Автор: Нагоева Галина Георгиевна
Должность: преподаватель биологии
Учебное заведение: ГБПОУ РА "Адыгейский педагогический колледж им. Х. Андрухаева"
Населённый пункт: город Майкоп, Республика Адыгея
Наименование материала: статья
Тема: О некоторых инновационных подходах в подготовке будущих педагогов
Раздел: среднее профессиональное
Г.Г. Нагоева,
преподаватель биологии
ГБПОУ РА «АПК им. Х. Андрухаева»
О некоторых инновационных подходах в подготовке будущих
педагогов
Среднее профессиональное образование (СПО) - важная составная часть
российского
образования.
Оно
развивается,
как
звено
в
системе
непрерывного образования и призвано удовлетворять потребности личности,
общества и государства в получении профессиональной квалификации
специалиста среднего звена.
В последнее время значительно изменяются требования к содержанию
СПО. Перед ним ставятся принципиально новые задачи по формированию у
студентов
системного
мышления,
коммуникативной,
правовой
информационной культуры, творческой активности, умения анализировать
результаты своей деятельности. Решение поставленных задач требует и
новых подходов в их решении, т.е. определённых инноваций.
Вся деятельность нашего коллектива направлена на формирование у
обучающихся общих и профессиональных компетенций, необходимых в их
практической
деятельности,
умения
самостоятельно
работать
над
совершенствованием своих знаний, любви к своей профессии, т.е. на
качественную подготовку будущих специалистов в соответствии с ФГОС
СПО.
Чтобы реализовать эту цель, мы не только обновляем содержание и
технологии образования, но прежде всего, учитываем специфику нашего
учебного заведения, готовим учителя, способного решать эти сложные
социально-педагогические задачи.
В
российском
образовании
провозглашен
принцип
вариативности,
который дает возможность педагогическим коллективам образовательных
учреждений выбирать и конструировать педагогический и методический
процессы по моделям, включая авторские. В этом направлении идет процесс
образования:
разработка
различных
вариантов
его
содержания,
использование
возможностей
современной
науки
в
повышении
эффективности
образовательных
и
методических
структур;
научная
разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.
Преподавателями колледжа наряду с традиционными видами и формами
обучения используются различные педагогические технологии, реализация
которых позволяет строить образовательный процесс на современном
уровне. Выбор технологий обучения осуществляется каждым педагогом с
учётом требований ФГОС и на основе его личных педагогических убеждений
и составляет его индивидуальный стиль педагогической деятельности.
Например, преподаватели естественных дисциплин, располагая достаточно
обширной видеотекой, большим количеством электронно-образовательных
ресурсов по предметам цикла, практически каждый урок проводят с
использованием
мультимедийных
пособий,
повышающих
его
эмоциональность, выразительность, содержательность и способствующих
повышению качества усвоения учебного материала. Использование ИКТ не
только повышает уровень использования наглядности на уроке, но и
психологически облегчает процесс усвоения материала, расширяет общий
кругозор и увеличивает производительность труда студентов.
Большое
внимание
педагоги
уделяют
активизации
познавательной
деятельности, используя такие приёмы, как: решение творческих задач,
постановка логических проблемных ситуаций, выполнение заданий на
установление причинно-следственных связей. Занятия строят на мета- и
межпредметной основе, которая способствует формированию регулятивных,
коммуникативных способов деятельности студентов.
Преподавателями хорошо продумана и отработана система проверки
знаний студентов. Это позволяет реализовывать контроль и коррекцию
учебной
деятельности,
обеспечивает
оперативное
и
адекватное
педагогическое оценивание.
Педагогами созданы и постоянно обновляется учебно-методические
комплексы по преподаваемым дисциплинам
Уметь учиться (в контексте компетентностного подхода) - значит уметь
переводить информацию в знания. Информация тогда превращается в знания,
когда студент применяет ее на практике, т.е. информация превращается в
компетенции, т.к. знания нашли практическое применение. Компетентность,
таким образом, проявляется в деятельности.
Таким образом, становится очевидной тенденция усиления личностной
направленности образования, создания ситуаций выбора, опоры на интересы
и потребности обучающихся, активизации обучающихся в образовательном
процессе. А это значит, что студенты должны сами искать, исследовать,
строить свои знания.
Поэтому нами была пересмотрена и усилена лабораторно-практическая
составляющая естествоведческих дисциплин. Считаем, что такой подход
способствует более эффективному усвоению студентами программного
материала
и
позволяет
приобретать
профессиональные
компетенции,
необходимые для правильной постановки учебной, воспитательной и
оздоровительной работы с детьми.
Значительное
внимание
преподаватели
уделяют
формированию
самостоятельного поиска знаний студентами не только на уроках, но и во
внеурочное время. С этой целью разработана не только тематика, но и
методические рекомендации по организации данного вида деятельности
студентами по предметам.
Таким
образом,
использование
широкого
спектра
педагогических
технологий дает возможность педагогам продуктивно использовать учебное
время и добиваться определённых положительных результатов в обучении
студентов.
В заключении следует отметить, что современная система общего и
среднего профессионального образования в России работает сегодня в
режиме активного развития. При этом важно своевременно вычленить
новые тенденции роста, накопить опыт решения сложных, как пришедших
из прошлого, так и сиюминутно возникающих проблем, научиться его
оперативно распространять и интегрировать в образовательную среду для
качественной
подготовки
будущих
специалистов
в
соответствии
с
запросами
общества.
Использование
инновационных
педагогических
технологий в образовательном процессе являются одним из эффективных
направлений, которое позволит успешно решить поставленную задачу.