Автор: Иванова Наталья Геннадьевна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: ТОГБПОУ "Тамбовский колледж искусств"
Населённый пункт: г. Тамбов
Наименование материала: статья
Тема: Русский танец - особенности музыкально-ритмических характеристик
Раздел: среднее профессиональное
РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ – ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНО-
РИТМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК
Иванова Наталья Геннадьевна, концертмейстер ТОГБПОУ «ТКИ», г Тамбов
В сегодняшней непростой социальной ситуации в России, когда усилия
активных и неравнодушных слоев общества направлены на возрождение
духовных ценностей - народное творчество приобретает все более важное
значение. Отточенные веками, сохранившиеся в сотнях поколений шедевры
народных песен и танцев являются высшими духовными ценностями русского
народа, а также эффективным средством не только всестороннего воспитания,
но и сохранения и развития традиций национальной культуры народов нашей
страны. В связи с этим, возрастает ценность и значимость деятельности
педагога русского народного танца, а также и педагога-концертмейстера,
который для иллюстрации хореографических движений на уроках использует
лучшие образцы народной музыки. Превращая русский танец в средство
сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры,
педагоги возрождают у обучающихся чувство любви к родной земле, связь со
своим народом, ощущение счастья бытия и творчества.
Народное танцевальное творчество всегда сохраняло и развивало свои
традиции наравне с развитием других видов народного искусства. Живая связь
хореографии
с
жизнью,
с
эстетическими
требованиями
времени,
общественными
идеалами
сообщала
ей
определенные
черты.
Издавна
фольклорный танец исполнялся танцующими, прежде всего, для самих себя и
лишь отчасти для других. Это было душевной потребностью танцующих.
Собираясь на гулянья, отмечая праздники, люди исполняли танцы, взявшись за
руки, проходя разные рисунки - круги, цепочки, и поэтому они были рассчитаны
на большинство присутствующих, просты по движениям и незатейливы,
танцующие могли выходить из круга и, отдохнув, продолжать танец. В народе
были популярны веселые заводные хороводы, пляски, переплясы, народные
гулянья, которые широко применялись на различных ярмарках, увеселительных
сборищах и праздниках. Веселье, удаль, юмор, красивые национальные
костюмы - все это было характерно для самобытного народного творчества и
сопровождалось веселой, задушевной или лирической музыкой.
За многовековой период развития народной хореографии, начиная с
древнейших танцев славян и до стремительной русской пляски с ее блестящей,
своеобразной и жизнерадостной манерой исполнения, можно проследить
глубокое влияние народного искусства, культуры, традиций на становление и
развитие русской хореографии. В своих программах многие самодеятельные и
профессиональные ансамбли танца и народные хоры умело используют
замечательные традиции. Народная манера исполнения песни, игры, хоровода,
пляски не терпит фальши, искусственных эффектов. Для нее должны быть
характерны большая простота и в то же время мудрость, строгость и
достоинство, целомудрие и непосредственность, глубина и большая жизненная
правда, а главное - проникновенное, выразительное, высокохудожественное
исполнение. В прошлом в народной хореографии в основном преобладала
тематика, связанная с крестьянским укладом жизни. С течением времени жизнь
потребовала расширения тематических горизонтов, поставила новые задачи
перед хореографией. Изменились семейные праздники и обряды, свадьбы,
проводы в армию и др. Все это по-своему выражают и современные танцы.
Сама жизнь и строго научный подход к развитию народного творчества,
тщательное изучение всех процессов, происходящих в нем, подсказывают
правильный путь. Веяния времени требуют поисков таких путей использования
народного творчества, которые позволили бы возродить к жизни формы и
жанры танцевального фольклора, утратившие, как мне кажется, естественную
почву
для
своего
существования.
Специального
внимания
заслуживает
проблема
сохранения
и
поддержки
современных
жанров
фольклора,
стимулирование новых творческих проявлений широких слоев населения.
Многие балетмейстеры, хореографы, искусствоведы, культурологи, изучая
русский танец, пытаются проследить всю историю его развития. В результате
этого
в
настоящее
время
существует
большое
количество
учебников,
методических пособий и другой специальной литературы о русском танце.
Русский народный танец постоянно видоизменялся на протяжении всей его
истории, но и в настоящее время ведутся многочисленные фольклорные поездки
по всей России по изучению его особенностей. Но надо всегда помнить о том,
что искусство танца теснейшим образом связано с музыкой. Более того, танец,
по существу, немыслим без нее, причем хореография русского танца существует
в неразрывной слитности не только с инструментальной музыкой, но - даже в
большей степени – с песней.
Народная
фольклорная
песня
является
музыкально-поэтическим
творчеством народа. Это продукт музыкальной традиции, которая формируется
в процессе устной передачи, благодаря трем факторам - непрерывности,
вариантности и избирательности. Народная музыка существует на определённой
территории и в конкретное историческое время, то есть она ограничена
пространством и временем, что создаёт систему музыкально-фольклорных
диалектов в каждой народной музыкальной культуре.
2
Музыкальный фольклор - это народные песни и танцы, былины и
инструментальные
наигрыши.
В
отличие
от
профессиональной
музыки,
фольклор не знает авторства. Произведение живет в устной традиции,
передается от одного исполнителя к другому, подчас видоизменяется, поэтому
фольклористы в разных местах от разных исполнителей записывают порою
очень отличающиеся друг от друга варианты одной и той же песни или былины.
«Песни народные, как музыкальные организмы, отнюдь не сочинения
отдельных музыкально-творческих талантов, а произведение целого народа»,
- писал в свое время видный русский композитор и музыкальный критик А. Н.
Серов. [3] Но фольклор - не только народная мудрость. Это еще и проявление
души народа. Нельзя спутать русскую песню, например, с грузинской,
узбекской, калмыкской или с негритянской музыкой, как нельзя неаполитанский
напев спутать с шотландским наигрышем. Это происходит потому, что каждая
из них - порождение всей жизни народа, его истории, его быта. Народная песня,
весь музыкальный фольклор, - это основа профессионального композиторского
творчества.
Во многих произведениях русских композиторов мы слышим напевы
народных песен, ритмы танцев. И вся без исключения русская музыка
проникнута почерпнутыми из родного фольклора интонациями, мельчайшими
оборотами, которые и создают отличие одной национальной музыкальной
культуры от другой.
Народные песни – это раздел для истинных ценителей
русской музыкальной культуры. Сочиненные нашими предками эти песни
впитали в себя всю широту русской души, проникнувшись многовековым духом
традиций и обрядов. Ни один народ в Европе не имеет такого богатства песен и
напевов, красивых и оригинальных, как русский народ. Еще от 18 столетия мы
имеем свидетельство о том, как наши песни удивляли иностранных музыкантов
своей
свежестью
и
музыкальными
красотами.
Многие
зарубежные
композиторы, услышав русские песни, не могли поверить, «чтобы они были
случайным творением простых людей, но полагали оные произведением
искусных музыкальных сочинителей». [2] В свое время Рубинштейн, сильно
опасавшийся
за
будущность
европейской
музыки,
«единственный
залог
возможного ее развития видел в том полном самобытных красот музыкальном
фоне, какой представляет собой русская народная песня. Она одинаково
нравится
людям
образованным
и
необразованным,
музыкантам
и
не
музыкантам. Ее обаяние обуславливается не одной только мелодией, но
единением последней с текстом, особенностями ритма и многоголосного
исполнения, а также присущим ей в известной степени
юмором,
который
3
выражается в том, что веселое содержание иллюстрируется иногда минорной
мелодией». [3]
Русская песня отличается большой характерностью и своеобразием строения,
что объясняется, вероятно, наличностью в ней поэтическо-музыкальных
влияний соседних с великорусами финских и тюркских племен. Народная песня
неразрывно состоит из двух элементов: слов (текста) и напева. Народ не знает
так называемых «песен без слов»; он, прежде всего, придает значение словам,
их запоминает, а по ним запечатлевается в его памяти и напев.
Своеобразие,
особый стиль русской песни были отмечены очень давно - мелодия русского
народа в основании своем остается всегда той же самой, свойственной стране, и
не похожа ни на какую другую мелодию вне России.
Песенная культура на Руси складывалась исстари. Песня, как и различные
мелодии, прерывистые, в обрывках, природы, всех времен года, пронизывали
жизнь народа, его будни, труд и праздники. Русская проза формируется в стихии
песенной, в былинно-сказочной культуре народной жизни. Музыка становится
ведущим, всеобъемлющим видом искусства, как не бывало нигде, даже в
классической древности. Песенное начало танцевальной музыки определяет ее
тончайший и высочайший лиризм, это в сфере чувств и переживаний, а по
мысли - чистейший гуманизм, что является отличительной особенностью
русской музыки, поскольку все это присутствует в музыке русской души и
природы. Поэзия и лиризм в ней не сентиментализм и не романтика, а высокий
трагический пафос жизни и борьбы за свободу и достоинство человека и народа,
и всего человечества.
Те, кто вырос, родившись, казалось, в далекой глуши, на русской музыке и
песне, звучавших из уст бабушек и мам, а также по радио, из кинофильмов,
впитали в себя всю ее красоту и неповторимость. Многие люди, не владеющие
музыкальной грамотой, уверена, любят и ценят исконно народную музыку в ее
высших достижениях, и едва услышав ее, узнают ее, душа их непременно
отзовется, знакомые до боли мелодии пронижут все тело волнением. Так, вся
русская классика, вышедшая из народной музыки, которую мы слышим в
фильмах, операх, балетах, концертах - в узнаваемых отрывках у людей на слуху,
потому что вся истинно любимая нами музыка выросла из нашей земли. Столь
удивительное воздействие русской музыки, о чем с восторгом и со знанием дела
говорят, разумеется, прежде всего, музыканты из нескольких плеяд гениальных
композиторов всего мира, объясняется тем, что корни всей русской музыки, ее
истоки, нежность, проникновенность, широта и лиризм - в русской песне.
Таким образом, важную роль в процессе обучения русскому танцу играет
4
музыкальное сопровождение, которое полностью должно строиться на лучших
песенных образцах народной музыки. Яркая и самобытная народная музыка
должна быть содержанием всех форм, комбинаций и элементов русского танца.
Музыка должна соответствовать движению по характеру, стилю, колориту,
темпу. Есть русские народные мелодии, которые давно уже вошли в нашу жизнь
как нечто каждодневное, привычное, остро необходимое, как воздух, которым
мы дышим. Они перешагнули государственные границы и гуляют по всему
свету. Таковы русские народные песни «Светит месяц», «Рябина», «Калинка-
малинка», «Коробейники», «Вдоль по Питерской» и многие другие. Идеальное
сочетание песни, инструментального исполнительства и танца – давняя и весьма
плодотворная традиция музицирования русского народа. [5]
Даная
работа
ставит
целью
обобщить
тематический
материал,
характеризующий наиболее яркие и запоминающиеся русские народные песни,
напевы,
наигрыши
танцевального
характера
для
применения
их
в
хореографических классах и постановках по предмету русский танец.
Одним из древнейших видов русского народного искусства, связанного с
движением, является хоровод. Это одна из национально-своеобразных форм
общественного
гуляния,
сопровождаемого
пением,
музыкой,
а
также
различными видами народной хореографии. Ничто не сравниться по красоте и
одухотворенности
с
мелодией
русского
хоровода.
Его
самобытность
заключается в многообразии видов, в неразрывной связи его содержания с
русской действительностью, в характере исполнения и бытования, в преемстве
его с традициями и первобытными обрядами. Как обряд, так и хоровод,
представляют из себя действо или игру. Не случайно их называют «игрищами»,
а свадьбу – «свадебной игрой». Хоровод, как и любой русский обряд,
представляет из себя действие в миниатюре. Так, хороводы «Просо», «Бояре»,
«Заплетись, плетень» построены в форме диалога. Под пение своих реплик
группы танцующих то наступают одна на другую, то отступают назад. Русскому
хороводу присуща и театрализация. «Хороводы сопровождаются пением
соответствующих
по
содержанию
песен,
которым
обычно
присущи
сравнительно
медленные
и
умеренные
темпы,
плавная
мелодика,
выразительность интонации, свобода ритмики. Под такое пение удобно ходить,
передавать пластикой тела образный строй песни».[1]
Хореографы, разрабатывающие хороводы, уделяют им и их элементам
большое внимание.
Второй вид самобытной народной хореографии является пляска. Русская
народная
пляска
представляет
собой
свободную
импровизацию
с
использованием характерных национальных танцевальных движений. Она, как
5
правило,
не
связана
строго
регламентированной
последовательностью
движений. Как и хороводы, пляски сопровождались песнями шуточной или
любовной тематики, весьма разнообразными по содержанию, форме и ритму.
Плясовые песни, в отличие от хороводных, исполняются в более подвижных,
иногда очень быстрых темпах. Важную роль приобретает ясный и четкий ритм,
подчеркиваемый прихлопыванием в ладоши и притоптыванием. Например,
«Пойду ль я, выйду ль я», «Я на горку шла» и др. Музыка русской пляски
незатейлива, проста в своей основе. Обычно она состоит из двух частей:
начинается медленно, тяжело, постепенно ускоряется и доходит до темповой и
эмоциональной кульминации. В течение нескольких столетий русский народ из
великого множества вариантов своих песен, плясок и инструментальных
наигрышей отобрал и отшлифовал несколько наиболее типичных образцов,
ставших
любимыми
и
общепризнанными.
Это
«Русская»,
«Барыня»,
«Камаринская», «Цыганочка», «Тимоня», «Семеновна», «Полянка» и др.
Музыка этих танце является сегодня основой русской народной и современной
профессиональной хореографии.
Активным поставщиком музыкального тематизма русской хореографии
является частушка – своеобразный жанр русского музыкально-поэтического
фольклора.
Это
обычно
четырёхстрочные
или
двустрочные
песенки,
являющиеся живим откликом на явления жизни, с ясной положительной или
отрицательной оценкой, при которой важную роль играют шутка и ирония:
частушки выражают непосредственную реакцию их авторов и исполнителей на
изображаемое в них. «Причинами, вызвавшими к жизни миниатюрную форму
народной лирики – частушки, были: значительная ломка жизни, быстрая смена
её явлений, что вызвало необходимость быстро выражать отношение к ним и
определило многотемность частушек». [4]
К жанровым особенностям частушек относятся их предельная краткость и
экономность выражения и передачи жизненного содержания, сюжетных
ситуаций и переживаний героев. Русская частушка связана одновременно и с
песней, и с танцем, и с инструментальной музыкой. Формы частушек очень
гибки и разнообразны. Но, как и в случае с плясками, народ с течением времени
отобрал
наиболее
яркие,
характерные
мелодические
варианты,
ставшие
наиболее любимыми. Например, «Подгорная» - общеизвестные лирические
припевки, широко распространенные в Сибири и Дальнем Востоке.
Или
«Семеновна»
-
известная
частушечная
мелодия,
отличающаяся
острой,
синкопированной ритмикой.
Перечисление народно-песенного материала и его характеристик можно было
продолжить еще очень долго. Этот материал издается в различных фольклорных
6
сборниках, в специальных изданиях, посвященных народным танцам, а также
предназначенный для концертмейстеров. Но, чаще всего, в этих сборниках
дается именно материал, заготовки или, как принято называть, «кирпичики», из
которых композитор строит здание музыкального сочинения, именуемого
сопровождением танца. При этом вступают в силу общие для музыки всех
жанров принципы драматургии, развития формы. Коснемся лишь некоторых
особенностей, вытекающих из специфики русского танца и его музыки.
В танцах или плясках чисто народного происхождения возможно и даже
желательно
использовать
именно
закрепившейся
за
данной
пляской
музыкальный материал. Его развитие происходит за счет традиционного в
народной
музыке
варьирования.
В
это
понятие
входит
не
только
орнаментальное расцвечивание мелодии, ее ритмического рисунка, но и
обогащение гармонии, лада, формы или инструментовки. Естественно, то все
изменения в звучании должно быть увязано с танцевальным построением.
Важной стороной концертмейстерской техники сопровождения танцу является
владение модуляциями, то есть сменами тональности и лада. Естественнее всего
пользоваться сопоставлением минора и мажора в музыке при наличии в танце
женских и мужских партий.
Таким образом, опытный хореограф, преподающий русский танец, может в
творческом содружестве с концертмейстером создавать на уроках очень
интересные комбинации или развернутые этюды, используя свои знания о
богатстве русского фольклорного хореографического материала. Учебные
комбинации - это, как уже говорилось, «кирпичики», из которых вырастет
«здание» занятия. Движения, выстроенные в определенной последовательности,
являются формой, которую необходимо наполнить содержанием. Привлекая при
сочинении комбинации элементы народного танца, желательно отбирать те,
которые бы соответствовали по стилю основному движению. Соединяя учебные
элементы движений с танцевальными, можно получать интересные находки.
Все творческие усилия педагога и концертмейстера на уроках русского танца
должны быть направлены на гармоничное слияние исконно-русской народной
музыки и движения русского танца.
Литература
1. Бачинская Н. М. Русские хороводы и хороводные песни. Л., 2005.
2. Богданов Г. Ф. Самобытность русского танца. Учебное пособие. М., 2001.
3.
Русское
народное
творчество.
Хрестоматия.
М.,
Музыка,
2004.
4. Суханов И. В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 2001.
5 . Широков А. Музыка русского народного танца.
7
8