Напоминание

Мир детской игры


Автор: Вольская Наталья Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №29
Населённый пункт: г. Кстово Нижегородская обл.
Наименование материала: статья
Тема: Мир детской игры
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мир детской игры

Родительское собрание средняя группа

Автор: Вольская Наталья Михайловна, воспитатель,

МБДОУ д/с №29, г.Кстово.

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о наших любимых

детях, об их играх и игрушках. Тема нашего собрания: «Мир детской игры». Эта

тема выбрана не случайно, ведь каждый из Вас мечтает о том, чтобы ребёнок

вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место

в жизни общества. Дети воспитываются в играх так же, как и в других видах

деятельности. Выполняя ту или иную игровую роль, они как бы готовят себя к

будущему, к серьёзной жизни взрослых. Игра может сплотить детский коллектив,

включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых, воспитать в

игре сознательную дисциплину. Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка

принадлежит игре – ведущему виду детской деятельности.

Часто родители полагают, что игра так естественна для ребенка, что нет

необходимости обучать ей детей, она возникает и развивается сама, нужно только

обеспечить ребенка достаточным количеством необходимых ему игрушек. Тогда

откуда берутся дети, играющие в одни и те же примитивные скучные игры, хотя

при этом их детская напоминает игрушечный отдел «Детского мира». Ответ прост

и лежит на поверхности. Все, что вдыхает в детскую игру жизнь, дает ему

общение со взрослым.

Ребенок овладел предметами, научился применять их в игре. Теперь игра

становиться основной деятельностью, в которой ребенок многократно отражает и

переживает все свои отношения с миром и свои знания о нем. И здесь опять

незаменим взрослый, который передает ребенку знания о событиях и явлениях

окружающего, о человеческих взаимоотношениях, нравственных нормах семейной

и общественной жизни.

Игра – важнейшая сфера самовыражения ребенка, развития его «самости». Игра

в полной мере выполняет свои развивающие функции, когда является

самостоятельной детской деятельностью.

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные

изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой

стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры,

которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Психика и мышление ребенка кардинальным образом отличаются от взрослого

человека. Ребенку нужно учиться естественной для нас способности к

воображению. В то время как взрослый постоянно мысленно создает какие-то

ситуации, малыш постепенно учится фантазировать. Без фантазии мы не можем не

только мечтать, но и совершить в уме простейшую операцию, например, сложить

один и два. Игра в этом - главный помощник. Поэтому, чтобы в 7 лет ребенок

нормально учился, в 4 года он должен полноценно играть.

Помните, что для развития ребенка 3-7 лет игра более полезна, чем занятие.

Позаботьтесь о том, чтобы ежедневно у дошкольника было время и место для

свободной игры. На игры должно уходить больше времени, чем на занятия.

Пусть ребенок самостоятельно выбирает, во что и как он будет играть. Участвуя

в детских играх, взрослый может оказывать поддержку, но не должен быть

директивным - пусть ребенок проявит фантазию.

Решая игровые задачи, дети проявляют максимальную компетенцию, они

действуют уверенно, не задавая вопросов взрослому и не спрашивая у него

разрешения.

Игра - это арена детских успехов и достижений. Задача взрослых - закрепить у

ребенка уверенность в себе, проявить положительное отношение к его игровой

деятельности.

Игра дает ребенку возможность эмоционально насыщенного вхождения в

жизнь взрослых на основе воспроизведения их социальных отношений

(парикмахер, врач, водитель и др.)

Игра создает благоприятные возможности для развития у ребенка

самоутверждения и самооценки.

В игре активно формируется способность внимательно относиться к точке

зрения другого, смотреть на мир с его позиции.

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми - их

называют творческими или сюжетно - ролевыми. В этих играх дошкольники

воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности

взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому

является важным средством воспитания. Подражание взрослым в игре связано с

работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует

разные впечатления жизни с личным опытом. Претерпевая различные изменения,

всякая сюжетно-ролевая игра превращается в игру по правилам. Эта игра дает

ребенку две необходимые способности. Во-первых, выполнение правил в игре

всегда связано с их осмыслением и воспроизведением воображаемой ситуации. Во-

вторых, игра с правилами учит общаться. Ведь большинство игр с правилами —

это игры коллективные. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом

коллектива, справедливо оценивает действия и поступки своих товарищей и свои

собственные.

Впервые появляется чувство единения, формируется понятие «мы». Дети

начинают оценивать друг друга, появляется общественное мнение.

Соответственно, благодаря игре детская группа развивается как коллектив.

Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средства для его

реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие

отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить

оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры,

декораторы, актеры. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления,

мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент.

Поэтому игра - всегда импровизация.

Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств дошкольников.

Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в

жизни, в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения

детей друг с другом и со взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре.

Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в

общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее

достижению, общие интересы и переживания. Дети сами выбирают игру, сами

организуют ее. Но, в то же время, ни в какой другой деятельности нет таких

строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра

приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает

воспитывать целенаправленность.

В игре ребенок приобретает умение надеяться на собственные силы при

столкновении с проблемой: игра предоставляет детям возможность ставить и

решать собственные задачи. Дети, имеющие большую игровую практику, легче

справляются с реальными жизненными проблемами, чем мало играющие.

Свободно выражать свои чувства - этому тоже учиться ребенок в игре. Ребенок,

живущий под постоянным неусыпным контролем взрослых, начинает вести себя

неестественно. Он недостаточно смел и решителен для того, чтобы обнаруживать

свои подлинные чувства, отчего его поведение становится скованным. Возникают

барьеры в общении. Поэтому взрослые должны положительно относиться к его

неподдельным эмоциям и сами проявлять естественность и чистоту отношений.

В игре ребенок обучается переживать свой гнев, зависть, тревогу и

беспокойство. В свободных играх детей страх, агрессия и напряжение находят

выход и ослабевают, что значительно облегчает реальные взаимоотношения между

детьми.

Игра - важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в

детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие.

Воспроизводя различные события жизни, ребенок размышляет над тем, что видел,

о чем ему читали и говорили; их значение становятся для него более понятными.

Благодаря игровой деятельности ребенок учится выполнять правила, думать,

стремиться к победе, чувствовать свою силу, приобретает уверенность в себе,

гармонично развивается. Исходя из этого, можно уверенно говорить о том, что

роль игры в развитии ребенка действительно высока.

Результат игры — это более глубокие представления о жизни и деятельности

взрослых людей.



В раздел образования