Автор: Преловская Ольга Абрамовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ АО "Приводинская СКОШИ"
Населённый пункт: п. Приводино, Котласский район, Архангельская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Книжкина больница
Раздел: среднее образование
Конспект занятия «Книжкина больница»
Цель: познакомить детей с основными элементами книги, учить находить
основные элементы книги, формировать бережное отношение к книгам,
учить их ремонтировать. Развивать эмоциональную отзывчивость, внимание,
мыслительные операции.
- Добрый вечер, ребята! Сегодня мы продолжим неделю книги, за каждый
правильный ответ – жетон.
- Ребята, послушайте и отгадайте загадку:
«Что за добрые друзья живут в доме у меня?
Они стоят в шкафу на полках
В переплетах толстых, тонких,
Друзья рассказывают мне
Что происходит на земле.»
- О чем эта загадка?
- А у вас есть дома книги?
- Ребята, как вы думаете, зачем нам книги?
- Из книг мы узнаем много нового, интересного, много полезного. В книгах
можно найти ответ на любой вопрос, ведь не зря говорят: «Книга – источник
знаний».
- Ребята, какие пословицы и поговорки вы знаете о книгах? Дети читают
пословицы и поговорки:
Хорошая книга – лучший друг.
Кто много читает – тот много знает.
Книга поможет в труде, выручит в беде,
Книги – наши лучшие друзья.
Книги читать – скуки не знать.
Дом без книги – день без солнца.
Книга – окно в большой мир.
Книгу читаешь, как на крыльях читаешь.
Книга – твой друг, без нее как без рук.
Будешь много читать – будешь все знать.
- Молодцы, ребята, много хороших пословиц и поговорок вспомнили.
А теперь давайте отгадаем загадки и проверим, что вы знаете о книге.
Книгу не ищи в аптеке,
Книжный дом - …
Ответ: библиотека.
Книжкина одёжка.
Это что?..
Ответ: обложка.
Первый лист мы видим тут.
Ну а как его зовут?
Ответ: титульный.
А что это за сестрицы?
Да ведь это же…
Ответ: страницы.
Еще прошу внимания:
Внизу здесь …
Ответ: содержание.
Как узнать, что в книжке есть?
Ответ: прочесть.
- Молодцы, ребята!
А теперь поиграем в игру «Чудесный мешочек».
Необходимо угадать произведения по предметам, которые находятся в
мешочке.
- Хорошо.
Сейчас я буду читать стихи, а вы там, где нужно, дружно кричите: «Это я, это
я, это все мои друзья!». А где не нужно, молчите.
Помнит кто из вас друзья, что без книг прожить нельзя?
Кто так много книжек брал, что сдавать их забывал?
Кто, скажите без подсказки, малышам читает сказки?
Кто, расправив грудь и плечи, рад сегодня нашей встрече?
Кто отныне и навеки верный друг библиотеки?
Кто читал так много книг, что не помнит, что же в них?
Кто, скажите, целый год свой учебник бережет?
А кто из вас хватает книжку, чтобы врагу поставить шишку?
Есть ли среди вас такой, что от книг летит стрелой?
Знает кто из вас друзья, что книги пачкать, рвать нельзя?
- Ребята, книги бывают не только со стихами и сказками. Из книг можно
узнать много интересного о природе, о растениях и животных, о различных
странах, морях, океанах, островах и обо всем, что вам интересно. Мы очень
много нового, интересного узнаем из книг, часто берем их в руки, читаем,
рассматриваем картинки, и через некоторое время книги «стареют», а когда с
ними обращаются неаккуратно, то и рвутся. Сегодня в почтовом ящике я
обнаружила письмо:
«Здравствуйте, уважаемые ребята! Это письмо написали вам мы – книги. Так
уж случилось, что когда – то мы были новыми, красивыми, просто
загляденье! А сейчас посмотрите на нас! Что с нами стало? Мы стали
старыми, не красивыми, рванными. Нам очень хочется быть прежними,
красивыми. Надеемся, что вы нам поможете, сможете нас вылечить и
привести нас в порядок.
С уважением к Вам - книги»
- Ребята, как вы думаете, почему книги стали такими?
- Как мы можем помочь заболевшим книгам?
- Правильно, ребята.
- У нас в школе для порванных книжек открыта больница:
«Мы всех их в порядок должны привести,
От гибели бедные книги спасти.
Представьте, что с вами мы стали врачами.
Одна лишь задача стоит перед нами:
Больных исцелить, чтоб здоровыми стали,
Чтоб добрые дети их долго читали.»
- А для начала давайте вспомним правила бережного обращения с книгами.
Кто из вас знает, как нужно обращаться с книгами?:
Рассматривать книги только за столом.
Брать книгу чистыми руками.
Аккуратно перелистывать страницы.
Оставлять в книге закладку и не заворачивать страницы.
Книга должна быть в обложке. Не перегибать обложку.
Не кушать во время чтения.
Не оставлять книгу в развернутом виде.
- А теперь нам прочитает стихотворение Карина.
«Я – книга!
Я товарищ твой!
Будь, школьник, бережным со мной…
Мой чистый вид всегда приятен:
Оберегай меня от пятен!
Привычку скверную оставь:
Листая, пальцы не слюнявь!
Ай! Супом ты меня закапал!
Ой! Уронил меня ты на пол!
Мой переплет не выгибай!
Мой корешок не поломай!
Что здесь за звери? Что за птицы?
Страницы пачкать не годится!
Опять загнул мои листы?
А про закладку помнишь ты?
Не забывай меня в саду!
Вдруг дождик грянет на беду?
Меня в обложку оберни!
Где взял меня – туда верни!
Запомни: я твой лучший друг,
Но только не для грязных рук!»
- Вы молодцы: не только знаете эти правила, но и выполняете их. Однако
книги сделаны из очень непрочного материала, любое неосторожное
движение может нанести им вред. Давайте проверим, нет ли в книжном
уголке книг, которым требуется наша помощь. Пусть каждый возьмет по
одной книге и посмотрит, не нуждается ли она в ремонте.
- А теперь давайте вспомним правила пользования ножницами.
- Молодцы!
«Если книжка «заболела», выпали страницы,
Ее вылечит всегда «Книжкина больница»:
Аккуратно «доктора» - добрые детишки –
Странички склеят без следа!
Будь здорова, книжка!»
- Начинаем лечить книжки!
- молодцы!
«Не читай во время еды
Коль идешь обедать – книгу убирай на полку ты,
И следи, чтоб твой братишка в ней не замарал листы.
Чтоб книги были у детей в библиотеке, в школе,
Трудились множество людей на фабрике и в поле.
Трудились твой отец и мать. Тебе бы надо уважать
Труды их и заботы – беречь и книгу, и тетрадь,
Не мять, не пачкать, не трепать страницы, переплеты.
Нам книги – лучшие друзья, они дают на счастье,
А эта книга – и моя, да и твоя отчасти!»
«Кто с книжкой повсюду шагает, кто с нею умеет дружить,
Тому эта книга поможет учиться, работать, дружить!»
- На этом наше занятие подошло к концу. Подсчитаем теперь жетоны.