Напоминание

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ВОСПИТАННИКОВ ДОО В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Авторы: Гайдарбекова Зарема Валидовна, Мазурова Татьяна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1987
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ВОСПИТАННИКОВ ДОО В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел: дошкольное образование





Назад




СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ВОСПИТАННИКОВ

ДОО В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В соответствии с ФГТ к структуре основной общеобразовательной

программы дошкольного образования (ФГТ Приказ №655ми от 23 ноября

2009г.) в каждом ДОУ должны осуществляться 4 образовательных

направления, одно из которых – это социально-коммуникативное развитие

детей.

Главная цель педагогической деятельности по

социальнокоммуникативному развитию детей – это воспитание гуманной,

социально активной, самостоятельной, интеллектуально и эмоционально

развитой творческой личности.

Содержание работы в дошкольном учреждении по социально–

коммуникативному развитию направлено на достижение целей освоения

первоначальных представлений социального характера и включения детей в

систему социальных отношений через решение следующих задач:

– развитие игровой деятельности детей;

– приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам

взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

– формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности,

патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу

(извлечение из ФГТ в структуре Основной общеобразовательной программы

дошкольного образования).

В педагогике понятие «социализация» связано с такими понятиями как

«воспитание», «обучение», «развитие личности». Социализация - это процесс

формирования и развития личности, происходящее под влиянием

воспитательной и учебной деятельности.

Игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников.

Игра сопровождает детей в течение всего времени пребывания в детском

саду. Во время игры ребенок получает представления о себе, о сверстниках,

об обществе в целом.

В ДОУ педагоги способствуют развитию разных видов игр:

сюжетноролевые, игры с правилами, игры-драматизации, игры-фантазии,

подвижные и спортивные игры, игры разных народов. Игра и игровые

приемы используются в разных видах деятельности, в повседневной жизни и

на занятиях. В младших и средних группах игра используется как основная

форма организации и содержания занятий, т. к. в игре легче усваивается и

закрепляется программный материал. В старших группах больше

используются игры, развивающие психические процессы: память, мышление,

внимание, речь, а также творческие способности ребенка.

Особое место в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, во всех

возрастных группах занимает сюжетно-ролевая игра. Данный вид игр

расширяет кругозор детей, формирует представления об окружающей

действительности, обучает и развивает творчество.

В ДОУ созданы условия для самостоятельной организации игр детьми.

Ведется планомерная работа по обогащению сюжетов игр, насыщению их

впечатлениями из личного опыта. Для этого используются различные

методы: художественная литература, беседы и разговоры с детьми на разные

темы, экскурсии, прогулки, наблюдения, использование музыкальных

произведений, экспериментирование, наглядность.

Индивидуальный подход в организации игровой деятельности имеет

важное значение в личностном развитии ребенка. Педагоги ДОУ, понимая

это, организовывают игры с учетом личностных особенностей детей:

застенчивых, гиперактивных, конфликтных. Также учитываются поло-

ролевые особенности детей. Организовываются игры для мальчиков и

девочек, а также совместные. В сюжетно-ролевых играх девочки выполняют

роли мамы, хозяйки, мальчики - роли, связанные с мужественными

профессиями.

Задачи воспитания и развития детей младшего и среднего возраста:

1. Постепенно развивать игровой опыт каждого ребенка.

2. Помогать детям открывать новые возможности игрового отражения

мира.

3. Пробуждать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому

общению со сверстниками.

В старшем дошкольном возрасте ребенок принимает участие в

различных сюжетно ролевых и режиссерских играх. Цель воспитателя

состоит в обогащении игрового опыта каждого ребенка.

Задачи воспитания и развития детей в старшей группе:

1. Обогащать содержание сюжетных игр детей на основе знакомства с

явлениями социальной действительности и отношениями людей (школа,

магазин, больница, парикмахерская, путешествия и другие), активизировать

воображение на основе сюжетов сказок и мультипликационных фильмов.

2. Способствовать построению игры на основе совместного со

сверстниками сюжетосложения: сначала через передачу в игре знакомых

сказок и историй, затем через внесение изменений в знакомый сказочный

сюжет (введение новой роли, действия, события), впоследствии — через

сложение новых творческих сюжетов.

3. Развивать умение в режиссерских играх вести действие и

повествование от имени разных персонажей, согласовывать свой замысел с

замыслом партнера.

4. Создавать условия для развития умения сотрудничать со

сверстниками: формулировать собственную точку зрения, выяснять точку

зрения своего партнера, сравнивать их и согласовывать при помощи

аргументации.

В подготовительной группе воспитатель продолжает обогащать

игровой опыт детей. Главное — обеспечить дальнейшее развитие

самостоятельности в игре, интереса к новым видам игр, развивать игровое

творчество детей, желание вносить новое, совместно придумывать сюжеты,

ролевые диалоги, элементы игровой обстановки, новые игровые правила.

Задачи развития и воспитания детей

1. Создавать условия для проявления активности, самостоятельности и

творчества детей в разных видах сюжетных игр; обогащать игровой опыт

каждого ребенка на основе участия в интегративной деятельности

(познавательной, речевой, продуктивной), включающей игру.

2. Способствовать самостоятельному построению игры на основе

совместного со сверстниками сюжетосложения через построение новых

творческих сюжетов.

3. Развивать умение в режиссерских играх вести действие и

повествование от имени разных персонажей, согласовывать свой замысел с

замыслом партнера.

4. Обогащать способы игрового сотрудничества со сверстниками,

развивать дружеские взаимоотношения и способствовать становлению

микрогрупп детей на основе интереса к разным видам игр.

Литература

1. Акулова О.В., Солнцева О.В. Образовательная область

«Социализация. Игра». Как работать по программе «Детство»: Учебно-

методическое пособие/науч. Ред.: А. Г. Гогоберидзе. – СПб.: ООО

«ИЗДТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

2. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с

дошкольниками. М., 2003.

3. Блинова Л.Ф. Социально-личностное развитие детей старшего

дошкольного возраста. Казань, 2007.

4. Галагузова М.А. Социальная педагогика. - М., 2001.

5. Данилина Т.А., Степина Н.М. Социальное партнерство педагогов,

детей и родителей. М., 2004.

6. «Детство» программа развития и воспитания детей в детском саду./

В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. – СПб.: Детство- Пресс,

2008.

7. Дошкольное образование России в документах и материалах:

Сборник действующих нормативно-правовых документов и

программнометодических материалов. - М.: "Издательство ГНОМ и Д", 2001.



В раздел образования