Авторы: Грошева Марина Ивановна, Подчупова Надежда Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 6"
Населённый пункт: город Сосновый Бор, Ленинградская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Совушки"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по лепке «Совушки» в средней группе.
1. Цель: совершенствовать навык лепки предметов, состоящих из нескольких
частей, передавая некоторые характерные особенности (перья, цевки).
Задачи:
- Закреплять приемы лепки: скатывание пластилина круглой и овальной
формы между ладонями;
- Упражнять в использовании приёма – сплющивания изготовленных форм;
- Вызвать положительный эмоциональный отклик на полученный результат.
2. Методические приемы: наглядность (рассматривание с детьми опорной
карты лепки совы), объяснение (какой формы тело, какой клюв, крылья,
лапки - цевки), самостоятельность (работы детей), момент (оказание
индивидуальной помощи воспитателем), сюрпризный момент - поощрение
детям от белочки – «грибочки»).
3. Материалы и оборудование: стеки; доски; салфетки; костюм Лесовика
для воспитателя; музыкальное сопровождение; печенье «Грибочки» (для
поощрения детей); тарелочки с кусочками нарезанного пластилина; зёрна
риса (для клюва); «листочек» на котором дети будут лепить сову; опорная
карта лепки.
4. Предварительная работа. Беседа с детьми о лесных животных;
рассматривание иллюстраций лесной мыши, совы, змеи, ежа, лисы;
отгадывание загадок о птицах; беседа «Кого боятся лесные мыши?»
Ход занятия:
Дети играют в группе. В это время раздаётся шуршание из спальни,
непонятное бормотанье.
Воспитатель: Ребята, что за странный звук? Вы его слышите?
Открывает дверь спальни, заходит Лесовичок. Ни на кого не смотрит и
бормочет.
Лесовичок: Ой, беда, беда, беда! Что делать? Что делать? Кто же мне
поможет?
Воспитатель: Здравствуйте, дедушка. Что с вами случилось? Успокойтесь,
пожалуйста.
Лесовичок: Ой, ребятки я так разволновался, что забыл и поздороваться, и
представиться.
Здравствуйте. Я – лесовичок. Живу в лесу.
Воспитатель: А что за беда у вас случилась?
Лесовичок: Да, беда! Расплодились в моём лесу мыши. И что хотят, то и
творят. Никого не слушаются, никого не боятся.
Воспитатель: Ой, вот здесь – то мы тебе поможем Лесовичок. Наши ребята
знают, кого боятся мыши. Ребята, кого боятся мыши?
(Дети: кота!)
Лесовичок: Правильно, но это домовые мыши боятся кота. А у меня-то
лесные!
(Ответы детей: ёжика, змею, лисицу, СОВУ, ястреба)
Лесовичок: Какие вы молодцы, ребятки. Спасибо. Как много я сегодня узнал
про мышей. Оказывается, они не такие уж и смелые. Теперь – то, я точно
знаю, как их прогнать. Надо их напугать. Вот только, ежи уже свернулись в
клубочки и в опавших листьях заснули на всю зиму. Змеи ещё в конце
августа собрались в глубоких впадинах, свернулись колечками и заснули до
весны. Ястребы в мой лес не залетают, они за полёвками охотятся. А совы?
Да у меня в лесу только одна сова и осталась, да и та уж совсем старенькая.
Как же быть? Откуда мне их звать? Что же придумать?
Воспитатель: А здесь и придумывать ничего не надо. Ты к нам во время
пришёл, думаю, мы сможем тебе помочь. У нас сейчас как раз занятие –
лепка. И тогда, лепить сегодня мы будем сову! Ребята, готовьте свои рабочие
места.
(Дети берут доски, стеки и садятся за столы)
Воспитатель: И ты ,Лесовичок, присаживайся с нами. Прежде, чем мы
начнём лепить нужно размять пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Мы лепили апельсин».
А теперь, давайте вспомним, из каких частей состоит сова. Вместе с детьми
обсуждает по опорной карте особенности внешнего облика совы: туловище
вместе с головой овальной формы, большие круглые глаза желтого цвета с
черными зрачками, брови-щеточки над глазами, треугольный клюв,
закругленные крылья, лапки-цевки.
Лесовичок: Ой, подождите, я же вам из леса шишек принёс.
Воспитатель: Здорово! Из шишек мы можем с вами сделать пёрышки сове.
Этапы выполнения работы.
1. Туловище. Скатать из большого куска пластилина шарик коричневого или
черного цвета, прямыми движениями рук преобразовать его в овал,
расплющить на основе.
2. Глаза. Скатать два шарика меньшего размера из желтого пластилина –
глаза, расплющить поочередно каждый в верхней части большого овала.
Скатать маленькие шарики черного цвета – зрачки, расплющить их в желтых
кружочках. Стекой надрезать с одной стороны до серединки чёрного круга.
3. Клюв. Сделаем из зёрнышка риса.
4. Крылья. Скатать две колбаски -крылышка расположить с обеих сторон
туловища и расплющить.
5. Лапки. Взять небольшой кусочек пластилина жёлтого цвета, скатать
шарик, расплющить до блинчика, стекой сделать два надреза, слегка
раздвинуть их к краям шарика, а получившиеся части расплющить
пальчиками и заострить.
6. Брови. Мы сделаем брови из двух чешуек от шишек, которые нам принёс
Лесовичок.
7. А теперь сделаем пёрышки на крылья. Начиная сверху крыла, кладём одну
чешуйку, затем ниже кладём – две чешуйки, ещё ниже – три. На другом
крыле – повторяем такой же узор.
По завершении работы воспитатель хвалит детей.
Лесовичок: Ох, спасибо вам ребята. Красота-то какая! Вот теперь развешу
ваши листочки с совами у себя в лесу, мыши испугаются и убегут. Совсем
забыл передать вам гостинца от белочки. Она как узнала, что я в город за
помощью иду, грибочков мне с собой дала. Вот они возьмите, а я совушек
заберу. Мне в лес поскорее возвращаться надо. До свидания! Спасибо
большое! (Прощается и уходит)
Воспитатель: Молодцы ребята. Так приятно делать добрые дела.
- Давайте вспомним, кто к нам сегодня приходил на занятие? (Лесовичок)
- Зачем к нам приходил Лесовичок? (за помощью)
- Что сегодня мы узнали от Лесовичка, о каких животных он нам рассказал?
(змея, ёж, ястреб)
- А как совы помогут ему в лесу, они же не живые? (ответы детей)
Вот молодцы, а теперь пора посмотреть, что же нам прислала белочка.
(Воспитатель угощает детей печеньем в виде грибочка.)