Авторы: Смирнова Ирина Николаевна, Маточкина Ольга Александровна
Должность: учитель- логопед, воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ- детский сад комбинированного вида 25
Населённый пункт: город Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: Статья
Тема: Использование мнемотаблиц в работе с дошкольниками по безопасности
Раздел: дошкольное образование
Использование мнемотаблиц в работе с дошкольниками по
безопасности.
Смирнова Ирина Николаевна
smirnova
2774@
.
ru
Маточкина Ольга Александровна
maaashaaa
.28@
gmail
.
com
Рассматривается работа с детьми дошкольного возраста по
безопасности через мнемотехнику. Анализируются особенности восприятия
детьми дошкольного возраста информации
по безопасному поведению.
Предлагаются возможные методы и приёмы по усвоению норм поведения
воспитанников.
Ключевые
слова:
безопасность,
речь,
формы,
методы,
приёмы,
мнемотехника.
Детям дошкольного возраста приходится осваивать и запоминать огромное
количество информации. В некоторых случаях это может быть весьма
затруднительно, так как обыкновенно еще не умеют читать и писать. Не все
дети воспринимают информацию на слух. Некоторым важно увидеть и
потрогать то, о чем им говорят взрослые. Вот почему приёмы мнемотехники
являются наиболее результативными в развитии памяти и мышления у
дошкольников, в том числе и при изучении правил поведения на дорогах,
улицах и в ДОУ.
Мнемотехника – «Искусство запоминания», то есть это система методов и
приёмов,
обеспечивающих
эффективное
запоминание,
сохранение
и
воспроизведение информации. Данный метод в настоящее время широко
используется в современной дошкольной педагогике. Особое место в работе
с детьми занимает дидактический материал, в форме мнемотаблиц и схем-
моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; наличие
зрительного плана – схемы делает печатный материал, необходимый для
запоминания чётким, связным и последовательным.
Мнемотаблицы можно использовать с детьми самого разного возраста,
начиная с младшего. Адаптировать их к разным уровням развития детей
позволяют различные способы представления информации. Для детей
младшего и среднего дошкольного возраста предпочтительней давать
цветные мнемоквадраты, мнемотаблицы, с простыми картинками, в более
старшем
возрасте
картинки
можно
заменить
символами,
словами,
отдельными буквами, цифрами.
Занятия по мнемоталицам обычно проходят в несколько этапов.
Первый этап, где педагог в форме игры знакомит детей с новой для них
информацией, рассматривает таблицу и разбирает то, что на ней изображено
конкретно, в каждой ячейке. Дети и сами могут объяснить или угадать
значение того или иного символа или картинки.
Осуществляется перекодирование информации: образы в символы.
Следующий этап – это пересказ материала с опорой на мнемотаблицу (на
конкретные символы), то есть происходит отработка материала запоминания.
Далее
изученный
материал
неоднократно
повторяется
с
опорой
на
составленную ранее схему.
Материал,
который
можно
запомнить
с
помощью
мнемотаблиц,
разнообразен.
С
помощью
их
дети
учат
стихи,
запоминают
последовательность сказок, а так же запоминают сложные алгоритмы
инструкций по правилам дорожного движения, пожарной безопасности,
правилам поведения во время экспериментирования и общим правилам
поведения в детском саду.
Одной из основных причин дорожно– транспортных происшествий, бытовых
травм с участием детей, является незнание ими правил. Чем раньше дети
получат сведения о том, как должен вести себя человек на улице, во дворе,
дома и в детском саду, тем ниже будет вероятность несчастных случаев.
Можно выделить следующие задачи по воспитанию безопасного поведения
детей:
способствовать развитию у детей заинтересованности к изучению
правил безопасного поведения на улицах, дорогах, в ДОУ.
формировать и развивать умения и навыки безопасного поведения.
воспитывать устойчивые привычки соблюдать правила безопасности.
Обучая детей правилам поведения, важно использовать разнообразные
формы
и
методы
работы.
Дошкольников
необходимо
знакомить
с
обязанностями пешеходов и пассажиров доступными для них формами. Это
беседы, обсуждение ситуаций, наблюдения, экскурсии, заучивание стихов,
чтение художественных текстов, просмотр видеоматериалов, настольные и
дидактические
игры.
Знания
закрепляются
в
играх,
развлечениях,
соревнованиях, конкурсах. В группе должны быть: оборудование для игр,
место для проведения занятий, настольные и дидактические игры, макет
перекрёстка, на котором представлены проспекты, перекрёсток, дома,
светофор, машины, дорожные знаки.
Всеми этими вопросами педагоги занимаются уже много лет, но как
показала практика, вопросы безопасности детей в детском саду освещаются
мимолетно, не хватает дидактических игр, пособий по данному вопросу,
поэтому в нашем детском саду разработаны инструкции по безопасному
поведению воспитанников во время пребывания в ДОУ. Но на слух эти
правила
поведения
усваиваются
с
трудом,
поэтому
мы
разработали
мнемотаблицы на инструкции по безопасному поведению воспитанников во
время их пребывания в ДОУ. Они представляют собой схематические
изображения с той же последовательностью, что и в инструкциях. Педагог
читает
инструкцию,
показывая
соответствующую
мнемотаблицу,
(для
удобства они пронумерованы и подписаны так же, что и основные
инструкции). Затем, детям предлагается воспроизвести по картинкам то, что
они услышали. Инструкции повторяются по необходимости в соответствии с
ситуацией. Мнемотаблицы по безопасности - это способ проявить творческие
способности педагога, развить фантазию и словарный запас у детей, а так же
помогают им усвоить нормы безопасного поведения в социуме.
Литература
1.Вакса О. «Твоя безопасность»/О.Вакса-М., 2004.-с.73-110
2.В.М.Волков«Азбука
безопасности:
советы
старого
милиционера»/В.М.Волков//Карапуз.-2002-№10.- с.2-20
3.Омельченко Л.В. «Использование приёмов мнемотехники в развитии
связной речи»/Логопед 2008. №4 стр.102-115
4.Подлиняев О.Л. «Эффективная память».//Иркут-2003
5.Полянская
Т.Б.
«Использование
метода
мнемотехники
в
обучении
рассказыванию детей дошкольного возраста».СПб,2009
Сведения об авторах:
Смирнова
Ирина
Николаевна,
учитель-логопед
высшей
категории;
Маточкина Ольга Александровна, воспитатель высшей категории МАДОУ –
детский
сад
комбинированного
вида
№
25,
г. Екатеринбург
Приложение