Авторы: Гайдарбекова Зарема Валидовна, Мазурова Татьяна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1987
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ВОСПИТАННИКОВ ДОО В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел: дошкольное образование
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ВОСПИТАННИКОВ
ДОО В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В соответствии с ФГТ к структуре основной общеобразовательной
программы дошкольного образования (ФГТ Приказ №655ми от 23 ноября
2009г.) в каждом ДОУ должны осуществляться 4 образовательных
направления, одно из которых – это социально-коммуникативное развитие
детей.
Главная цель педагогической деятельности по
социальнокоммуникативному развитию детей – это воспитание гуманной,
социально активной, самостоятельной, интеллектуально и эмоционально
развитой творческой личности.
Содержание работы в дошкольном учреждении по социально–
коммуникативному развитию направлено на достижение целей освоения
первоначальных представлений социального характера и включения детей в
систему социальных отношений через решение следующих задач:
– развитие игровой деятельности детей;
– приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам
взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
– формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности,
патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу
(извлечение из ФГТ в структуре Основной общеобразовательной программы
дошкольного образования).
В педагогике понятие «социализация» связано с такими понятиями как
«воспитание», «обучение», «развитие личности». Социализация - это процесс
формирования и развития личности, происходящее под влиянием
воспитательной и учебной деятельности.
Игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников.
Игра сопровождает детей в течение всего времени пребывания в детском
саду. Во время игры ребенок получает представления о себе, о сверстниках,
об обществе в целом.
В ДОУ педагоги способствуют развитию разных видов игр:
сюжетноролевые, игры с правилами, игры-драматизации, игры-фантазии,
подвижные и спортивные игры, игры разных народов. Игра и игровые
приемы используются в разных видах деятельности, в повседневной жизни и
на занятиях. В младших и средних группах игра используется как основная
форма организации и содержания занятий, т. к. в игре легче усваивается и
закрепляется программный материал. В старших группах больше
используются игры, развивающие психические процессы: память, мышление,
внимание, речь, а также творческие способности ребенка.
Особое место в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, во всех
возрастных группах занимает сюжетно-ролевая игра. Данный вид игр
расширяет кругозор детей, формирует представления об окружающей
действительности, обучает и развивает творчество.
В ДОУ созданы условия для самостоятельной организации игр детьми.
Ведется планомерная работа по обогащению сюжетов игр, насыщению их
впечатлениями из личного опыта. Для этого используются различные
методы: художественная литература, беседы и разговоры с детьми на разные
темы, экскурсии, прогулки, наблюдения, использование музыкальных
произведений, экспериментирование, наглядность.
Индивидуальный подход в организации игровой деятельности имеет
важное значение в личностном развитии ребенка. Педагоги ДОУ, понимая
это, организовывают игры с учетом личностных особенностей детей:
застенчивых, гиперактивных, конфликтных. Также учитываются поло-
ролевые особенности детей. Организовываются игры для мальчиков и
девочек, а также совместные. В сюжетно-ролевых играх девочки выполняют
роли мамы, хозяйки, мальчики - роли, связанные с мужественными
профессиями.
Задачи воспитания и развития детей младшего и среднего возраста:
1. Постепенно развивать игровой опыт каждого ребенка.
2. Помогать детям открывать новые возможности игрового отражения
мира.
3. Пробуждать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому
общению со сверстниками.
В старшем дошкольном возрасте ребенок принимает участие в
различных сюжетно ролевых и режиссерских играх. Цель воспитателя
состоит в обогащении игрового опыта каждого ребенка.
Задачи воспитания и развития детей в старшей группе:
1. Обогащать содержание сюжетных игр детей на основе знакомства с
явлениями социальной действительности и отношениями людей (школа,
магазин, больница, парикмахерская, путешествия и другие), активизировать
воображение на основе сюжетов сказок и мультипликационных фильмов.
2. Способствовать построению игры на основе совместного со
сверстниками сюжетосложения: сначала через передачу в игре знакомых
сказок и историй, затем через внесение изменений в знакомый сказочный
сюжет (введение новой роли, действия, события), впоследствии — через
сложение новых творческих сюжетов.
3. Развивать умение в режиссерских играх вести действие и
повествование от имени разных персонажей, согласовывать свой замысел с
замыслом партнера.
4. Создавать условия для развития умения сотрудничать со
сверстниками: формулировать собственную точку зрения, выяснять точку
зрения своего партнера, сравнивать их и согласовывать при помощи
аргументации.
В подготовительной группе воспитатель продолжает обогащать
игровой опыт детей. Главное — обеспечить дальнейшее развитие
самостоятельности в игре, интереса к новым видам игр, развивать игровое
творчество детей, желание вносить новое, совместно придумывать сюжеты,
ролевые диалоги, элементы игровой обстановки, новые игровые правила.
Задачи развития и воспитания детей
1. Создавать условия для проявления активности, самостоятельности и
творчества детей в разных видах сюжетных игр; обогащать игровой опыт
каждого ребенка на основе участия в интегративной деятельности
(познавательной, речевой, продуктивной), включающей игру.
2. Способствовать самостоятельному построению игры на основе
совместного со сверстниками сюжетосложения через построение новых
творческих сюжетов.
3. Развивать умение в режиссерских играх вести действие и
повествование от имени разных персонажей, согласовывать свой замысел с
замыслом партнера.
4. Обогащать способы игрового сотрудничества со сверстниками,
развивать дружеские взаимоотношения и способствовать становлению
микрогрупп детей на основе интереса к разным видам игр.
Литература
1. Акулова О.В., Солнцева О.В. Образовательная область
«Социализация. Игра». Как работать по программе «Детство»: Учебно-
методическое пособие/науч. Ред.: А. Г. Гогоберидзе. – СПб.: ООО
«ИЗДТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
2. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с
дошкольниками. М., 2003.
3. Блинова Л.Ф. Социально-личностное развитие детей старшего
дошкольного возраста. Казань, 2007.
4. Галагузова М.А. Социальная педагогика. - М., 2001.
5. Данилина Т.А., Степина Н.М. Социальное партнерство педагогов,
детей и родителей. М., 2004.
6. «Детство» программа развития и воспитания детей в детском саду./
В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. – СПб.: Детство- Пресс,
2008.
7. Дошкольное образование России в документах и материалах:
Сборник действующих нормативно-правовых документов и
программнометодических материалов. - М.: "Издательство ГНОМ и Д", 2001.