Автор: Зимова Мария Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ N28 "Колосок"
Населённый пункт: г. Ессентуки
Наименование материала: Статья
Тема: Психолого – педагогические условия образовательной деятельности ДОО. Виды деятельности психолого-педагогического сопровождения.
Раздел: дошкольное образование
Психолого – педагогические условия образовательной деятельности
ДОО. Виды деятельности психолого-педагогического сопровождения.
Психолого-педагогические условия образовательной деятельности ДОУ
являются одними из важнейших условий для формирования личностных
ориентиров ребёнка. Требования к психолого-педагогическому контексту
реализации программы тщательно продуманы и системны. Эти требования
адекватная, позитивная перспектива развития дошкольного образования.
Собственная активность ребёнка и становление тех форм детской
деятельности, в которых происходит детское развитие, во многом зависит от
психологического климата, существующего в дошкольном учреждении, а
также от стиля взаимоотношений педагога с воспитанниками.
Для успешной реализации программы, должны быть обеспечены следующие
психолого-педагогические условия (п.3.2.1 ФГОС ДО), которые
гарантируют охрану и укрепление физического и психического здоровья
детей, обеспечивают их эмоциональное благополучие:
построение образовательного процесса на основе взаимодействия
взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности
каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
использование в образовательном процессе форм и методов работы с
детьми, соответствующих их психолого-возрастным и
индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного
ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников,
формирование и поддержка их положительной самооценки,
уверенности в собственных возможностях и способностях;
поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических
для них видах деятельности;
возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников
совместной деятельности и общения;
защита детей от всех форм физического и психического насилия;
поддержка педагогами положительного, доброжелательного
отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах
деятельности;
построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях
осуществления полноценного развития каждого ребенка, вовлечение
семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.
В рамках психолого-педагогической диагностики проводится оценка
развития детей, их динамики, в том числе измерение личностных
образовательных результатов.
Участие ребёнка в психолого-педагогической диагностике допускается
только с согласия его родителей (законных представителей).
Основные виды деятельности психолого-педагогического
сопровождения.
Необходимым условием реализации ФГОС ДОУ является психологическое
сопровождение воспитательно-образовательного процесса. В настоящее
время выделяют следующие виды (направления) деятельности по
осуществлению психолого-педагогического сопровождения:
1) Психодиагностика.
Диагностическая деятельность — выявление особенностей психического
развития ребенка, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков,
личностных и межличностных образований возрастным ориентирам.
В рамках психодиагностического направления осуществляется:
Ведение адаптационных листов детей ясельных групп
Диагностика воспитанников старшей группе с целью определения
уровня психологической готовности к обучению в школе для
организации и координации коррекционно-развивающей работы с
детьми;
Диагностика детей «группы риска» (агрессивные, нерешительные,
конфликтные, вспыльчивые дети) с целью учёта и организации
дальнейшей помощи по оказанию работы с детьми (по запросу).
2) Коррекционная и развивающая деятельность
Коррекционная деятельность - организация работы с воспитанниками,
имеющими проблемы в поведении и личностном развитии, выявленные
в процессе диагностики.
Развивающая деятельность - формирование потребности в новом
знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности
и общении.
3) Консультативная и просветительская деятельность
Консультативная деятельность - оказание помощи воспитанникам, их
родителям (законным представителям), педагогам в вопросах развития,
воспитания и образования.
Консультации с родителями может быть как групповой, так и
индивидуальной.
Основным методом психологического консультирования является беседа, а
формой проведения – индивидуальная консультация.
Просветительская деятельность - формирование психологической культуры,
развитие психолого-педагогической компетентности детей, педагогов,
родителей.
Психологическое просвещение участников образовательного процесса может
проходить по примерным темам:
Возрастные особенности детей каждой возрастной группы
Ознакомление с новыми формами работы
Адаптация детей к ДОУ
Готовность детей к школьному обучению
4) Профилактическая деятельность
Профилактическая деятельность - предупреждение возникновения
явлений дезадаптации воспитанников, разработка конкретных
рекомендаций для педагогов и родителей, по оказанию помощи
в вопросах воспитания, обучения и развития.
Таким образом, вышеперечисленные виды деятельности психолого-
педагогического сопровождения помогают оказывать своевременную
квалифицированную консультативно-методическую, диагностическую,
коррекционную помощь детям, родителям и педагогам по вопросам
развития, обучения и воспитания.