевна
Должность: магистрант, доцент
Учебное заведение: ФГАОУ ВО СКФУ
Населённый пункт: г.Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: Формирование регулятивных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках математики
Раздел: полное образование
Формирование регулятивных универсальных учебных действий у
обучающихся на уроках математики
Рассмотрение и обоснование педагогических условий формирования
универсальных учебных действий у обучающихся является актуальным
вопросом для современной педагогической науки. Математика обладает
огромным потенциалом для достижения целей формирования универсальных
учебных действий, в частности регулятивных действий у обучающихся. В
статье рассматривается комплекс заданий на основе математического
материала, направленный на формирование регулятивных учебных действий.
Ключевые слова:
регулятивные универсальные учебные действия,
педагогические условия, математические задания.
Для успешного существования в современном обществе человек
должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе
конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные
ситуации. В школе учеников учат решать сложные математические примеры
и задачи, но не помогают в освоении способов преодоления жизненных
проблем.
Например, сейчас школьники озабочены проблемой сдачи ЕГЭ. Для этого их
родители нанимают репетиторов, тратят время и средства на подготовку к
экзаменам. В тоже время школьник, обладая умением самостоятельно
организовывать
свою
учебную
деятельность,
смог
бы
сам
успешно
подготовиться к экзаменам. Для того, чтобы это произошло должны быть
сформированы регулятивные УУД, а именно: школьник должен уметь
правильно поставить перед собой задачу, адекватно оценить уровень своих
знаний и умений, найти наиболее простой способ решения задачи и прочее.
Наша жизнь непредсказуема. При поступлении в ВУЗ или другие учебные
учреждения выпускнику требуются такие знания, которые в школе сейчас
преподаются в недостаточном объеме. Что бы ребенок не растерялся в такой
ситуации, ему необходимо овладеть УУД - универсальными учебными
действиями. Умение учиться необходимо для каждого человека. Это залог
его нормального адаптации в обществе, а также профессионального роста.
Увеличение
объема
знаний
и
ожидаемого
уровня
достижения
результатов
их
усвоения
в
основной
школе
привлекает
внимание
исследователей к проблеме развития самостоятельной учебной деятельности
учащихся. В частности, в исследованиях А.К. Марковой, Н.Ф. Талызиной и
других ученых неудача обучения школьников объясняется недостаточной
подготовкой их учебной деятельности. В связи с выявленными проблемами
остается актуальной задача формирования способности к обучению у
школьников в целом. В настоящее время термин «универсальные учебные
действия» (УУД) используется в научной литературе вместе с термином
«способность к обучению». Следовательно, необходимо определить суть
этого понятия. В пособии профессора А.Г. Асмолова и других авторов он
охарактеризован
следующим
образом:
«В
широком
смысле
термин
«универсальные учебные действия» означает способность к обучению», то
есть способность субъекта к саморазвитию - улучшение через сознательное и
активное освоение нового социального опыта. В более узком смысле этот
термин
можно
определить
как
совокупность
способов
действий
обучающегося (а также связанных с ними навыков воспитательной работы),
обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование
умений, в том числе организацию обучения.
При формировании математических представлений учащимся ставятся
учебные задания, формулировки которых отражают выполняемые ими
действия, знакомясь с универсальными учебными действиями. УУД — это
специфические средства преобразования учебного материала в процессе
решения учебных задач. Этот же учебный материал по курсу математики
направлен
на
создание
условий
для
обучения
регулятивных
УУД
школьников.
Регулирующая
деятельность
гарантирует,
что
учащиеся
организовывают
свою
образовательную
деятельность
и
включают
постановку целей, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию,
оценку и саморегулирование.
На основе математического содержания может быть разработан
комплекс заданий, направленный на формирование регулятивных УУД. Этот
комплекс дает обучающимся следующие регулирующие навыки: способность
выполнять действия в соответствии с моделью и заданным правилом; умение
поддерживать конкретную цель; возможность увидеть указанную ошибку и
исправить ее в соответствии с рекомендациями преподавателя; возможность
контролировать свои действия в зависимости от результата выполнения
определенных действий; способность адекватно понимать оценку взрослых и
сверстников.
Для формирования регулятивных универсальных учебных действий на
уроках возможны следующие виды заданий:
1.
Постановка учебной задачи, проблемная задача.
2.
Формулирование цели и темы урока.
3.
Решение
текстовых
задач
(в
соответствии
с
алгоритмом,
приведенным ниже).
4.
Преднамеренная ошибка.
5.
Задания на самоконтроль и взаимоконтроль.
6.
Задание «оцени результат», «выполни прикидку».
7.
Работа с учебником.
8.
Подведение итогов урока.
9.
Дискуссия.
Рассмотрим некоторые из приведенных заданий подробнее.
Проблемная задача. Проблемные ситуации практически всего курса
математики строятся на затруднении в выполнении нового задания. То есть
учащиеся сначала получают задание решить задачу, которую они могут
решить. Затем дается задача, похожая на предыдущую, но при этом
измененная так, что у детей возникают затруднения. Возникает вопрос «а
почему мы не можем ее решить?».
Эффективным в целях формирования регулятивных действий являются
задания на поиск преднамеренно совершенной ошибки. Ошибка может
содержаться в раздаточном печатном материале или быть совершена в
процессе решения примера на доске.
При проверке домашней работы или самостоятельной работы по теме
можно использовать прием взаимоконтроля в парах.
Задание «оцени результат», «выполни прикидку» можно проводить в
форме математического диктанта «да-нетки», когда необходимо ответить на
вопрос «может ли число а быть корнем уравнения?» не решая само
уравнение.
Формированию регулятивных действий способствует
регулярное
проведение рефлексии на различных этапах урока и подведение итогов в
конце урока.
Эффективное задание на формирование регулятивных УУД – это
текстовая задача, ведь работа с ней в полной мере воспроизводит правило
достижения поставленной цели.
Библиографический список
1.
Битянова, М. Р. Методические рекомендации к рабочей тетради
«Учимся
учиться
и
действовать».
Мониторинг
межпредметных
универсальных учебных действий / М. Р. Битянова, Т. В. Меркулова, А. Г.
Теплицкая. – 2-е изд. – Самара: Изд-во «Учебная литература»: Изд. дом
«Фёдоров», 2013. – 96 с.
2.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной
школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В.
Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. – М.:
Просвещение, 2008. – 151 с.
3.
Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие для
студ. сред. пед. учеб. заведений / Н. Ф. Талызина. – М.: Изд. центр
«Академия», 1998. – 288 с.