Автор: Ирина Алексеевна Лашкарева
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ "Супоневская СОШ №2" Брянского района
Населённый пункт: село Супонево Брянского района Брянской области
Наименование материала: Урок изобразительного искусства
Тема: Символы в орнаменте
Раздел: среднее образование
Урок №6. Изобразительное искусство. 6 класс
Тема урока: Символы в орнаменте
Цели урока: формирование у учащихся представлений о понятиях орнамент и символика
в орнаменте, цветовых сочетаниях в орнаменте на основе знаний о группах цветов и основ
композиции; создание условий для личностной самореализации каждого обучающегося в
процессе
создания
композиции;
способствование
развитию
информационных,
коммуникативных,
образовательных,
регулятивных
компетенций
у
участников
образовательного процесса.
Задачи:
Образовательная:
познакомить
с
понятиями
«орнамент»,
«раппорт»,
познакомить
учащихся
с
символикой
в
орнаменте;
отработать
навыки
выполнения эскизов; углублять и расширять знания об истории и развитии
народных художественных промыслов
Развивающая:
развивать образное мышление, внимание фантазию; развивать
способности
профессиональной
адаптации
к
изменяющимся
социально-
экономическим условиям; сформировать у учащихся целостное восприятие
народного искусства как часть культуры народа; развивать творческое
воображение.
Воспитательная:
привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам
народного
творчества;
воспитание
усидчивости,
аккуратности,
терпения
довести начатое дело до конца; воспитать экономичное отношение к
используемым материалам, привитие основ культуры труда.
Универсальные учебные действия:
Личностные УУД:
- умение использовать образный язык изобразительного искусства : цвет, симметрия,
композицию для достижения своих творческих замыслов,
- способность моделировать новые образы путём трансформации известных (с
использованием средств изобразительного языка),
- совершенствовать умение эстетически воспринимать окружающую природу.
Познавательные УУД:
- самостоятельный поиск и решение художественно-творческой задачи передачи замысла
композиции,
- самостоятельное создание алгоритма деятельности,
- самостоятельное создание способов решения проблемы творческого характера..
Коммуникативные УУД:
-умение слушать и вступать в диалог;
-принятие решения и его реализация;
-
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации;
Регулятивные УУД:
- самостоятельная постановка цели предстоящей творческой работы, обдумывание
замысла, выполнение работу в материале,
- выражение в словесной форме образного смысла творческой работы,
- оценивание результата своего труда.
Тип урока: комбинированный
Формы организации: фронтальная, индивидуальная, работа в группах, парах.
Метод: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый,
словесный (
б
еседа),
практический.
Основные понятия и термины: орнамент, раппорт, символ, виды орнаментов, цветовой
круг, композиция.
Оборудование:
•
для учителя: компьютер, проектор, экран, презентация, ваза расписная, платок
павловопосадский, рушник, схемы солярных знаков, схемы построения орнаментов.
•
для учащихся: краски, кисти, палитра, баночки для воды, карточки «Этапы работы
над орнаментом», раздаточный материал для работы групп, листы самооценки, тестовые
карточки.
План урока
I. Орг. момент.
II. Актуализация знаний. Определение темы урока.
III. Совместное целеполагание.
IV. Постановка учебной задачи.
V. Проект выхода из затруднения и его реализация (изучение нового материала- работа в
группах).
1. Работа с информационными карточками.
2. Выступления групп.
3. Выполнение тестового задания всеми обучающимися.
4. Физкультминутка.
VI. Творческая работа.
VII. Домашнее задание.
VIII. Подведение итогов, оценивание работ обучающихся.
Ход урока
I. Орг. момент.
-Здравствуйте, ребята! Я рада Вас видеть сегодня на уроке! Посмотрите друг на друга,
улыбнитесь. У вас хорошее настроение?
Все готовы к уроку? (Да!)
-Тогда мы начинаем наше путешествие в мир красок и фантазии.
II. Актуализация знаний. Определение темы урока.
-Посмотрите внимательно на эти предметы.
(На столе стоит хохломская ваза, лежит павловопосадский платок и вышитый рушник)
- Ребята, что объединяет эти предметы? (Орнамент). А если обратиться к нашему
домашнему заданию, то попробуем определить тему сегодняшнего урока.
( Символы в орнаменте
)
(Открываю тему урока) Слайд 1
III. Совместное целеполагание.
-Подчеркните ключевые понятия темы.
- Что мы узнаем на уроке? (Узнаем, что такое орнамент, виды орнаментов,
познакомимся с историей орнамента, понятием символа, узнаем значения некоторых
символов, правилами построения орнамента, этапами создания орнамента в
нетрадиционных техниках)
-Чему научимся? (Научимся создавать орнамент в зависимости от вещи, на которую он
нанесен и её предназначении)
IV. Постановка учебной задачи.
- Что необходимо знать, чтобы выполнить работу?
Учащиеся:
1.
какие существуют виды орнаментов; какие символы используются в
орнаменте на различных предметах быта, каково их значение;
2.
последовательность работы при создании орнамента в различных техниках;
3.
правила цветопередачи и цветосочетания в русском орнаменте на предмете
быта;
4.
инструменты, необходимые для рисования
V. Проект выхода из затруднения и его реализация (изучение нового материала-
работа в группах).
Работа со словарем
(карточка- словарь Ожегова) Слайд 2
- Ребята, прежде чем мы рассмотрим понятие орнамента, вспомните:
Что такое композиция? (Это составление, сочетание различных частей в единое
целое в соответствии с идеей, задумкой).
Что такое
симметрия? (
Принцип построения композиции, где элементы
расположены правильно относительно оси или центра).
Что такое асимметрия? (Это отсутствие симметрии. Асимметрия всегда
придает пластической форме движение).
Дайте определение стилизации. (Стилизация – это упрощенное изображение
предметных форм).
-Ребята, а что же такое ОРНАМЕНТ? Слайд 3
Орнамент – это знаковая система передачи информации, каждый элемент которой имеет
определенное значение. Узоры орнамента основаны на повторе и чередовании элементов.
Символы- устоявшиеся веками, традиционно сложившиеся художественные формы,
имеющие определенное значение, несущие конкретный смысл.
Раппорт- минимальная площадь повторяющегося рисунка, включающая мотивы и
расстояние до соседнего мотива.
Мотив-
это часть орнамента, главный его элемент.
Слайд 4
-Слайд 5-Ребята, посмотрите на данные изображения орнаментов и скажите, какие виды
орнаментов различают в зависимости от раппорта? (сетчатый, линейный и кольцевой)
- Ребята, у Вас на столах лежат листы самоконтроля. На каждом этапе работы Вы будете
оценивать себя сами или Вас будут оценивать консультанты.
Лист самоконтроля Ф.И.________________________________________________________
Работа
в
группе
и
заполнение
схемы,
кластера
или
плана.
(Оценивает
консультант)
Ответы
на
уроке
(отметка
зависит
от
количества
и
качества ответа
(полный ответ)-
самооценка)
Работа
с
понятиями
(тестовое
задание)
(взаимооценка)
Творческая
работа
по
созданию
натюрморта
(самооценка,
общее
обсуждение)
Итоговая
отметка
за
урок
Сегодня мы будем работать в группах. У каждой группы на столах лежат карточки с
заданиями и словари урока.
Работа с информационными карточками.
1-ая группа: «Историки» познакомятся с видами орнаментов, символами и заполнят
кластер.
2-ая группа: «Лингвисты»- познакомятся с законами орнаментальной композиции и
заполнят схему- цепочку основных законов.
3-я группа: «Искусствоведы» поработают с понятиями статичная и динамичная
композиция в орнаменте.
4 группа: «Художники» расскажут об основных цветах, используемых в русской
вышивке.
- Вам необходимо в течение 3- минут познакомиться с материалом и выполнить задание.
Затем озвучить результат своей работы. В каждой группе работает консультант, который
и будет оценивать качество выполнения задания.
1. Работа с информационными карточками.
1-ая группа: «Историки» познакомятся с видами орнаментов, символами и заполнят
кластер.
Орнамент подразделяют на три вида:
- изобразительный (конкретный рисунок человека, животных, растений, пейзажные или
архитектурные мотивы, рисунок предметов неживой природы и т.д.);
-неизобразительный (геометрические и абстрактные формы);
- комбинированный (сочетание изобразительных мотивов и абстрактных форм).
Задание. (слайд 6) Записать значения символов орнамента, разделить на виды:
изобразительные виды орнамента и геометрический вид, составить кластер по данному
материалу. (Карточки)
1. (слайд 7) Ромбо-меандровый орнамент - знак
счастливой охоты, удачи. А сам орнамент - знак жизни,
земли и плодородия. Квадрат (ромб), поделённый крестом
на четыре части – знак вспаханного поля. Если внутри
есть точки – знак засеянного поля.
2. (слайд 8) Линия - наиболее точно передает характер
очертаний любой формы. Она широко использовалась в
орнаменте, чтобы разграничить отдельные мотивы.
3. (слайд 9) Волнистая или ломаная линия – знак воды.
Дождь изображается вертикальными линиями. Реки,
подземные воды, “хляби небесные” - горизонтальными.
4.(слайд 10) Шестиконечный крест в круге или
шестиграннике - Знак Грома и Перуна - громовник.
Использовался как оберег от молнии. Также являлся
воинским оберегом. Такие знаки вышивались на
ритуальных полотенцах, ими украшались прялки, избы,
дабы защитить дом от гнева Перуна, а позже Ильи-
пророка.
5.(слайд 11) Солярный знак – символ солнца. Солнце на
протяжении тысячелетий получило множество вариантов
изображений. Даже наш колобок - в каком-то смысле
является солярным знаком. Этот знак - преграда и
отвращение зла.
6(слайд 12) Треугольник - символ человека, человеческого
общения. Триединая природа вселенной: Небо, Земля,
Человек; отец, мать, дитя; человек как тело, душа и дух.
Треугольник - первая среди плоских фигур.
7.(слайд 13) Дерево. Оно же древо жизни, древо познания,
мировое древо. Мы говорим - корни памяти, корни
истории, корни рода. Мы говорим - древо рода,
родословное древо. Дерево - законченный и совершенный
образ мира.
8. (слайд 14) Растительный орнамент. Самый
распространенный в народном искусстве после
геометрического и самый излюбленный в резьбе и
росписи по дереву. Он использует самые многочисленные
и разнообразные вариации мотивов. Причем один и тот же
мотив может быть сильно приближен к натуре, а может
быть упрощен до неузнаваемости.
9. (слайд 15) Женский образ - один из основных в русском
орнаменте. В русском божественном женском персонаже
воплотились народные представления о земле рожающей,
связанной с водой, выбором судьбы и судом над
неправедным человеком. Называют этот образ по -
разному: великая богиня земли, плодородия, мать - сыра
земля, Макошь, что означает “мать хорошего урожая”.
Женская фигура с устремленными ввысь руками
символизировала единство сил земли и неба, от которых
зависела жизнь человека.
10 (слайд 16) Иногда богиня предстает перед нами в
образе лягушки (символ весенней, порождающей силы
Матери-земли). Сюжет лягушки несет в себе
знак рождения и плодородия. С этим земноводным
связано большое количество обрядов в древнерусской
культуре. Часто встречается и сюжет утробы лягушки
(роженицы), в центре которой народный мастер помещал
изображения птиц, деревьев, цветов, людей, всего, что
было сотворено и обладало способностью живой жизни.
2-ая группа: «Лингвисты»- познакомятся с законами орнаментальной композиции и
заполнят схему- цепочку основных законов.
Законы орнаментальной композиции:
1. Закон пропорциональности в орнаментальной композиции заключается в
установлении соразмерности частей в отношении целого и одна к другой.
Пропорциональные отношения площадей рисунка и фона, размеров орнаментальных
мотивов и их составных частей, линейных характеристик орнаментальных форм и т.п.
определяют выразительность композиции.
2. Закон соподчинения – звучание выразительных средств орнаментальной композиции
обеспечивается выделением из их числа главных и подчинения им второстепенных. Закон
соподчинения в штучных композициях трансформируется в закон доминанты
(господствующей идеи): когда в композиции отчетливо выделяется один или несколько
орнаментальных мотивов по размерам, форме, фактуре и цвету.
3. Закон трехкомпонентности, смысл которого заключается в том, что для
убедительного выражения сложного и разнообразного движения орнаментальных мотивов
необходимо показать в композиции три фазы этого движения (три разных размера, три
разных интервала, между мотивами) и периодически их повторять. Число «три» является
тем минимальным числом, которое позволяет достаточно четко определить разнообразие
какого-либо явления.
4. Закон контраста – взаимодействие контрастных элементов взаимно усиливает и
обостряет их противоположные свойства, а взаимодействие родственных элементов
смягчает и нивелирует их качества.
5.Правило группирования следует из закона контраста. Оно формируется следующим
образом: части, подобные размерам, форме, цвету и близкие по расстоянию, имеют
тенденцию к зрительному объединению в одно целое.
6. Закон простоты – максимальной убедительности и выразительности орнаментального
образа следует добиваться минимальными средствами при максимальном определении
подробностей
1.Закон
пропорциональности- это
соотношение площади
__________
___________________
2.Закон соподчинения- это
выделение
____________
и подчинение
_____________
3.Закон
трехкомпонентности-
это использование в
орнаменте трех
разных___________ и их
повтор.
4.Закон контраста- это
использование в 1
орнаменте контрастных
____________________
5.
Закон
группирования:
похожие по форме, цвету
части орнамента могут __
________________в
одно
целое.
6.
Закон простоты-
максимальной
выразительности можно
достичь ______________
Формами.
3-я группа: «Искусствоведы» поработают с понятиями статичная и динамичная
композиция в орнаменте. Для большей выразительности композиции художники
используют правило передачи движения или покоя. (слайд 17, 18)
Предлагаю просмотреть ряд изображений, и, пользуясь словами-заготовками
сформулировать определение для понятий статичная и динамичная композиции (слова-
заготовки: покой, устойчивость, внешние контуры, форма квадрата, круга, линии
направлены к центру, расположение по прямоугольной сетке; движение, диагональные
линии, простор, нарушение симметрии, цвета более смелые).
Статика Динамика
Статичная (замкнутая)
композиция-
это композиция, которая передает
Динамичная
композиция –
это композиция, которая передает
Итоговое определение:
(слайд19) Статичная (замкнутая) композиция – это композиция, которая передает
устойчивость и покой, обладает четкими внешними контурами в форме квадрата или
круга; элементы композиции расположены по прямоугольной сетке и направлены к
центру.
(слайд 20) Динамичная композиция – это композиция, которая передает ощущение
простора и движения, основное направление линий – диагональное, возможно нарушение
симметрии и смелые яркие цвета.
Вопрос учителя: Как вы думаете, достаточными ли знаниями вы обладаете для того,
чтобы самостоятельно составить гармоничную композицию или орнамент? Знаний о
каком важном аспекте вам не хватает? (цветовые сочетания)
4 группа: «Художники» расскажут об основных цветах, используемых в русской
вышивке.
Чтобы управлять огромным количеством цветов и оттенков, умело их сочетать
существует целая наука. И называется она - цветоведение
.
Все многообразие цветов делят на две большие группы: хроматические
(есть цвет)
и
ахроматические
(нет цвета).
(слайд 21) Попарное слияние основных хроматических цветов создает группу
промежуточных, или производных, цветов, которые присутствуют в световом спектре.
Так, соединение красного с желтым дает оранжевый цвет, желтого с синим - зеленый, а
синего с красным - фиолетовый.
(слайд 22) Для простоты и наглядности был придуман цветовой круг, как геометрический
порядок множества цветов. Три основных цвета размещены в треугольнике. На его
сторонах построены треугольники составных цветов. Вокруг вершин полученного
шестиугольника очерчено кольцо уже из двенадцати цветов, полученных путем смешения
соседствующих, и мы сразу видим, что это цвета радуги. В цветовом круге
дополнительные цвета находятся строго напротив друг друга.
Вопрос учителя:
Взгляните на изображение. На какие
две
большие группы делятся
хроматические цвета? (
теплые и холодные
) Обозначьте данные цвета на цветовом круге.
Покажите на таблице у доски.
(
слайд
23)
Гармонические сочетания цветов (слайд 24):
Цвета, расположенные рядом, или родственные.
Цвета, расположенные напротив друг друга (контрастные, но гармоничные).
Цвета, сочетающиеся по правилу треугольника.
3. Выполнение тестового задания всеми обучающимися. (Слайд 25)
Соотнесите термины и определения, вписав в ячейки ответа буквы. Ответ проверьте по
слайду. Оцените себя, поставив отметку в лист самоконтроля.
1. Это знаковая система передачи
информации, каждый элемент которой
имеет определенное значение. Узоры
орнамента основаны на повторе и
чередовании элементов.
А) Символы
2. Это составление, сочетание различных
частей в единое целое в соответствии с
идеей, задумкой
Б) Стилизация
3. Минимальная площадь повторяющегося
рисунка, включающая мотивы и расстояние
до соседнего мотива.
В) Цветоведение
4. Это упрощенное изображение
предметных форм.
Г) Композиция
5. Устоявшиеся веками, традиционно
сложившиеся художественные формы,
имеющие определенное значение, несущие
конкретный смысл.
Д) Раппорт
6. Наука, изучающая цветовой спектр,
сочетание цветов.
Е) Орнамент
Ответ:
1
2
3
4
5
6
Слайд 26
Оцените себя по эталону, используя критерии:
Нет ошибок- «5»
1 ошибка- «4»
2-3 ошибки –«3»
4 и более ошибок- «2»
Слайд 27
1
2
3
4
5
6
Е
Г
Д
Б
А
В
-
Внесите отметку в лист самоконтроля!
Физкультминутка
-А теперь мы тихо встали, дружно руки вверх подняли, в стороны, вперёд, назад,
повернулись вправо, влево, тихо сели, вновь за дело.
VI. Творческая работа- 20 минут.
- Ребята, у вас на столах лежат карточки- подсказки для работы с красками и клеем в
технике «ЭБРУ»и шаблоны для работы в технике «Дудлинг». Вы можете работать
гуашью, но не забывайте о свойствах этих красок.
-После окончания работы над орнаментом не забудьте оценить себя!
VII. Домашнее задание.
- Ребята, у вас в словариках к уроку обозначено домашнее задание к следующему уроку:
Доделать орнамент в выбранной технике или попробовать в любой другой (для тех, кто не
успел), вклеить словарик в альбом.
Повторить пропорции фигуры человека. Принести пластилин, стеки, картон.
VIII. Подведение итогов, оценивание работ обучающихся.
-Оцените свои работы. Сравните их с символикой орнаментов, обозначенной на доске и в
карточках. Отметку внесите в лист самоконтроля. Поставьте итоговую отметку. Листы
самоконтроля сдайте мне (можно их положить на стол).
1.
Что нового узнали на уроке?
2.
Всё ли удалось выполнить?
3.
С какими трудностями столкнулись? Как их преодолеть?
IX. Рефлексия.
-Если Вам на уроке было комфортно, то оставьте _______________ зелёный смайлик,
Если грустно, и наша встреча на вас не произвела впечатления, ____________ жёлтый
смайлик.
Если урок Вам не понравился, то оставьте __________________красный смайлик.
Спасибо за урок!