Автор: Вольская Наталья Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №29
Населённый пункт: г. Кстово Нижегородская обл.
Наименование материала: статья
Тема: Мир детской игры
Раздел: дошкольное образование
Мир детской игры
Родительское собрание средняя группа
Автор: Вольская Наталья Михайловна, воспитатель,
МБДОУ д/с №29, г.Кстово.
Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о наших любимых
детях, об их играх и игрушках. Тема нашего собрания: «Мир детской игры». Эта
тема выбрана не случайно, ведь каждый из Вас мечтает о том, чтобы ребёнок
вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место
в жизни общества. Дети воспитываются в играх так же, как и в других видах
деятельности. Выполняя ту или иную игровую роль, они как бы готовят себя к
будущему, к серьёзной жизни взрослых. Игра может сплотить детский коллектив,
включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых, воспитать в
игре сознательную дисциплину. Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка
принадлежит игре – ведущему виду детской деятельности.
Часто родители полагают, что игра так естественна для ребенка, что нет
необходимости обучать ей детей, она возникает и развивается сама, нужно только
обеспечить ребенка достаточным количеством необходимых ему игрушек. Тогда
откуда берутся дети, играющие в одни и те же примитивные скучные игры, хотя
при этом их детская напоминает игрушечный отдел «Детского мира». Ответ прост
и лежит на поверхности. Все, что вдыхает в детскую игру жизнь, дает ему
общение со взрослым.
Ребенок овладел предметами, научился применять их в игре. Теперь игра
становиться основной деятельностью, в которой ребенок многократно отражает и
переживает все свои отношения с миром и свои знания о нем. И здесь опять
незаменим взрослый, который передает ребенку знания о событиях и явлениях
окружающего, о человеческих взаимоотношениях, нравственных нормах семейной
и общественной жизни.
Игра – важнейшая сфера самовыражения ребенка, развития его «самости». Игра
в полной мере выполняет свои развивающие функции, когда является
самостоятельной детской деятельностью.
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные
изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой
стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры,
которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.
Психика и мышление ребенка кардинальным образом отличаются от взрослого
человека. Ребенку нужно учиться естественной для нас способности к
воображению. В то время как взрослый постоянно мысленно создает какие-то
ситуации, малыш постепенно учится фантазировать. Без фантазии мы не можем не
только мечтать, но и совершить в уме простейшую операцию, например, сложить
один и два. Игра в этом - главный помощник. Поэтому, чтобы в 7 лет ребенок
нормально учился, в 4 года он должен полноценно играть.
Помните, что для развития ребенка 3-7 лет игра более полезна, чем занятие.
Позаботьтесь о том, чтобы ежедневно у дошкольника было время и место для
свободной игры. На игры должно уходить больше времени, чем на занятия.
Пусть ребенок самостоятельно выбирает, во что и как он будет играть. Участвуя
в детских играх, взрослый может оказывать поддержку, но не должен быть
директивным - пусть ребенок проявит фантазию.
Решая игровые задачи, дети проявляют максимальную компетенцию, они
действуют уверенно, не задавая вопросов взрослому и не спрашивая у него
разрешения.
Игра - это арена детских успехов и достижений. Задача взрослых - закрепить у
ребенка уверенность в себе, проявить положительное отношение к его игровой
деятельности.
Игра дает ребенку возможность эмоционально насыщенного вхождения в
жизнь взрослых на основе воспроизведения их социальных отношений
(парикмахер, врач, водитель и др.)
Игра создает благоприятные возможности для развития у ребенка
самоутверждения и самооценки.
В игре активно формируется способность внимательно относиться к точке
зрения другого, смотреть на мир с его позиции.
Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми - их
называют творческими или сюжетно - ролевыми. В этих играх дошкольники
воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности
взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому
является важным средством воспитания. Подражание взрослым в игре связано с
работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует
разные впечатления жизни с личным опытом. Претерпевая различные изменения,
всякая сюжетно-ролевая игра превращается в игру по правилам. Эта игра дает
ребенку две необходимые способности. Во-первых, выполнение правил в игре
всегда связано с их осмыслением и воспроизведением воображаемой ситуации. Во-
вторых, игра с правилами учит общаться. Ведь большинство игр с правилами —
это игры коллективные. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом
коллектива, справедливо оценивает действия и поступки своих товарищей и свои
собственные.
Впервые появляется чувство единения, формируется понятие «мы». Дети
начинают оценивать друг друга, появляется общественное мнение.
Соответственно, благодаря игре детская группа развивается как коллектив.
Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средства для его
реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие
отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить
оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры,
декораторы, актеры. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления,
мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент.
Поэтому игра - всегда импровизация.
Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств дошкольников.
Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в
жизни, в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения
детей друг с другом и со взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре.
Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в
общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее
достижению, общие интересы и переживания. Дети сами выбирают игру, сами
организуют ее. Но, в то же время, ни в какой другой деятельности нет таких
строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра
приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает
воспитывать целенаправленность.
В игре ребенок приобретает умение надеяться на собственные силы при
столкновении с проблемой: игра предоставляет детям возможность ставить и
решать собственные задачи. Дети, имеющие большую игровую практику, легче
справляются с реальными жизненными проблемами, чем мало играющие.
Свободно выражать свои чувства - этому тоже учиться ребенок в игре. Ребенок,
живущий под постоянным неусыпным контролем взрослых, начинает вести себя
неестественно. Он недостаточно смел и решителен для того, чтобы обнаруживать
свои подлинные чувства, отчего его поведение становится скованным. Возникают
барьеры в общении. Поэтому взрослые должны положительно относиться к его
неподдельным эмоциям и сами проявлять естественность и чистоту отношений.
В игре ребенок обучается переживать свой гнев, зависть, тревогу и
беспокойство. В свободных играх детей страх, агрессия и напряжение находят
выход и ослабевают, что значительно облегчает реальные взаимоотношения между
детьми.
Игра - важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в
детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие.
Воспроизводя различные события жизни, ребенок размышляет над тем, что видел,
о чем ему читали и говорили; их значение становятся для него более понятными.
Благодаря игровой деятельности ребенок учится выполнять правила, думать,
стремиться к победе, чувствовать свою силу, приобретает уверенность в себе,
гармонично развивается. Исходя из этого, можно уверенно говорить о том, что
роль игры в развитии ребенка действительно высока.
Результат игры — это более глубокие представления о жизни и деятельности
взрослых людей.