Автор: Павлович Елена Дмитриевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: ГБУ ДО ДМШ №2
Населённый пункт: г.Байконур
Наименование материала: Методическая разработка урока по сольфеджио.
Тема: "Тональность Ми мажор, до диез минор".
Раздел: дополнительное образование
Конспект открытого урока по сольфеджио
преподавателя теоретических дисциплин ГБУ ДО ДМШ №2
Павлович Е.Д.
Дата проведения: 24.05.2021 г.
Класс: 4.
Отделение: фортепианное.
Срок обучения: 7 лет.
Количество учащихся: 8.
Количество уроков в неделю: 1.
Тема урока: «Тональность Ми мажор, до диез минор».
Тип урока: интегрированный урок систематизации и обобщения знаний.
Цели урока:
- образовательные:
- укреплять ладотональный слух на примере тональности до-диез минор;
- развивающие:
- развивать и совершенствовать вокально-интонационные навыки, слуховые
представления об интервалах, умение анализировать и сопоставлять
элементы музыкального языка.
- развивать умение интонировать интервал сексту;
- развивать творческие способности при гармонизации мелодии;
- воспитательные:
- воспитывать музыкально-познавательные потребности, приобретая основы
музыкально-теоретических знаний;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, тем самым повышая
интеллектуальный и духовно-нравственный уровень развития учеников.
Задачи:
- уметь сыграть и спеть гамму до-диез минор трёх видов;
- уметь сыграть параллельную тональность Ми мажор;
- уметь построить интервалы на ступенях до-диез минора;
- учить строить сексты в тональности с разрешением;
- уметь построить, сыграть и спеть главные трезвучия лада в тональности
до-диез минор;
- в слуховом анализе уметь услышать интервалы на ступенях до-диез минора;
- учить прочному освоению пунктирного ритма, суметь распознать и
записать в диктанте;
- закреплять навыки двухголосного пения;
- уметь сыграть музыкальный пример, гармонизуя его главными
трезвучиями лада.
Ход урока:
Содержание урока:
Методика проведения:
Время:
Организационный
момент.
1.Приветствие
2. Проверка наличия учащихся на уроке.
3.Записать домашнее задание на следующий урок:
- повторить тональности до трёх знаков включительно,
5 мин.
а также Ми мажор и до-диез минор, играть в терцию;
- №89, №91, №76, №68 – наизусть, №114, №77 с t, s, D
4.Объявление темы урока: «Тональность до-диез
минор. Пунктирный ритм».
I. Проверка
домашнего
задания.
1.Работа в тональности до-диез минор:
- назвать ключевые знаки в тональности;
- перечислите порядок диезов при ключе;
- перечислить порядок бемолей при ключе;
- сыграть и спеть натуральный вид минора с показом
на немой клавиатуре;
- сыграть и спеть гармонический вид (дать
определение гармоническому минору);
- сыграть и спеть мелодический вид (дать определение
мелодическому минору);
- дать определение параллельным тональностям;
- сыграть параллельную тональность Ми мажор;
2. Сыграть последовательность в до диез миноре,
предварительно вспомнить на какой ступени строятся
аккорды последовательности:
t
5
/
3
– t
6
– s
5
/
3
– t
6
/
4
– d
5
/
3
– D
5
/
3
– t
6
/
4
;
3. Построение и проигрывание на фортепиано
интервалов в до-диез миноре, предварительно
вспомнить их расположение в ладу: м.2, м.3, ч.4, ч.5,
сексты сыграть с разрешением;
4. Слуховой анализ интервалов в тональности.
5. Пение номеров:
- №76 - опрос наизусть (Е. Давыдова «Сольфеджио 4
класс);
- №77 - гармонизация главными трезвучиями лада;
- №144 - пение двухголосия.
20
мин.
II. Диктант.
Методика проведения:
- сыграть №73 (Е. Давыдова «Сольфеджио 4 класс);
- тональность до-диез минор;
- размер? (4/4);
-
отметить
метроритмические
особенности
музыкального примера (короткий пунктирный ритм,
длинный пунктирный ритм);
- определить каденции: в первом предложении –
неполная совершенная, во втором предложении –
полная совершенная;
- определить структуру периода;
- записать диктант.
15
мин.
Список литературы:
1.
Б. Калмыков, Г. Фридкин «Практическое руководство по
музыкальной грамоте».
2.
Е. Давыдова «Сольфеджио 4 класс».
Самоанализ открытого урока по сольфеджио
преподавателя теоретических дисциплин ГБУ ДО ДМШ №2
Павлович Е. Д.
Данный урок является повторением и закреплением тональностей Ми
мажора, до-диез минора (трёх видов). Цели и задачи были поставлены в
соответствии с программными требованиями и содержанием материала для
достижения необходимых знаний и умений.
Урок выстроила по плану:
1.
Организационный момент.
2.
Проверка домашнего задания:
- интонационные упражнения с подкреплением теории: повторение гаммы
Ми мажор, параллельной гаммы до-диез минор, игра на инструменте
интервалов в до-диез миноре, пение секвенции, вокально-интонационная
работа.
3.
Слуховой анализ.
4.
Диктант на тему «Пунктирный ритм».
5.
Подведение итогов урока.
6.
Домашнее задание.
В разделе интонационных упражнений в тональности до-диез минор
велась работа над ладотональным слухом, а именно, пение гамм, ступеней,
тонического трезвучия с обращениями, главных трезвучий лада, пройденных
интервалов на ступенях тональности и т.д. Внимание было уделено пению
мелодической гаммы, умение петь альтерированые ступени вверх и вниз,
также
двухголосному
пению
и
музыкальным
примерам
для
сольфеджирования. Во всех этих формах работы, основанных на пении,
главная задача – добиваться качества пения, научить детей слушать,
оценивать звучание своего голоса.
В 4 классе продолжаю работу над интервалами. Освоение интервалов
предполагает
умение
построить
их,
сыграть,
спеть
в
пройденной
тональности и от звука, узнать на слух и определить по нотному тексту. В 4
классе для подробного изучения даются сексты и септимы, главная задача –
усвоить их звуковой образ, уметь петь, различать на слух. Также в программе
4 класса занимает большое место изучение аккордов, а именно, дальнейшее
овладение обращениями трезвучий, построение трезвучий на главных
ступенях тональности, понятие о функциях T S, D и знакомство с новым
аккордом - доминантсептаккордом. Работу над обращениями аккордов
начинаю в тональности от заданного тонического трезвучия. Теоретические
знания о главных трезвучиях лада подкрепляю игрой на инструменте,
гармонизуя мелодию.
В 4 классе, работая над метроритмом необходимо освоить короткий
пунктирный ритм, синкопу и триоль. На данном уроке продолжили работу
над пунктирным ритмом, умение распознать его в мелодии и записать.
Начало урока посвятила проверке домашнего задания, в ходе проверки
сделала вывод, что пройденный материал усвоен, так как учащиеся
справились
с
домашним
заданием,
отвечали
уверенно,
подкрепляя
теоретические знания на практике – игрой на инструменте. Учащиеся
показали хорошие знания теоретического материала.
В разделе «Анализ на слух» учащиеся верно определяли интервалы в
тональности, демонстрируя слуховые навыки, полученные на предыдущих
занятиях в работе над вокально-интонационными навыками.
Учащиеся закрепляли свои знания, работая в тональности до-диез минор:
пели гаммы в восходящем и нисходящем движении, свободно находили
интервалы и аккорды в заданной тональности. В ходе выполнения этих
заданий учащиеся показали уровень полученных знаний и умений. При
пении гамм, учащиеся закрепили теоретические знания параллельных
тональностей, а также практическое задание – умение петь минор с
альтерированными ступенями.
В вокально-интонационном разделе урока учащиеся показали своё
умение работать самостоятельно, продемонстрировали готовность к уроку, а
именно, пение наизусть №76 и умение петь двухголосные номера №114.
В разделе «Музыкальный диктант» продолжили работу в тональности до-
диез минор. В предварительном разборе перед написанием диктанта с
учащимися
определили
тональность,
размер,
структуру
периода,
проанализировали ритмический рисунок, закономерность развития мелодии,
затем приступили к записи диктанта. В основном все учащиеся справились с
предложенным диктантом, но есть и такие, которым не хватило отведённого
времени на запись диктанта. В ходе написания диктанта таким учащимся
уделяю большее внимание, помогаю ускорить запись диктанта наводящими
вопросами. Диктант
был предложен в
тональности до-диез минор, с
использованием пунктирного ритма, с целью закрепления и запоминания
данного ритмического рисунка.
В работе на уроке применяла следующие методы обучения:
1.
Метод организации учебно-познавательной деятельности: словестный,
наглядный, практический, развивающий и исследовательский.
2.
Дифференцированный метод обучения с учётом индивидуально-
психологических свойств, физических данных, уровня умственного
развития учащихся.
3.
Аналитический метод (анализ, идущий от преподавателя и анализ,
идущий от учащегося).
В ходе урока последовательно придерживалась намеченного плана. Все
этапы урока сольфеджио были соблюдены. Каждый последующий этап
выходил из предыдущего. Урок построила на умении учащихся
самостоятельно работать.
В целом учащиеся активно работали на уроке, отвечали всем моим
требованиям, по возможности справлялись с поставленными задачами. На
протяжении всего занятия у учащихся развивалось внимание, мышление и
творческие
способности.
На
музыкальных
примерах
закрепляли
теоретические
знания,
интонационные
и
слуховые
навыки
детей.
Использовала жанровое многообразие музыкальных образцов на примере
тональности до-диез минор.
Учащиеся продемонстрировали творческое
задание – гармонизацию мелодии главными трезвучиями лада.
Стараюсь на уроке поддерживать доброжелательную атмосферу в
общении с детьми, для того чтобы урок сольфеджио был живым,
занимательным и продуктивным. На уроке дети показали разнообразные
формы деятельности на уроке сольфеджио и продемонстрировали свои
навыки и умения. Следует отметить, что поставленные цели и задачи были
полностью реализованы, занятие прошло успешно, на хорошем уровне.