Автор: Шуберт Елизавета Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с "Ёлочка"
Населённый пункт: г. Абакан
Наименование материала: статья
Тема: Использование информационных технологий в ДОО при взаимодействии с социальными партнерами
Раздел: дошкольное образование
Шуберт Елизавета Сергеевна
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОО ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С
СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ
В современном мире проблема взаимодействия дошкольных образовательных организаций с социальными
партнерами становится одной из актуальных. Современный детский сад должен стать центром социального
действия, в котором идет ежедневная совместная работа детей и взрослых. На новом этапе детский сад
постепенно превращается в открытую образовательную систему, в которой с одной стороны: педагогический
процесс становится более гибким и свободным для педагогического коллектива, с другой стороны: педагоги
активно взаимодействуют и сотрудничают с родителями и ближайшими социальными партнерами.
Социальными партнерами дошкольного учреждения являются родители, общественные организации, школы,
детские клубы, дома творчества, центры досуга, музеи, библиотеки и др.
Термин «социальное партнерство» пришел в педагогику из социологии и экономики, обозначая добровольное
соглашение о сотрудничестве между двумя или более сторонами, в котором все участники договариваются
работать вместе для достижения общей цели или выполнения определенной задачи и разделять риски,
ответственность, ресурсы, правомочность и прибыль». [5] Социальное партнерство в профессиональном
образовании определяется А.И. Рашидовой как путь построения гражданского общества. [4] Его особенность
заключается в том, что необходимо «думать вместе и действовать сообща», а суть – в признании чужих
интересов как основного условия существования собственных. [1]
Множественные исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом по данной теме, показали,
что активное взаимодействие детского сада и социальных партнеров благоприятно влияет на решение
педагогических проблем в области обучения, развития и воспитания детей.
Известно, что сегодня применение информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе,
одно из приоритетных направлений образования, позволяющее не только повысить качество работы с
социальными партнерами, но и популяризировать деятельность воспитателя группы и детского сада в целом.
По мнению Ю.А. Дмитриева, информационные технологии не заменяют традиционных форм и методов
обучения, а органично сочетаются с ними. Они поднимают образование на более высокую качественную
ступень. Автор говорит о составляющих информационной культуры педагогов, которая включает умение
использовать различные технические устройства, способности владения информационными технологиями,
умении искать информацию, знании различных методов обработки информации, способности представлять
информацию в понятном виде. [2]
Б. Дендеева указывает на то, что благодаря средствам информационных технологий, родители могут
«приоткрыть занавес» и посмотреть, как растет и развивается их ребенок, чем занимается в то время, пока
находится в учреждении дошкольного образования. [3]
Одним из путей применения электронных средств информирования социальных партнеров и построения
взаимодействия является создание сайта образовательной организации. Указанный информационный ресурс
предназначен для предоставления общественности информации об истории учреждения дошкольного
образования, о педагогическом коллективе, происходящих событиях, мероприятиях, перспективах.
При
помощи
официального
сайта
организации
дошкольного
образования
предоставляется
возможность общения социальных партнёров и педагогов. Электронные средства информирования позволяют
узнать о результатах инновационной деятельности ДОО, об укреплении его материально-технической базы,
повышении квалификации сотрудников, перспективах развития образовательного процесса. В том числе сайт
учреждения дошкольного образования может стать для социальных партнеров источником информации
учебного, методического или воспитательного характера.
Исследователи Ю.А. Дмитриев, Т.Б. Калинина и Т.В. Кротова подчеркивают, что использование
информационных технологий в дошкольной образовательной организации при взаимодействии с социальными
партнерами
имеет
неоценимое
значение
для
формирования
у
детей
дошкольного
возраста
основ
информационной культуры. [2]
Информационные технологии позволяют родителям в реальном режиме времени отслеживать
образовательно-коррекционный процесс своих детей, получать информацию о проблемах, возникающих в
обучении и воспитании, получать рекомендации, направленные на устранение конкретных проблем.
Педагоги в своей работе могут использовать такие формы информационных технологий, как е-mail,
различные презентации, скайп, фотографии, транслирование видов деятельности детей, а также viber или
WhatsApp. По электронной почте также можно сообщать родителям о теме и времени проведения собраний и
т.д. презентации и смонтированные информационные видеозаписи повышают интерес родителей к излагаемому
материалу и воспитателям самим легче проводить информирования по каким-либо вопросам. Педагоги могут
отправлять родителям фотографии детей по просьбе родителей на электронный адрес, что особенно важно в
период адаптации детей в ДОО. Видео материалы можно использовать, рассматривая стоп-кадр педагогу
(психологу, врачу и др.) и дать конкретный совет по сложившейся ситуации.
Использование
информационных
технологий
открывает
для
дошкольного
образовательного
учреждения дополнительные возможности опережающего развития. Оно обеспечивает учет требований
работодателей к качеству образования дошкольников и к содержанию подготовленности педагогов ДОО;
упрощает процедуру корректировки старых и разработку новых методических материалов и программ,
обеспечивающих требованиям государственного образовательного стандарта; открывает более широкие
возможности для организации совместных досугов и вечеров отдыха.
В заключении можно сказать, что использование информационных технологий в дошкольной
образовательной
организации
при
взаимодействии
с
социальными
партнерами
дает
возможность
представителям современного общества стать информационно грамотными, формировать личностное
информационное мировоззрение как компонент информационной культуры. Указанные качества важны не
только для педагогов и обучающихся, но и их родителей. В этой связи использование средств информационных
технологий позволяет не только оптимизировать процесс взаимодействия детского сада с социальными
партнерами,
но
и
повышать
информационную
культуру
общества
в
целом;
совершенствовать
жизнедеятельность ДОО и качественно улучшать результаты учебно-воспитательного процесса.
Библиографический список
1. Буева И. Социальное партнерство. Детский сад и дополнительное образование / И. Буева // Дошкольное
воспитание. – 2008. - №7. С 30 – 31.
2. Дмитриев Ю.А. Возможности информационных и коммуникативных технологий и их использование в
сотрудничестве педагогов ДОО и родителей / Ю.А. Дмитриев, Т.В. Кроткова // Дошкольник. Методика и
практика воспитания и обучения. – 2017. - №1. – С 47 – 54.
3. Дендеева Б. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: моногр. / - М.: ИИТО
ЮНЕСКО, 2013. – 277с.
4. Рашидова А.И. Социальное партнерство в профессиональном образовании / А.И. Рашидова // Вестник
Герценовского университета. – 2012. - №2. С 31 – 33.
5. Степихова
В.А. Развитие социального партнерства в сфере дополнительного образования детей:
методические рекомендации / В.А. Степихова. Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербург академии
постдипломного педагогического образования, 2015-24с.