Напоминание

"Окна в окружающий мир"


Автор: Костюк Ирина Игоревна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ "Школа № 2127"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Окна в окружающий мир"
Раздел: начальное образование





Назад





Конспект урока по окружающему миру на тему «Окна в окружающий

мир»

Цель
: знакомство с понятием «глаз», его строением и функциями.
Задачи:
-ознакомление с представлением о глазе как органе зрения; - усвоение понятий: глаз, роговица, сетчатка, глазное яблоко, радужка; - воспитание бережного отношения к глазам, обозначение важности сохранности зрения;
Планируемые метапредметные результаты

Личностные:
-актуализировать личностный смысл к изучению данной темы; -создать положительное отношение к учению, уважительное отношение к собеседнику; - заинтересованность к приобретению и расширению знаний и способов действия; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
Регулятивные
: -уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; -проговаривать последовательность действий на уроке; -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
Познавательные
: -уметь ориентироваться в своей системе знаний: -отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; использовать знаковые и графические модели,
Коммуникативные:
уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться формулировать собственное мнение;
Планируемые предметные результаты:
- активизировать познавательную деятельность учащихся через включение самих учащихся в обсуждение вопросов, связанных с органами чувств, представление о растительном и животном мирах;

Ход урока

1.

Оргмомент
Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Каждый день-всегда, везде, На занятиях, в игре, Смело, четко говорим И тихонечко сидим.
2.

Актуализация знаний
- Какие органы чувств вам известны? - Почему органы чувств развиты у животных, но их нет у растений? (растения-производители, они сами производят органические вещества из воды и углекислого газа с помощью солнечного света; им не нужно передвигаться в поисках пищи.) - Как развитие органов чувств у животных связано с их образом жизни? (каждое животное имеет такие органы чувств, которые помогают ему ориентироваться в своей среде обитания. Например, рыбы живут в воде, которая может быть мутной, поэтому у них хорошо развито обоняние, запахи долго сохраняются в воде, и боковая линия, позволяющая уловить колебание волны. У наземных, особенно птиц, хорошо развито зрение. У млекопитающих, ведущих ночной образ жизни, главным органом чувств является обоняние, хотя зрение тоже развито. А вот обоняние у птиц развито плохо, у них главные органы чувств-слух и зрение.
3. Подготовка к изучению нового материала ( проблемная ситуация)
Отгадайте загадку. Живут через дорожку, а друг друга не видят (глаза) Я прочитаю четверостишие, а вы внимательно слушайте. Мы вчера в старинном тире Пострелять с Витьком решили, Я попал в десятку! Класс! У меня отличный…(глаз)
4.

Формулирование темы урока.
У: Молодцы! Попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока. Д: «Глаза-орган зрения» У: Слышали ли вы поговорку, что «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»? Д: Да
У: С помощью зрения человек получает 90% информации об окружающем мире. «Глазные пятна», воспринимающие свет, есть уже у простейших. Растения воспринимают свет? Д: да, они поворачивают к нему листья У: но глаза простейших, плоских червей не способны формировать изображение. Наиболее совершенные глаза, формирующие изображение, мы находим у головоногих моллюсков и позвоночных, а также у насекомых. Откройте учебник, прочитайте еще раз тему нашего урока. Д: «Окна в окружающий мир»
5.

Изучение новой темы
У: глаза человека нередко сравнивают именно с окнами. У глаза, как и у окна, есть ставни. Что же это? Д: веки У: Для чего человеку нужны веки? Д: они предохраняют глаза от пыли, грязи, яркого света У: Верно, а в этом векам помогаю ресницы. Может, кто-то из вас знает, для чего нужны брови? Д: они помогают защищать глаза от пота, который появляется в жаркую погоду на лбу) У: Молодцы! Ссылка на учебник-рисунок с перевернутым изображением. В 17 веке астроном и физик Иоганн Кеплер рассмотрел устройство глаза с точки зрения оптики. Он показал, что на глазном дне формируется изображение окружающих предметов. По законам оптики такое изображение должно быть перевернутым. Именно перевернутым видит мир младенец. Но постепенно мозг «привыкает переворачивать» изображение обратно. Любопытно, что если человеку надеть очки, которые создают перевернутое 2вверх ногами» изображение, то спустя некоторое время это изображение воспринимается как нормальное.
6.

Физминутка
Руки кверху поднимаем, А потом их опускаем. А потом их развернем И к себе скорей прижмем.
7.

Первичное закрепление
Откройте учебник на странице 43. У: Как же устроен глаз? Какую работу он выполняет? Перечислите части глаза. Д: роговица, зрачок, сетчатка (с опорой на учебник) (учитель показывает макет глаза)
У: посмотрите на модель глаза. Роговица (показываю)- это прозрачная оболочка, через которую свет, как сквозь стеклышко, заглядывает внутрь. Ой, да здесь и шторки тоже есть! Они круглые и называются красивым словом «радужка». Они бывают разного цвета: коричневые, серые, зеленые и голубые. А знаете, для чего нужны на окошках шторы? (чтобы не попадал слишком яркий свет). Вот радужка и контролирует яркость света. Если свет очень яркий, радужка оставляет для его лучей маленькую круглую щелочку. Посмотрите, вот она- в центре радужки. Называется она «зрачок». Именно через зрачок свет и попадает внутрь глаза. А если солнечный свет слабый, радужка оставляет для лучей большое круглое отверстие-зрачок увеличивается. Посмотрите на рисунки на странице 45 и определите, когда глаз находится в темноте, а когда при свете. Д: выполняют задание У: А теперь мы вместе заглянем внутрь этой необычной маленькой комнатки, которая называется «глазным яблоком». А почему такое название? Д: круглая форма, похоже на яблоко У: посмотрите, снаружи глазное яблоко покрыто плотной белой оболочкой, которая не пропускает свет. Для лучиков остается лишь маленькое круглое отверстие- зрачок. Вес глаза составляет 7-8 г. Диаметр глазного яблока 2,5 см. С внутренней стороны зрачка находится хрусталик (прозрачный, как хрусталь) и направляет лучи на глазное дно. Если глаз смотрит вдаль, то хрусталик становится плоским и худеньким. А если мы посмотрим на что-нибудь рядом с собой, он становится круглым и толстеньким. Хрусталик направил нас с вами внутрь глазного яблока на глазное дно. Посмотрите-ка, да оно сплошь устлано каким-то желтым ковром. Д: это сетчатка У: вот здесь, в самом дальнем месте коврик-сетчатки, напротив зрачка, и происходит главное волшебство. Свет, попавший в это место, передает сигнал нашему головному мозгу- в его зрительный центр, который превращает отдельные сигналы в картинку. Этот сигнал передается с глазного дна по специальным проводкам- зрительным нервам. И только уже в зрительном центре головного мозга происходит превращение сигналов от лучиков, попавших на сетчатку, в живую картинку. Вот поэтому-то мы и видим все вокруг! Посмотрите на мышцы, которые в шести местах прикреплены к глазному яблоку. Их сравнивают с канатами. Когда один из них натягивается, а другие ослабевают, то глаз поворачивается: то в одну сторону, то в другую. И тогда вы можете увидеть, что находится справа
от вас, слева, вверху и внизу, не поворачивая при этом голову и не сходя с места.
8.

Физминутка (гимнастика для глаз)
Давайте попробуем это проверить. Положение сидя. Посмотрите вверх, сделайте глазами круговые движения по часовой стрелке, а потом-против. Повторить 4 раза. Посмотрите в левый нижний угол, затем в правый верхний, в правый нижний, в левый верхний. Попробуйте самостоятельно описать восьмерку.
9.

Самостоятельная работа.
Письменно ответьте на вопросы 1. Какая часть глаза самая объемная (глазное яблоко) 2. Что выстилает дно глазного яблока (сетчатка) 3. Чем глазное яблоко защищено спереди? (роговицей)
10.Включение нового знания в систему знаний и повторение
Знаете ли вы, что в 1875 году в Швеции произошло крушение поезда. Погибло множество людей. Оставалось непонятным, как машинист мог повести состав на красный сигнал семафора. Объяснение оказалось неожиданным. Оставшемуся в живых машинисту показали мотки цветных ниток и установили, что его глаза не различают зеленый и красный цвета. После этого случая проверка на цветовое зрение стала обязательной для водителей транспортных средств. А само явление цветовой слепоты было еще в 1794 году описано английским ученым Джоном Дальтоном и названо по его имени дальтонизм ( сам Дальтон страдал этим недостатком Прослушивание аудиофайла «Зрение в животном мире» Глаз насекомого имеет фасеточное зрение. Фасеточный глаз состоит из множества крошечных глаз. Чтобы понять, как видят насекомые, можно взглянуть на газетную фотографию через лупу. Она распадется на мозаику из множества точек: каждая фасетка видит лишь маленький кусочек окружающего мира, но все вместе они создают целостную картину. У орла очень высокая острота зрения. Он может увидеть зайца с высоты 3 километров. У самого большого животного в мире (голубого кита)- самые большие глаза. Они у него величиной с футбольный мяч- около 23 см в поперечнике. Удивителен хрусталик глаза у баклана. Он может одинаково хорошо видеть в воздухе и под водой. Сидя в засаде, лягушка видит только движущиеся предметы: насекомых или своих врагов. В зависимости от размера предмета она нападает или убегает. Глаза хамелеона могут вращаться в разные стороны независимо друг от друга и передавать две картинки в мозг. А уж дальше хамелеон решает, куда ему двигаться.
Большинство млекопитающих утратили цветовое зрение. Демонстрация оптических обманов. «Мы смотрим не глазами, а мозгом»,-говорят физиологи. Зрительные обманы и иллюзии возникают из-за того, что воображение и бессознательное суждение мозга участвует в процессе зрения. Опыт «Дырка в ладони»
11.Подведение итогов урока.
Разобрались вместе, дети, Для чего глаза на свете? И зачем у всех у нас На лице есть пара глаз? Для чего нужны глаза? Чтоб текла из них слеза? (слеза увлажняет поверхность глаза. При отсутствии слез произошло бы обезвоживание глаза, и наступила бы слепота. Слезные железы обоих глаз ежедневно производят три наперстка слез) Ты закрой глаза ладошкой, Посиди совсем немножко: Сразу сделалось темно, Странно, скучно и обидно- Ничего вокруг не видно… Очень много неизвестного, Очень много интересного Разузнаешь ты из книг. Вот представь себе на миг: Ты прочтешь про все на свете- Как летают на ракете, Сколько всех на небе звезд, Как устроен длинный мост, Кто живет на дне морском, Как построен каждый дом, Как железо добывают, Как микробов изучают, Как Америку открыли, Как на льдине люди жили. Но чтоб книгу прочитать, Нужно зреньем обладать. Значит каждому из нас Нужно пару зорких глаз! Демонстрация советов по сохранению зрения


В раздел образования