Автор: Рассказова Ирина Теодоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 125"
Населённый пункт: Кемеровская область, г. Новокузнецк
Наименование материала: творческая разработка
Тема: "Развитие речи детей 1 младшей группы пальчиковыми играми и упражнениями в практике работы воспитателя ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Развитие речи детей 1 младшей группы
пальчиковыми играми и упражнениями в практике работы воспитателя ДОУ
Рассказова Ирина Теодоровна, воспитатель
МБ ДОУ «Детский сад № 125», г.Новокузнецк
Речь – это, прежде всего инструмент общения. С развитием речи у ребенка связано
формирование личности в целом, развитие основных психических процессов. От богатства
словарного запаса, умения выбрать лучшее и точное слово зависит ясность и точность
мышления. При недостаточно развитой речи дошкольника, а тем более при каких-либо пусть и
не ярко выраженных проблемах возникают трудности в школьном возрасте с освоением
процессов чтения и письма. Исследователями разных стран установлено, а практикой
подтверждено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени
сформированности тонких движений пальцев рук. Оказывается, если внимательно посмотреть
снимок головного мозга, то становится ясно, что речевая область находится рядом с
двигательной областью, являясь ее частью. 1/3 всей площади двигательной проекции занимает
проекция кисти рук, расположенная близко от речевой зоны. Поэтому тренировка движений
пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие
ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к
письму и, что и не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры
головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок,
свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной
моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать
ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами,
счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и
аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети
часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам.
Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени
уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации
движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков
самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок
управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой
моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Успешность работы с детьми младшего возраста во многом зависит от того, как организована
работа с этой категорией детей в детском саду.
Формы работы:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Система работы представлена по следующим направлениям:
В
непосредственно
-
образовательной
деятельности
–
совместная
и
индивидуальная
дифференцированная работа с детьми;
Работа вне образовательной деятельности (пальчиковая гимнастика во второй половине дня);
Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2—5
минут ежедневно
Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самостоятельности в
области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи
детей.
Дело в том, что кисть руки имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга,
поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и
становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его
пальчиков достигают достаточной точности. Руки ребенка как бы подготавливают почву для
последующего развития речи.
Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в
своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают малышей и приносят им радость. Состояние
веселья пробуждает чувство радости от общения с другими ребятами, способствует
укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.
Главная цель пальчиковых игр — переключение внимания, улучшение координации и мелкой
моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при
повторении
стихотворных
строк
и
одновременном
движении
пальцами
у
малышей
формируется
правильное
звукопроизношение,
умение
быстро
и
четко
говорить,
совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.
Любые приемы — постукивания подушечками пальцев, растирание, поглаживание основания
пальцев, круговые движения по ладоням, легкий массаж предплечья — несут ребенку только
здоровье.
Разминание - можно организовать пальчиковую игру таким образом, чтобы дети разминали
руки друг другу. Некоторые упражнения требуют участия обеих рук, что позволяет малышам
научиться ориентироваться в таких понятиях, как «вправо-влево», «вверх-вниз», «вперед-
назад».
Массажные движения
-
создают благоприятные условия для мышечной деятельности,
ускоряя передачу нервного возбуждения от одних элементов к другим. В зависимости от темпа
проведения массаж может быть быстрым, средним и медленным. В первом случае повышается
возбудимость нервной системы. При медленном массаже она, напротив, снижается. Если
приемы выполняются в среднем темпе, обеспечивается успокаивающий эффект. Любой массаж
снимает утомление, повышает физическую и умственную активность, вызывает легкость и
бодрость.
Поглаживание - его следует выполнять ритмично, спокойно, свободно и легко скользя по
коже кончиками пальцев или ладонью. Поглаживания могут быть прямолинейными,
спиралевидными,
зигзагообразными,
попеременными,
продольными,
кругообразными
и
комбинированными. Кроме того, применяются щипцеобразные, гребнеобразные поглаживания
и просто глажение.
Растирание - в отличие от поглаживания при этом производится определенное давление на
поверхность и рука не скользит по ней, а как бы немного сдвигает кожу, образуя впереди
складку. Растирание выполняется подушечками пальцев или ладонью и также бывает
зигзагообразным, спиралевидным и прямолинейным.
Вибрация - весьма полезным массажным приемом в пальчиковых играх является вибрация, к
которой относятся похлопывание, рубление, поколачивание, встряхивание, потряхивание и т. д.
Она оказывает сильное воздействие на нервную систему. Так, слабая вибрация повышает
мышечный тонус, а сильная снижает повышенный тонус и снимает нервную возбудимость.
Массаж пальцев - в процессе пальчиковых игр большое внимание уделяется массажу самих
пальцев. При этом применяется несколько видов растирания: кругообразное подушечками
пальцев, кругообразное ребром ладони, спиралевидное основанием ладони, зигзагообразные и
прямолинейные «щипцы». Кроме всех перечисленных массажных приемов, во время игр
активно используются встряхивание и поглаживание пальцев.
Основные принципы проведения пальчиковых игр:
Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную
увлечённость игрой.
При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично
(особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети
произносят его целиком, соотнося слова с движением.
Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяются новыми.
Наиболее понравившиеся игры можно оставить в своей картотеке и возвращаться к ним
по желанию ребёнка.
Не надо ставить перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать
движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая
задача может «отбить» интерес к игре.
Нельзя принуждать ребёнка к игре, а обязательно надо разобраться в причинах отказа,
если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
Этапы разучивания игр:
1.
Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
2.
Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка.
3.
Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
4.
Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит
текст.
5.
Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и
помогает.
Пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с малышами, радовать их и вместе с
тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает
разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность
сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также
между взрослым и ребёнком.
Пальчиковые игры для детей необходимо предлагать от простого к сложному. Постепенно
от показа отказываются, остаются только словесные указания. Только если ребёнок действует
неправильно,
надо снова показать ему верное положение.
Сначала все упражнения
выполняются медленно. Если ребёнок не может самостоятельно принять позу и выполнить
требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. Можно научить
ребёнка в случае необходимости самого поддерживать одну руку другой или помогать
свободной рукой действиям работающей.
Начинать пальчиковые игры всегда надо с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно
использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.
Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то
повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять
синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно
выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно
надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.
Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребёнок
придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и,
если возможно, показать его творческие достижения, например, папе или бабушке.
Достичь хороших результатов в своей работе мне позволило использование разнообразных
форм работы с родителями, это:
индивидуальные беседы;
консультации для родителей, на которых объяснялось, что надо учить ребенка
манипулировать предметами, чтобы среди его игрушек обязательно были такие
игрушки,
как
пирамидки,
строительный
материал,
у
мальчиков
–
машинки,
конструкторы, у девочек – куклы;
рекомендации родителям в виде памяток, в которых обращаем внимание на
формирование самостоятельности у детей при одевании: следует терпеливо обучать их
застёгиванию и расстегиванию пуговиц, кнопок, молний, так как эти действия являются
базовыми, которые формируют ручную умелость;
консультации «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста», «Пальчиковая
гимнастика»;
практикум для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»;
книжки-раздвижки «Пальчиковые игры», которые обновляются по мере разучивания;
памятки для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к
школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому
работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а
именно с самого раннего возраста.
Список литературы
1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.:«Карапуз», 2007.
2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера,
2006.
3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом«Литера», 2006.
4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
5. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой
моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
7. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики - развиваем речь – Санкт –Петербург, 2013.
8. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.
9. Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.
10. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.
СПБ, Детство – Пресс, 2013.