Автор: Кабитова Валентина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Республики Марий Эл школа № 2 города Йошкар-Ола
Населённый пункт: 424004, РМЭ, г. Йошкар-0ла, ул. Волкова, 110.
Наименование материала: Сказка в системе формирования познавательных процессов детей с ОВЗ.
Тема: Сказкотерапия как средство социально-личностного развития детей школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью"
Раздел: начальное образование
1.
Сказка в системе формирования познавательных
процессов детей с ОВЗ
Познавательную деятельность ребенка принято рассматривать как
такую,
в
процессе
которой
он
учится,
познает
многообразный
окружающий мир. На протяжении возраста ребенок познает мир в игре,
в труде, на занятиях, в различных видах продуктивной деятельности, в
общении со взрослыми, сверстниками, поэтому конкретный ход познания
трудно разделить на отдельные познавательные процессы: ощущения,
восприятия,
памяти,
мышления,
воображения.
Часто
говорят
об
умственной деятельности ребенка. Особенно важно ее развитие у детей с
ОВЗ.
Систематическое
обучение
школьников
-
важнейшее
условие
умственного
воспитания.
Предпосылкой
эффективного
руководства
занятиями
является
ориентировка
педагога
на
психологические
особенности процесса усвоения школьником определенных знаний и
способов их применения на разных этапах школьного детства, выявление
и умелый учет индивидуальных возможностей усвоения. Уметь видеть
достижения каждого ребенка, систематически фиксировать и направлять
прогрессивные изменения в его умственном развитии - одно из самых
значительных
профессиональных
качеств
педагога
школьного
учреждения. Один из основателей психологической науки Г.С.Костюк
отмечал: «Общие закономерности
возрастного развития личности находят свою конкретизацию в его
индивидуальных особенностях. Поэтому изучение последних существенно
важно теоретически и практически. Оно приближает разработку вопросов
теории развития к задачам педагогической практики»
Развитие ребенка зависит от создания условий, стимулирующих его
познавательную деятельность. Необходимые психолого-педагогические
условия
в
специальных
образовательных
учреждениях
должны
создаваться на основе учета индивидуальных особенностей личности,
темперамента, интеллекта, памяти, внимания, восприятия, развития
речи, эмоций, нравственных качеств, характера и т.п. Педагог должен
уметь понять и принять ребенка таким, каков он есть, определить его
проблемы
и
создать
необходимые
условия
для
благополучной
адаптации
в
среде
сверстников
и
взрослых.
Основное
условие
нормального развития в дошкольном возрасте - обеспечение игровой
деятельности, своевременное овладение способами практической и
умственной деятельности.
'" Одной из форм познания мира для детей являются художественные' |
произведения. Дети школьного возраста влюблены в сказки. Из них они
черпают множество познаний:
первые представления о времени и
пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Из
разнообразных форм и методов развития проектного мышления более
всего подходит погружение ребенка в сказочную ситуацию, которая
позволяет формировать навыки наблюдения, самонаблюдения и
анализа действительности.
Исчерпывающую характеристику сказкам дал К.Д.Ушинский:
«Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я
не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом
случае с педагогическим гением народа. Народная сказка читается
детьми
легко
уже...
потому,
что
во
всех
народных
сказках,
беспрепятственно повторяются одни и те же слова и обороты, и из
этих беспрестанных повторений, удовлетворяющих как нельзя более
педагогическому значению рассказа, слагается нечто целое, стройное,
легко обозримое, полное движения, жизни и интереса»."./
«Вечером слушаю сказки - и вознаграждаю тем недостатки
проклятого своего воспитания», - писал великий поэт, обладавший
энциклопедическими
знаниями,
выпускник
лучшего
учебного
заведения России - Царскосельского лицея своему брату Льву
Сергеевичу
Пушкину.
Оказывается,
без
знания
сказок
самое
блестящее воспитание и образование неполноценно.
Продолжение строк, написанных А.С.Пушкиным, знает сегодня каждый
школьник: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма».
Феномен
сказки
привлекает
большое
количество
ученых
и
исследователей. В 1956 г. было основано «Европейское сказочное
общество», ставящее своей целью изучение и распространение сказки. В
настоящее время оно насчитывает 1500
членов.
Этим Обществом
ежегодно устраиваются международные совещания, издаются сборники
сказок и рекомендательные указатели.
Каковы же истоки привязанности детей к сказкам? Что говорят по
этому поводу психологи? Л.С.Выготский сравнивал нашу нервную
систему «... с воронкой, которая обращена широким отверстием к миру и
узким отверстием к действиям. Мир вливается в человека через широкое
отверстие воронки тысячью зовов, влечений, раздражений, ничтожная
часть их осуществляется и как бы вытекает наружу через узкое отверстие.
Эта неосуществившаяся часть жизни должна быть изжита. Искусство,
видимо, и является средством для такого взрывного уравновешивания со
средой в критических точках нашего поведения»
3
. Литература, в частности
сказка, во многом способствует «изживанию эмоций», удовлетворению
духовных потребностей личности.
Сказки вызывают у ребенка напряженное внимание к зачаровывающим
описаниям
чудес,
необычайных
событий,
оказывают
сильное
эмоциональное воздействие. Ребенок спрашивает себя: кто я? Откуда
произошел? Как возник мир? Как появились люди и животные? В чем
смысл жизни? Эти жизненно важные вопросы осмысливаются малышом
не абстрактно. Он думает о собственной защите и убежище. Есть ли
вокруг него какие-то добрые силы? Что происходит с ним самим? Сказки
дают ответы на эти животрепещущие вопросы.
v
Многие психологи и педагоги отмечают, с каким упорством дети
требуют повторения сказки с теми же деталями и подробностями, без
изменения малейших мелочей, даже интонации при рассказывании.
Дети в отношении сказок довольно долго остаются консервативными.
Ребенку хочется, чтобы сказка рассказывалась теми же словами, что и
в первый раз, ему приятно эти слова узнавать, усваивать в
первоначальной последовательности, испытывать, как и при первой
встрече с ними, те же чувства и в том же порядке.
Детское сознание наделяет игрушки, животных, различные
предметы определенными человеческими характерами, основываясь
на
их
«внешности»
или
«поведении»
и
проводя
аналогию
с
внешностью и поведением реальных людей. Вот и в сказке человек
может превратиться в животное или камень («Царевна-лягушка») и
наоборот. Тем достовернее кажется ребенку сказка.
Ребенку
необходимо,
чтобы
его
страхи
были
персонализированы.
Драконы,
чудовища,
ведьмы
в
сказках
олицетворяют трудности, проблемы, которые нужно преодолеть.
Разрешение
сказочных
конфликтов
способствует
преодолению
страха, ведь образность сказок подсказывает ребенку возможность
победы
над
собственной
боязливостью.
Воспитание,
в
основу
которого положена идея - держать ребенка подальше от злого,
страшного, ведет к угнетению психики, но не к преодолению
опасностей и страхов.
Сказки, независимо от пола и возраста их героев, имеют большое
психологическое значение для детей разного возраста, мальчиков и
девочек, поскольку облегчают смену идентификаций в зависимости
от проблем, волнующих ребенка.
Ребенок легко входит в непривычную для него сказочную обстановку,
мгновенно превращаясь в Королевича или Белоснежку, и вместе с тем, так
же
свободно переключается на прозаическую повседневность. Ребенок
интуитивно чувствует, что сказки нереальны, но в то же время
допускает, что это могло происходить и в действительности. Так
проявляется двойственность литературных переживаний ребенка:
ощущение
сказочного
в
реальном,
обыденном
и
реального
в
сказочном, волшебном, у
Кроме ожидания необычайного, чудесного, волшебного, детскому
возрасту присуща еще одна потребность. Ребенок хочет подражать
окружающим его сильным, смелым, ловким, умным взрослым, но ему не
всегда это удается. В сказке же все возможно. Маленький мальчик
(девочка),
смелый
и
находчивый,
выходит
победителем
из
всех
испытаний. Он может перелететь за тридевять земель в тридесятое царство
и победить дракона о трех головах. Большие и малые мечты ребенка
осуществляются в мире сказки, которой он сопереживает, когда слушает
или рассказывает свой собственный вариант ее. Иными словами, ребенок
как бы реализует свои неосознанные желания, не всегда выполнимые в
жизни.
Однако,
мир
сказки
обеспечивает
не
только
реализацию
неудовлетворенных
желаний.
Решающую
роль
играет
здесь
мотив
достижения равенства или, пользуясь психологической терминологией,
мотив компенсации.
У детей из-за их социально зависимого положения часто бывают
всякого
рода
огорчения,
терпят
крах
их
устремления,
намерения,
поступки, что обычно компенсируется ребенком в мечтах, в воображении.
Сказка создает прекрасную основу этой компенсационной потребности,
приводя все непременно к счастливому концу. Сказки полны героями и
ситуациями,
способны
дать
толчок
процессам
идентификации
и
отождествления, с помощью которых ребенок может косвенным путем
осуществить свои мечты, компенсировать свои мнимые или подлинные
недостатки.
Дело в том, что детское видение мира, образ мышления детей и
психологическая специфика сказок характеризуются тесным родством в
своем тяготении к противоположностям, крайностям. Сказочные образы
не многогранны, как это свойственно человеческим характерам в реальной
жизни. Там один брат глуп, другой умен, одна сестра трудолюбива и
прилежна, другая ленива и т.п. В сказках противоборствуют лишь
чрезвычайно сильные и очень слабые, невероятно храбрые и невыносимо
трусливые
герои,
великаны
и
карлики.
В
восприятии
и
оценках
литературных
произведений детьми также преобладают полярности, «белые» и «черные»
тона. Вот почему «детям нужны сказки», ведь в лучших своих образах
они, по словам В.А.Жуковского, нравственно чисты и не оставляют после
себя «дурного, ненравственного впечатления». Благодаря сказкам у
ребенка
вырабатывается
способность
сопереживать,
сострадать
и
сорадоваться, без которой человек не человек. Ибо цель сказочников -
«воспитать в ребенке человечность - эту дивную способность человека
волноваться чужими несчастьями, радоваться радости другого, переживать
чужую судьбу как свою»
4
Художественная литература, в том числе и сказка, как образное
отражение
мира
требует
от
читателя
особых
качеств
восприятия:
творческого воображения, развитой наблюдательности; чувства образного
слова, авторской позиции и гармонической целостности поведения;
понимания внутренних психологических мотивов поведения литературных
героев. Эти качества в своей совокупности составляют особый тип
восприятия - эстетический. Эстетическое восприятие развивается в
результате
широкого
знакомства
с
художественной
литературой,
овладения необходимыми знаниями, накопления опыта переживаний и
жизненных впечатлений. Поэтому так важна серьезная, продуманная
работа со сказкой с самого начала приобщения ребенка к литературе.
Вопрос о значении восприятия и переживания сказки для развития
ребенка остается тем более волнующим и незавершенным, чем более
обсуждаемым в психолого-педагогической литературе. Развитие этой
проблемы осуществляется параллельно исследованиям народной сказки
как вида фольклорного искусства и философским размышлениям о сказке
как о форме духовного опыта человечества. Изучения этих проблем не
пересекаются,
но
это
представляется
оправданным
на
основании
допущения
о том, что значение и смысл сказки различны для ребенка, взрослого,
человечества. Способность сказки к актуализации в самых разных
областях
человеческой мысли и чувства признана философами, литературоведами и
фольклористами, но магию этого явления невозможно постичь без
раскрытия особой изначальной роли сказки в развитии ребенка, в
формировании у него познавательных процессов.
Мудрость и ценность сказки в том, что она отражает, открывает и
позволяет
пережить
смысл
важнейших
общенациональных
и
общечеловеческих ценностей и жизненный смысл в целом.
v
Каковы психологические механизмы смыслопорождения в процессе
восприятия сказки ребенком? По этому поводу не существует единства
мнений специалистов. В.А.Бахтина утверждает, что ребенка может
занимать только внешняя событийная канва повествования, связанная с
героями, - радость по поводу комичных поступков, переживание неудач и
ошибок, страх за неожиданные опасности,’ Но сама возможность такого
сопереживания при столкновении с условным миром сказки имеет место
именно потому, что сказка самые невероятные события преподносит так,
как будто они постоянно имеют место в действительности. И ребенок
охотно верит сказке, доверчиво следует за ней. Однако при таком
сопереживании неизбежно и более углубленное постижение сказки,
извлечение из нее детской мудрости, что способствует четкому различию
доброго и злого начал. Как происходит это углубленное постижение автор
не указывает.
Интересно, в этой связи, мнение немецкого психолога Э.М.Грюнелиус
по поводу закономерности формирования понятий у ребенка: образ -
желание - чувство- мысль (понятие). Автор указывала, что форма, которая
передает для взрослых понятия добра и зла, не является образной. Мысли
в такой форме не могут существовать у ребенка, их необходимо оформить
образно. Если же попытаться это сделать, то получатся те самые образы,
которые отражены в сказках. Психолог считает, что эти образы нельзя
считать менее правдивыми, чем соответствующее необразное понятие,
поскольку сказочные образы рождаются в области внутренней жизни, и с
предметами внешней жизни их объединяет разве что общее название.
Сказки доказывают, как в повседневной жизни проявляется смысл
различных человеческих качеств для жизни.
Механизм смыслопорождения в процессе восприятия сказки ребенком
исследовался А.В.Запорожцем. Он писал о существовании особого вида
эмоционального
познания,
при
котором
человек
отражает
действительность в форме эмоциональных образов. У детей порождение
образов этого эмоционального познания часто происходит в процессе
восприятия художественного
произведения.
Под
влиянием
слушания у ребенка
возникает
сочувствие
герою
и
складывается
эмоциональный
образ
воспринимаемых
событий и
взаимоотношений. Развивая идею
Л.С.Выготского об особых формах воображения как о «втором выражении
человеческих
эмоций»,
при
посредстве
которого
они
не
только
проявляются,
но
и
формируются,
А.В.Запорожец
выдвинул
предположение о том, что эмоциональное предвосхищение возникает в
результате
особой
внутренней
ориентировочно-исследовательской
деятельности.
В
этой
деятельности
складывается
своеобразная
функциональная система, в которой «эмоции и нтеллектуализируются,
становятся
умными,
обобщенными,
а
процессы
познавательные,
функционируя
в данной системе, приобретают
аффективный характер и начинают выполнять особую роль
смыслоразличения и смыслообразования»,
Работу смыслообразования в процессе восприятия сказки ребенок не
может совершить вне сотрудничества со взрослым. Интеллектуализация
эмоций происходит в процессе познавательно-аффективной деятельности
по толкованию жизненных смыслов, отраженных в сказке. Этот процесс
не
«открывается»
ребенком,
а
формируется
по
пути
социального
наследования.
Л.П.Стрелкова в своих исследованиях отмечает, что ребенок сможет
постигнуть силу благородного поступка, низость предательства, коварства
зла, испытать чувство любви и ненависти из произведений искусства,
которые расширяют представления ребенка, обогащают его знания о
действительности, вводят его в мир чувств и эмоциональных открытий.
Особое место здесь занимает сказка. Она помогает детям познать мир
умом и сердцем. Стрелкова считает, что сказка активизирует воображение
ребенка, так как появляются новые представления и знания, возникает
новое отношение к людям, событиям, предметам и явлениям.
Т.о.,
роль
сказки
в
формировании
познавательных
процессов,
особенно у детей с ОВЗ, велика. Сказочные образы, композиция
произведения, динамика событий заставляют ребенка мыслить, развивают
воображение, память, внимание, способствуют развитию речи .
Литература;
1.Бахтина В.А. Художественная функция фантастикив русской народной
сказке.-М-Саратов-1983.
2.Ушинский К.Д.Избранные педагогические сочинения .Под редакцией
А.И.Пискунова.
3.Выгодский Л.С. Психология искусства-М- Искусство.1968.
4.Запорожец А.И. К вопросу о генетике,функции и структуре эмоциональных
процессов у ребенка.-М- Педагогика 1986.