Напоминание

Психолого – педагогические условия образовательной деятельности ДОО. Виды деятельности психолого-педагогического сопровождения.


Автор: Зимова Мария Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ N28 "Колосок"
Населённый пункт: г. Ессентуки
Наименование материала: Статья
Тема: Психолого – педагогические условия образовательной деятельности ДОО. Виды деятельности психолого-педагогического сопровождения.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Психолого – педагогические условия образовательной деятельности

ДОО. Виды деятельности психолого-педагогического сопровождения.

Психолого-педагогические условия образовательной деятельности ДОУ

являются одними из важнейших условий для формирования личностных

ориентиров ребёнка. Требования к психолого-педагогическому контексту

реализации программы тщательно продуманы и системны. Эти требования

адекватная, позитивная перспектива развития дошкольного образования.

Собственная активность ребёнка и становление тех форм детской

деятельности, в которых происходит детское развитие, во многом зависит от

психологического климата, существующего в дошкольном учреждении, а

также от стиля взаимоотношений педагога с воспитанниками.

Для успешной реализации программы, должны быть обеспечены следующие

психолого-педагогические условия (п.3.2.1 ФГОС ДО), которые

гарантируют охрану и укрепление физического и психического здоровья

детей, обеспечивают их эмоциональное благополучие:

построение образовательного процесса на основе взаимодействия

взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности

каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

использование в образовательном процессе форм и методов работы с

детьми, соответствующих их психолого-возрастным и

индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного

ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников,

формирование и поддержка их положительной самооценки,

уверенности в собственных возможностях и способностях;

поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических

для них видах деятельности;

возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников

совместной деятельности и общения;

защита детей от всех форм физического и психического насилия;

поддержка педагогами положительного, доброжелательного

отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах

деятельности;

построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях

осуществления полноценного развития каждого ребенка, вовлечение

семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.

В рамках психолого-педагогической диагностики проводится оценка

развития детей, их динамики, в том числе измерение личностных

образовательных результатов.

Участие ребёнка в психолого-педагогической диагностике допускается

только с согласия его родителей (законных представителей).

Основные виды деятельности психолого-педагогического

сопровождения.

Необходимым условием реализации ФГОС ДОУ является психологическое

сопровождение воспитательно-образовательного процесса. В настоящее

время выделяют следующие виды (направления) деятельности по

осуществлению психолого-педагогического сопровождения:

1) Психодиагностика.

Диагностическая деятельность — выявление особенностей психического

развития ребенка, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков,

личностных и межличностных образований возрастным ориентирам.

В рамках психодиагностического направления осуществляется:

Ведение адаптационных листов детей ясельных групп

Диагностика воспитанников старшей группе с целью определения

уровня психологической готовности к обучению в школе для

организации и координации коррекционно-развивающей работы с

детьми;

Диагностика детей «группы риска» (агрессивные, нерешительные,

конфликтные, вспыльчивые дети) с целью учёта и организации

дальнейшей помощи по оказанию работы с детьми (по запросу).

2) Коррекционная и развивающая деятельность

Коррекционная деятельность - организация работы с воспитанниками,

имеющими проблемы в поведении и личностном развитии, выявленные

в процессе диагностики.

Развивающая деятельность - формирование потребности в новом

знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности

и общении.

3) Консультативная и просветительская деятельность

Консультативная деятельность - оказание помощи воспитанникам, их

родителям (законным представителям), педагогам в вопросах развития,

воспитания и образования.

Консультации с родителями может быть как групповой, так и

индивидуальной.

Основным методом психологического консультирования является беседа, а

формой проведения – индивидуальная консультация.

Просветительская деятельность - формирование психологической культуры,

развитие психолого-педагогической компетентности детей, педагогов,

родителей.

Психологическое просвещение участников образовательного процесса может

проходить по примерным темам:

Возрастные особенности детей каждой возрастной группы

Ознакомление с новыми формами работы

Адаптация детей к ДОУ

Готовность детей к школьному обучению

4) Профилактическая деятельность

Профилактическая деятельность - предупреждение возникновения

явлений дезадаптации воспитанников, разработка конкретных

рекомендаций для педагогов и родителей, по оказанию помощи

в вопросах воспитания, обучения и развития.

Таким образом, вышеперечисленные виды деятельности психолого-

педагогического сопровождения помогают оказывать своевременную

квалифицированную консультативно-методическую, диагностическую,

коррекционную помощь детям, родителям и педагогам по вопросам

развития, обучения и воспитания.



В раздел образования