Авторы: Ермакова Любовь Павловна, Абдулаева Татьяна Вагизовна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО "Шушенская детская школа искусств"
Населённый пункт: пгт Шушенское, Красноярского края
Наименование материала: СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ
Тема: "ПО СТРАНИЦАМ "ДЕТСКОГО АЛЬБОМА" П. И. ЧАЙКОВСКОГО"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Шушенская детская школа искусств»
пгт Шушенское
Красноярский край
СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ
«ПО СТРАНИЦАМ «ДЕТСКОГО АЛЬБОМА» П. ЧАЙКОВСКОГО»
Разработчики:
преподаватели теоретических дисциплин МБУ ДО «Шушенская ДШИ»
высшей квалификационной категории
- Абдулаева Татьяна Вагизовна
- Ермакова Любовь Павловна
Аннотация
Мероприятие разработано преподавателями Шушенской ДШИ в
юбилейный год П.И. Чайковского с целью популяризации творчества
композитора и русской музыки в целом, и рассчитано на широкую
аудиторию
(обучающихся
ДШИ,
учащихся
общеобразовательных
учреждений).
В программе принимают участие обучающиеся и преподаватели
музыкального и хореографического отделения ДШИ.
В
презентации
используются
работы
обучающихся
МБУ
ДО
«Шушенская детская художественная школа», специально подготовленные
для занятия.
Ход мероприятия
Слайд 1
.
На экране – фото П.Чайковского.
Вступление. Звучит фрагмент из «Итальянского каприччио»
.
Слайд 2.
На экране – фото П.Чайковского.
Звучит пьеса «Вальс». На сцене эту пьесу исполняет ученик по классу
балалайки, аккомпанирует ему преподаватель по классу фортепиано
(Входят ведущий и ведущая).
Ведущая:
-
Какая прекрасная музыка открывает наш сегодняшний вечер.
Ведущий:
-
Я знаю, это «Вальс», который написал знаменитый русский композитор
Петр Ильич Чайковский.
Слайд 3.
На экране
-
обложка сборника пьес «Детский альбом»
Ведущая:
-
Верно. Его «Вальс» сочинен специально для этого сборника.
Ведущий:
-
Давайте, сегодня перелистаем страницы этого музыкального сборника,
который Чайковский сочинил специально для юных музыкантов.
Слайд 4.
На экране – дом в Каменке и портрет Володи Давыдова.
Звучит пьеса «Мелодия».
Ведущая:
- Весной 1878 года П.И.Чайковский вернулся на родину из-за границы и
приехал на Украину погостить в семье своей сестры Александры Ильиничны
Давыдовой. Сохранилось много писем композитора о том, в каком он был
восторге от подготовленной для него комнатки. А в свободное время
Чайковский любил возиться со своими маленькими племянниками.
Ведущий:
- У Александры Ильиничны было семеро детей, и Чайковский без устали
придумывал для них праздники с кострами, фейерверками и, конечно,
танцами и сам аккомпанировал им на рояле. Тогда- то он и решил написать
целый сборник пьес для юных музыкантов, пьес легких, запоминающихся и с
интересными названиями. А посвятил этот сборник своему племяннику
Володе Давыдову.
Каждый день в доме сестры композитора начинается с молитвы,
настраивая на добрые мысли и поступки.
Слайд 5. На экране видео пьесы «Утреннее размышление».
Ведущая:
- А вечером ждет нянина сказка…
Слайд 6. На экране видео пьесы «Нянина сказка».
Слайд 7. На экране – картинка к пьесе «Нянина сказка».
Звучит пьеса «Июнь. Баркарола» из цикла «Времена года».
Ведущая:
- «Однажды» - рассказывает няня, жил-был очень необычный человек, и
звали его Кукольник. Всю свою жизнь ходил он по дорогам с большим
чемоданом, в котором лежали его куклы и сложенная ширма, а еще у него
была шарманка.
Кукольник никогда не расставался со своей любимой шарманкой.
Бывало, остановится, где много людей, заиграет на своем старом скрипучем
инструменте, и начинается кукольное представление. А куклы у него были,
что живые люди - умели и плакать, и смеяться!
Ведущий:
-
Но прошли годы – Кукольник заболел. Его куклы висели в каморке на
гвоздиках, там же стояла старая шарманка.
Однажды, когда наступила ночь, старая шарманка вдруг тихонько
заскрипела свою мелодию, видно соскучилась она по прежней жизни.
Слайд 8. На экране – картинка к пьесе «Шарманщик поет».
На сцене эту пьесу исполняет ученица по классу скрипки, аккомпанирует ей
преподаватель фортепианного отделения
Ведущий:
- Знакомая мелодия разбудила деревянных солдатиков. Они проснулись все
разом, выскочили из своей коробки, выстроились и замаршировали бодро и
весело, а впереди бравый барабанщик стучал в барабан.
Слайд 9. На экране – картинка к пьесе «Марш деревянных солдатиков».
На сцене эту пьесу исполняет ученица по классу домры, аккомпанирует ей
преподаватель фортепианного отделения.
Ведущая:
- Тут же все куклы проснулись, даже злая Баба-Яга вылетела и заметалась
по каморке.
Слайд 10. На экране – картинка к пьесе «Баба-Яга».
На сцене исполняется танец «Баба Яга» учащимися хореографического
ансамбля «Акварель».
Ведущий:
- Баба-яга так напугала большую красивую куклу, что та внезапно заболела.
Куклы собрались возле нее и горько плакали.
Кап-кап-кап, капали их слезы.
Слайд 11. На экране – картинка к пьесе «Болезнь куклы», выполненная
учеником ДХШ.
На сцене эту пьесу исполняет ученица по классу фортепиано.
Ведущая:
-
А потом куклы стали вспоминать, как хорошо было, когда они ходили с
Кукольником по городским улицам. Теплый ветер веял им в лицо. Каждый
день они давали представление, а люди то смеялись, то плакали вместе с
ними, и каждый день приносил им новые радости и новые встречи. Сладкие
мечты разбередили их маленькие сердечки!
Слайд 12. На экране – картинка к пьесе «Сладкая греза».
На сцене эту пьесу исполняет ученица по классу домры, аккомпанирует
преподаватель фортепианного отделения
Ведущий:
- Все куклы в своих сладких мечтах на некоторое время затихли, но, вдруг,
старая, забытая всеми кукла в парике запела. Она пела что-то на незнакомом
языке, но эта песенка была очень грустная и печальная.
«Скажи, любимый мой, зачем ты не со мной?
В душе своей ношу прекрасный образ твой!»
Слайд 13. На экране – картинка к пьесе «Старинная французская песенка»
На сцене эту песенку исполняет младший хор ДШИ, аккомпанирует
преподаватель по классу фортепиано.
Ведущая:
- Неожиданно распахнулась дверь, и в каморку ворвался радостный
солнечный лучик, а вместе с ним дорогой и всеми любимый Кукольник.
Ведущий:
-
«
Ну, друзья мои, смотрите, кто к нам пришел?!» -
Ведущая:
- Сказал Кукольник и показал всем новую и очень красивую куклу с
золотыми волосами. Все игрушки очень обрадовались, и даже запрыгали от
удовольствия! И все с интересом стали рассматривать новую куклу!
Слайд 14. На экране – картинка к пьесе «Новая кукла», выполненная
ученицей ДХШ.
На сцене эту пьесу исполняет ученица вокального отделения, аккомпанирует
преподаватель по классу фортепиано.
Ведущий:
- А Кукольник достал свой большой чемодан, чтобы аккуратно уложить в
него кукол: «Не пора ли нам в дорогу, нас ждут люди!». От радости даже
заболевшая кукла сразу выздоровела.
Тут защелкали кастаньеты, зазвенели бубны! Даже маленький трубач не
удержался, выскочил, и далеко понеслись радостные звуки его трубы!
Слайд 15. На экране – картинка к пьесе «Неаполитанская песенка».
На сцене эту пьесу исполняет ученик по классу трубы, аккомпанирует ему
преподаватель по классу фортепиано.
Ведущая:
- Куклы пели и плясали…… и всех приглашали танцевать.
Слайд 16. На экране – картинка к пьесе «Полька».
На сцене эту пьесу исполняют учащиеся хореографического ансамбля
«Акварель».
Ведущий:
- А как вы думаете, ребята, во что играли мальчики в то время когда жил
композитор Чайковский?
У них не было ни машинок, ни самолетиков, поэтому для любого мальчика
того времени – деревянные солдатики, барабан или игрушечная лошадка
были предметом особой гордости.
Слайд 17. На экране – картинка к пьесе» Игра в лошадки», выполненная
учеником ДХШ.
На сцене эту пьесу исполняют учащиеся хореографического ансамбля
«Акварель».
Слайд 18. На экране – картинка к пьесе «Итальянская песенка».
Звучит Вальс из Серенады для струнного оркестра
Ведущая:
- А теперь нас ждут путешествия.
Отправимся мы с вами в Италию, где очень долгое время жил Петр Ильич
Чайковский. Италия – необыкновенная страна! Где все буквально дышит
музыкой! Прогуливаясь как то по улицам Флоренции, композитор услышал
пение. Оказалось, что пел мальчик лет 10-11 под аккомпанемент гитары.
Ведущий:
- «
В этот ласковый утренний час солнце нежно глядит на нас.
Мы по травам весенним идем и все вместе поем:»
На сцене пьесу «Итальянская песенка» исполняет ученик по классу баяна.
Слайд 19.
На экране – картинка к пьесе «Немецкая песенка».
Ведущий:
- Теперь мы отправляемся в Германию.
«Немецкая песенка», которую написал композитор, озорная, с танцевальной
мелодией, похожа на старинный и популярный в Германии и Австрии
танец – лендлер. Она казалась Чайковскому даже смешной…
В ней можно представить брата и сестру Герцель и Гретту из сказки братьев
Гримм.
«Герцель и Гретта так дружны всегда,
не страшны им беды и холода.
Герцель и Гретта брат и сестра –
друг за друга горой».
На сцене эту пьесу исполняет ученик по классу баяна
Слайд 20.
На экране – картинка к пьесе «Зимнее утро», выполненная
ученицей ДХШ.
Звучит Анданте кантабиле 2 часть
Ведущая:
- Но каждое путешествие заканчивается. Множество впечатлений, прежде
всего музыкальных, множество эмоций, новых ощущений, но как хочется
вернуться в тепло домашнего очага, к родным и близким, которые с
нетерпением ждут тебя.
Ведущий:
- Много странствовал Чайковский по свету, но истинно душа его – это
русская народная музыка. Её теплота, искренность тронула его сердце
русской народной песней.
Ведущая:
«Песня русская, ширь привольная, то кручина в ней, то тоска.
То головушка сердобольная, знать по этому, доля горька.
И березонька сиротливая на холодном и сильном ветру»
.
Слайд 21.
На экране – картинка к пьесе «Русский танец».
На сцене этот танец исполняют учащиеся хореографического ансамбля
«Акварель».
Слайд 22.
На экране –
портрет композитора в окружении картинок к пьесам из
«Детского альбома».
Звучит пьеса Апрель. Подснежник из альбом для фортепиано «Времена года».
Ведущий:
- Мы закрыли последнюю страницу «Детского альбома». Он познакомил
нас с чудесным поэтическим миром, в который погружает нас музыка
великого композитора – великого и в крупных сочинениях и в маленьких
пьесах.
Ведущая:
- И с радостью думаем о тех ребятах, которые играют эти пьесы и делают
жизнь музыки Чайковского вечной.