Напоминание

Использование мнемотаблиц в работе с дошкольниками по безопасности


Авторы: Смирнова Ирина Николаевна, Маточкина Ольга Александровна
Должность: учитель- логопед, воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ- детский сад комбинированного вида 25
Населённый пункт: город Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: Статья
Тема: Использование мнемотаблиц в работе с дошкольниками по безопасности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование мнемотаблиц в работе с дошкольниками по

безопасности.

Смирнова Ирина Николаевна

smirnova

2774@

mail

.

ru

Маточкина Ольга Александровна

maaashaaa

.28@

gmail

.

com

Рассматривается работа с детьми дошкольного возраста по

безопасности через мнемотехнику. Анализируются особенности восприятия

детьми дошкольного возраста информации

по безопасному поведению.

Предлагаются возможные методы и приёмы по усвоению норм поведения

воспитанников.

Ключевые

слова:

безопасность,

речь,

формы,

методы,

приёмы,

мнемотехника.

Детям дошкольного возраста приходится осваивать и запоминать огромное

количество информации. В некоторых случаях это может быть весьма

затруднительно, так как обыкновенно еще не умеют читать и писать. Не все

дети воспринимают информацию на слух. Некоторым важно увидеть и

потрогать то, о чем им говорят взрослые. Вот почему приёмы мнемотехники

являются наиболее результативными в развитии памяти и мышления у

дошкольников, в том числе и при изучении правил поведения на дорогах,

улицах и в ДОУ.

Мнемотехника – «Искусство запоминания», то есть это система методов и

приёмов,

обеспечивающих

эффективное

запоминание,

сохранение

и

воспроизведение информации. Данный метод в настоящее время широко

используется в современной дошкольной педагогике. Особое место в работе

с детьми занимает дидактический материал, в форме мнемотаблиц и схем-

моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; наличие

зрительного плана – схемы делает печатный материал, необходимый для

запоминания чётким, связным и последовательным.

Мнемотаблицы можно использовать с детьми самого разного возраста,

начиная с младшего. Адаптировать их к разным уровням развития детей

позволяют различные способы представления информации. Для детей

младшего и среднего дошкольного возраста предпочтительней давать

цветные мнемоквадраты, мнемотаблицы, с простыми картинками, в более

старшем

возрасте

картинки

можно

заменить

символами,

словами,

отдельными буквами, цифрами.

Занятия по мнемоталицам обычно проходят в несколько этапов.

Первый этап, где педагог в форме игры знакомит детей с новой для них

информацией, рассматривает таблицу и разбирает то, что на ней изображено

конкретно, в каждой ячейке. Дети и сами могут объяснить или угадать

значение того или иного символа или картинки.

Осуществляется перекодирование информации: образы в символы.

Следующий этап – это пересказ материала с опорой на мнемотаблицу (на

конкретные символы), то есть происходит отработка материала запоминания.

Далее

изученный

материал

неоднократно

повторяется

с

опорой

на

составленную ранее схему.

Материал,

который

можно

запомнить

с

помощью

мнемотаблиц,

разнообразен.

С

помощью

их

дети

учат

стихи,

запоминают

последовательность сказок, а так же запоминают сложные алгоритмы

инструкций по правилам дорожного движения, пожарной безопасности,

правилам поведения во время экспериментирования и общим правилам

поведения в детском саду.

Одной из основных причин дорожно– транспортных происшествий, бытовых

травм с участием детей, является незнание ими правил. Чем раньше дети

получат сведения о том, как должен вести себя человек на улице, во дворе,

дома и в детском саду, тем ниже будет вероятность несчастных случаев.

Можно выделить следующие задачи по воспитанию безопасного поведения

детей:

способствовать развитию у детей заинтересованности к изучению

правил безопасного поведения на улицах, дорогах, в ДОУ.

формировать и развивать умения и навыки безопасного поведения.

воспитывать устойчивые привычки соблюдать правила безопасности.

Обучая детей правилам поведения, важно использовать разнообразные

формы

и

методы

работы.

Дошкольников

необходимо

знакомить

с

обязанностями пешеходов и пассажиров доступными для них формами. Это

беседы, обсуждение ситуаций, наблюдения, экскурсии, заучивание стихов,

чтение художественных текстов, просмотр видеоматериалов, настольные и

дидактические

игры.

Знания

закрепляются

в

играх,

развлечениях,

соревнованиях, конкурсах. В группе должны быть: оборудование для игр,

место для проведения занятий, настольные и дидактические игры, макет

перекрёстка, на котором представлены проспекты, перекрёсток, дома,

светофор, машины, дорожные знаки.

Всеми этими вопросами педагоги занимаются уже много лет, но как

показала практика, вопросы безопасности детей в детском саду освещаются

мимолетно, не хватает дидактических игр, пособий по данному вопросу,

поэтому в нашем детском саду разработаны инструкции по безопасному

поведению воспитанников во время пребывания в ДОУ. Но на слух эти

правила

поведения

усваиваются

с

трудом,

поэтому

мы

разработали

мнемотаблицы на инструкции по безопасному поведению воспитанников во

время их пребывания в ДОУ. Они представляют собой схематические

изображения с той же последовательностью, что и в инструкциях. Педагог

читает

инструкцию,

показывая

соответствующую

мнемотаблицу,

(для

удобства они пронумерованы и подписаны так же, что и основные

инструкции). Затем, детям предлагается воспроизвести по картинкам то, что

они услышали. Инструкции повторяются по необходимости в соответствии с

ситуацией. Мнемотаблицы по безопасности - это способ проявить творческие

способности педагога, развить фантазию и словарный запас у детей, а так же

помогают им усвоить нормы безопасного поведения в социуме.

Литература

1.Вакса О. «Твоя безопасность»/О.Вакса-М., 2004.-с.73-110

2.В.М.Волков«Азбука

безопасности:

советы

старого

милиционера»/В.М.Волков//Карапуз.-2002-№10.- с.2-20

3.Омельченко Л.В. «Использование приёмов мнемотехники в развитии

связной речи»/Логопед 2008. №4 стр.102-115

4.Подлиняев О.Л. «Эффективная память».//Иркут-2003

5.Полянская

Т.Б.

«Использование

метода

мнемотехники

в

обучении

рассказыванию детей дошкольного возраста».СПб,2009

Сведения об авторах:

Смирнова

Ирина

Николаевна,

учитель-логопед

высшей

категории;

Маточкина Ольга Александровна, воспитатель высшей категории МАДОУ –

детский

сад

комбинированного

вида

25,

г. Екатеринбург

Приложение



В раздел образования