Напоминание

Комнатные растения


Автор: Чеботарёва Лариса Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Рыльское педагогическое училище
Населённый пункт: МО г. Хотьково
Наименование материала: проект
Тема: Комнатные растения
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного типа №51 Проект «Комнатные растения в детском саду» ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА г. Хотьково 2014-2015

Краткая аннотация проекта
Проект направлен на более углублённое изучение воспитанниками комнатных растений. Программа «От рождения до школы» под редакцией М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой, М.Е.Вераксы предполагает следующие знания, умения, навыки детей подготовительной к школе группы по данной проблеме: 1) Конкретизация представлений детей об условиях жизни комнатных растений. 2) Знакомство со способами их вегетативного размножения (черенками, листьями, усами). 3) Формирование умения устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды. Кроме этих задач, я хочу в совместной деятельности (ребенок-ребенок, ребенок- родитель, ребенок-воспитатель) познакомить детей с наиболее благоприятными условиями для роста и размножения растений; научить определять состояние растения по его внешнему виду (нужно полить, растение погибает от перелива, скоро зацветёт - значит ему комфортно), научить ухаживать за растениями, бережно к ним относиться, ответственно подходить к трудовым поручениям, уважительно относиться к природе в целом, чувствовать свою ответственность перед ней. В процессе работы я проводила с детьми беседы по знакомству с жизнью комнатных растений, в том числе этические; мы читали энциклопедии и художественную литературу о наших соседях, рассматривали иллюстрации растений, а полученные знания закрепляли на практических занятиях: посев семян, высадка ростков, полив, протирание широких листьев влажной тряпочкой, опрыскивание растений с мелкими листочками, наблюдение за растениями, которые растут в воде (гидропоника), составление описательных рассказов о вновь изученных комнатных цветах. После проведенного анкетирования на тему: «Что Вы знаете о комнатных растениях» я поняла, что родители заинтересованы в том, чтобы дети овладели углублёнными знаниями о комнатных растениях. Так же с родителями было проведено родительское собрание «Комнатные цветы – улыбка природы». Еще родители вместе со своими детьми участвовали в создании альбома «Наши комнатные растения». Нужно было нарисовать знакомый или любимый комнатный цветок и составить к нему описательный рассказ. Мне хотелось заинтересовать родителей, сделать их более активными, включить в образовательный процесс. Подводя итоги проекта, отмечаю, что дети знают названия многих растений, произрастающих в группе и дома, подробно описывают их внешний вид, отмечают существенные особенности, называют наземные и подземные части, знают о некоторых лекарственных растениях, происхождении растений, их жизни на родине; знают о роли света, тепла и влаги в жизни растений, об особенностях ухода за отдельными растениями, умеют подмечать, что некоторые растения для нормального их роста и развития нуждаются в изменении условий, знают особенности размножения растений (черенками, детками). Воспитанники с удовольствием самостоятельно осуществляют текущий уход за растениями в уголке природы - поливают цветы, опрыскивают, аккуратно рыхлят землю. Помогают взрослым при пересадке: определяют растение, подбирают горшок
нужного размера, готовят песок и землю, помогают пересаживать, черенкуют растения, удобряют раствором, приготовленным воспитателем.
Автор проекта
-
воспитатель
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №51 г. Хотьково МО Чеботарёва Лариса Николаевна.
Учаcтники:
- воспитатель Чеботарёва Л. Н., воспитанники подготовительной к школе группы, родители воспитанников.
Сроки работы над проектом
с 03.12.2014 г. по 28.02.2015 г.
Актуальность
Мир вокруг нас стремительно меняется. Изменения эти вызваны научно- техническим прогрессом, новыми технологиями, новыми материалами. Человек всё активнее влияет на окружающую среду своей жизнедеятельностью, поэтому многие происходящие изменения носят экологический характер. Сегодня в дошкольном образовании, направленном в будущее, экологическая составляющая должна стать доминантной. Именно экологическое воспитание формирует подлинно человеческое отношение к природе, определяет допустимые пределы её преобразования, усвоение социоприродных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека. Поэтому наша основная задача - создать у дошкольников прежде всего установку на здоровый образ жизни, привить им элементы экологической культуры, сформировать экологическое сознание. В проекте федерального закона «Об экологической культуре», концепции дошкольного воспитания подчеркнуто, что именно в дошкольном возрасте закладываются этические принципы отношения к природе. Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание экологической культуры, т.е.выработка навыков гуманно- действенного и эмоционально- чувственного взаимодействия с природными объектами, понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека и общества. Настоящей работой я хотела обратить внимание на такую проблему, как развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира, повышения экологической грамотности. Большую роль в экологическом образовании старших дошкольников играет практическая и исследовательская деятельность. Проведение собственных исследований, наблюдений позволяет обобщать, анализировать и способствует экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению. Данный проект помогает детям больше узнать окружающий их растительный мир на примере комнатных растений, проявить свою творческую активность, самим
построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущение эмоционального удовлетворения и самореализации. Проблема, решаемая в процессе реализации проекта не нова, но актуальна и значима. В ходе проектной деятельности сформировался коллектив педагогов и родителей, увлечённых экологической темой. Масштабы проекта хоть и не велики, но позволяют решить поставленные задачи, и от озеленения группового уголка перейти к озеленению участка для прогулок, привлечь к этой работе большее количество детей и родителей. Не всем известен тот факт, что назначение комнатных растений – не только в создании уюта. В своем большинстве у них преобладает зелёный цвет, который благоприятно воздействует на психику человека, успокаивает и придает уверенности. Влияние того или иного цвета на эмоциональное воздействие людей было замечено ещё в глубокой древности. В современном мире лечение цветом – цветотерапия стала очень популярна. Ещё одно полезное качество домашних растений – это биоэнергетика. Биоэнергетика – это естественные процессы в природе, которые воздействуют на окружающий мир. Все растения, находящиеся в доме, отдают свою биоэнергетику и тем самым поднимают психофизические качества людей, которые находятся в непосредственной близости от этих растений. Следующая составляющая пользы комнатных растений – это их влияние на микрофлору. Комнатные растения дезинфицируют воздух, делают его чище и здоровее. Растения способны очищать воздух в помещениях от токсических веществ, выделяемых пластиковыми покрытиями и моющими средствами. Впервые о фитонцидах в своих работах говорит Б.П.Токин, по его мнению, фитонциды – это образуемые растениями биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие бактерий и микроскопических грибов. Влажность в помещениях могут поддерживать многие растения, но наиболее распространенные из них: папоротник, цикламен, разные виды фиалок. Вывод: Важным приоритетом в дошкольном образовании является экологическое и эстетическое воспитание подрастающего поколения. По мнению академика Г.Я. Ягодина наша общая цель – «…научить каждого человека вести себя в соответствии с законами природы, чувствовать себя её частью, осознавать, что когда он вредит природе, то наносит ущерб самому себе».
Целью
данной работы является конкретизация представлений детей об условиях жизни комнатных растений.
Задачи
:
1. Изучить психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме ознакомления с комнатными цветами старших дошкольников. 2. Осуществлять активное сотрудничество с родителями в процессе проекта, включать родителей в процесс экологического воспитания дошкольников. 3. Познакомить детей с новым способом выращивания растения – черенкованием, учить приемам правильной посадки черенков. 4. Воспитывать интерес и любовь к растениям, желание длительно наблюдать и ухаживать за ними, создавать для растений лучшие условия роста и развития.
Объектом исследования
являются дошкольники подготовительной группы, а также их знания о комнатных растениях.
Предметом

исследования
являются комнатные растения, а также условия жизни комнатных растений в детском саду.
Гипотеза исследования
: если конкретизировать представления детей об условиях жизни комнатных растений, тогда: - дети познакомятся с жизнью и условиями размножения комнатных растений; - дети усвоят правила бережного отношения к окружающим их комнатным цветам; - детям привьётся любовь к комнатным растениям, желание заботиться и ухаживать за ними.
Теоретическая значимость
: формирование углублённых знаний детей о жизни и условиях роста комнатных растений; воспитание бережного отношения к окружающей природе, чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы.
Практическая значимость
 расширение зелёного уголка в группе детского сада;  составление картотеки комнатных растений в детском саду;  составление картотеки дидактических игр по проблеме проекта;  создание альбома «Наши комнатные растения» (детские рисунки с описательными рассказами, составленными совместно со взрослыми).
Ожидаемые результаты
 сформированы глубокие знания детей о комнатных растениях, уходе, размножении;  повысилась активность участия родителей в педагогическом процессе группы;
План мероприятий по реализации проекта:
Реализация проекта рассчитана на 3 месяца и будет проходить в три этапа: 1. Предварительный этап с 03.12.2014 г. по 10.12.2014 г. 2. Практический этап с 11.12.2014 г. по 20.02.2015 г. 3. Обобщающий этап с 21.02.2014 г. по 28.02.2015 г.

I этап предварительный
Задачи: - изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме экологического воспитания старших дошкольников,в частности о комнатных растениях; - разработать диагностический материал и выявить уровень знаний старших дошкольников по поставленной проблеме; - провести анкетирование родителей по теме «Что Вы знаете о комнатных растениях?» - разработать план работы с детьми по формированию экологических знаний и представлений о комнатных растениях; - составить картотеку комнатных растений в детском саду; - составить картотеку дидактических игр по теме проекта.
I I этап практический
Задачи: 1) Осуществить апробацию разработанного плана работы с детьми по формированию экологических знаний и представлений о комнатных растениях; 2) Использовать интеграцию образовательных областей при ознакомлении воспитанников с комнатными растениями; 3) Провести практические занятия и трудовых процессов с детьми (посадка ростков комнатных цветов, протирание широких листьев мягкой влажной тряпочкой, опрыскивание растений с мелкими листьями из пульверизатора и т.д.); 4) Изготовить совместно с родителями воспитанников иллюстрированный детскими рисунками альбом «Наши комнатные растения».
III этап обобщающий
Задачи: 1) Выявить уровень знаний старших дошкольников по поставленной проблеме; 2) Обобщить результаты деятельности по теме проекта; 3) Определить наиболее эффективные пути дальнейшего развития проекта; 4) Подготовить методический и практический наглядный материал в рамках обмена опытом с дошкольными учреждениями города.
Схема реализации проекта
Образовательная область Виды детской деятельности Социализация  Сюжетно – ролевая игра «Цветочный магазин»  дидактические игры «Что растениям необходимо для роста?», «Угадай по описанию», «Найди растение по описанию», «Найди и опиши»  пальчиковые игры «Красные цветы», «Посадим цветы», «Цветок».  занятие по экологии в подготовительной группе «Друзья природы»
 беседы с детьми «Растения, живущие с нами рядом», «Как влияет окружающая среда на состояние растений»  практикум для родителей «Комнатные растения- улыбка природы» Коммуникация  составление рассказов совместно с родителями о своём комнатном цветке  заучивание стихотворения «Бальзамин»  отгадывание загадок о комнатных растениях  подбор пословиц и поговорок по теме «Комнатные растения»  дидактические игры «Отгадай по загадке», «Опиши цветок», «Продай то, что назову», «Я садовником родился» Познание  беседа на тему «Как ухаживать за комнатными растениями», «Как размножаются комнатные растения», «Если бы ты был комнатным цветком»  викторина между детьми группы «Лучший знаток комнатных растений»  посадка ростков комнатных растений Художественное творчество  Рисование акварелью на тему «Декабрист»  рисование пластилином «Я цветочек посажу, нашу группу наряжу»  аппликация «Комнатное растение Толстянка»  лепка «Красивый цветочный горшок»  выставка детских работ «Мой любимый комнатный цветок», оригами «Амазонская лилия». Труд Хозяйственно-бытовой труд:  дежурство в уголке природы (полив комнатных растений, протирание гладких листьев влажной мягкой тряпочкой, рыхление почвы деревянной палочкой, опрыскивание растений с мелкими листьями из пульверизатора)  трудовые поручения – индивидуальные и коллективные Ручной труд:  Оригами «Амазонская лилия»   

Итоги проекта.
Проведенные мною
анкетирование родителей «Что Вы знаете о комнатных

растениях?»
и беседа с
деттми по теме «Комнатные растения в нашей группе»
позволили составить план работы по конкретизации знаний детей об условиях жизни комнатных растений. Во время бесед дети подробнее узнали о происхождении и жизни комнатных растений, об уходе за ними и необходимыми условиями для их роста, развития, цветения и размножения. После проведённых мною практических занятий с группой детей, индивидуальных поручений по дежурству в уголке природы, дети с большим удовольствием заботятся о наших питомцах в зеленом уголке, с большей ответственностью относятся к разным поручениям. Во время трудовой деятельности по уходу за цветами дети чаще делятся своими впечатлениями с воспитателем, друг с другом, рассказывают о том, как помогают своим родителям в уходе за домашними цветами.
Экологическая

культура

дошкольника

может

быть

сформирована

в

постоянном

общении

с

природными

объектами.

В

дошкольном

возрасте

проявляется

живой

интерес

и

развивается

эмоционально



ценностное

отношение к окружающему природному миру.

Дальнейшее развитие проекта.
• Обмен практическим опытом по ознакомлению старших дошкольников с жизнью комнатных растений с ДОУ города Хотьково. • Участие в педагогических конкурсах передового опыта, республиканских и межрегиональных научно-практических конференциях. • Целенаправленная деятельность, обращенная на воспитание детей в интересах устойчивого развития. • Познакомить детей с жизнью растений в природных условиях.
ПРИЛОЖЕНИЕ к проекту «Комнатные растения в детском саду»

Содержание:
1. Анкетирование родителей воспитанников «Что Вы знаете о комнатных растениях?» 2. Беседа га тему «Комнатные растения в нашей группе». 3. Картотека комнатных растений в детском саду. 4. Картотека дидактических игр.
Анкета
«Что Вы знаете о комнатных растениях?»

Уважаемые родители!
Нам важно знать Ваше мнение по данной теме. Опрос носит анонимный характер, результаты будут использованы только в статистически обработанном виде. 1. Как Вы относитесь к природе, любите ли Вы комнатные растения? ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ 2. Имеются ли в Вашем доме комнатные цветы? Какие? ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ 3. Принимает ли ваш ребёнок участие в уходе за ними? Знает ли он, как надо ухаживать?__________________________________________________ ________________________________________________________________ 4. Любит ли Ваш ребёнок смотреть телепередачи о природе? ________________________________________________________________ 5. Есть ли дома книги о природе? Какие? ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ 6. Поддерживаете ли Вы проводимую в детском саду работу по экологическому воспитанию? В чём это проявляется? (беседуете с ребёнком о природе, подкармливаете птиц, проводите с детьми наблюдения) ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________
7. В чём Вам нужна помощь детского сада по данной проблеме? _______________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!

Итоги анкетирования родителей на тему:

«Что Вы знаете о комнатных растениях?»
Перед реализацией проекта «Комнатные растения в детском саду» я провела анкетирование с родителями своих воспитанников. В опросе приняло участие 74 % человек. Анкета состояла из 7 вопросов. На первый вопрос 100% опрошенных ответили, что любят природу и комнатные цветы в частности. На второй вопрос 90 % родителей ответили утвердительно, 10 % - отрицательно, т.к. не имеют достаточно времени и знаний для ухода за комнатными растениями. На третий вопрос 90 % родителей ответили, что ребенок принимает посильное участие в уходе за растениями, элементарные навыки по уходу у детей имеются. Отвечая на четвертый вопрос анкеты, 60 % родителей ответили утвердительно, а 40 % - дети смотрят только передачи о животных. На пятый вопрос 100 % ответили, что у ребенка есть книги, энциклопедии о животном и растительном мире, но 5 % ответили, что ребенка они не заинтересовали. На шестой вопрос 75 % родителей ответили, что по мере своих сил они поддерживают интерес ребенка: отвечают на вопросы детей, дают поручения по уходу за комнатными растениями, домашними питомцами (покормить аквариумных рыбок, насыпать корм попугаю, налить воды хомячку). 50 % заявили, что повесили кормушки во дворе дома и регулярно подкармливают птиц. На седьмой вопрос 80 % родителей ответили, что им не хватает теоретических знаний, 20 % - затруднилось с ответом. По итогам анкетирования я сделала вывод, что родители заинтересованы в реализации моего проекта и готовы помочь в его осуществлении. В помощь родителям мною была создана картотека комнатных растений в детском саду и картотека дидактических игр по экологическому воспитанию. Также было проведено родительской собрание «Комнатные цветы – улыбка природы» и практикум «Растения для лечения».
Беседа с детьми подготовительной к школе группе по теме «Комнатные растения». 1. Назови, какие ты знаешь комнатные растения (5-6 растений) 2. Назови и покажи комнатные растения нашей группы (5-6 растений) 3. Узнай и назови растения по цветку (5-6 растений) 4. Какие условия необходимы для жизни комнатных растений? 5. Назови и покажи части растений. 6. Покажи, какие растения необходимо часто поливать, а какие редко. Объясни, почему? 7. Зачем растению стебель, ствол, листья, корни?
Итоги диагностики детей подготовительной к школе группе

по теме «Комнатные растения».
На первом этапе моего проекта мною была составлена и апробирована диагностика детей подготовительной к школе группе. Я выяснила, что запас знаний детей по теме «Комнатные растения» не большой. Затруднения были в ответах на третий вопрос («Узнай и назови растения по цветку»), на шестой вопрос («Покажи, какие растения необходимо часто поливать, а какие редко. Объясни, почему?»). По окончании проекта я снова побеседовала с детьми: Дети знают не только растения нашего зеленого уголка группы, но и другие распространенные комнатные растения. Дети стали более ответственно подходить к дежурству в уголке природы, добросовестнее и аккуратнее выполняют заданные поручения. Большинство детей по внешнему виду цветка могут определить, какая «скорая помощь» нужна растению – полив, опрыскивание, рыхление, протирание широких листьев от пыли.


В раздел образования