Автор: Кузьмина Мария Васильевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №184 Калининского района
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: статья
Тема: Подвижная игра как средство развития выносливости у младших школьников
Раздел: начальное образование
Кузьмина Мария Васильевна,
Учитель физической культуры
ГБОУ СОШ №184
Калининского района Санкт-Петербурга
Подвижная игра как средство развития выносливости у младших школьников
На сегодняшний день главной задачей в физическом воспитании является воспитание
здорового поколения. Однако, практика физического воспитания школьников
свидетельствует о том, что общая динамика выносливости детей и подростков за
последние годы не только не улучшается, но и имеет тенденцию к снижению. Общий
уровень развития физических качеств явно недостаточен как для дальнейшей спортивной
деятельности, так и для успешного обучения, а также будущей трудовой деятельности в
различных областях современного предпринимательства и производства, к службе в
армии.
Важным условием физической подготовки в школах является выбор адекватных форм
занятий физическими упражнениями.
Подвижная игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей
младшего школьного возраста. Она оказывает оздоровительное воздействие на организм
ребенка, является незаменимым средством совершенствования движений; развивая их,
способствует формированию быстроты, выносливости, координации движений. Большое
количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это
в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. В
процессе игры ребенок направляет свое внимание на достижение цели, а не на способ
выполнения движения. Он действует целеустремленно, приспосабливаясь к игровым
условиям, проявляя выносливость, ловкость и другие физические качества. [2]
Выносливость является таким физическим качеством, которое обеспечивает любую
двигательную деятельность, совершаемую в течение длительного времени. [5]
Выносливость – показатель работоспособности, чем выносливее ребёнок, тем больший
объём нагрузки он может выполнить, причём не только физической, но и умственной. [4]
Целенаправленная работа по воспитанию выносливости у младших школьников улучшает
функционирование организма, повышает их работоспособность (как физическую, так и
умственную), что особенно важно в обучении детей в школе. Большое значение имеет
развитие выносливости для формирования волевых качеств личности, черт характера
человека: целеустремленности, настойчивости, упорства, смелости и решительности,
уверенности в своих силах. [1]
В настоящее время в научно-методической литературе представлено большое количество
разнообразных подвижных игр в области физического воспитания школьников.
Подвижные игры могут стать эффективным средством развития физических качеств (в
том числе выносливости), если они:
· включаются систематически и в определенной последовательности в воспитательно-
образовательный процесс по физической культуре;
· подбираются с учетом индивидуальных возможностей детей;
· соответствуют физической нагрузке. [2]
Любая игра, применяемая в процессе воспитания детей, не должна оказывать
отрицательного влияния на здоровье. Поэтому необходимо подбирать подвижные игры с
учетом возраста, уровня состояния здоровья, степени физической подготовленности,
индивидуальных особенностей детей. [3]
В подвижных играх участники многократно повторяют разнообразные движения,
проявляя, при этом определенные физические качества. Так, для воспитания скоростной
выносливости используются игры с внезапными остановками, задержками и
возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время.
Для воспитания силовой выносливости подходят игры, требующие проявления
кратковременных скоростно- силовых напряжений, умеренных по нагрузке. Развитию
общей выносливости способствуют игры с неоднократными повторениями действий, с
непрерывной двигательной деятельностью, связанной со значительной затратой сил и
энергии. [2]
Хорошо продуманная и организованная подвижная игра создаст благоприятные условия
не только для развития выносливости детей, но будет способствовать речевому общению
детей, расширит диапазон их двигательных возможностей, обогатит словарный запас,
разовьет психические качества и приучит детей к осознанному поведению.
Список литературы:
1.
Богданова Г.П. «Физическая культура в школе» - М.: «Просвещение», 1978
2.
Былеева, Л.В., Коротков, И.М. Подвижные игры в школе. –М.: ФиС,1987.
3.
Викулов А.Д. Развитие физических способностей детей: книга для малышей и их
родителей. – Ярославль: Гринго, 1996
4.
Курамшин. Ю.В. Выносливость и методика ее развития // Теория и методика
физической культуры. п/р Ю.Ф. Курамшина. Учебник для студентов ВУЗов. – М.:
Советский спорт. 2003
5.
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта.
- М.: Академия, 2001.