Напоминание

Русский танец - особенности музыкально-ритмических характеристик


Автор: Иванова Наталья Геннадьевна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: ТОГБПОУ "Тамбовский колледж искусств"
Населённый пункт: г. Тамбов
Наименование материала: статья
Тема: Русский танец - особенности музыкально-ритмических характеристик
Раздел: среднее профессиональное





Назад




РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ – ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНО-

РИТМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК

Иванова Наталья Геннадьевна, концертмейстер ТОГБПОУ «ТКИ», г Тамбов

В сегодняшней непростой социальной ситуации в России, когда усилия

активных и неравнодушных слоев общества направлены на возрождение

духовных ценностей - народное творчество приобретает все более важное

значение. Отточенные веками, сохранившиеся в сотнях поколений шедевры

народных песен и танцев являются высшими духовными ценностями русского

народа, а также эффективным средством не только всестороннего воспитания,

но и сохранения и развития традиций национальной культуры народов нашей

страны. В связи с этим, возрастает ценность и значимость деятельности

педагога русского народного танца, а также и педагога-концертмейстера,

который для иллюстрации хореографических движений на уроках использует

лучшие образцы народной музыки. Превращая русский танец в средство

сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры,

педагоги возрождают у обучающихся чувство любви к родной земле, связь со

своим народом, ощущение счастья бытия и творчества.

Народное танцевальное творчество всегда сохраняло и развивало свои

традиции наравне с развитием других видов народного искусства. Живая связь

хореографии

с

жизнью,

с

эстетическими

требованиями

времени,

общественными

идеалами

сообщала

ей

определенные

черты.

Издавна

фольклорный танец исполнялся танцующими, прежде всего, для самих себя и

лишь отчасти для других. Это было душевной потребностью танцующих.

Собираясь на гулянья, отмечая праздники, люди исполняли танцы, взявшись за

руки, проходя разные рисунки - круги, цепочки, и поэтому они были рассчитаны

на большинство присутствующих, просты по движениям и незатейливы,

танцующие могли выходить из круга и, отдохнув, продолжать танец. В народе

были популярны веселые заводные хороводы, пляски, переплясы, народные

гулянья, которые широко применялись на различных ярмарках, увеселительных

сборищах и праздниках. Веселье, удаль, юмор, красивые национальные

костюмы - все это было характерно для самобытного народного творчества и

сопровождалось веселой, задушевной или лирической музыкой.

За многовековой период развития народной хореографии, начиная с

древнейших танцев славян и до стремительной русской пляски с ее блестящей,

своеобразной и жизнерадостной манерой исполнения, можно проследить

глубокое влияние народного искусства, культуры, традиций на становление и

развитие русской хореографии. В своих программах многие самодеятельные и

профессиональные ансамбли танца и народные хоры умело используют

замечательные традиции. Народная манера исполнения песни, игры, хоровода,

пляски не терпит фальши, искусственных эффектов. Для нее должны быть

характерны большая простота и в то же время мудрость, строгость и

достоинство, целомудрие и непосредственность, глубина и большая жизненная

правда, а главное - проникновенное, выразительное, высокохудожественное

исполнение. В прошлом в народной хореографии в основном преобладала

тематика, связанная с крестьянским укладом жизни. С течением времени жизнь

потребовала расширения тематических горизонтов, поставила новые задачи

перед хореографией. Изменились семейные праздники и обряды, свадьбы,

проводы в армию и др. Все это по-своему выражают и современные танцы.

Сама жизнь и строго научный подход к развитию народного творчества,

тщательное изучение всех процессов, происходящих в нем, подсказывают

правильный путь. Веяния времени требуют поисков таких путей использования

народного творчества, которые позволили бы возродить к жизни формы и

жанры танцевального фольклора, утратившие, как мне кажется, естественную

почву

для

своего

существования.

Специального

внимания

заслуживает

проблема

сохранения

и

поддержки

современных

жанров

фольклора,

стимулирование новых творческих проявлений широких слоев населения.

Многие балетмейстеры, хореографы, искусствоведы, культурологи, изучая

русский танец, пытаются проследить всю историю его развития. В результате

этого

в

настоящее

время

существует

большое

количество

учебников,

методических пособий и другой специальной литературы о русском танце.

Русский народный танец постоянно видоизменялся на протяжении всей его

истории, но и в настоящее время ведутся многочисленные фольклорные поездки

по всей России по изучению его особенностей. Но надо всегда помнить о том,

что искусство танца теснейшим образом связано с музыкой. Более того, танец,

по существу, немыслим без нее, причем хореография русского танца существует

в неразрывной слитности не только с инструментальной музыкой, но - даже в

большей степени – с песней.

Народная

фольклорная

песня

является

музыкально-поэтическим

творчеством народа. Это продукт музыкальной традиции, которая формируется

в процессе устной передачи, благодаря трем факторам - непрерывности,

вариантности и избирательности. Народная музыка существует на определённой

территории и в конкретное историческое время, то есть она ограничена

пространством и временем, что создаёт систему музыкально-фольклорных

диалектов в каждой народной музыкальной культуре.

2

Музыкальный фольклор - это народные песни и танцы, былины и

инструментальные

наигрыши.

В

отличие

от

профессиональной

музыки,

фольклор не знает авторства. Произведение живет в устной традиции,

передается от одного исполнителя к другому, подчас видоизменяется, поэтому

фольклористы в разных местах от разных исполнителей записывают порою

очень отличающиеся друг от друга варианты одной и той же песни или былины.

«Песни народные, как музыкальные организмы, отнюдь не сочинения

отдельных музыкально-творческих талантов, а произведение целого народа»,

- писал в свое время видный русский композитор и музыкальный критик А. Н.

Серов. [3] Но фольклор - не только народная мудрость. Это еще и проявление

души народа. Нельзя спутать русскую песню, например, с грузинской,

узбекской, калмыкской или с негритянской музыкой, как нельзя неаполитанский

напев спутать с шотландским наигрышем. Это происходит потому, что каждая

из них - порождение всей жизни народа, его истории, его быта. Народная песня,

весь музыкальный фольклор, - это основа профессионального композиторского

творчества.

Во многих произведениях русских композиторов мы слышим напевы

народных песен, ритмы танцев. И вся без исключения русская музыка

проникнута почерпнутыми из родного фольклора интонациями, мельчайшими

оборотами, которые и создают отличие одной национальной музыкальной

культуры от другой.

Народные песни – это раздел для истинных ценителей

русской музыкальной культуры. Сочиненные нашими предками эти песни

впитали в себя всю широту русской души, проникнувшись многовековым духом

традиций и обрядов. Ни один народ в Европе не имеет такого богатства песен и

напевов, красивых и оригинальных, как русский народ. Еще от 18 столетия мы

имеем свидетельство о том, как наши песни удивляли иностранных музыкантов

своей

свежестью

и

музыкальными

красотами.

Многие

зарубежные

композиторы, услышав русские песни, не могли поверить, «чтобы они были

случайным творением простых людей, но полагали оные произведением

искусных музыкальных сочинителей». [2] В свое время Рубинштейн, сильно

опасавшийся

за

будущность

европейской

музыки,

«единственный

залог

возможного ее развития видел в том полном самобытных красот музыкальном

фоне, какой представляет собой русская народная песня. Она одинаково

нравится

людям

образованным

и

необразованным,

музыкантам

и

не

музыкантам. Ее обаяние обуславливается не одной только мелодией, но

единением последней с текстом, особенностями ритма и многоголосного

исполнения, а также присущим ей в известной степени

юмором,

который

3

выражается в том, что веселое содержание иллюстрируется иногда минорной

мелодией». [3]

Русская песня отличается большой характерностью и своеобразием строения,

что объясняется, вероятно, наличностью в ней поэтическо-музыкальных

влияний соседних с великорусами финских и тюркских племен. Народная песня

неразрывно состоит из двух элементов: слов (текста) и напева. Народ не знает

так называемых «песен без слов»; он, прежде всего, придает значение словам,

их запоминает, а по ним запечатлевается в его памяти и напев.

Своеобразие,

особый стиль русской песни были отмечены очень давно - мелодия русского

народа в основании своем остается всегда той же самой, свойственной стране, и

не похожа ни на какую другую мелодию вне России.

Песенная культура на Руси складывалась исстари. Песня, как и различные

мелодии, прерывистые, в обрывках, природы, всех времен года, пронизывали

жизнь народа, его будни, труд и праздники. Русская проза формируется в стихии

песенной, в былинно-сказочной культуре народной жизни. Музыка становится

ведущим, всеобъемлющим видом искусства, как не бывало нигде, даже в

классической древности. Песенное начало танцевальной музыки определяет ее

тончайший и высочайший лиризм, это в сфере чувств и переживаний, а по

мысли - чистейший гуманизм, что является отличительной особенностью

русской музыки, поскольку все это присутствует в музыке русской души и

природы. Поэзия и лиризм в ней не сентиментализм и не романтика, а высокий

трагический пафос жизни и борьбы за свободу и достоинство человека и народа,

и всего человечества.

Те, кто вырос, родившись, казалось, в далекой глуши, на русской музыке и

песне, звучавших из уст бабушек и мам, а также по радио, из кинофильмов,

впитали в себя всю ее красоту и неповторимость. Многие люди, не владеющие

музыкальной грамотой, уверена, любят и ценят исконно народную музыку в ее

высших достижениях, и едва услышав ее, узнают ее, душа их непременно

отзовется, знакомые до боли мелодии пронижут все тело волнением. Так, вся

русская классика, вышедшая из народной музыки, которую мы слышим в

фильмах, операх, балетах, концертах - в узнаваемых отрывках у людей на слуху,

потому что вся истинно любимая нами музыка выросла из нашей земли. Столь

удивительное воздействие русской музыки, о чем с восторгом и со знанием дела

говорят, разумеется, прежде всего, музыканты из нескольких плеяд гениальных

композиторов всего мира, объясняется тем, что корни всей русской музыки, ее

истоки, нежность, проникновенность, широта и лиризм - в русской песне.

Таким образом, важную роль в процессе обучения русскому танцу играет

4

музыкальное сопровождение, которое полностью должно строиться на лучших

песенных образцах народной музыки. Яркая и самобытная народная музыка

должна быть содержанием всех форм, комбинаций и элементов русского танца.

Музыка должна соответствовать движению по характеру, стилю, колориту,

темпу. Есть русские народные мелодии, которые давно уже вошли в нашу жизнь

как нечто каждодневное, привычное, остро необходимое, как воздух, которым

мы дышим. Они перешагнули государственные границы и гуляют по всему

свету. Таковы русские народные песни «Светит месяц», «Рябина», «Калинка-

малинка», «Коробейники», «Вдоль по Питерской» и многие другие. Идеальное

сочетание песни, инструментального исполнительства и танца – давняя и весьма

плодотворная традиция музицирования русского народа. [5]

Даная

работа

ставит

целью

обобщить

тематический

материал,

характеризующий наиболее яркие и запоминающиеся русские народные песни,

напевы,

наигрыши

танцевального

характера

для

применения

их

в

хореографических классах и постановках по предмету русский танец.

Одним из древнейших видов русского народного искусства, связанного с

движением, является хоровод. Это одна из национально-своеобразных форм

общественного

гуляния,

сопровождаемого

пением,

музыкой,

а

также

различными видами народной хореографии. Ничто не сравниться по красоте и

одухотворенности

с

мелодией

русского

хоровода.

Его

самобытность

заключается в многообразии видов, в неразрывной связи его содержания с

русской действительностью, в характере исполнения и бытования, в преемстве

его с традициями и первобытными обрядами. Как обряд, так и хоровод,

представляют из себя действо или игру. Не случайно их называют «игрищами»,

а свадьбу – «свадебной игрой». Хоровод, как и любой русский обряд,

представляет из себя действие в миниатюре. Так, хороводы «Просо», «Бояре»,

«Заплетись, плетень» построены в форме диалога. Под пение своих реплик

группы танцующих то наступают одна на другую, то отступают назад. Русскому

хороводу присуща и театрализация. «Хороводы сопровождаются пением

соответствующих

по

содержанию

песен,

которым

обычно

присущи

сравнительно

медленные

и

умеренные

темпы,

плавная

мелодика,

выразительность интонации, свобода ритмики. Под такое пение удобно ходить,

передавать пластикой тела образный строй песни».[1]

Хореографы, разрабатывающие хороводы, уделяют им и их элементам

большое внимание.

Второй вид самобытной народной хореографии является пляска. Русская

народная

пляска

представляет

собой

свободную

импровизацию

с

использованием характерных национальных танцевальных движений. Она, как

5

правило,

не

связана

строго

регламентированной

последовательностью

движений. Как и хороводы, пляски сопровождались песнями шуточной или

любовной тематики, весьма разнообразными по содержанию, форме и ритму.

Плясовые песни, в отличие от хороводных, исполняются в более подвижных,

иногда очень быстрых темпах. Важную роль приобретает ясный и четкий ритм,

подчеркиваемый прихлопыванием в ладоши и притоптыванием. Например,

«Пойду ль я, выйду ль я», «Я на горку шла» и др. Музыка русской пляски

незатейлива, проста в своей основе. Обычно она состоит из двух частей:

начинается медленно, тяжело, постепенно ускоряется и доходит до темповой и

эмоциональной кульминации. В течение нескольких столетий русский народ из

великого множества вариантов своих песен, плясок и инструментальных

наигрышей отобрал и отшлифовал несколько наиболее типичных образцов,

ставших

любимыми

и

общепризнанными.

Это

«Русская»,

«Барыня»,

«Камаринская», «Цыганочка», «Тимоня», «Семеновна», «Полянка» и др.

Музыка этих танце является сегодня основой русской народной и современной

профессиональной хореографии.

Активным поставщиком музыкального тематизма русской хореографии

является частушка – своеобразный жанр русского музыкально-поэтического

фольклора.

Это

обычно

четырёхстрочные

или

двустрочные

песенки,

являющиеся живим откликом на явления жизни, с ясной положительной или

отрицательной оценкой, при которой важную роль играют шутка и ирония:

частушки выражают непосредственную реакцию их авторов и исполнителей на

изображаемое в них. «Причинами, вызвавшими к жизни миниатюрную форму

народной лирики – частушки, были: значительная ломка жизни, быстрая смена

её явлений, что вызвало необходимость быстро выражать отношение к ним и

определило многотемность частушек». [4]

К жанровым особенностям частушек относятся их предельная краткость и

экономность выражения и передачи жизненного содержания, сюжетных

ситуаций и переживаний героев. Русская частушка связана одновременно и с

песней, и с танцем, и с инструментальной музыкой. Формы частушек очень

гибки и разнообразны. Но, как и в случае с плясками, народ с течением времени

отобрал

наиболее

яркие,

характерные

мелодические

варианты,

ставшие

наиболее любимыми. Например, «Подгорная» - общеизвестные лирические

припевки, широко распространенные в Сибири и Дальнем Востоке.

Или

«Семеновна»

-

известная

частушечная

мелодия,

отличающаяся

острой,

синкопированной ритмикой.

Перечисление народно-песенного материала и его характеристик можно было

продолжить еще очень долго. Этот материал издается в различных фольклорных

6

сборниках, в специальных изданиях, посвященных народным танцам, а также

предназначенный для концертмейстеров. Но, чаще всего, в этих сборниках

дается именно материал, заготовки или, как принято называть, «кирпичики», из

которых композитор строит здание музыкального сочинения, именуемого

сопровождением танца. При этом вступают в силу общие для музыки всех

жанров принципы драматургии, развития формы. Коснемся лишь некоторых

особенностей, вытекающих из специфики русского танца и его музыки.

В танцах или плясках чисто народного происхождения возможно и даже

желательно

использовать

именно

закрепившейся

за

данной

пляской

музыкальный материал. Его развитие происходит за счет традиционного в

народной

музыке

варьирования.

В

это

понятие

входит

не

только

орнаментальное расцвечивание мелодии, ее ритмического рисунка, но и

обогащение гармонии, лада, формы или инструментовки. Естественно, то все

изменения в звучании должно быть увязано с танцевальным построением.

Важной стороной концертмейстерской техники сопровождения танцу является

владение модуляциями, то есть сменами тональности и лада. Естественнее всего

пользоваться сопоставлением минора и мажора в музыке при наличии в танце

женских и мужских партий.

Таким образом, опытный хореограф, преподающий русский танец, может в

творческом содружестве с концертмейстером создавать на уроках очень

интересные комбинации или развернутые этюды, используя свои знания о

богатстве русского фольклорного хореографического материала. Учебные

комбинации - это, как уже говорилось, «кирпичики», из которых вырастет

«здание» занятия. Движения, выстроенные в определенной последовательности,

являются формой, которую необходимо наполнить содержанием. Привлекая при

сочинении комбинации элементы народного танца, желательно отбирать те,

которые бы соответствовали по стилю основному движению. Соединяя учебные

элементы движений с танцевальными, можно получать интересные находки.

Все творческие усилия педагога и концертмейстера на уроках русского танца

должны быть направлены на гармоничное слияние исконно-русской народной

музыки и движения русского танца.

Литература

1. Бачинская Н. М. Русские хороводы и хороводные песни. Л., 2005.

2. Богданов Г. Ф. Самобытность русского танца. Учебное пособие. М., 2001.

3.

Русское

народное

творчество.

Хрестоматия.

М.,

Музыка,

2004.

4. Суханов И. В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 2001.

5 . Широков А. Музыка русского народного танца.

7

8



В раздел образования