Автор: Денисова Елена Сергеевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: ОГАОУ "Гимназия №2" города Ульяновска
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: Статья
Тема: Организация экскурсий на уроках биологии
Раздел: среднее образование
Организация экскурсий на уроках биологии.
Учитель биологии ОГАОУ «Гимназия №2» - Денисова Елена Сергеевна.
В воспитании учащихся огромная роль принадлежит школе. Каждый год
учителя биологии проводят экскурсии в природу, которые обогащают общее
развитие и духовную жизнь учащихся, стимулирует желание больше
увидеть, узнать, сделать, дает возможность связать полученные знания с
Каждая экскурсия — сильное средство воздействия, формирующее у
учащихся критическое мышление и способности к исследованию. Экскурсия
дает хороший материал для воспитания эстетических чувств, любви к
природе. «Мы теряем преданных друзей природы, глушим в людях
призвание, если не открываем молодежи глаза на «красоты окружающего
мира», - писал академик Н.П.Анучин.
Экскурсии являются одной из составных частей в изучении образовательной
области «Биология», «Экология». Преподавание дисциплины осуществляется
в едином комплексе дисциплин учебного плана и ведется в тесной
взаимосвязи
с
другими
дисциплинами
естественного
направления.
Экскурсии
ориентированы на формирование экологической культуры
учащихся, воспитание уважительного и бережного отношения к природе,
освоение учащимися практических умений и навыков.
Образовательные результаты экскурсий:
формирование умений и навыков, необходимых для изучения и
оценки экологического состояния окружающей среды;
развитие у учащихся желание познать многообразие живой
природы;
развитие
научных
основ
рационального
использования
и
воспроизводства природных ресурсов;
создание
представлений
о
положительном
и
отрицательном
воздействии человека на природу;
воспитание бережного отношения к природе;
формирование у учащихся навыков самообучения при помощи
компьютера, предоставление ему дополнительной информации по
изучаемому предмету, формирование навыков отбора и анализа
информации, повышение качества образования с использованием
компьютерных технологий;
развитие
познавательных,
творческих,
интеллектуальных
способностей учащихся.
В результате экскурсий учащиеся получат:
понимание
современных
проблем
экологии
и
осознание
их
актуальности как для человечества, так и для каждого человека в
отдельности;
возможность
лично
участвовать
в
выявлении
экологических
проблем, принятии и реализации решений в отношении качества
окружающей среды;
навыки применения теоретических знаний в практической и
исследовательской деятельности;
навыки информационно-аналитической работы с разнообразной
информацией.
Учащийся должен понимать:
значение
живых
организмов
в
биологических
сообществах,
биологические законы и закономерности;
актуальность экологических проблем;
необходимость сохранения всего многообразия жизни;
назначение человека, как части природы.
Учащийся должен уметь:
работать с определителями животных и растений, описывать
свойства
биосистем,
характеризовать
значение
практической
биологии;
руководствоваться в своей деятельности законами природы;
прогнозировать последствия игнорирования законов природы в
различных сферах деятельности человека.
Организация экскурсий всегда содержит следующие элементы:
подготовка учителя к экскурсии;
подготовка учащихся;
работа учащихся на экскурсии;
беседа с учащимися;
проверка и оценка знаний учащихся по материалам экскурсии.
Наряду с экскурсиями в природу существуют экскурсии в музеи, на
выставки, в «океанариум» и т.д. Здесь свои особенности, т.к. их обычно
проводят опытные и профессиональные экскурсоводы. Но в этом случае
часто допускаются ошибка: учащиеся остаются только зрителями и
слушателями,
поэтому
целесообразно
план
экскурсии
составлять
с
методистом музея и обязательно обсудить увиденное и услышанное.
Экскурсии должны быть предусмотрены и продуманы учителем еще
при
составлении
календарно-тематического
плана.
Нужно
помнить
следующие правила для того, чтобы экскурсия достигла своей цели:
1.
Экскурсия — не прогулка, а обязательная часть учебных занятий.
2.
Определить
тему
экскурсии,
изучить
место
ее
проведения,
составить четкий план экскурсии.
3.
Придерживаться темы экскурсии, не отвлекаясь на случайные
вопросы.
4.
Рассказывать только о том, что можно показать.
5.
Избегать длинных объяснений.
6.
Не оставлять учащихся только слушателями, а привлекать их к
активной работе.
7.
Не перегружать учащихся новыми названиями.
8.
Уметь сконцентрировать внимание учащихся на нужном объекте.
9.
Уметь вовремя прекратить экскурсию.
За несколько дней до экскурсии учитель определяет тему и продумывает
структуру экскурсии, сопоставляя с учебным материалом, выбирает место
экскурсии, определяет маршрут и проходит по нему, подбирая нужные
объекты, места остановок, составляет план экскурсии, вопросы содержания и
методы проведения, маршрут и объекты для наблюдений, вопросы для
беседы.