Напоминание

Выжигание по дереву


Автор: Сергеенкова Елена Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ АО "Приводинская СКОШИ"
Населённый пункт: п. Приводино, Котласский район, Архангельская область
Наименование материала: программа кружка "Выжигание по дереву"
Тема: Выжигание по дереву
Раздел: среднее образование





Назад




ГБОУ АО «Приводинская СКОШИ»

КРУЖОК «ВЫЖИГАНИЕ ПО ДЕРЕВУ»

Автор программы

Воспитатель Сергеенкова Е.П.

Приводино

2019 год

Пояснительная записка

Данная

рабочая

программа

составлена

на

основе

программы

«Выжигание»,

рекомендованная школам и внешкольным учреждениям.

Выжигание — один из самых распространенных видов декоративно-прикладного

искусства

среди

школьников.

Несложность

оборудования,

наличие

инструментов

и

приспособлений материалов, доступность работы позволяют заниматься выпиливанием и

выжиганием обучающимся с 4 по 9 классы, возрастной категории 11-17 лет.

Занятия по выжиганию древесины, сочетающие искусство с техническими операциями по

ручной обработке древесины, позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое

воспитание, рационально использовать свободное время учащихся.

Занятия состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает

краткие пояснения педагога по темам занятий с показом дидактического материала и приемов

работы. Программой предусматриваются экскурсии в музеи, на выставки декоративно-

прикладного

искусства,

на

предприятия,

которые

будут

способствовать

воспитанию

у

обучающихся интереса к творческой деятельности.

Практическая часть занятий состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы

осваиваются приемы выпиливания и выжигания (по каждому виду отдельно). Это должны быть

небольшие работы по объему, выполняемые по образцу. Наиболее важным этапом в работе

детского объединения является выполнение школьниками комплексных коллективных работ.

Цель программы - развитие у обучающихся интереса и активной творческой деятельности,

объединению

их

в

дружный

коллектив.

Программой

предусмотрены

задания

как

для

индивидуального, так и для коллективного исполнения.

Коллективные работы выполняют обучающиеся бригадой из трех и более человек. Такой

труд значительно ускоряет процесс работы над изделием, позволяет правильно распределять

задания, учитывая возраст и индивидуальные способности каждого кружковца. Коллективной

работой могут быть произведения декоративного характера, предназначенные для оформления

уголка игр в детском саду, учебного помещения, и изделия декоративно-утилитарного

назначения. Коллективное создание эскизов работ, обсуждение и выполнение их в материале вос-

питывают у кружковцев чувство коллективизма, взаимопомощи, ответственности за порученное

дело, способствуют качественному исполнению изделий.

Сочетание в изделиях выпиливания и выжигания различной сложности рисунка и

технического исполнения дает возможность участвовать в коллективной работе почти всем

членам детского объединения.

Задачи программы: развивать художественный вкус, понимание ритма, светотени, объема,

умение видеть и передавать красоту окружающей действительности, используя древесные

материалы соответствующего цвета и текстуры.

Педагог должен направлять внимание учащихся на осмысленное применение и выявление

красоты природной текстуры, свилеватости, сучков, наплывов. При росписи рисунка следует

выявлять текстуру и красоту древесины, а не подделывать под пластмассу, керамику (путем

применения водных прозрачных красителей).

Данная программа рассчитана на 36 ч (1 ч в неделю в течение учебного года).

Учитывая индивидуальные особенности развития детей, местные условия, интересы

школьников, руководитель кружка в ходе учебно-воспитательной работы может по отдельным

темам вносить сокращение или увеличение материала по некоторым темам

2

Тематическое планирование

п/п

Название темы

Количеств

о

часов

В том числе

Теоретически

е занятия

Практическ

ие занятия

1

Вводное занятие

1

1

-

4

Выжигание, выполнение задания по

образцу

8

1

7

5

Комплексная работа по выжиганию

7

1

6

6

Создание изделия из деталей, с

выжиганием рисунка (творческая

работа)

18

2

16

7

Изготовление предметов на

произвольную тему (коллективная

творческая работа)

2

2

2

8

Итоговое занятие

1

1

1

Всего:

36

8

28

Календарно – тематическое планирование

п/п

Название темы

Отметка о выполнении

1

Вводное занятие

3.2

Перевод рисунка на основу.

4

Выжигание, выполнение задания по образцу

4.1

Прибор для выжигания. Технология выжигания.

4.2

Выжигание элементов рисунка

5

Комплексная работа по выжиганию

5.1

Чертежи изделия и отдельных его деталей

5.3

Подготовка рисунка для выжигания

5.4

Выполнение задания по образцу

5.5

Выжигание элементов рисунка

5.6

Выжигание элементов рисунка

5.7

Приемы покрытия изделия лаками

6

выжиганием рисунка (творческая работа)

6.1

Приемы росписи элементов выжженного рисунка

6.2

Работа над эскизом изделия

6.3

Создание чертежей и рисунков для выжигания на изделия

6.4

Шлифование, перевод рисунка

6.5

Выжигание элементов рисунка

6.6

Выжигание элементов рисунка

6.7

Выжигание элементов рисунка

6.8

Покрытие изделия лаком

6.9

Покрытие изделия лаком

7

Изготовление предметов на произвольную тему

(коллективная творческая работа)

7.1

Посещение выставок декоративно-прикладного искусства

3

7.2

Выбор тематики работы

7.3

Элементы оформления выставок

7.4

Элементы оформления выставок

7.5

Выполнение картины

7.6

Выполнение картины

7.7

Выполнение картины

7.8

Игрушки, сувениры

7.9

Игрушки, сувениры

7.10

Покрытие изделий лаком

7.11

Покрытие изделий лаком

8

Итоговое занятие

8.1

Подведение итогов работы объединения. Оформление

выставки лучших работ

Всего:

Содержание

4

Вводное занятие. Выжигание как разновидности декоративного искусства. Показ слайдов,

репродукций, изделий с элементами выжигания по древесине. Программа, содержание работы и

задачи кружка. Внутренний распорядок, общие правила безопасности труда, производственной

санитарии и личной гигиены. Выбор органов самоуправления. Распределение рабочих мест.

Выжигание. Выполнение задания по образцу. Прибор для выжигания. Технология

выжигания. Организация рабочего места. Выбор древесных материалов с учетом особенностей

рисунка. Отделка готового изделия прозрачными материалами.

П р а к т и ч е с к и е з а н я т и я . Подготовка основы для выжигания при работе по образцу.

Подготовка и перевод рисунка на основу. Выжигание элементов рисунка. Приемы покрытия

готового изделия лаками.

Комплексная работа по выжиганию. Скрепление и соединение изделий из древесных

материалов. Клеи при склеивании древесины. Инструменты и приспособления, применяемые при

сборке и склеивании древесины. Чертежи изделия и отдельных его деталей.

П р а к т и ч е с к и е з а н я т и я . Выполнение задания по образцу с исполнением чертежей

изделий, подготовкой рисунка для выжигания, исполнение изделия в материале (объектами для

этого задания могут быть заказы других кружков, учителей школы, детских садов, предприятий и

др.).

Создание изделия из деталей, с выжиганием рисунка (творческая работа). Создание

орнаментов, органически связанных с конструкцией, формой изделия, материалом, назначением.

Приемы росписи элементов выжженного рисунка.

П р а к т и ч е с к и е з а н я т и я . Работа над эскизом творческого изделия. Создание чертежей и

рисунков для выжигания на изделий. Изготовление деталей, сборка изделия на клею. Шлифова-

ние, перевод рисунка, выжигание элементов рисунка. Роспись и покрытие готового изделия

лаком.

Изготовление предметов на произвольную тему (коллективная творческая работа).

Посещение и коллективное обсуждение выставок декоративно-прикладного искусства, музеев,

просмотр кинофильмов. Просмотр и анализ работ кружковцев, профессиональных художников,

репродукций, слайдов.

П р а к т и ч е с к и е

з а н я т и я .

Коллективное

обсуждение

тематики

творческих

работ

кружковцев. Выполнение работы в материале. Контроль качества изготовления изделия.

Просмотр работ.

Заключительное занятие. Подведение итогов работы кружка за год. Рекомендации

школьникам по самостоятельной творческой работе в летний период и последующие годы.

Оформление итоговой выставки и отбор лучших работ. Поощрение кружковцев.

Методические рекомендации

При комплектовании группы рекомендуется учитывать подготовленность и возрастные

особенности школьников. Во всех возрастных группах, особенно в младшей, необходимо

воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением

элементарных правил культуры труда, содержанием и порядке рабочего места, приучать

экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их в со-

ответствии с правилами безопасности труда.

В работе со школьниками всех классов надо учитывать уже имеющиеся у них знания и

умения, полученные на уроках в школе или на занятиях в предметных кружках.

Особое внимание в работе детского объединения должно быть уделено вопросам

безопасности труда и санитарной гигиены. Все обучающиеся должны выполнять работу в

спецодежде.

Занятие объединения можно проводить как в учебных мастерских по техническому труду,

5

так и в других помещениях с хорошим освещением, вентиляцией, где имеются удобная мебель для

работы, розетки, к которым можно подключать удлинители.

Для работы объединения требуются инструменты,

приспособления

и материалы:

электровы-жигатель, кисти, шлифовальная шкурка (крупная и мелкозернистая), бумага чертежная

и копировальная, калька, циркуль, краски акварельные, альбомы для рисования, куски фанеры

клееной, обрезки досок и плит.

Критерии оценки

В конце учебного года проводится выставка работ обучающихся, на которой подводятся

итоги работы детского объединения.

Обучающиеся должны освоить приемы выпиливания и выжигания (по каждому виду

отдельно). Это должны быть небольшие работы по объему, выполняемые по образцу. Наиболее

важным этапом в работе объединения является выполнение школьниками комплексных

коллективных работ. Обучающиеся должны самостоятельно выполнять эскизный рисунок в цвете,

составлять узор в круге, квадрате, полосе, орнаменты симметричные и несимметричные,

выполненные по народным мотивам.

Список литературы

6

Кузьмин В.Н. Альбом орнаментов. – М.: «Народное творчество», 2006.

Боровков Е.Е., Легорнев С.Ф., Черепашенцев Б.А. Технологический справочник учителя. - М.:

Просвещение, 1992.

Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1988.

Работа с деревом. /Сост. Белов Н.В./. - Минск.: Современная литература, 1999.

Работа по дереву. /Сост. Рыженко Н.В., Яценко В.А./. - М.: АСТВ Гамма - СА, 1998.

Сафроненко В.М. Чарующая красота древесины (советы домашнему умельцу), - Минск.: Полымя,

2000.

7



В раздел образования