Напоминание

Организация экскурсий на уроках биологии


Автор: Денисова Елена Сергеевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: ОГАОУ "Гимназия №2" города Ульяновска
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: Статья
Тема: Организация экскурсий на уроках биологии
Раздел: среднее образование





Назад




Организация экскурсий на уроках биологии.

Учитель биологии ОГАОУ «Гимназия №2» - Денисова Елена Сергеевна.

В воспитании учащихся огромная роль принадлежит школе. Каждый год

учителя биологии проводят экскурсии в природу, которые обогащают общее

развитие и духовную жизнь учащихся, стимулирует желание больше

увидеть, узнать, сделать, дает возможность связать полученные знания с

Каждая экскурсия — сильное средство воздействия, формирующее у

учащихся критическое мышление и способности к исследованию. Экскурсия

дает хороший материал для воспитания эстетических чувств, любви к

природе. «Мы теряем преданных друзей природы, глушим в людях

призвание, если не открываем молодежи глаза на «красоты окружающего

мира», - писал академик Н.П.Анучин.

Экскурсии являются одной из составных частей в изучении образовательной

области «Биология», «Экология». Преподавание дисциплины осуществляется

в едином комплексе дисциплин учебного плана и ведется в тесной

взаимосвязи

с

другими

дисциплинами

естественного

направления.

Экскурсии

ориентированы на формирование экологической культуры

учащихся, воспитание уважительного и бережного отношения к природе,

освоение учащимися практических умений и навыков.

Образовательные результаты экскурсий:

формирование умений и навыков, необходимых для изучения и

оценки экологического состояния окружающей среды;

развитие у учащихся желание познать многообразие живой

природы;

развитие

научных

основ

рационального

использования

и

воспроизводства природных ресурсов;

создание

представлений

о

положительном

и

отрицательном

воздействии человека на природу;

воспитание бережного отношения к природе;

формирование у учащихся навыков самообучения при помощи

компьютера, предоставление ему дополнительной информации по

изучаемому предмету, формирование навыков отбора и анализа

информации, повышение качества образования с использованием

компьютерных технологий;

развитие

познавательных,

творческих,

интеллектуальных

способностей учащихся.

В результате экскурсий учащиеся получат:

понимание

современных

проблем

экологии

и

осознание

их

актуальности как для человечества, так и для каждого человека в

отдельности;

возможность

лично

участвовать

в

выявлении

экологических

проблем, принятии и реализации решений в отношении качества

окружающей среды;

навыки применения теоретических знаний в практической и

исследовательской деятельности;

навыки информационно-аналитической работы с разнообразной

информацией.

Учащийся должен понимать:

значение

живых

организмов

в

биологических

сообществах,

биологические законы и закономерности;

актуальность экологических проблем;

необходимость сохранения всего многообразия жизни;

назначение человека, как части природы.

Учащийся должен уметь:

работать с определителями животных и растений, описывать

свойства

биосистем,

характеризовать

значение

практической

биологии;

руководствоваться в своей деятельности законами природы;

прогнозировать последствия игнорирования законов природы в

различных сферах деятельности человека.

Организация экскурсий всегда содержит следующие элементы:

подготовка учителя к экскурсии;

подготовка учащихся;

работа учащихся на экскурсии;

беседа с учащимися;

проверка и оценка знаний учащихся по материалам экскурсии.

Наряду с экскурсиями в природу существуют экскурсии в музеи, на

выставки, в «океанариум» и т.д. Здесь свои особенности, т.к. их обычно

проводят опытные и профессиональные экскурсоводы. Но в этом случае

часто допускаются ошибка: учащиеся остаются только зрителями и

слушателями,

поэтому

целесообразно

план

экскурсии

составлять

с

методистом музея и обязательно обсудить увиденное и услышанное.

Экскурсии должны быть предусмотрены и продуманы учителем еще

при

составлении

календарно-тематического

плана.

Нужно

помнить

следующие правила для того, чтобы экскурсия достигла своей цели:

1.

Экскурсия — не прогулка, а обязательная часть учебных занятий.

2.

Определить

тему

экскурсии,

изучить

место

ее

проведения,

составить четкий план экскурсии.

3.

Придерживаться темы экскурсии, не отвлекаясь на случайные

вопросы.

4.

Рассказывать только о том, что можно показать.

5.

Избегать длинных объяснений.

6.

Не оставлять учащихся только слушателями, а привлекать их к

активной работе.

7.

Не перегружать учащихся новыми названиями.

8.

Уметь сконцентрировать внимание учащихся на нужном объекте.

9.

Уметь вовремя прекратить экскурсию.

За несколько дней до экскурсии учитель определяет тему и продумывает

структуру экскурсии, сопоставляя с учебным материалом, выбирает место

экскурсии, определяет маршрут и проходит по нему, подбирая нужные

объекты, места остановок, составляет план экскурсии, вопросы содержания и

методы проведения, маршрут и объекты для наблюдений, вопросы для

беседы.



В раздел образования