Автор: Артюхова Екатерина Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СКОШИ №4" г. Магнитогорска
Населённый пункт: город Магнитогорск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование коммуникативных универсальных учебных действий
Раздел: начальное образование
Выступление на педсовете.
Тема: Формирование коммуникативных универсальных учебных действий.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей,
партнеров по общению или деятельности;
-умение слушать и вступать в диалог;
-участвовать в коллективном обсуждении проблем;
-интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодей-
ствие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Рассмотрим, каково значение коммуникативных УУД ученика в обра-
зовательном процессе?
Во-первых, они влияют на учебную успешность. Простой пример: если
ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную
тревогу, его реальный ответ будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, со-
ответственно, ниже.
Во-вторых, от коммуникативных УУД во многом зависит процесс
адаптации ребенка к школе.
В-третьих, коммуникативные УУД учащихся могут рассматриваться в
образовательном процессе как ресурс эффективности и благополучия его бу-
дущей взрослой жизни.
Следовательно, развитие коммуникативных универсальных учебных
действий ученика – актуальная задача воспитательно-образовательного
процесса школы, поэтому их формированию следует уделять пристальное
внимание.
Видами коммуникативных действий являются (слайд 1)
инициативное сотрудничество;
планирование учебного сотрудничества;
взаимодействие;
управление коммуникацией.
Инициативное сотрудничество в себя включает (слайд 2)
-Умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои за-
труднения;
-предлагать помощь и сотрудничество;
-проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и
познавательных задач.
Планирование учебного сотрудничества(слайд 3)
•
Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнером;
•
определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
•
договариваться о распределении функций и ролей в совместной дея-
тельности.
Взаимодействие включает в себя (слайд 4 )
•
Умение формулировать собственное мнение и позицию, задавать во-
просы;
•
строить понятные для партнера высказывания;
•
строить монологичное высказывание;
•
вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими
и синтаксическими нормами родного языка, слушать собеседника.
Управление коммуникацией(слайд 5)
-Умение определять общую цель и пути ее достижения;
-осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партне-
ров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной дея-
тельности;
- прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зре-
ния;
- разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участни-
ков;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Основу формирования коммуникативных УУД составляет опыт чело-
веческого общения во всех его формах, включая виртуальные. Это проектная
деятельность, экскурсии, спортивные мероприятия, викторины, конкурсы и
т.д (Просмотр слайдов)
Общение – неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование
коммуникативных универсальных учебных действий учащихся ведет к по-
вышению качества учебно-воспитательного процесса.
Работа в парах и группах постоянно присутствует на наших уроках, т.к
этого требуют стандарты второго поколения, а также предусмотрены про-
граммой «Планета знаний». Групповая работа, помогает организации обще-
ния, т.к. каждый ребенок имеет возможность говорить с заинтересованным
собеседником, высказывать свою точку зрения. Групповая работа - это один
из лучших способов, дающий возможность детям строить отношения на осно-
ве толерантности.
Предлагаю просмотреть фрагмент урока и ещё раз вспомнить, каковы
особенности работы в группах. Урок по окружающему миру «Весна – приро-
да пробуждается».
На уроке используется технология проблемно-диалогического обуче-
ния, которая предполагает создание под руководством учителя про-
блемной ситуации и активную деятельность учащихся по её разреше-
нию. На этапе актуализации знаний, дети выясняют тему урока по ве-
сеннему отрывку из клипа «Весна». Далее перед детьми ставится про-
блемный вопрос: «Как неживая природа, влияет на живую природу
весной?» Дети не сразу могут ответить на этот вопрос. Поэтому прихо-
дим к единому мнению, что ответить на него сможем только после то-
го, как выясним и ещё раз вспомним сезонные изменения в природе и
выявим взаимосвязь.
Для этого на этапе Изучение нового материала. Дети работают в груп-
пах. У каждой группы своё задание. (просмотр клипа)
Итак, мы увидели работу в группах, всего конечно на показать, т.к
время ограничено.
На этапе первичного закрепления использовались монологиче-
ские и диалогические формы развития речи, использовались задания,
которые позволяют начать обучение способам применения, задание ча-
стично-поискового и творческого характера.
На этапе подведения итогов урока ученики участвуют в оценочно-
рефлексивной деятельности. Каждый ученик задумывается о том, что у
него хорошо получается, а что еще не получается и над чем он плани-
рует работать на следующих уроках в плане самовоспитания, самораз-
вития и самообучения.
На мой взгляд использование проблемно-диалогического обучения в
образовательном процессе начальной школы обеспечивает развитие
коммуникативной деятельности- т.к. дети учатся ставить и решать
задачи, посредством диалога. В результате этого появляются:
значительные возможности для повышения качества знаний обучающих-
ся;
возможность выдвигать гипотезы по собственной инициативе, упражняясь
в творческом поиске;
развитие коммуникативных действий.
Коммуникативные навыки развиваются и средствами ИКТ. В классе
накоплен электронный учебный материал по каждому предмету. И самое
главное, что в классе есть интерактивная доска, для меня и моих учеников
это большое подспорье.
Для развития всех видов УУД огромное значение имеет учебно-
методический комплект. Технология деятельностного подхода, разработан-
ная в УМК «Планета знаний», предполагает развитие УУД, в том числе и
коммуникативных универсальных учебных действий.
Коммуникативная деятельность учащегося начальной школы – ново-
образование субъекта учебной деятельности, формирующееся в процессе
обучения в начальной школе, представляющее собой системное проявление
знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно
решать задачи, составляющие сущность обучения в младших классах.