Напоминание

Формирование регулятивных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках математики


Авторы: Туркота Вероника Алексеевна, Даржания Анна Дмитриевна
Должность: магистрант, доцент
Учебное заведение: ФГАОУ ВО СКФУ
Населённый пункт: г.Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: Формирование регулятивных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках математики
Дата публикации: 09.06.2021
Раздел: полное образование





Назад




Формирование регулятивных универсальных учебных действий у

обучающихся на уроках математики

Рассмотрение и обоснование педагогических условий формирования

универсальных учебных действий у обучающихся является актуальным

вопросом для современной педагогической науки. Математика обладает

огромным потенциалом для достижения целей формирования универсальных

учебных действий, в частности регулятивных действий у обучающихся. В

статье рассматривается комплекс заданий на основе математического

материала, направленный на формирование регулятивных учебных действий.

Ключевые слова:

регулятивные универсальные учебные действия,

педагогические условия, математические задания.

Для успешного существования в современном обществе человек

должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе

конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные

ситуации. В школе учеников учат решать сложные математические примеры

и задачи, но не помогают в освоении способов преодоления жизненных

проблем.

Например, сейчас школьники озабочены проблемой сдачи ЕГЭ. Для этого их

родители нанимают репетиторов, тратят время и средства на подготовку к

экзаменам. В тоже время школьник, обладая умением самостоятельно

организовывать

свою

учебную

деятельность,

смог

бы

сам

успешно

подготовиться к экзаменам. Для того, чтобы это произошло должны быть

сформированы регулятивные УУД, а именно: школьник должен уметь

правильно поставить перед собой задачу, адекватно оценить уровень своих

знаний и умений, найти наиболее простой способ решения задачи и прочее.

Наша жизнь непредсказуема. При поступлении в ВУЗ или другие учебные

учреждения выпускнику требуются такие знания, которые в школе сейчас

преподаются в недостаточном объеме. Что бы ребенок не растерялся в такой

ситуации, ему необходимо овладеть УУД - универсальными учебными

действиями. Умение учиться необходимо для каждого человека. Это залог

его нормального адаптации в обществе, а также профессионального роста.

Увеличение

объема

знаний

и

ожидаемого

уровня

достижения

результатов

их

усвоения

в

основной

школе

привлекает

внимание

исследователей к проблеме развития самостоятельной учебной деятельности

учащихся. В частности, в исследованиях А.К. Марковой, Н.Ф. Талызиной и

других ученых неудача обучения школьников объясняется недостаточной

подготовкой их учебной деятельности. В связи с выявленными проблемами

остается актуальной задача формирования способности к обучению у

школьников в целом. В настоящее время термин «универсальные учебные

действия» (УУД) используется в научной литературе вместе с термином

«способность к обучению». Следовательно, необходимо определить суть

этого понятия. В пособии профессора А.Г. Асмолова и других авторов он

охарактеризован

следующим

образом:

«В

широком

смысле

термин

«универсальные учебные действия» означает способность к обучению», то

есть способность субъекта к саморазвитию - улучшение через сознательное и

активное освоение нового социального опыта. В более узком смысле этот

термин

можно

определить

как

совокупность

способов

действий

обучающегося (а также связанных с ними навыков воспитательной работы),

обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование

умений, в том числе организацию обучения.

При формировании математических представлений учащимся ставятся

учебные задания, формулировки которых отражают выполняемые ими

действия, знакомясь с универсальными учебными действиями. УУД — это

специфические средства преобразования учебного материала в процессе

решения учебных задач. Этот же учебный материал по курсу математики

направлен

на

создание

условий

для

обучения

регулятивных

УУД

школьников.

Регулирующая

деятельность

гарантирует,

что

учащиеся

организовывают

свою

образовательную

деятельность

и

включают

постановку целей, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию,

оценку и саморегулирование.

На основе математического содержания может быть разработан

комплекс заданий, направленный на формирование регулятивных УУД. Этот

комплекс дает обучающимся следующие регулирующие навыки: способность

выполнять действия в соответствии с моделью и заданным правилом; умение

поддерживать конкретную цель; возможность увидеть указанную ошибку и

исправить ее в соответствии с рекомендациями преподавателя; возможность

контролировать свои действия в зависимости от результата выполнения

определенных действий; способность адекватно понимать оценку взрослых и

сверстников.

Для формирования регулятивных универсальных учебных действий на

уроках возможны следующие виды заданий:

1.

Постановка учебной задачи, проблемная задача.

2.

Формулирование цели и темы урока.

3.

Решение

текстовых

задач

соответствии

с

алгоритмом,

приведенным ниже).

4.

Преднамеренная ошибка.

5.

Задания на самоконтроль и взаимоконтроль.

6.

Задание «оцени результат», «выполни прикидку».

7.

Работа с учебником.

8.

Подведение итогов урока.

9.

Дискуссия.

Рассмотрим некоторые из приведенных заданий подробнее.

Проблемная задача. Проблемные ситуации практически всего курса

математики строятся на затруднении в выполнении нового задания. То есть

учащиеся сначала получают задание решить задачу, которую они могут

решить. Затем дается задача, похожая на предыдущую, но при этом

измененная так, что у детей возникают затруднения. Возникает вопрос «а

почему мы не можем ее решить?».

Эффективным в целях формирования регулятивных действий являются

задания на поиск преднамеренно совершенной ошибки. Ошибка может

содержаться в раздаточном печатном материале или быть совершена в

процессе решения примера на доске.

При проверке домашней работы или самостоятельной работы по теме

можно использовать прием взаимоконтроля в парах.

Задание «оцени результат», «выполни прикидку» можно проводить в

форме математического диктанта «да-нетки», когда необходимо ответить на

вопрос «может ли число а быть корнем уравнения?» не решая само

уравнение.

Формированию регулятивных действий способствует

регулярное

проведение рефлексии на различных этапах урока и подведение итогов в

конце урока.

Эффективное задание на формирование регулятивных УУД – это

текстовая задача, ведь работа с ней в полной мере воспроизводит правило

достижения поставленной цели.

Библиографический список

1.

Битянова, М. Р. Методические рекомендации к рабочей тетради

«Учимся

учиться

и

действовать».

Мониторинг

межпредметных

универсальных учебных действий / М. Р. Битянова, Т. В. Меркулова, А. Г.

Теплицкая. – 2-е изд. – Самара: Изд-во «Учебная литература»: Изд. дом

«Фёдоров», 2013. – 96 с.

2.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной

школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В.

Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. – М.:

Просвещение, 2008. – 151 с.

3.

Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие для

студ. сред. пед. учеб. заведений / Н. Ф. Талызина. – М.: Изд. центр

«Академия», 1998. – 288 с.



В раздел образования