Напоминание

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий


Автор: Артюхова Екатерина Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СКОШИ №4" г. Магнитогорска
Населённый пункт: город Магнитогорск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование коммуникативных универсальных учебных действий
Раздел: начальное образование





Назад




Выступление на педсовете.

Тема: Формирование коммуникативных универсальных учебных действий.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей,

партнеров по общению или деятельности;

-умение слушать и вступать в диалог;

-участвовать в коллективном обсуждении проблем;

-интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодей-

ствие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Рассмотрим, каково значение коммуникативных УУД ученика в обра-

зовательном процессе?

Во-первых, они влияют на учебную успешность. Простой пример: если

ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную

тревогу, его реальный ответ будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, со-

ответственно, ниже.

Во-вторых, от коммуникативных УУД во многом зависит процесс

адаптации ребенка к школе.

В-третьих, коммуникативные УУД учащихся могут рассматриваться в

образовательном процессе как ресурс эффективности и благополучия его бу-

дущей взрослой жизни.

Следовательно, развитие коммуникативных универсальных учебных

действий ученика – актуальная задача воспитательно-образовательного

процесса школы, поэтому их формированию следует уделять пристальное

внимание.

Видами коммуникативных действий являются (слайд 1)

инициативное сотрудничество;

планирование учебного сотрудничества;

взаимодействие;

управление коммуникацией.

Инициативное сотрудничество в себя включает (слайд 2)

-Умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои за-

труднения;

-предлагать помощь и сотрудничество;

-проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и

познавательных задач.

Планирование учебного сотрудничества(слайд 3)

Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной

деятельности и сотрудничества с партнером;

определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной дея-

тельности.

Взаимодействие включает в себя (слайд 4 )

Умение формулировать собственное мнение и позицию, задавать во-

просы;

строить понятные для партнера высказывания;

строить монологичное высказывание;

вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими

и синтаксическими нормами родного языка, слушать собеседника.

Управление коммуникацией(слайд 5)

-Умение определять общую цель и пути ее достижения;

-осуществлять взаимный контроль;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партне-

ров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной дея-

тельности;

- прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зре-

ния;

- разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участни-

ков;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Основу формирования коммуникативных УУД составляет опыт чело-

веческого общения во всех его формах, включая виртуальные. Это проектная

деятельность, экскурсии, спортивные мероприятия, викторины, конкурсы и

т.д (Просмотр слайдов)

Общение – неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование

коммуникативных универсальных учебных действий учащихся ведет к по-

вышению качества учебно-воспитательного процесса.

Работа в парах и группах постоянно присутствует на наших уроках, т.к

этого требуют стандарты второго поколения, а также предусмотрены про-

граммой «Планета знаний». Групповая работа, помогает организации обще-

ния, т.к. каждый ребенок имеет возможность говорить с заинтересованным

собеседником, высказывать свою точку зрения. Групповая работа - это один

из лучших способов, дающий возможность детям строить отношения на осно-

ве толерантности.

Предлагаю просмотреть фрагмент урока и ещё раз вспомнить, каковы

особенности работы в группах. Урок по окружающему миру «Весна – приро-

да пробуждается».

На уроке используется технология проблемно-диалогического обуче-

ния, которая предполагает создание под руководством учителя про-

блемной ситуации и активную деятельность учащихся по её разреше-

нию. На этапе актуализации знаний, дети выясняют тему урока по ве-

сеннему отрывку из клипа «Весна». Далее перед детьми ставится про-

блемный вопрос: «Как неживая природа, влияет на живую природу

весной?» Дети не сразу могут ответить на этот вопрос. Поэтому прихо-

дим к единому мнению, что ответить на него сможем только после то-

го, как выясним и ещё раз вспомним сезонные изменения в природе и

выявим взаимосвязь.

Для этого на этапе Изучение нового материала. Дети работают в груп-

пах. У каждой группы своё задание. (просмотр клипа)

Итак, мы увидели работу в группах, всего конечно на показать, т.к

время ограничено.

На этапе первичного закрепления использовались монологиче-

ские и диалогические формы развития речи, использовались задания,

которые позволяют начать обучение способам применения, задание ча-

стично-поискового и творческого характера.

На этапе подведения итогов урока ученики участвуют в оценочно-

рефлексивной деятельности. Каждый ученик задумывается о том, что у

него хорошо получается, а что еще не получается и над чем он плани-

рует работать на следующих уроках в плане самовоспитания, самораз-

вития и самообучения.

На мой взгляд использование проблемно-диалогического обучения в

образовательном процессе начальной школы обеспечивает развитие

коммуникативной деятельности- т.к. дети учатся ставить и решать

задачи, посредством диалога. В результате этого появляются:

значительные возможности для повышения качества знаний обучающих-

ся;

возможность выдвигать гипотезы по собственной инициативе, упражняясь

в творческом поиске;

развитие коммуникативных действий.

Коммуникативные навыки развиваются и средствами ИКТ. В классе

накоплен электронный учебный материал по каждому предмету. И самое

главное, что в классе есть интерактивная доска, для меня и моих учеников

это большое подспорье.

Для развития всех видов УУД огромное значение имеет учебно-

методический комплект. Технология деятельностного подхода, разработан-

ная в УМК «Планета знаний», предполагает развитие УУД, в том числе и

коммуникативных универсальных учебных действий.

Коммуникативная деятельность учащегося начальной школыново-

образование субъекта учебной деятельности, формирующееся в процессе

обучения в начальной школе, представляющее собой системное проявление

знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно

решать задачи, составляющие сущность обучения в младших классах.



В раздел образования