Автор: Русских Наталья Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ АО "Вычегодская СКОШИ"
Населённый пункт: г.Котлас, Архангельская область
Наименование материала: Конспект занятия "Не жалею, не зову, не плачу"
Тема: "Не жалею, не зову, не плачу" С.А. Есенин
Раздел: среднее образование
Сергей Александрович Есенин
«Не жалею, не зову, не плачу…»
Цель: продолжать изучение произведений автора
Задачи:
- использовать различные способы чтения стихотворения;
- развитие слухового восприятия;
- прививать интерес к творчеству С.А. Есенина.
Ход
Орг.момент
Голосовая зарядка:
Пение гласных, чтение слогов, чтение двустиший.
Вопросы к занятию:
Какое сейчас занятие?
Что мы будем делать на занятии?
Какого автора мы будем изучать?
Давайте вспомним, какие стихотворения Сергея Есенина мы читали.
Прочтение отрывков детьми с доски:
Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом точно серебром (Белая берёза)
Кто помнит название стихотворения?
Черёмуха душистая весною расцвела
И ветки золотистые, как косы расплела… (Черёмуха)
Какая тема их объединяет? Тема природы
Прочтение воспитателем отрывков с доски:
Шаганэ ты моя, Шаганэ,
Потому что я с севера что ли,
Я готов рассказать тебе поле
И волнистую рожь при луне,
Шаганэ ты моя, Шаганэ (Шаганэ ты моя, Шаганэ)
Вы помните, вы всё, конечно, помните,
Как я стоял, приблизившись к стене,
Взволнованно ходили Вы по комнате,
И что-то резкое в лицо бросали мне…(Письмо к женщине)
Какая тема объединяет эти стихи? Тема любви
Сергей Есенин написал много стихов о природе, о любви, сегодня мы
познакомимся с прекрасным стихотворением, которое отражает настроение
поэта, его отношение к жизни, называется оно «Не жалею, не зову, не
плачу…»
Работа с текстом
Чтение текста про себя
Назовите героя стихотворения Лирический герой
Выразительное чтение 1 куплета (АРИНА)
О чём не жалеет Лирический герой? (о том, что прошла молодость, о том,
что прошла жизнь). Докажите словами из текста
Прошла молодость
Выразительное чтение 2 куплета (ЛЕНА)
Что ЛГ говорит дальше? (не хочет никаких забав – страна берёзового
ситца не заманит, даже сердце бьётся по-другому)
- сердце бьётся горячо и быстро,
- сердце бьётся ровно и спокойно,
- сердце замирает
Значит, забавы неинтересны
Выразительное чтение по цепочке 3 куплета (ОЛЯ, СЛАВА)
Как вы понимаете выражение: буйство глаз и половодье чувств?
Широта чувств и радость в глазах глаза не вспыхивают, как раньше
любовью и радостью, и чувства не бурлят в груди, как в молодости.
Все стало спокойно и степенно, т.е. ЛГ утратил остроту чувств
Утраченные чувства
Выразительное чтение 4 куплета (КАТЯ)
Что замечает ЛГ? (стало меньше желаний, многого не хочется)
В чём он сомневается? (была ли молодость, была ли жизнь)
С чем сравнивает ЛГ свою жизнь? (с розовым конём)
Почему? (розовый цвет – цвет молодости, конь – быстрый бег жизни)
Быстрый бег жизни
Выразительное чтение 5 куплета Н.А.
Что объясняет ЛГ в последнем четверостишии? Все в этом мире
смертны, с каждым прожитым днём человек приближается к концу
своей жизни
Что благословляет ЛГ? Из текста
Так было всегда и так всегда будет, поэтому ЛГ благословляет и
жизнь, и смерть
Все тленны
Посмотрите, мы выделили основные события стихотворения, значит,
составили что? Сюжет
Послушайте, как это стихотворение читает автор
Слушание аудиозаписи стихотворения
И всё-таки, жизнь торжествует, и чтобы доказать это, мы составим
синквейн со словом ЖИЗНЬ
АРИНА и ОЛЯ - 2 прилагательных, КАТЯ, ЛЕНА, СЛАВА – 3 глагола,
1 группа – предложение из 4 слов, 2 группа – синоним к слову
И всё-таки ЖИЗНЬ ТОРЖЕСТВУЕТ