Автор: Васильева Снежана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №1
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольнлгл возраста»
Составила: воспитатель Васильева Снежана Николаевна
Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается
педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и
именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию
мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
Для решения этой задачи определились следующие задачи:
Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду группы для развития мелкой
моторики.
Систематизировать работу по развитию мелкой моторики пальцев рук и тактильной чувствительности у
детей раннего возраста.
Организовать взаимодействие с родителями по вопросам развития мелкой моторики рук у детей.
Принципы работы по развитию мелкой моторики рук у детей раннего и младшего дошкольного возраста
Принцип доступности и индивидуальности
Принцип последовательности и систематичности
Методы и приёмы:
Словесный метод, Наглядно-действенный метод обучения, Практический метод, Игровой метод
В группе создана необходимая развивающая среда, приобретены игры и пособия для развития
мелкой моторики, большинство из которых были сделаны самостоятельно.
Определенную ценность представляет центр «Песка и воды». Песочная терапия, игры на определение
свойств песка, свойств различных предметов стимулируют развитие ручной и пальцевой моторики,
обогащают чувственный опыт, способствуют снятию эмоционально - негативных реакций, создают
атмосферу жизнедеятельности и чувства безопасности. Малышам нравятся такие игры как: «Сыпем,
лепим», «Отпечатки наших рук», «Норки для ежат», «Лисичка в гостях у ребят», «День рожденья куклы
Маши».
В группе имеется большое количество игрушек развивающего характера: пирамидки, вкладыши
различного типа, бусы, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, игры с
прищепками, игры с пробками, шнуровки, пальчиковые бассейны с различными наполнителями,
конструкторы; дидактические игры и пособия, необходимые для развития мелкой моторики,
большинство из которых сделаны своими руками и с помощью родителей.
Система работы по развитию мелкой моторики
Хорошим средством для развития мелкой моторики являются пальчиковые игры, дидактические игры,
игры с предметами: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика,
конструкторы, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями, игры-
шнуровки, игры с прищепками, пуговицами, сенсорным панно, пробками от бутылок, сыпучими
материалами, бумагой.
В родительском уголке помещем рекомендации по развитию мелкой моторики: описание пальчиковых
игр, игр в быту, различные памятки по теме. Например: «Игры с прищепками», игры «Пока мама на
кухне», «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка». Цель: довести до
родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать
ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать,
если задания покажутся трудными. Не забывать хвалить ребенка.
Заключение
Таким образом, в результате проделанной работы пришла к заключению, что целенаправленная,
систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста
способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны
коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья
ребёнка. Добиться поставленной цели помогло создание необходимой развивающей среды,
способствующей развитию мелкой моторики; систематизация работы с детьми по развитию у них
мелкой моторики рук; поддержка и помощь родителей; создание картотек по разным видам игр на
развитие мелкой моторики.