Напоминание

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.


Автор: Бабуева Аягма Ракшаевна
Должность: преподаватель истории
Учебное заведение: КГБПОУ "Сосновоборский механико-технологический техникум"
Населённый пункт: г. Сосновоборск
Наименование материала: статья
Тема: АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ МОТИВАЦИИ

СТУДЕНТОВ К ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Бабуева Аягма Ракшаевна, преподаватель

КГБПОУ «Сосновоборский механико-технологический техникум»

Хороших методов

существует столько,

сколько существует

хороших учителей.

Д. Пойя

Какое бы образование, какую бы категорию, какой бы стаж работы не имел

преподаватель, всё равно ему необходимо готовиться к урокам. Наша познавательная

психика такова, что мы не можем в отношении умственного развития стоять на месте. Мы

или работаем над собой и движемся вперёд, или же мы постоянно будем забывать, и

терять приобретённые ранее знания и отступать назад.

Продуктивность

урока

во

многом

зависит

от

качества

его

подготовки.

Преподаватель, систематически готовящийся к урокам, работает творчески и с интересом.

А творческий труд, полный энергии, не воспринимается как тяжелый.

Подготовка преподавателя к уроку включает в себя различные аспекты:

содержательный

(преподаватель должен на уроке свободно ориентироваться в

теме);

методический (должна быть грамотно организована деятельность студентов);

эмоционально-психологический

(преподаватель должен прийти на урок «в

настроении» и «в хорошей форме»).

Урок не должен сводиться только к процессу передачи студентам определенной

суммы сведений, предусмотренных программой. Каждый урок по любому учебному

предмету должен быть нацелен на формирование личности студента (его мировоззрения,

нравственности,

общего

развития,

творческих

способностей,

познавательной

самостоятельности).

Необходимо большее внимание уделять формированию общих умений и навыков,

умений интеллектуальной деятельности (анализ, синтез, обобщение, конкретизация и т.

п.), а также рациональная организация учебного труда студентов на уроке, формирование

у них важнейшего умения - умения учиться.

При подготовке к уроку преподаватель должен не только продумать объем

информации, с которой будет знакомить студентов, но главным образом те методы,

приемы, средства, которые позволят студентам овладеть основами изучаемого материала

уже на самом уроке.

Для повышения мотивации студентов к познавательной деятельности я использую

активные методы и приемы обучения. Строятся в основном на диалоге, предполагающем

свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Активные

методы и приемы обучения характеризуются высоким уровнем активности студентов.

Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-

производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания

соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый

метод активным делает тот, кто его применяет.

Активные методы и приемы обучения – это система методов, обеспечивающих

активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности студентов в

процессе освоения учебного материала.

Вот некоторые примеры из опыта работы:

1.

Импровизированные дебаты.

Цель: убедить оппонентов (другую команду) в правильности (преимуществах)

позиции, отстаиваемой вашей командой.

Группа делится на две команды. Первая команда («за») утверждает, а вторая

(«против») опровергает тезис (тему) дебатов.

Итог таких дебатов является то что, студенты учатся выступать публично,

отстаивать собственную точку зрения и учатся слушать и слышать других студентов.

2.

Дискуссия.

Задача: заставить студентов максимально напрячься и проявить свои умственные

способности для необходимого доказательства. Обсуждается сложная и противоречивая

проблема, мнения участников уже чётко определены и резко отличаются. Участники

дискуссии должны суметь привести аргументы «за» и «против» обсуждаемой идеи и

постараться убедить оппонентов в правильности своей позиции. Принято говорить, что в

споре рождается истина. Тогда учебный спор становится методом стимулирования

интереса к учению.

3.

Групповая работа.

Студентам даю задания по группам на уроках истории, обществознания. Каждая

группа рассматривает ситуацию, обсуждает, приводит аргументы, доказательства.

4.

Мозговой штурм.

Широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения

практических

проблем.

Его

цель

организация

коллективной,

мыслительной

деятельности по поиску не традиционных путей решения проблем. Использование

мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:

1.

Творческое усвоение учебного материала;

2.

Связь теоретических знаний с практикой;

3.

Активизация учебно–познавательной деятельности;

4.

Формирование способности концентрировать внимание и мыслительные

усилия на решении актуальной задачи;

5.

Формирование опыта коллективной, мыслительной деятельности.

Для

стимулирования познавательной деятельности в своей работе применяю

задания

креативного

характера

-

составление

кроссворда

или создание

образа

(рисуночного, двигательного, словесного).

Одним из средств активизации познавательной мотивации на уроках истории

является просмотр видеоматериала, это позволяет разнообразить деятельность и привлечь

внимание студентов.

Презентация позволяет иллюстрировать рассказ преподавателя на уроке.

На

уроках можно использовать такие формы работы, как подготовка студентами сообщений

и рефератов, составление проектов. Данный вид учебной деятельности позволяет

развивать у студента логическое мышление. В процессе демонстрации презентации

студенты приобретают опыт публичных выступлений.

Также на своих уроках я использую здоровьесберегающие технологии в виде

веселых физминуток.

Одним из средств активизации познавательной мотивации на уроках истории

является ролевые игры. Это позволяет разнообразить деятельность и привлечь внимание

студентов на уроке.

Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности,

важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его

разделов, тем. Этому могут способствовать следующие приёмы. «Автор» и «Фантазёр».

Данный прием позволяет студентам разбить общую проблему на ряд аргументов и

причин.

Для

стимулирования познавательной деятельности в своей работе применяю

прием выход за пределы, гармонично вплетая в ткань урока последние события, примеры

окружающей действительности, сюжеты популярных сериалов.

Таким образом, применение активных методов и приемов на уроке способствует

активизации

деятельности

студентов,

развивает

критическое

мышление,

коммуникативные навыки, формирует умение корректно оппонировать, отстаивать свою

точку зрения, а также повышает успеваемость и качество обучения в целом.

Список источников:

1. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-

метод. пособие / Зарукина Е.В., Логинова Н.А., Новик М.М. – СПб.: СПбГИЭУ, 2010. – 59

с.

2. Кругликов В.Н., Платонов Е.В., Шаранов Ю.А. Деловые игры и другие методы

активизации познавательной деятельности. – СПб.: П-2, 2006. – 190 с.



В раздел образования