Напоминание

Сказкотерапия как средство социально-личностного развития детей школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью"


Автор: Кабитова Валентина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Республики Марий Эл школа № 2 города Йошкар-Ола
Населённый пункт: 424004, РМЭ, г. Йошкар-0ла, ул. Волкова, 110.
Наименование материала: Сказка в системе формирования познавательных процессов детей с ОВЗ.
Тема: Сказкотерапия как средство социально-личностного развития детей школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью"
Раздел: начальное образование





Назад




1.

Сказка в системе формирования познавательных

процессов детей с ОВЗ

Познавательную деятельность ребенка принято рассматривать как

такую,

в

процессе

которой

он

учится,

познает

многообразный

окружающий мир. На протяжении возраста ребенок познает мир в игре,

в труде, на занятиях, в различных видах продуктивной деятельности, в

общении со взрослыми, сверстниками, поэтому конкретный ход познания

трудно разделить на отдельные познавательные процессы: ощущения,

восприятия,

памяти,

мышления,

воображения.

Часто

говорят

об

умственной деятельности ребенка. Особенно важно ее развитие у детей с

ОВЗ.

Систематическое

обучение

школьников

-

важнейшее

условие

умственного

воспитания.

Предпосылкой

эффективного

руководства

занятиями

является

ориентировка

педагога

на

психологические

особенности процесса усвоения школьником определенных знаний и

способов их применения на разных этапах школьного детства, выявление

и умелый учет индивидуальных возможностей усвоения. Уметь видеть

достижения каждого ребенка, систематически фиксировать и направлять

прогрессивные изменения в его умственном развитии - одно из самых

значительных

профессиональных

качеств

педагога

школьного

учреждения. Один из основателей психологической науки Г.С.Костюк

отмечал: «Общие закономерности

возрастного развития личности находят свою конкретизацию в его

индивидуальных особенностях. Поэтому изучение последних существенно

важно теоретически и практически. Оно приближает разработку вопросов

теории развития к задачам педагогической практики»

Развитие ребенка зависит от создания условий, стимулирующих его

познавательную деятельность. Необходимые психолого-педагогические

условия

в

специальных

образовательных

учреждениях

должны

создаваться на основе учета индивидуальных особенностей личности,

темперамента, интеллекта, памяти, внимания, восприятия, развития

речи, эмоций, нравственных качеств, характера и т.п. Педагог должен

уметь понять и принять ребенка таким, каков он есть, определить его

проблемы

и

создать

необходимые

условия

для

благополучной

адаптации

в

среде

сверстников

и

взрослых.

Основное

условие

нормального развития в дошкольном возрасте - обеспечение игровой

деятельности, своевременное овладение способами практической и

умственной деятельности.

'" Одной из форм познания мира для детей являются художественные' |

произведения. Дети школьного возраста влюблены в сказки. Из них они

черпают множество познаний:

первые представления о времени и

пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Из

разнообразных форм и методов развития проектного мышления более

всего подходит погружение ребенка в сказочную ситуацию, которая

позволяет формировать навыки наблюдения, самонаблюдения и

анализа действительности.

Исчерпывающую характеристику сказкам дал К.Д.Ушинский:

«Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я

не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом

случае с педагогическим гением народа. Народная сказка читается

детьми

легко

уже...

потому,

что

во

всех

народных

сказках,

беспрепятственно повторяются одни и те же слова и обороты, и из

этих беспрестанных повторений, удовлетворяющих как нельзя более

педагогическому значению рассказа, слагается нечто целое, стройное,

легко обозримое, полное движения, жизни и интереса»."./

«Вечером слушаю сказки - и вознаграждаю тем недостатки

проклятого своего воспитания», - писал великий поэт, обладавший

энциклопедическими

знаниями,

выпускник

лучшего

учебного

заведения России - Царскосельского лицея своему брату Льву

Сергеевичу

Пушкину.

Оказывается,

без

знания

сказок

самое

блестящее воспитание и образование неполноценно.

Продолжение строк, написанных А.С.Пушкиным, знает сегодня каждый

школьник: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма».

Феномен

сказки

привлекает

большое

количество

ученых

и

исследователей. В 1956 г. было основано «Европейское сказочное

общество», ставящее своей целью изучение и распространение сказки. В

настоящее время оно насчитывает 1500

членов.

Этим Обществом

ежегодно устраиваются международные совещания, издаются сборники

сказок и рекомендательные указатели.

Каковы же истоки привязанности детей к сказкам? Что говорят по

этому поводу психологи? Л.С.Выготский сравнивал нашу нервную

систему «... с воронкой, которая обращена широким отверстием к миру и

узким отверстием к действиям. Мир вливается в человека через широкое

отверстие воронки тысячью зовов, влечений, раздражений, ничтожная

часть их осуществляется и как бы вытекает наружу через узкое отверстие.

Эта неосуществившаяся часть жизни должна быть изжита. Искусство,

видимо, и является средством для такого взрывного уравновешивания со

средой в критических точках нашего поведения»

3

. Литература, в частности

сказка, во многом способствует «изживанию эмоций», удовлетворению

духовных потребностей личности.

Сказки вызывают у ребенка напряженное внимание к зачаровывающим

описаниям

чудес,

необычайных

событий,

оказывают

сильное

эмоциональное воздействие. Ребенок спрашивает себя: кто я? Откуда

произошел? Как возник мир? Как появились люди и животные? В чем

смысл жизни? Эти жизненно важные вопросы осмысливаются малышом

не абстрактно. Он думает о собственной защите и убежище. Есть ли

вокруг него какие-то добрые силы? Что происходит с ним самим? Сказки

дают ответы на эти животрепещущие вопросы.

v

Многие психологи и педагоги отмечают, с каким упорством дети

требуют повторения сказки с теми же деталями и подробностями, без

изменения малейших мелочей, даже интонации при рассказывании.

Дети в отношении сказок довольно долго остаются консервативными.

Ребенку хочется, чтобы сказка рассказывалась теми же словами, что и

в первый раз, ему приятно эти слова узнавать, усваивать в

первоначальной последовательности, испытывать, как и при первой

встрече с ними, те же чувства и в том же порядке.

Детское сознание наделяет игрушки, животных, различные

предметы определенными человеческими характерами, основываясь

на

их

«внешности»

или

«поведении»

и

проводя

аналогию

с

внешностью и поведением реальных людей. Вот и в сказке человек

может превратиться в животное или камень («Царевна-лягушка») и

наоборот. Тем достовернее кажется ребенку сказка.

Ребенку

необходимо,

чтобы

его

страхи

были

персонализированы.

Драконы,

чудовища,

ведьмы

в

сказках

олицетворяют трудности, проблемы, которые нужно преодолеть.

Разрешение

сказочных

конфликтов

способствует

преодолению

страха, ведь образность сказок подсказывает ребенку возможность

победы

над

собственной

боязливостью.

Воспитание,

в

основу

которого положена идея - держать ребенка подальше от злого,

страшного, ведет к угнетению психики, но не к преодолению

опасностей и страхов.

Сказки, независимо от пола и возраста их героев, имеют большое

психологическое значение для детей разного возраста, мальчиков и

девочек, поскольку облегчают смену идентификаций в зависимости

от проблем, волнующих ребенка.

Ребенок легко входит в непривычную для него сказочную обстановку,

мгновенно превращаясь в Королевича или Белоснежку, и вместе с тем, так

же

свободно переключается на прозаическую повседневность. Ребенок

интуитивно чувствует, что сказки нереальны, но в то же время

допускает, что это могло происходить и в действительности. Так

проявляется двойственность литературных переживаний ребенка:

ощущение

сказочного

в

реальном,

обыденном

и

реального

в

сказочном, волшебном, у

Кроме ожидания необычайного, чудесного, волшебного, детскому

возрасту присуща еще одна потребность. Ребенок хочет подражать

окружающим его сильным, смелым, ловким, умным взрослым, но ему не

всегда это удается. В сказке же все возможно. Маленький мальчик

(девочка),

смелый

и

находчивый,

выходит

победителем

из

всех

испытаний. Он может перелететь за тридевять земель в тридесятое царство

и победить дракона о трех головах. Большие и малые мечты ребенка

осуществляются в мире сказки, которой он сопереживает, когда слушает

или рассказывает свой собственный вариант ее. Иными словами, ребенок

как бы реализует свои неосознанные желания, не всегда выполнимые в

жизни.

Однако,

мир

сказки

обеспечивает

не

только

реализацию

неудовлетворенных

желаний.

Решающую

роль

играет

здесь

мотив

достижения равенства или, пользуясь психологической терминологией,

мотив компенсации.

У детей из-за их социально зависимого положения часто бывают

всякого

рода

огорчения,

терпят

крах

их

устремления,

намерения,

поступки, что обычно компенсируется ребенком в мечтах, в воображении.

Сказка создает прекрасную основу этой компенсационной потребности,

приводя все непременно к счастливому концу. Сказки полны героями и

ситуациями,

способны

дать

толчок

процессам

идентификации

и

отождествления, с помощью которых ребенок может косвенным путем

осуществить свои мечты, компенсировать свои мнимые или подлинные

недостатки.

Дело в том, что детское видение мира, образ мышления детей и

психологическая специфика сказок характеризуются тесным родством в

своем тяготении к противоположностям, крайностям. Сказочные образы

не многогранны, как это свойственно человеческим характерам в реальной

жизни. Там один брат глуп, другой умен, одна сестра трудолюбива и

прилежна, другая ленива и т.п. В сказках противоборствуют лишь

чрезвычайно сильные и очень слабые, невероятно храбрые и невыносимо

трусливые

герои,

великаны

и

карлики.

В

восприятии

и

оценках

литературных

произведений детьми также преобладают полярности, «белые» и «черные»

тона. Вот почему «детям нужны сказки», ведь в лучших своих образах

они, по словам В.А.Жуковского, нравственно чисты и не оставляют после

себя «дурного, ненравственного впечатления». Благодаря сказкам у

ребенка

вырабатывается

способность

сопереживать,

сострадать

и

сорадоваться, без которой человек не человек. Ибо цель сказочников -

«воспитать в ребенке человечность - эту дивную способность человека

волноваться чужими несчастьями, радоваться радости другого, переживать

чужую судьбу как свою»

4

Художественная литература, в том числе и сказка, как образное

отражение

мира

требует

от

читателя

особых

качеств

восприятия:

творческого воображения, развитой наблюдательности; чувства образного

слова, авторской позиции и гармонической целостности поведения;

понимания внутренних психологических мотивов поведения литературных

героев. Эти качества в своей совокупности составляют особый тип

восприятия - эстетический. Эстетическое восприятие развивается в

результате

широкого

знакомства

с

художественной

литературой,

овладения необходимыми знаниями, накопления опыта переживаний и

жизненных впечатлений. Поэтому так важна серьезная, продуманная

работа со сказкой с самого начала приобщения ребенка к литературе.

Вопрос о значении восприятия и переживания сказки для развития

ребенка остается тем более волнующим и незавершенным, чем более

обсуждаемым в психолого-педагогической литературе. Развитие этой

проблемы осуществляется параллельно исследованиям народной сказки

как вида фольклорного искусства и философским размышлениям о сказке

как о форме духовного опыта человечества. Изучения этих проблем не

пересекаются,

но

это

представляется

оправданным

на

основании

допущения

о том, что значение и смысл сказки различны для ребенка, взрослого,

человечества. Способность сказки к актуализации в самых разных

областях

человеческой мысли и чувства признана философами, литературоведами и

фольклористами, но магию этого явления невозможно постичь без

раскрытия особой изначальной роли сказки в развитии ребенка, в

формировании у него познавательных процессов.

Мудрость и ценность сказки в том, что она отражает, открывает и

позволяет

пережить

смысл

важнейших

общенациональных

и

общечеловеческих ценностей и жизненный смысл в целом.

v

Каковы психологические механизмы смыслопорождения в процессе

восприятия сказки ребенком? По этому поводу не существует единства

мнений специалистов. В.А.Бахтина утверждает, что ребенка может

занимать только внешняя событийная канва повествования, связанная с

героями, - радость по поводу комичных поступков, переживание неудач и

ошибок, страх за неожиданные опасности,’ Но сама возможность такого

сопереживания при столкновении с условным миром сказки имеет место

именно потому, что сказка самые невероятные события преподносит так,

как будто они постоянно имеют место в действительности. И ребенок

охотно верит сказке, доверчиво следует за ней. Однако при таком

сопереживании неизбежно и более углубленное постижение сказки,

извлечение из нее детской мудрости, что способствует четкому различию

доброго и злого начал. Как происходит это углубленное постижение автор

не указывает.

Интересно, в этой связи, мнение немецкого психолога Э.М.Грюнелиус

по поводу закономерности формирования понятий у ребенка: образ -

желание - чувство- мысль (понятие). Автор указывала, что форма, которая

передает для взрослых понятия добра и зла, не является образной. Мысли

в такой форме не могут существовать у ребенка, их необходимо оформить

образно. Если же попытаться это сделать, то получатся те самые образы,

которые отражены в сказках. Психолог считает, что эти образы нельзя

считать менее правдивыми, чем соответствующее необразное понятие,

поскольку сказочные образы рождаются в области внутренней жизни, и с

предметами внешней жизни их объединяет разве что общее название.

Сказки доказывают, как в повседневной жизни проявляется смысл

различных человеческих качеств для жизни.

Механизм смыслопорождения в процессе восприятия сказки ребенком

исследовался А.В.Запорожцем. Он писал о существовании особого вида

эмоционального

познания,

при

котором

человек

отражает

действительность в форме эмоциональных образов. У детей порождение

образов этого эмоционального познания часто происходит в процессе

восприятия художественного

произведения.

Под

влиянием

слушания у ребенка

возникает

сочувствие

герою

и

складывается

эмоциональный

образ

воспринимаемых

событий и

взаимоотношений. Развивая идею

Л.С.Выготского об особых формах воображения как о «втором выражении

человеческих

эмоций»,

при

посредстве

которого

они

не

только

проявляются,

но

и

формируются,

А.В.Запорожец

выдвинул

предположение о том, что эмоциональное предвосхищение возникает в

результате

особой

внутренней

ориентировочно-исследовательской

деятельности.

В

этой

деятельности

складывается

своеобразная

функциональная система, в которой «эмоции и нтеллектуализируются,

становятся

умными,

обобщенными,

а

процессы

познавательные,

функционируя

в данной системе, приобретают

аффективный характер и начинают выполнять особую роль

смыслоразличения и смыслообразования»,

Работу смыслообразования в процессе восприятия сказки ребенок не

может совершить вне сотрудничества со взрослым. Интеллектуализация

эмоций происходит в процессе познавательно-аффективной деятельности

по толкованию жизненных смыслов, отраженных в сказке. Этот процесс

не

«открывается»

ребенком,

а

формируется

по

пути

социального

наследования.

Л.П.Стрелкова в своих исследованиях отмечает, что ребенок сможет

постигнуть силу благородного поступка, низость предательства, коварства

зла, испытать чувство любви и ненависти из произведений искусства,

которые расширяют представления ребенка, обогащают его знания о

действительности, вводят его в мир чувств и эмоциональных открытий.

Особое место здесь занимает сказка. Она помогает детям познать мир

умом и сердцем. Стрелкова считает, что сказка активизирует воображение

ребенка, так как появляются новые представления и знания, возникает

новое отношение к людям, событиям, предметам и явлениям.

Т.о.,

роль

сказки

в

формировании

познавательных

процессов,

особенно у детей с ОВЗ, велика. Сказочные образы, композиция

произведения, динамика событий заставляют ребенка мыслить, развивают

воображение, память, внимание, способствуют развитию речи .

Литература;

1.Бахтина В.А. Художественная функция фантастикив русской народной

сказке.-М-Саратов-1983.

2.Ушинский К.Д.Избранные педагогические сочинения .Под редакцией

А.И.Пискунова.

3.Выгодский Л.С. Психология искусства-М- Искусство.1968.

4.Запорожец А.И. К вопросу о генетике,функции и структуре эмоциональных

процессов у ребенка.-М- Педагогика 1986.



В раздел образования