Автор: Максимова Декабрина Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ-Сыланская СОШ имени профессора Г.П.Башарина
Населённый пункт: с.Усун-Кюель, Чурапчинский улус, Республика СахаЯкутия
Наименование материала: статья
Тема: "Танцы народа Саха: как метод агропрофильного воспитания младших школьников"
Раздел: начальное образование
Танцы народа Саха: как метод агропрофильного воспитания младших школьников
В Якутии действует Концепция обновления и развития национальных школ ,в которой говорится , что подлинных граждан можно
воспитать лишь на основе родной культуры, постепенно приобщая детей к традициям родного народа.
В системе образования РС (Я) сельская школа наиболее массовый тип учебного заведения. Сельская школа-это не только
образовательное учреждение на селе, в ней корни жизни и истоки народа.
Сельская школа является ограниченной частью уклада села, обретает черты сельского образа жизни, сохраняет язык, историко-
культурные традиции, природосообразность бытия. Поэтому стал актуальным вопрос разработки в каждой сельской школе своей
программы развития по агропрофильному обучению, применяемым к традиционным профессиям, соответствия к местным условиям,
учитывая
природные
ресурсы,
климатические
и
транспортные
особенности.
В нашей агропрофилированной школе вводятся агрокомпоненты на уроках и на внеклассной работе. Каждый класс имеет свой
агропроект, т.к. методикой воспроизводства агрокомпонентов выбрали внедрения агропроектной работы во внеучебную деятельность.
Тема агропроекта моего класса «Алаас үҥкүүтэ»
Сегодня я предоставляю свою работу «Танцы народа Саха: как метод агропрофильного воспитания младших школьников».
Цель: Раскрыть методы воспроизводства агрокомпонента через этнические танцы народа Саха.
Новизна данной работы заключается в том, что этнокультурное и агротехнологическое обучение детей младшего школьного возраста
на внеучебной танцевальной деятельности по материалам танцев народа саха до настоящего времени не являлось предметом
специального научного исследования.
Танцевальная культура народа саха-это сравнительно молодое, опирающееся уходящего своими корнями в глубокую древность.У
якутов многие танцы связаны с охотой, оленеводством, промыслом. Одним из эффективных средств этнокультурного воспитания учащихся
младшего школьного возраста является народный танец, как один из древнейших видов народной художественной культуры.
Педагогический потенциал этнокультуры не утратил в настоящее время своей значимости. Современное общество заинтересовано в том,
чтобы воспитание подрастающего поколения опиралось на традиционные нравственные ценности и идеалы. Устойчивые традиции
национальной культуры способны помочь человеку адаптироваться к стремительно меняющемуся миру, что особенно актуально для детей и
подростков. Отражая жизненный опыт народа, творчески обобщая и осмысливая его, фольклор является ярким выражением художественно-
исторической памяти нации, важным фактором, способствующим культурному «выживанию» человека. Во время постановки танца ребенок
тесно знакомится с этнокультурой, традиционным бытом, сезонным сельским трудом и промыслом.
Основные разделы обучения танцам: 1. Основы хореографической грамотности: 2. Развитие физических качеств: 3. Освоение
основ классической хореографии (классический танец):4. Освоение стилевых особенностей одного из направлений танцев:5. Работа в
команде: 6. Импровизация в танце:7. Преподавание танцев:
Методы обучения танцам
Методы влияния на рациональную сферу личности учащегося:
информационные (показ движения с объяснением, рассказ, беседа, личный пример, совместный просмотр фильма про движения
животных, сельскохозяйственного труда)
взаимное просвещение (доклады, выставки, информационные стенды).
Методы влияния на эмоционально-волевую сферу личности учащегося:
поощрение (одобрение, благодарность, награда, ответственное поручение, моральная поддержка в трудную минуту, доверие,
восхищение, забота и внимание);
Методы организации жизнедеятельности учащихся:упражнение;соревнование;конкурс;приучение;танцевальная игра;выступление;
концерт;
Краткое описание работы.
Название танца
Идея танца
Содержание танца
Этническая
картина танца
Костюмы
Результат
Северное сияние
Быт, нравы, традиций
танцевальной культуры
северных народов
С помощью танца дается понятие
о жизни северян :
олени, ловля оленей арканом,
игры с веревками на снегу
Необъятная
красота
тундры.
Международный
конкурс «Московские
каникулы», г.Москва
Лауреат 1 степени ,
номинация «Приз
зрительских симпатий»
2019
Эбээм бэлэ5э
Дань уважения к истокам
своего народа, к работам
народных мастеров
декоративно-
прикладного искусства
Как дети восхищаются
рукоделием
- олбох, умело, красиво сшитой
бабушкой, играют с олбох,
танцуют осуохай .
Красота гаммы
лоскутного,
традиционного
рукоделья.
V Международный
конкурс-фестиваль
«Diamond notes»
г.Якутск ,2018
«Сайылык
оонньуулара»
Сайылык –летний тип
жилья у якутов, где
занимаются сельским
хозяйством .Дети весь
день играют, помогают
родителям
Танец радости в летний
солнечный день, играют в
национальные игры,
присматривают за скотом
Летний
солнечный
день, сайылык,
алаас
Международный онлайн-
конкурс
«Magik Moment»
г.Якутск, 2021
«Дьөһөгөй»
Дьөһөгөй , который
является покровителем
скотоводства.И этот
факт не удивителен, так
как якуты считаются
скотоводческим народом
Танец раскрывает
поведение ,манеры и нравы
табуна лошадей ,
«Дьиэрэҥкэй»-это бег с
подскоками на одной
ноге(прыжки) является основным
движением якутского
национального танца,
изображающий бег лошадей.
Якутский
алаас, родная
природа, табун
лошадей.
Республиканский
конкурс
«Первые шаги»
дипломант 2 степени
2017
«Кыталыктар»
У якутов есть поверье,
что увидеть танец стерха
— к добру, а земля, на
которой он вьет гнездо,
несет знак высшего
благоволения
Пластика и повадки птиц издавна
имели притягательную силу.Дети
в кругу имитируют
плавно,возвышенно движения,
танец , полет стерхов.
Раннее утро,
озеро, танец
стерхов,
любовь к
родной
природе.
Выпуск видеофильма
2018 г. по олонхо
«Үрүлү Бэргэн»
«Дьэдьэнньит
тэр»
Сбор ягод-старинный
промысел народов. И
требует ловкости рук,
трудолюбия
Как дети играючи весело
собирают лесную землянику.
Земляничная
поляна.
Улусный конкурс для
начальных классов
«Саһарҕа саас сулустара
»Лауреаты 2 степени
2017
Балыксыттар
Рыболовство самый
распространенный
промысел у народа саха,
преклонение духу
Байанай
Традиции улова рыбы у народа
саха. Как перекладывают
невод.Большой улов.Танец
радости рыбаков.
Алаас, озеро,
рыбаки. Невод.
Республиканский
конкурс
«» «Бриллиантовые
нотки»
лауреаты 2 степени
2018
Заключение
1.В нашей творческой работе мы обращаемся к изучению воздействия педагогического потенциала фольклорного танца на
этнокультурное и агротехнологическое обучение детей младшего школьного возраста.
2.Практическая значимость работы состоит в том, что подготовлена методика педагогического процесса по этнокультурному и
агротехнологическому обучению детей через этнические танцы. В будущем планирую разработать понятие «агротанец»
3.В результате работы дети через танцы знакомятся с сельским бытом, приобщаются национальным традициям, обычаям.
4. Каждый танец способствует формированию патриотического чувства, любви к родному аласу, к малой Родине.
5. Участие во Всероссийских и Международных конкурсах фестивалях развивает любовь к учебе, творчеству и искусству, позволяет
участникам почувствовать гордость за достижения своего народа, ощутить себя делегатами своей культуры на Всероссийской и
Международной арене.