Автор: Кичигина Людмила Назиржоновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 125"
Населённый пункт: Кемеровская область, г. Новокузнецк
Наименование материала: творческая разработка
Тема: " Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста в практике работы воспитателя ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
в практике работы воспитателя ДОУ
Кичигина Людмила Назиржоновна,
воспитатель МБ ДОУ «Детский сад № 125»,
г.Новокузнецк
Без эмоций и чувств невозможно восприятие окружающего мира. Эмоции и чувства
направляют наше внимание на важные события, они готовят нас к определённым действиям и
влияют на наш мыслительный процесс. Без эмоционального осознания, мы не в состоянии в
полной мере понять нашу собственную мотивацию и потребности, а также эффективно
общаться с другими людьми. То, как мы себя чувствуем, влияет на то, как мы думаем и о чём
мы думаем.
Согласно новейшим исследованиям, успешность человека зависит от коэффициента
умственного развития на 20 процентов, а от коэффициента эмоционального развития – почти на
80 процентов. Человек, не умеющий регулировать свои эмоции, неспособный понимать свои
эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакции окружающих, не может в жизни
быть успешным человеком. Гармоничное восприятие и использование своих эмоций открывает
новые горизонты в различных сферах общения. Выстраивать отношения в любых условиях –
смысл развития эмоционального интеллекта.
Основатели модели «эмоционального интеллекта» Д. .Майер и П. Сэловей выделяют
четыре её составляющие:
Смысл и значение развития эмоционального интеллекта - это выстраивание отношений в
любых условиях для того, чтобы быть успешным в современном обществе.
Особое место в развитии личности ребёнка в дошкольном возрасте принадлежит
окружающим его людям. В младшем дошкольном возрасте с их помощью дети знакомятся с
некоторыми правилами общения («нельзя драться», «нельзя кричать», «нельзя отнимать у
товарища», «нужно вежливо попросить у товарища», «нужно благодарить за помощь» и т.п.).
Чем старше становится дошкольник, тем всё большее число и более сложные правила
взаимоотношений он усваивает. Усвоение их происходит с большим трудом, нежели освоение
бытовых правил. К концу дошкольного возраста ребёнок усваивает с помощью взрослых
также немалое количество правил, связанных с трудовой и учебной деятельностью.
Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложный и порой
драматичный сценарий межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся,
мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие пакости. Все
эти отношения остро переживаются ребёнком и окрашены массой разнообразных эмоций.
Эмоциональная напряжённость и конфликтность детских отношений значительно выше, чем
среди взрослых. Взрослые иногда не подозревают о той богатейшей гамме чувств и
отношений, которую переживают
дети, и, естественно, не придают особого значения
детским дружбам, ссорам и обидам.
Важно систематизировать развитие социального и эмоционального интеллекта у детей
дошкольного возраста. Опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в дошкольном
возрасте, по мнению психологов, является весьма прочным и принимает характер установки.
Поэтому перед нами стоит цель:
Формирование у детей эмоционально - мотивационных установок по отношению к себе,
окружающим, сверстникам и взрослым людям.
Развитие навыков, умения и опыта, необходимых для адекватного поведения в обществе,
способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.
Из цели вытекают следующие основные задачи: сообщая детям знания
Воспитывать в них такие нравственные качества, как любовь к близким людям,
стремление заботиться о них.
Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ, как
собственного поведения, так и поступков окружающих людей.
Воспитывать интерес к окружающим людям, развивать чувства понимания и
потребности в общении.
Формировать у детей умения и навыки практического владения выразительными
движениями - мимикой, жестами, пантомимикой.
Развивать самоконтроль в отношении проявления своего эмоционального состояния в
ходе самостоятельной деятельности.
Необходимо сформировать у детей способность распознавать собственные чувства и чувства
других людей, чтобы уметь управлять своими эмоциями и поддерживать верный стиль в
отношениях.
Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста происходит поэтапно:
I этап
Ребёнок начинает понимать свои чувства. На этом этапе родители вместе с ребёнком
обсуждают эмоции, обращаясь к художественной литературе или мультфильмам,
обсуждают чувства героев и свои собственные. Здесь также важно ежедневно
интересоваться у ребёнка, какое у него настроение, какие он испытывал эмоции за день.
II этап
Ребёнок начинает понимать чувства других. Этот этап даёт родителям возможность
показать ребёнку, что мама или папа не всегда бывают в хорошем настроении и что это
нормально. Здесь уже можно объяснить ребёнку, что Вы не хотите играть в догонялки,
потому что сильно расстроились из-за проблем по работе и хотите спокойно посидеть с
малышом. Родители продолжают обращаться к сказкам или мультфильмам, анализируя
чувства героев. Понимая чувства другого, ребёнок развивает в себе эмпатию. Важно
показывать на своём примере взаимоотношения с другими людьми, строить атмосферу
взаимопонимания между родителями.
III этап
Ребёнок учится управлять своими эмоциями. На этом этапе родители показывают, как
можно выразить негативные чувства, не причиняя никому вреда, например, громко
покричать и попрыгать, поколотить подушку и т.д. Важно также научить поднимать себе
настроение подходящими для ребёнка способами. Выясните, что ребёнку больше всего
нравится и от чего у него улучшается настроение.
Содержание работы по развитию эмоциональной сферы может содержать следующие формы и
методы:
комфортная организация режимных моментов. Это организация жизни детей
определенные временные периоды, способствующая снятию накопившегося
утомления, предупреждающая возможные психоэмоциональные срывы.
оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурно
оздоровительных мероприятий.
Программы физкультурной терапии по своей структуре могут различаться, но четыре основных
компонента в них должны быть обязательными:
Утренняя терапевтическая гимнастика, Цель утренней гимнастики - поднятие мышечного
тонуса и создание хорошего настроения ребенка.
Закаливание. Водные процедуры эффективно воздействуют на психоэмоциональное
состояние, снимая стресс и напряжение. Регулярные закаливающие процедуры повышают
устойчивость нервной системы человека.
Терапевтические пешие прогулки. Особенность такой прогулки в том, что во время ее детям
задаются определенные психологические требования. На остановках педагог проводит с детьми
мини-тренинги, упражнения на психосаморегуляцию состояния, коммуникативно-
лингвистические игры, развлекательные, оздоровительные игры и др., смотря по ситуации и
местоположению.
Оздоровительные игры. Игры этой серии предназначены для профилактики утомления,
вызванного интенсивными интеллектуальными нагрузками. Физическая и психическая
компоненты в оздоровительных играх тесно взаимосвязаны.
Игротерапия (сюжетно-ролевые, коммуникативные и т.д.). Взаимосвязь между игрой и
эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах, становление и совершенствование
игровой деятельности влияет на возникновение и развития эмоций, а сформировавшиеся
эмоции влияют на развитие игры определённого содержания.
Обучающие беседы, рассказ воспитателя.
Сказкотерапия - современный, органичный природе человека метод передачи жизненно
важных знаний, гармонизации личности и развития эмоционального интеллекта.
Игровые обучающие ситуации, дискуссии, решение ситуативных задач.
Арт-терапия - представляет собой методику лечения при помощи художественного творчества
(рисование, ритмопластика, танец).
Психогимнастика - один из невербальных методов, который предполагает выражение
эмоционального состояния, эмоциональных проблем с помощью движения, мимики, жестов
(этюды, мимика, пантомимика).
Психолого - педагогические проекты («Наши эмоции», «Где живёт радость», «Школа добрых
волшебников» и т. д.).
Посещение комнаты психологической разгрузки.
Ведение «календаря эмоций» (помогает отслеживать своё эмоциональное
состояние в течении дня, недели, искать способы регулирования
негативными эмоциями)
Использование наглядных пособий (фотографии, рисунки, схемы и т.д.).
Накоплению эмоционального опыта, пониманию эмоций, умению регулировать свои эмоции
большую роль играют: чтение художественной литературы, прослушивание музыкальных
произведений, дидактические и творческие игры.
Самое приятное для каждого ребёнка занятие – игра. С помощью игр можно научить малыша
понимать и принимать все чувства и эмоции, которые он испытывает. Игра создает
положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают
наиболее активно.
В структурном отношении игра включает:
1. Мотив - то, что побуждает ребёнка к игре.
2. Сюжет - это та сторона действительности, те действия, которые ребёнок воспроизводит в
игре.
Основным средством реализации сюжета являются:
1. Игровые действия. Игровые действия ребёнок воспроизводит в соответствии с взятой на себя
ролью.
2. Роль - игровая позиция ребёнка, которую он реализует в соответствии с содержанием,
зависит от сюжета.
3. Содержание - это то, что ребёнок воспроизводит в качестве центрального, характерного
момента деятельности.
4. Игровые правила - дают ответ во что играть и как играть .
В играх живо, эмоционально отражаются накопленные детьми впечатления об окружающей
жизни. Чем богаче знания о жизни, тем многообразнее творчество и переживаемые чувства,
которые ребёнок отражает в своей игре.
Играя, ребёнок с увлечением бегает, прыгает, ползает, его движения совершенствуются, и он
становится физически более крепким. В игре дети легко преодолевают робость и застенчивость,
у них развивается находчивость и выдержка. В игровой деятельности развиваются умственные
способности и обогащается речь детей.
Своеобразие игры заключается в:
1. Свободе и самостоятельности ребёнка в игре (сами выбирают игру, распределяют роли,
определяют правила, содержание, подбирают партнера, свободно включаются и выходят из
игры).
2. Творческий характер игры.
3. Эмоциональная насыщенность игры.
Для того, чтобы игра действительно увлекла детей, лично затронула каждого из них, взрослому
(педагогу, родителю) необходимо быть ее непосредственным участником. Своими действиями,
эмоциональным общением с детьми, взрослый вовлекает детей в совместную деятельность,
делает ее важной и значимой для них, становится в игре центром притяжения. Это крайне
важно для развития эмоционального интеллекта ребёнка, так как именно в игре ребёнок
получает возможность освоить различные способы эмоционального взаимодействия, как
правило, с положительным результатом.
Принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки взрослых ребёнок проникается
чувствами других, сопереживает им, а это обуславливает развитие социальных эмоций,
формирование ориентации в системе человеческих отношений. ( рисунок 1)
Организованная педагогическая работа с детьми и их родителями может обогатить
эмоциональный опыт детей и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки
в их личностном развитии.
В работе с родителями по развитию эмоционального интеллекта использую следующие формы
работы:
- папки - передвижки («Что делать, если…», «Эмоционально - речевое развитие детей»,
«Эмоциональный мир дошкольника»…);
- информационные стенды («Памятка родителям от ребёнка: «Мои поступки - не смертельный
грех», «Если ребёнок капризничает», «Школа эмоций»…);
- консультации психолога, психологические тренинги;
- беседы («Нестабильность эмоционального состояния», «Кризис 3-х лет»…).;
- проекты ( «Наши эмоции», «Школа добрых волшебников» );
- групповые родительские собрания («Развитие эмоционального интеллекта ребёнка в семье»,
«Как избавиться от гнева»…), совместные досуговые праздники и прогулки, участие родителей
в проектах;
- открытые занятия;
- организация выставок поделок и работ, сделанных родителями совместно с детьми.
Эмоциональное развитие каждого ребенка уникально, родителю важно быть чутким, и замечать
где ребенку нужна поддержка, а где - ограничения. Для развития эмоционального интеллекта
необходима активная социальная жизнь ребенка, когда есть взаимодействие с другими и есть
возможность обсуждать с родителем плоды этого взаимодействия. Необходимо помнить, что
чувственные смыслы и социальная грамотность - результат культуры и обучения, важно
разговаривать с ребенком про переживания, давать им имена, обучать взаимодействовать с
другими людьми. Не стоит пускать такое важное дело как формирование эмоционального
интеллекта на самотек.
Список литературы
1. Арушанова А. Г Развитие коммуникативных способностей дошкольника.
2. Данилина Т.А. В мире детских эмоций: пособие для практ. работников ДОУ/ Т.А. Данилина,
В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. - 2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2006.
3. Коробицина Е.В. Формирование позитивных взаимоотношений родителей ф79 и детей 5-7
лет: диагностика, тренинги, занятия
4. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей: Популярное пособие для родителей и
педагогов. -Ярославль: Академия развития, 1996.
5. Семенкова С.И. Уроки добра. Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет-М.:
АРКТИ, 2002
Приложение
Игры и упражнения для развития эмоционального интеллекта у детей
Самое приятное для каждого ребёнка занятие – игра. С помощью игр можно научить малыша
понимать и принимать все чувства и эмоции, которые он испытывает. Мы подобрали
небольшой список игр, которые нацелены на то, чтобы повысить эмоциональный интеллект у
ребёнка.
Игры с эмоциональными пиктограммами
Для этой игры нужны специальные карточки с изображениями
эмоций. Предложите ребёнку вытянуть любую карточку, лежащую
картинкой вниз, и изобразить эмоцию, которая на ней нарисована
так, чтобы другие участники игры смогли её отгадать.
Игра «Что я чувствую сегодня»
Для этой игры можно использовать те же карточки с эмоциями, что
и в предыдущей. Каждый день предлагайте ребёнку взять картинку
с той эмоцией, которую он сегодня ощущал, и попросите
рассказать о ней.
Кукольный театр
Прекрасное занятие для закрепления любимых сказок, улучшения
выразительности речи и развития эмоционального интеллекта
через обыгрывание персонажей сказки.
Игры с мячом
Поиграйте с ребёнком в мяч, поочерёдно передавая его друг другу
и называя эмоции и их причину. Например, «мне приятно,
когда…», а дальше предлагайте свои варианты («меня хвалят»,
«ты мне улыбаешься» и т.д.).
Предлагайте разные эмоции
для закрепления у ребёнка всего спектра человеческих
чувств.
Игра «Угадай эмоцию по голосу»
Выберите любые фразы и произносите их с разной интонацией, а
ребёнку предложите угадать по голосу, что Вы чувствуете, затем
поменяйтесь ролями. Для этой игры подойдут самые обычные
фразы, например: «Я сегодня пойду в магазин», «На праздниках
мы поедем в деревню».