Напоминание

Проектирование содержания самостоятельной работы по дисциплине информатика


Автор: Власов Сергей Евгеньевич
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ "Тетюшский государственный колледж гражданской защиты"
Населённый пункт: г.Тетюши, Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: Проектирование содержания самостоятельной работы по дисциплине информатика
Раздел: среднее профессиональное





Назад





ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ИНФОРМАТИКА

Власов Сергей Евгеньевич

преподаватель информатики
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение "Тетюшский государственный колледж гражданской защиты", г.Тетюши, Республика Татарстан В статье рассматриваются основные направления построения учебного процесса на основе самостоятельной работы студентов. Выдвигаются концептуальные положения проектирования содержания самостоятельной работы по информатике.
Ключевые слова:
[самостоятельная работа, учебный процесс, аудиторная самостоятельная работа, внеаудиторная самостоятельная работа, научно- исследовательская работа] «… знания можно предложить, но овладеть ими может и должен каждый самостоятельно» А. Дистервег Вначале рассмотрим, что же такое самостоятельная работа. Анализ педагогической литературы свидетельствует о различных подходах к раскрытию сущности самостоятельной работы методистами, учителями- практиками и специалистами по дидактике. Одни пытаются раскрыть ее через описание путей, с помощью которых можно руководить самостоятельной работой, другие - через формы организации учебных занятий. Именно поэтому возникает различное определение самостоятельной работы, сводя его к методу обучения, к приёму учения или к организации деятельности учащихся. Эффективность самостоятельной работы учащихся зависит от многих факторов: характера знаний, источника знаний, условий организации и т. д. Поэтому часто возникает вопрос: что является основой, которая объединяет все перечисленные условия при определении конкретного вида самостоятельной работы. Наиболее полное определение самостоятельной работы учащихся, хотя и не лишенное некоторой односторонности, дается в работе Б.П. Есипова: “Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процессе обучения, - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели,
употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий”[2]. Ряд авторов в адрес концепции Б.П. Есипова относят ряд замечаний. Во- первых, в его трактовке сущности самостоятельной работы недостаточно полно представлен существенный признак - творчество ученика, которое в структуре познавательной деятельности является неотъемлемым внутренним признаком процессуальной и продуктивной (результативной) сторон самостоятельной деятельности учащегося. Во-вторых, в изложенной концепции недостаточное отражение нашел вопрос о единстве процессуальной и логико-содержательной сторон каждого вида самостоятельной деятельности. А именно это и порождает в учебной деятельности формализм в использовании различных видов самостоятельных работ, скучную и монотонно-однообразную деятельность учащихся. Самостоятельная работа
с
тудентов является обязательной частью учебного плана и одной из составляющих учебного процесса, результат которой не только развитие предметных знаний, умений и навыков, но и профессиональных компетенций. В настоящее время идет реформирование системы среднего профессионального образования, которое сказывается на сокращении числа аудиторных занятий и соответственно на увеличении доли материала, который студенты должны изучать самостоятельно. В учебном плане определено общее количество часов предусмотренное на изучение дисциплины Информатика и ИКТ, на самостоятельную работу в нем отведена 1/3 от общего учебного времени. Кроме того, большая часть аудиторных занятий, так же приходится на самостоятельную работу. Из чего можно сделать вывод, что времени на самостоятельную работу в учебном процессе достаточно. Вопрос в том, как эффективно использовать это время в учебном процессе. Возможны два основных направления построения учебного процесса на основе самостоятельной работы студентов. Первое - увеличение доли самостоятельной работы в процессе аудиторных занятий. Реализация этого направления требует от преподавателя разработки таких методик и форм организации аудиторных занятий, которые будут способны обеспечить высокий уровень самостоятельности студентов и повысить качество их подготовки. Второе - повышение активности студентов по всем видам самостоятельной работы во внеаудиторное время. Реализация это направление связана с рядом трудностей. В первую очередь это неготовность к нему как большинства студентов, так и преподавателей, причем как в профессиональном, так и психологическом аспектах. Кроме того, существующее информационное обеспечение учебного процесса не достаточно для эффективной организации самостоятельной работы. Основная задача организации самостоятельной работы студентов заключается в создании психолого-дидактических условий развития интеллектуальной инициативы и мышления студентов на занятиях любого вида.
Основным принципом организации самостоятельной работы студентов должен стать перевод всех студентов на индивидуальную работу с переходом от формального выполнения определенных заданий при пассивной роли студента к познавательной активности с формирование собственного мнения при решении поставленных вопросов и задач. Цель самостоятельной работы: научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, а затем и научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, что бы привить студенту умение и в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию. При изучении дисциплины Информатика организация самостоятельной работы студентов должна представлять единство трех взаимосвязанных форм. 1. Внеаудиторная самостоятельная работа. Виды внеаудиторных работ: подготовка и написание рефератов, докладов, сообщений, решение задач, подготовка к участию в конкурсах. Чтобы развить положительное отношение студентов к внеаудиторной самостоятельной работе, следует на каждом ее этапе разъяснять цели работы, контролировать понимание этих целей студентами. 2. Аудиторная самостоятельная работа может быть реализована при проведении практических занятий, семинаров, выполнении лабораторных работ. 3. Творческая, в том числе научно-исследовательская работа. Любая научно-исследовательская работа должна включать глубокую самостоятельную проработку теоретического материала, изучение методик проведения и планирования эксперимента. Часть работ должна включать разделы с дополнительными элементами научных исследований. В учебном плане ГАПОУ "Тетюшский государственный колледж гражданской защиты" на изучение дисциплины "Информатика" 33% от общего объема времени отводится на аудиторную работу и 67% на самостоятельную (аудиторную и внеаудиторную) работу студентов, которая выражается в следующих видах:  решение задач на перевод в системах счисления и на арифметические операции в позиционных системах счисления;  выполнение лабораторных работ по темам связанным с работой в прикладных программах Microsoft Office Word, Excel, Access и PowerPoint;  создание страниц сайта на HTML;  выполнение практических заданий;  написание рефератов и докладов;  отработка изучаемого материала по печатным и электронным источникам, конспектам лекций;  подготовка к контрольным работам и дифференцированному зачету. Подводя итог всему вышесказанному, можно выдвинуть следующие концептуальные положения проектирования содержания самостоятельной работы по информатике:
 самостоятельная работа студента должна рассматриваться как самостоятельный вид учебной деятельности по статусу, сопоставимый с аудиторными занятиями, то есть самостоятельная работа не должна выполнять вспомогательные функции доучивания, закрепления пройденного материала и т. д.;  на самостоятельную работу следует планировать разделы курса информатики, имеющие практическую направленность и обеспечивающие студенту выход на исследовательскую учебную деятельность;  самостоятельная работа по каждому разделу должна предваряться 1-3 установочными лекциями, что позволит сформировать у студента цели, задачи и направление изучения данного раздела и определить базовые понятия;  самостоятельная работа должна иметь отдельное полное методическое обеспечение для её организации, включая так же рабочую программу. Использованная литература: 1. Веткин Л.Г. Самостоятельная работа учащихся на уроке (лекция по педагогике для студентов университета). Издательство Саратовского университета, 1978. 24 с. 2. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. Государственная учебно-педагогическое издание министерства просвещения РСФСР. Москва, 1961, 239 с. 3. Петухова Т.П., Глотова М.И. Мониторинг самостоятельной работы студентов по информатике на инженерных специальностях. Издательство Оренбургского государственного университета. 4. Пидкасистый П. И. Самостоятельная деятельность учащихся (Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества). М.: «Педагогика», 1972, 184 с.


В раздел образования