Напоминание

"Танцы народа Саха: как метод агропрофильного воспитания младших школьников"


Автор: Максимова Декабрина Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ-Сыланская СОШ имени профессора Г.П.Башарина
Населённый пункт: с.Усун-Кюель, Чурапчинский улус, Республика СахаЯкутия
Наименование материала: статья
Тема: "Танцы народа Саха: как метод агропрофильного воспитания младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




Танцы народа Саха: как метод агропрофильного воспитания младших школьников

В Якутии действует Концепция обновления и развития национальных школ ,в которой говорится , что подлинных граждан можно

воспитать лишь на основе родной культуры, постепенно приобщая детей к традициям родного народа.

В системе образования РС (Я) сельская школа наиболее массовый тип учебного заведения. Сельская школа-это не только

образовательное учреждение на селе, в ней корни жизни и истоки народа.

Сельская школа является ограниченной частью уклада села, обретает черты сельского образа жизни, сохраняет язык, историко-

культурные традиции, природосообразность бытия. Поэтому стал актуальным вопрос разработки в каждой сельской школе своей

программы развития по агропрофильному обучению, применяемым к традиционным профессиям, соответствия к местным условиям,

учитывая

природные

ресурсы,

климатические

и

транспортные

особенности.

В нашей агропрофилированной школе вводятся агрокомпоненты на уроках и на внеклассной работе. Каждый класс имеет свой

агропроект, т.к. методикой воспроизводства агрокомпонентов выбрали внедрения агропроектной работы во внеучебную деятельность.

Тема агропроекта моего класса «Алаас үҥкүүтэ»

Сегодня я предоставляю свою работу «Танцы народа Саха: как метод агропрофильного воспитания младших школьников».

Цель: Раскрыть методы воспроизводства агрокомпонента через этнические танцы народа Саха.

Новизна данной работы заключается в том, что этнокультурное и агротехнологическое обучение детей младшего школьного возраста

на внеучебной танцевальной деятельности по материалам танцев народа саха до настоящего времени не являлось предметом

специального научного исследования.

Танцевальная культура народа саха-это сравнительно молодое, опирающееся уходящего своими корнями в глубокую древность.У

якутов многие танцы связаны с охотой, оленеводством, промыслом. Одним из эффективных средств этнокультурного воспитания учащихся

младшего школьного возраста является народный танец, как один из древнейших видов народной художественной культуры.

Педагогический потенциал этнокультуры не утратил в настоящее время своей значимости. Современное общество заинтересовано в том,

чтобы воспитание подрастающего поколения опиралось на традиционные нравственные ценности и идеалы. Устойчивые традиции

национальной культуры способны помочь человеку адаптироваться к стремительно меняющемуся миру, что особенно актуально для детей и

подростков. Отражая жизненный опыт народа, творчески обобщая и осмысливая его, фольклор является ярким выражением художественно-

исторической памяти нации, важным фактором, способствующим культурному «выживанию» человека. Во время постановки танца ребенок

тесно знакомится с этнокультурой, традиционным бытом, сезонным сельским трудом и промыслом.

Основные разделы обучения танцам: 1. Основы хореографической грамотности: 2. Развитие физических качеств: 3. Освоение

основ классической хореографии (классический танец):4. Освоение стилевых особенностей одного из направлений танцев:5. Работа в

команде: 6. Импровизация в танце:7. Преподавание танцев:

Методы обучения танцам

Методы влияния на рациональную сферу личности учащегося:

информационные (показ движения с объяснением, рассказ, беседа, личный пример, совместный просмотр фильма про движения

животных, сельскохозяйственного труда)

взаимное просвещение (доклады, выставки, информационные стенды).

Методы влияния на эмоционально-волевую сферу личности учащегося:

поощрение (одобрение, благодарность, награда, ответственное поручение, моральная поддержка в трудную минуту, доверие,

восхищение, забота и внимание);

Методы организации жизнедеятельности учащихся:упражнение;соревнование;конкурс;приучение;танцевальная игра;выступление;

концерт;

Краткое описание работы.

Название танца

Идея танца

Содержание танца

Этническая

картина танца

Костюмы

Результат

Северное сияние

Быт, нравы, традиций

танцевальной культуры

северных народов

С помощью танца дается понятие

о жизни северян :

олени, ловля оленей арканом,

игры с веревками на снегу

Необъятная

красота

тундры.

Международный

конкурс «Московские

каникулы», г.Москва

Лауреат 1 степени ,

номинация «Приз

зрительских симпатий»

2019

Эбээм бэлэ5э

Дань уважения к истокам

своего народа, к работам

народных мастеров

декоративно-

прикладного искусства

Как дети восхищаются

рукоделием

- олбох, умело, красиво сшитой

бабушкой, играют с олбох,

танцуют осуохай .

Красота гаммы

лоскутного,

традиционного

рукоделья.

V Международный

конкурс-фестиваль

«Diamond notes»

г.Якутск ,2018

«Сайылык

оонньуулара»

Сайылык –летний тип

жилья у якутов, где

занимаются сельским

хозяйством .Дети весь

день играют, помогают

родителям

Танец радости в летний

солнечный день, играют в

национальные игры,

присматривают за скотом

Летний

солнечный

день, сайылык,

алаас

Международный онлайн-

конкурс

«Magik Moment»

г.Якутск, 2021

«Дьөһөгөй»

Дьөһөгөй , который

является покровителем

скотоводства.И этот

факт не удивителен, так

как якуты считаются

скотоводческим народом

Танец раскрывает

поведение ,манеры и нравы

табуна лошадей ,

«Дьиэрэҥкэй»-это бег с

подскоками на одной

ноге(прыжки) является основным

движением якутского

национального танца,

изображающий бег лошадей.

Якутский

алаас, родная

природа, табун

лошадей.

Республиканский

конкурс

«Первые шаги»

дипломант 2 степени

2017

«Кыталыктар»

У якутов есть поверье,

что увидеть танец стерха

— к добру, а земля, на

которой он вьет гнездо,

несет знак высшего

благоволения

Пластика и повадки птиц издавна

имели притягательную силу.Дети

в кругу имитируют

плавно,возвышенно движения,

танец , полет стерхов.

Раннее утро,

озеро, танец

стерхов,

любовь к

родной

природе.

Выпуск видеофильма

2018 г. по олонхо

«Үрүлү Бэргэн»

«Дьэдьэнньит

тэр»

Сбор ягод-старинный

промысел народов. И

требует ловкости рук,

трудолюбия

Как дети играючи весело

собирают лесную землянику.

Земляничная

поляна.

Улусный конкурс для

начальных классов

«Саһарҕа саас сулустара

»Лауреаты 2 степени

2017

Балыксыттар

Рыболовство самый

распространенный

промысел у народа саха,

преклонение духу

Байанай

Традиции улова рыбы у народа

саха. Как перекладывают

невод.Большой улов.Танец

радости рыбаков.

Алаас, озеро,

рыбаки. Невод.

Республиканский

конкурс

«» «Бриллиантовые

нотки»

лауреаты 2 степени

2018

Заключение

1.В нашей творческой работе мы обращаемся к изучению воздействия педагогического потенциала фольклорного танца на

этнокультурное и агротехнологическое обучение детей младшего школьного возраста.

2.Практическая значимость работы состоит в том, что подготовлена методика педагогического процесса по этнокультурному и

агротехнологическому обучению детей через этнические танцы. В будущем планирую разработать понятие «агротанец»

3.В результате работы дети через танцы знакомятся с сельским бытом, приобщаются национальным традициям, обычаям.

4. Каждый танец способствует формированию патриотического чувства, любви к родному аласу, к малой Родине.

5. Участие во Всероссийских и Международных конкурсах фестивалях развивает любовь к учебе, творчеству и искусству, позволяет

участникам почувствовать гордость за достижения своего народа, ощутить себя делегатами своей культуры на Всероссийской и

Международной арене.



В раздел образования