Напоминание

Развитие вокально-хоровых навыков на начальном этапе обучения


Автор: Екатерина Ивановна Васильева
Должность: преподаватель хоровых дисциплин
Учебное заведение: МАУ ДО "Агалатовская школа искусств"
Населённый пункт: Ленинградская область, Всеволожский район, п. Агалатово, д. 160
Наименование материала: Открытый урок
Тема: Развитие вокально-хоровых навыков на начальном этапе обучения
Раздел: дополнительное образование





Назад




Конспект открытого урока по хору:

Преподаватель: Васильева Екатерина Ивановна

Тема урока: «Развитие вокально-хоровых навыков на начальном этапе

обучения»

Урок проведен преподавателем по хору Васильевой Екатериной Ивановной в

МАУДО «Агалатовская школа искусств» с учениками I (8) класса.

Цель урока: формирование вокально-хоровых навыков у детей младшего

школьного возраста.

Форма урока: коллективное занятие

Задачи урока:

Обучающие:

- формировать вокально-хоровые навыки

- формировать навык пения а cappella

- добиваться чистого унисона как основы для развития гармонического слуха

Развивающие:

- продолжать развивать и укреплять певческое дыхание

- развивать гармонический слух

- накапливать слушательский опыт через расширение кругозора

Воспитательные:

- воспитывать любовь к хоровой музыке

-воспитывать целеустремленность, трудолюбие, ответственность,

внимательность

-формировать умение работать в коллективе

Материально-техническое оснащение урока:

Урок проводится в концертном зале общей площадью 200 м.

Оборудование зала:

мебель – стол, стулья;

учебное оборудование – два рояля, фортепиано, три банкетки, хоровые

станки, пюпитр для нот;

технические средства обучения – музыкальный центр, ноутбук, проэктор;

учебная литература – ноты

Методы обучения:

словесный (беседа, работа с нотным текстом)

наглядный (исполнение произведений преподавателем)

практический (работа над упражнениями и музыкальными

произведениями)

прослушивание музыкальных произведений

репетиция

Структура урока

Основные структурные части урока:

-вводная часть, организационная часть

-основная часть

-заключительная часть

Вводная, организационная часть – 5 минут

-приветствие

-постановка цели занятия

Основная часть – 30 минут:

-вокальные упражнения

-дыхательные упражнения

-распевание

-работа над начальным двухголосием

-декламация

-работа над произведениями

Заключительная часть – 5 минут

-подведение итогов урока

Ход урока:

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас будет открытое занятие. Мы

будем продолжать нашу работу над чистотой интонации, четким

произнесением слов, дыханием и продолжим разучивать наши произведения.

Пожалуйста, поприветствуем наших гостей.

Хор пропевает по звукам мажорного трезвучия «Здравствуйте».

Учитель: Хорошо, ребята, садитесь. Сейчас мы с вами превратимся в жуков,

приготовьте руки для полета! «ЖЖЖЖ» - рукой показываем изменяющуюся

высоту звука, кружение. Голос при этом следует за рукой, то выше, то ниже.

Ученики выполняют задание.

Учитель: Теперь жук сел отдохнуть, посидел, расправил крылышки и снова

полетел. Показываем полет другой рукой.

Ученики делают упражнение.

Учитель: Отправляем в полет двух жуков - две руки работают!

Ученики выполняют задание.

Учитель: Как считаете, хорошо мы с вами пожужжали?

Ученики: Да, у нас получилось!

Учитель: Замечательно. Переходим к упражнению «Комарики». Ребята, поем

закрытым ртом тоненькую нотку, на «ЗЗЗ», пищим, как комарики.

Ученики поют.

Учитель: Пожалуйста, поем ярче, не всех комариков я услышала.

Ученики поют.

Учитель: Да, так было лучше. Теперь играю свою нотку, слушайте, и поем

«комарика» на моем звуке. Как вы считаете, чисто ли у нас получилось?

Маша: Нет, не очень.

Федя: Кто-то пел толстым голосом.

Учитель: Верно вы говорите, не совпали вы с моей ноткой. Прислушайтесь,

играю еще раз. Как было сейчас?

Ученики: Сейчас мы пели лучше!

Учитель: Хорошо! Еще раз пищим, комарики. Поем мою нотку. Как теперь?

Катя: Вот теперь мы спели чисто!

Учитель: Да, спели очень хорошо, молодцы. Садимся в наши «Качели», поем

«у». Полетели вверх, затем вниз. Рукой будем показывать, как движется

мелодия.

Ученики поют упражнение, выполняя скачок на октаву.

Учитель: Замечательно мы покатались.

Учитель показывает игрушечного зайчика.

Учитель: Ребята, посмотрите, кто это к нам в гости сегодня пришел?

Полина: Зайчик!

Учитель: Да, как думаете, что с ним случилось?

Таня: Он грустный.

Учитель: Почему же он грустный?

Ваня: Может быть, он заболел?

Учитель: Да, Ваня, я тоже так думаю. Он заболел, простудился! Почему

зайчик простудился?

Ева: Наверно, на улице было холодно, а зайчик не послушал маму, и очень

долго в лесу гулял.

Учитель: Мы его пожалеем. «Ох» - поем глиссандо тоненько, жалобным

голосом, сверху вниз.

Ученики выполняют задание.

Учитель: Зайчику от нашего сочувствия стало лучше. Встанем, ребята, на

ножки, подышим. Покажем собачку, которая устала и часто дышит.

Ощущаем, как наши животики работают. Все почувствовали, как работают и

напрягаются животики?

Ученики: Да, почувствовали.

Учитель: Молодцы, ребята. Нюхаем свои любимые цветочки, кому какой

нравится. Задержим дыхание – спрячем аромат в животике. Внимание,

считаю до четырех.

Хор делает упражнение.

Учитель: Отлично, выдохнули. И еще разок вдохнем приятный аромат.

Вдруг увидели пчелу на цветке, испугались, вдохнули быстро, и шумно!

Ученики дышат.

Учитель: Опять показалась пчела, мы удивились, и испугались снова! Вдох!

Спасибо, ребята, мы хорошо поработали животиками, переходим к пению.

Распевка «Мамочка моя, ты любимая»

Учитель: Ребята, поем такую распевочку. Как движется в ней мелодия?

Ева: Звуки идут подряд.

Учитель: Да, Ева, правильно, подряд. Мелодия движется вверх, или вниз?

Тоня: Сначала вверх, потом вниз.

Учитель: Совершенно верно Тоня ответила. Ребята, поем нежно, ласково,

стараемся хорошо произносить текст.

Хор поет распевку.

Учитель: Молодцы!

Распевка «Солнышко-облачко»

Слушаем другую распевку: «Солнышко-облачко» (нисходящее движение

legato по трезвучиям). Из каких аккордов она состоит?

Тимофей: Солнышко- это мажорное трезвучие.

Учитель: Правильно, Тимоша. А на слове «облачко» что происходит с

музыкой?

Полина: Музыка становится грустной, печальной.

Учитель: И что же здесь звучит?

Маша: Это звуки минорного трезвучия!

Учитель: Да, Маша. Поем точно, обращаем внимание на IIIю ступень.

Ученики поют распевку.

Учитель: А теперь, ребята, вспоминаем наше стихотворение «Лягушонок».

Читаем нараспев, выразительно, медленно.

Лягушонок

Для внучонка-лягушонка

Сшила бабушка пеленку.

Стала мама пеленать,

А малыш давай скакать.

Из пеленки прыг да скок -

И от мамы наутек.

В.Шумилин

(Во время чтения последовательно изображаем перечисляемые

действия)

Прочитали два раза, при повторе старались больше тянуть гласные,

опирать звук, чувствовать при этом мышцы живота.

Учитель: Молодцы. Поем песенку «У кота- воркота колыбелька хороша».

Хор поет в унисон.

Учитель: Хорошо, ребята. Теперь разделимся на два голоса, первый ряд

будет начинать, второй продолжит. Вспомним, как называется такое пение?

Оля: Канон.

Учитель: Да, Оля, молодец, совершенно верно, канон.

Ученики поют каноном «У кота-воркота».

Учитель: Как у нас получилось?

Федя: Второй голос сбивался.

Учитель: Второй голос пел фальшиво, повторим еще раз, я буду вам

помогать. Первый и второй голоса, слушайте друг друга.

Хор повторяет еще раз.

Учитель: Ребята, как сейчас, лучше у нас получилось?

Полина: Получилось чище.

Учитель: Да, сейчас постарались. Поворачиваемся друг за другом, под

веселую музыку делаем друг другу массаж.

Ученики легкими постукивающими движениями делают массаж.

Учитель: Отлично, повернулись в другую сторону и снова делаем.

Работа над произведением И. С. Баха «За рекою старый дом»

Хор исполняет песню целиком.

Учитель: Какой композитор написал эту музыку?

Оля: И. С. Бах.

Учитель: Очень хорошо, Оля, что ты помнишь композитора нашей песни.

Вижу, что и другие ученики поднимали руки, молодцы. Вспомним

содержание этой песни, характер музыки. Как мы сейчас споем эту песню?

Оля: Ласково, нежно.

Петя: Потому что эту песню мама поет ребенку перед сном!

Учитель: Да, молодцы, ребята.

Задание такое, будем петь и хлопать ритм. Будьте внимательны, слушайте

инструмент, концертмейстер играет нам мелодию.

Дети выполнили задание.

Учитель: Были неточности, предлагаю спеть по-одному. Кто хочет? Марина,

выходи в центр зала.

Ученица исполняет первый куплет.

Как Марина спела, что у нее получилось?

Миша: Чисто, красиво, ритм был точный. Можно ли мне теперь одному?

Миша исполняет второй куплет.

Учитель: Молодец, Миша. Сейчас будем петь по цепочке, кого называю, тот

вслух, остальные в это время не просто слушают, а поют «про себя».

Исполняют произведение по очереди.

Учитель: Ребята, что у нас получилось?

Вова: Были те, кто опоздал вступить! Я вот вступил позже.

Учитель: Попробуем еще раз, сейчас у нас получится лучше.

Ученики спели по цепочке.

Учитель: Хорошо, ребята, поем от начала до конца, два куплета, настроимся

на характер музыки.

Работа над произведением Ю. Литовко «Аистенок»

Учитель: Исполним сейчас нашу песенку «Аистенок» без текста, на «а», при

этом рукой будем показывать движение мелодии.

Дети выполняют задание.

Учитель: Ребята, будем больше тянуть звук. Как называется такое

исполнение?

Федя: Legato, это такой штрих.

Учитель: Верно, это штрих. Сейчас играем с вами в «эхо». Кусочек фразы в

точности повторяете за мной.

Учитель и хор поют, используя прием «эхо».

Учитель: Были неточности в скачках мелодии. Нужно нам отдельно

потренироваться исполнять эти скачки. Будем петь по моей руке, медленно,

будьте внимательны. В каких словах первого куплета мы встречаем такие

трудности?

Миша: «Я аистенок»

Катя: «Оттуда»

Учитель: Да, молодцы ребята, правильно ответили.

Ученики пропевают мелодические ходы отдельно.

Учитель: Не все были внимательны, некоторые певцы не смотрели на руку

дирижера. Вспомним, кто такой дирижер?

Марина: Дирижер- это тот человек, который управляет хором или оркестром.

Учитель: Вот, ребята, пойте пожалуйста так, как я покажу, со мной вместе.

Хор поет мелодию, делая фермату на верхних звуках по руке дирижера.

Учитель: Как мы сейчас прозвучали?

Полина: Я думаю, что сейчас мы пели чище!

Учитель: Да, правильно. Сейчас споем песню от начала до конца, Тимофей

будет петь за аистенка. Тоня возьмет треугольник. Ребята, слушайте друг

друга, нам нужно выстроить чистый унисон. Кто помнит, что же такое

унисон?

Тоня: Пение хором в один голос.

Учитель: Хорошо, Тоня, ты ответила, верно. Поем, и слушаем друг друга.

Хор исполянет произведение.

Учитель: Молодцы, ребята. Мы с вами хорошо поработали, теперь можем и

поиграть. Играем в испорченный телефон, слова произносим четко, но тихо.

Переспрашивать нельзя, что услышали, то и передаем соседу. Кто хочет быть

ведущим? Хорошо, Соня, начинай. Предлагаю тебе загадать музыкальное

слово.

Ученики играют (ведущая выбрала слово «унисон»)

Учитель: Сегодня мы плодотворно позанимались, всем спасибо за урок.

Используемая литература:

1. Струве Г. А. «Школьный хор» М. Музыка.1981

2. Сборник методических статей «Вокально-хоровые технологии» Выпуск 2.

Автор-составитель И. В. Роганова. Спб.: Композитор, 2014

3. Венгрус Л. А. «Начальное интенсивное хоровое пение». С-П.,Музыка, 2000

4. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики.-М.: Музыка, 2000

5. Огороднов Д. Е. «Памятка педагогу в вокальной работе по алгоритму с

детьми и самим собой» Свердловск, 1981

6. Абелян Л. Как рыжик научился петь. Учебное пособие для детей

дошкольного и младшего школьного возраста.- М.: Советский композитор,

1989

7. Михайлова М. Развитие музыкальных способностей детей.- Ярославль,

«Академия развития», 1997



В раздел образования