Напоминание

"ПО СТРАНИЦАМ "ДЕТСКОГО АЛЬБОМА" П. И. ЧАЙКОВСКОГО"


Авторы: Ермакова Любовь Павловна, Абдулаева Татьяна Вагизовна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО "Шушенская детская школа искусств"
Населённый пункт: пгт Шушенское, Красноярского края
Наименование материала: СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ
Тема: "ПО СТРАНИЦАМ "ДЕТСКОГО АЛЬБОМА" П. И. ЧАЙКОВСКОГО"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Шушенская детская школа искусств»

пгт Шушенское

Красноярский край

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ

«ПО СТРАНИЦАМ «ДЕТСКОГО АЛЬБОМА» П. ЧАЙКОВСКОГО»

Разработчики:

преподаватели теоретических дисциплин МБУ ДО «Шушенская ДШИ»

высшей квалификационной категории

- Абдулаева Татьяна Вагизовна

- Ермакова Любовь Павловна

Аннотация

Мероприятие разработано преподавателями Шушенской ДШИ в

юбилейный год П.И. Чайковского с целью популяризации творчества

композитора и русской музыки в целом, и рассчитано на широкую

аудиторию

(обучающихся

ДШИ,

учащихся

общеобразовательных

учреждений).

В программе принимают участие обучающиеся и преподаватели

музыкального и хореографического отделения ДШИ.

В

презентации

используются

работы

обучающихся

МБУ

ДО

«Шушенская детская художественная школа», специально подготовленные

для занятия.

Ход мероприятия

Слайд 1

.

На экране – фото П.Чайковского.

Вступление. Звучит фрагмент из «Итальянского каприччио»

.

Слайд 2.

На экране – фото П.Чайковского.

Звучит пьеса «Вальс». На сцене эту пьесу исполняет ученик по классу

балалайки, аккомпанирует ему преподаватель по классу фортепиано

(Входят ведущий и ведущая).

Ведущая:

-

Какая прекрасная музыка открывает наш сегодняшний вечер.

Ведущий:

-

Я знаю, это «Вальс», который написал знаменитый русский композитор

Петр Ильич Чайковский.

Слайд 3.

На экране

-

обложка сборника пьес «Детский альбом»

Ведущая:

-

Верно. Его «Вальс» сочинен специально для этого сборника.

Ведущий:

-

Давайте, сегодня перелистаем страницы этого музыкального сборника,

который Чайковский сочинил специально для юных музыкантов.

Слайд 4.

На экране – дом в Каменке и портрет Володи Давыдова.

Звучит пьеса «Мелодия».

Ведущая:

- Весной 1878 года П.И.Чайковский вернулся на родину из-за границы и

приехал на Украину погостить в семье своей сестры Александры Ильиничны

Давыдовой. Сохранилось много писем композитора о том, в каком он был

восторге от подготовленной для него комнатки. А в свободное время

Чайковский любил возиться со своими маленькими племянниками.

Ведущий:

- У Александры Ильиничны было семеро детей, и Чайковский без устали

придумывал для них праздники с кострами, фейерверками и, конечно,

танцами и сам аккомпанировал им на рояле. Тогда- то он и решил написать

целый сборник пьес для юных музыкантов, пьес легких, запоминающихся и с

интересными названиями. А посвятил этот сборник своему племяннику

Володе Давыдову.

Каждый день в доме сестры композитора начинается с молитвы,

настраивая на добрые мысли и поступки.

Слайд 5. На экране видео пьесы «Утреннее размышление».

Ведущая:

- А вечером ждет нянина сказка…

Слайд 6. На экране видео пьесы «Нянина сказка».

Слайд 7. На экране – картинка к пьесе «Нянина сказка».

Звучит пьеса «Июнь. Баркарола» из цикла «Времена года».

Ведущая:

- «Однажды» - рассказывает няня, жил-был очень необычный человек, и

звали его Кукольник. Всю свою жизнь ходил он по дорогам с большим

чемоданом, в котором лежали его куклы и сложенная ширма, а еще у него

была шарманка.

Кукольник никогда не расставался со своей любимой шарманкой.

Бывало, остановится, где много людей, заиграет на своем старом скрипучем

инструменте, и начинается кукольное представление. А куклы у него были,

что живые люди - умели и плакать, и смеяться!

Ведущий:

-

Но прошли годы – Кукольник заболел. Его куклы висели в каморке на

гвоздиках, там же стояла старая шарманка.

Однажды, когда наступила ночь, старая шарманка вдруг тихонько

заскрипела свою мелодию, видно соскучилась она по прежней жизни.

Слайд 8. На экране – картинка к пьесе «Шарманщик поет».

На сцене эту пьесу исполняет ученица по классу скрипки, аккомпанирует ей

преподаватель фортепианного отделения

Ведущий:

- Знакомая мелодия разбудила деревянных солдатиков. Они проснулись все

разом, выскочили из своей коробки, выстроились и замаршировали бодро и

весело, а впереди бравый барабанщик стучал в барабан.

Слайд 9. На экране – картинка к пьесе «Марш деревянных солдатиков».

На сцене эту пьесу исполняет ученица по классу домры, аккомпанирует ей

преподаватель фортепианного отделения.

Ведущая:

- Тут же все куклы проснулись, даже злая Баба-Яга вылетела и заметалась

по каморке.

Слайд 10. На экране – картинка к пьесе «Баба-Яга».

На сцене исполняется танец «Баба Яга» учащимися хореографического

ансамбля «Акварель».

Ведущий:

- Баба-яга так напугала большую красивую куклу, что та внезапно заболела.

Куклы собрались возле нее и горько плакали.

Кап-кап-кап, капали их слезы.

Слайд 11. На экране – картинка к пьесе «Болезнь куклы», выполненная

учеником ДХШ.

На сцене эту пьесу исполняет ученица по классу фортепиано.

Ведущая:

-

А потом куклы стали вспоминать, как хорошо было, когда они ходили с

Кукольником по городским улицам. Теплый ветер веял им в лицо. Каждый

день они давали представление, а люди то смеялись, то плакали вместе с

ними, и каждый день приносил им новые радости и новые встречи. Сладкие

мечты разбередили их маленькие сердечки!

Слайд 12. На экране – картинка к пьесе «Сладкая греза».

На сцене эту пьесу исполняет ученица по классу домры, аккомпанирует

преподаватель фортепианного отделения

Ведущий:

- Все куклы в своих сладких мечтах на некоторое время затихли, но, вдруг,

старая, забытая всеми кукла в парике запела. Она пела что-то на незнакомом

языке, но эта песенка была очень грустная и печальная.

«Скажи, любимый мой, зачем ты не со мной?

В душе своей ношу прекрасный образ твой!»

Слайд 13. На экране – картинка к пьесе «Старинная французская песенка»

На сцене эту песенку исполняет младший хор ДШИ, аккомпанирует

преподаватель по классу фортепиано.

Ведущая:

- Неожиданно распахнулась дверь, и в каморку ворвался радостный

солнечный лучик, а вместе с ним дорогой и всеми любимый Кукольник.

Ведущий:

-

«

Ну, друзья мои, смотрите, кто к нам пришел?!» -

Ведущая:

- Сказал Кукольник и показал всем новую и очень красивую куклу с

золотыми волосами. Все игрушки очень обрадовались, и даже запрыгали от

удовольствия! И все с интересом стали рассматривать новую куклу!

Слайд 14. На экране – картинка к пьесе «Новая кукла», выполненная

ученицей ДХШ.

На сцене эту пьесу исполняет ученица вокального отделения, аккомпанирует

преподаватель по классу фортепиано.

Ведущий:

- А Кукольник достал свой большой чемодан, чтобы аккуратно уложить в

него кукол: «Не пора ли нам в дорогу, нас ждут люди!». От радости даже

заболевшая кукла сразу выздоровела.

Тут защелкали кастаньеты, зазвенели бубны! Даже маленький трубач не

удержался, выскочил, и далеко понеслись радостные звуки его трубы!

Слайд 15. На экране – картинка к пьесе «Неаполитанская песенка».

На сцене эту пьесу исполняет ученик по классу трубы, аккомпанирует ему

преподаватель по классу фортепиано.

Ведущая:

- Куклы пели и плясали…… и всех приглашали танцевать.

Слайд 16. На экране – картинка к пьесе «Полька».

На сцене эту пьесу исполняют учащиеся хореографического ансамбля

«Акварель».

Ведущий:

- А как вы думаете, ребята, во что играли мальчики в то время когда жил

композитор Чайковский?

У них не было ни машинок, ни самолетиков, поэтому для любого мальчика

того времени – деревянные солдатики, барабан или игрушечная лошадка

были предметом особой гордости.

Слайд 17. На экране – картинка к пьесе» Игра в лошадки», выполненная

учеником ДХШ.

На сцене эту пьесу исполняют учащиеся хореографического ансамбля

«Акварель».

Слайд 18. На экране – картинка к пьесе «Итальянская песенка».

Звучит Вальс из Серенады для струнного оркестра

Ведущая:

- А теперь нас ждут путешествия.

Отправимся мы с вами в Италию, где очень долгое время жил Петр Ильич

Чайковский. Италия – необыкновенная страна! Где все буквально дышит

музыкой! Прогуливаясь как то по улицам Флоренции, композитор услышал

пение. Оказалось, что пел мальчик лет 10-11 под аккомпанемент гитары.

Ведущий:

- «

В этот ласковый утренний час солнце нежно глядит на нас.

Мы по травам весенним идем и все вместе поем:»

На сцене пьесу «Итальянская песенка» исполняет ученик по классу баяна.

Слайд 19.

На экране – картинка к пьесе «Немецкая песенка».

Ведущий:

- Теперь мы отправляемся в Германию.

«Немецкая песенка», которую написал композитор, озорная, с танцевальной

мелодией, похожа на старинный и популярный в Германии и Австрии

танец – лендлер. Она казалась Чайковскому даже смешной…

В ней можно представить брата и сестру Герцель и Гретту из сказки братьев

Гримм.

«Герцель и Гретта так дружны всегда,

не страшны им беды и холода.

Герцель и Гретта брат и сестра –

друг за друга горой».

На сцене эту пьесу исполняет ученик по классу баяна

Слайд 20.

На экране – картинка к пьесе «Зимнее утро», выполненная

ученицей ДХШ.

Звучит Анданте кантабиле 2 часть

Ведущая:

- Но каждое путешествие заканчивается. Множество впечатлений, прежде

всего музыкальных, множество эмоций, новых ощущений, но как хочется

вернуться в тепло домашнего очага, к родным и близким, которые с

нетерпением ждут тебя.

Ведущий:

- Много странствовал Чайковский по свету, но истинно душа его – это

русская народная музыка. Её теплота, искренность тронула его сердце

русской народной песней.

Ведущая:

«Песня русская, ширь привольная, то кручина в ней, то тоска.

То головушка сердобольная, знать по этому, доля горька.

И березонька сиротливая на холодном и сильном ветру»

.

Слайд 21.

На экране – картинка к пьесе «Русский танец».

На сцене этот танец исполняют учащиеся хореографического ансамбля

«Акварель».

Слайд 22.

На экране –

портрет композитора в окружении картинок к пьесам из

«Детского альбома».

Звучит пьеса Апрель. Подснежник из альбом для фортепиано «Времена года».

Ведущий:

- Мы закрыли последнюю страницу «Детского альбома». Он познакомил

нас с чудесным поэтическим миром, в который погружает нас музыка

великого композитора – великого и в крупных сочинениях и в маленьких

пьесах.

Ведущая:

- И с радостью думаем о тех ребятах, которые играют эти пьесы и делают

жизнь музыки Чайковского вечной.



В раздел образования