Автор: Смирнова Евгения Андреевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: Средняя школа № 66
Населённый пункт: город Ульяновск, Ульяновская область
Наименование материала: статья
Тема: "Фреймовые технологии в обучении"
Раздел: среднее образование
ФРЕЙМОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ
Свернуть и компактно представить учебный материал можно путем
использования фреймового подхода к организации знаний, получившего свое
название от понятия «фрейм».
Фрейм – стереотип, стандартная ситуация. В тоже время, фрейм – каркас,
содержащий пустые ячейки (окна), в которые многократно загружается
информация. Так же можно сказать, что фрейм – это структурированное
представление информации вокруг определенного понятия.
Фреймы могут быть представлены в форме идеальной картинки, структуры
данных для представления стереотипных ситуаций, типовой стандартной
ситуации, аспектуальной ситуации, системы языковых средств, сценария,
рамки, схемы.
Процессы человеческого мышления базируется на хранящихся в памяти
людей многочисленных структурных данных. М.Минский сформулировал
парадигму для представления знаний с целью использования этих знаний
компьютером. Термин «фрейм» был наиболее популярен в середине
семидесятых годов, когда существовало много его толкований. Уже тогда
фреймы нашли широкое применение в социальной психологии, психологии
восприятия, теории распознавания образцов, при создании искусственного
интеллекта, в программировании, психолингвистике, логике и методологии.
Под
фреймовой
педагогической
технологией
мы
понимаем
изучение
учебного
материала,
структурированного
определенным
образом
в
специально - организованной периодической временной последовательности.
Фрейм
имеет
определенную
внутреннюю
структуру,
состоящую
из
множества элементов, называемых слотами, которым также присваиваются
имена.
Какую роль играют фреймы в жизни человека? По мнению М.
Минского, в долговременной памяти человека хранится большой набор
систем фреймов, который используется при распознавании различных
объектов. С этой целью в памяти активизируется тот фрейм (или система),
который в наибольшей степени соответствует гипотезе о воспринимаемом
объекте. Фреймирование лежит в основе структуры электронных учебников,
а они нужны для самообразования, развития умения работать самостоятельно
и всё активнее используются в средней школе. В зависимости от вида и
содержания учебной информации используются приемы ее уплотнения
(укрупнения, систематизации и обобщения средствами инженерии знаний)
или, напротив, пошагового развертывания с применением разнообразных
средств наглядности. При разработке способов представления содержания
учебных элементов следует основываться на выводах психологов, которые
утверждают, что комплексная подача учебной информации в образном,
словесном, графическом, знаковом, символическом виде способствует
наилучшему
ее
пониманию
и
прочности
усвоения.
Современные
нейропсихологи считают, что «обучение эффективно тогда, когда потенциал
мозга человека развивается через преодоление интеллектуальных трудностей
в условиях поиска смысла через установление закономерностей».
Использование
фреймового
подхода
вырабатывает
у
учащихся
алгоритмическое, дискурсивное и системное виды мышлений. Фреймовые
схемы представляют собой опоры более высокого порядка по сравнению в
классические опоры Шаталова.
Фреймовая схема обладает огромной
ёмкостью, так как принцип её построения - стереотипность, алгоритм.
Особенностью применения фреймовых опор по сравнению с другими
опорами (опорными конспектами, структурно-логическими схемами и др.)
является то, что инструктаж по работе со схемами проводится один раз, так
как схемы имеют универсальный характер. Далее учащиеся самостоятельно
работают с фреймовыми опорами без помощи инструктора.
Применение
фреймового
способа
организации
и
представления
учебного содержания способствует повышению эффективности учебного
процесса. Их использование в учебном процессе также способствует
развитию памяти и внимания, повышает скорость восприятия и запоминания;
способствует
развитию
системного
мышления,
умений
выполнять
разнообразные интеллектуальные операции; позволяет создавать более
четкие структурно-логические схемы, что в свою очередь создает условия
для оптимизации содержания учебной дисциплины.
Изучив теорию фреймового представления материала, нами был
разработан фрейм по учебнику Т.В.Киржановской, Е.В.Бедич «Английский
язык для детей 4-5 лет. Часть 1». Данное издание подготовлено для детей 4-5
лет с целью формирования первоначальных навыков говорения и слушания
на английском языке. Пособие подразделяется на 14 занятий с определенной
тематикой, и заданиями по введению и закреплению лексики и простых
грамматических структур на основе игровых ситуаций.
Мы умеем
Называть цвета:
Grey, yellow, red, pink, green, blue, orange,
purple
Произносить звуки
Выполнять команды:
Go! Jump! Run! Swim! Look! Speak!
Smile! Play! Draw! Eat!
Называть предметы, которые можно
сосчитать:
a cat, a dog, a pen
Образовывать форму мн. числа
существительных:
a cat – cats
Приветствовать друг друга:
-Hello! Good morning!
-I’m glad to see you!
Называть части тела по-английски:
Face, nose, feet, toes, fingers, ears, hands,
eyes, legs
Здороваться по-английски утром, днем и
вечером:
-Good afternoon!-Good evening!
-Good night!
Отвечать на вопрос о том, как у тебя
идут дела:
-How are you?
-I’m fine. Thank you.
Спрашивать по-английски «Что это?»
-What is it?
Считать до 6 по-английски:
One, two, three, four, five, six
Отвечать на вопрос «Кто ты?»
-Who are you?
-I’m a boy
-I’m a girl
Говорить: «До свидания» по-английски:
-Goodbye!
Называть членов семьи по-английски:
Mother, father, sister, brother,
grandmother, grandfather
Данный фрейм демонстрирует материал, который дети должны
усвоить, изучив данное пособие вместе с учителем и является опорной
точкой в изучении последующего материала второй части издания. Он
позволяет учителю неоднократно возвращаться к пройденному материалу
вместе с детьми, закрепляя уже полученные знания.
Пример работы с фреймами на уроке русского языка в начальной школе.
Учащимся
третьего
класса
предлагается
после
прочтения
текста
смоделировать вместе с учителем три схемы-модели, центральные слоты
которых
назывались
так:
«Главные
герои»,
«Основные
события»,
«Особенности».
Цель первой схемы – модели: выделить главных действующих лиц; цель
второй схемы – модели: выделить основные события, проследить причинно
– следственные связи в поведении героев; цель третьей схемы – модели:
выделить основные особенности произведения, т.е. то, что ученик считает
наиболее важным для себя, опираясь на свою собственную точку зрения.
Принцип работы с полученными моделями:
На доске нарисованы пустые слоты, предполагающие заполнение
определенным материалом, в соответствии с целью создания «будущей»
схемы – модели. Учитель у доски (с помощью класса) восстанавливает
последовательность
событий
рассказа,
определяет
основных
героев,
характеризует особенности рассказа.
После заполнения пустых ячеек
моделей ученики пересказывают текст, используя записи на доске. Затем
учитель
закрывает
часть
схемы
и
ученики
пересказывают
текст
с
использованием оставшихся на доске записей. Далее учитель закрывает
схему – модель целиком. Последний ученик пересказывает текст без каких-
либо подсказок. «Открываем» схему. Сравниваем пересказ и написанное. В
идеале рассказ ученика должен быть богаче, ярче фрейма, т.к. фрейм - лишь
остов, скелет рассказа.
И только затем дети приступают к написанию
изложения.
На основе прочитанного учителем рассказа учащиеся дают различные
варианты ответов. Дети выделяют главных героев произведения, основные
события, стараются выделить главное, т.е. те основные моменты, в которых
заложена основная суть рассказа, то, что существенно влияет на ход развития
событий. Создавая подобные схемы – модели, учащиеся учатся логически
структурировать
информацию,
что
способствует
развитию
памяти
и
внимания, повышает скорость восприятия и запоминания; способствует
развитию
системного
мышления,
умений
выполнять
разнообразные
интеллектуальные операции. Но наиболее важное значение данных схем
состоит в том, что они побуждают учащихся к коммуникации, к общению.
Обсуждая предложенные варианты заполнения слотов, дети вступают в
дискуссию. Здесь очень важна активная роль учителя, который должен
побуждать учащихся не только высказывать свое мнение, но и активно
отстаивать
свою
позицию,
аргументировать
свой
ответ,
приводить
доказательства.
Первая схема – модель «Герои». Цель схемы – модели: выделить главных
действующих лиц. Детям было дано задание вспомнить и назвать основных
действующих
лиц
рассказа.
Это
достаточно
простая
схема,
которая
настраивает ребят на работу, подготавливает к предстоящему обсуждению
произведения. Поэтому ее составление не вызывает особых трудностей, но
эта
схема
–
модель
является
первым
основополагающим
шагом
к
логическому
выстраиванию
информации.
Вторая
схема
–
модель:
«Основные
события».
Ее цель: выделить основные события, проследить причинно – следственные
связи в поведении героев. Эта схема является основным источником для
дискуссий. При ее составлении дети восстанавливают последовательность
событий рассказа, в соответствии с логикой произведения. Также учащиеся
отвечают на дополнительные вопросы учителя, которые позволяют каждому
ребенку пофантазировать, оказаться на месте главных героев, побывать в
центре событий. Нет сомнений, что даже самый застенчивый и молчаливый
ребенок захочет высказаться. Таким образом, ребенок учится говорить,
общаться. А чуткое руководство учителя сделает эту речь правильной,
грамотной, логически выстроенной.
Примеры вопросов учителя: Как ты
считаешь, почему данный герой поступил так, а не иначе? Какие чувства у
вас вызывает данный поступок? Как бы ты поступил в подобной ситуации?
Какова основная мысль этого произведения? Что хотел сказать нам автор?
Почему ты так считаешь?
Третья схема – модель «Основные особенности»
Цель схемы – модели: выделить основные особенности произведения, т.е.
то, что ученик считает наиболее важным для себя, опираясь на свою
собственную точку зрения. Поэтому данную схему ребята составляют
самостоятельно, опираясь на опыт составления двух предыдущих схем. Если
дети затрудняются в выполнении этого задания, учитель может привести
свои примеры заполнения пустых слотов. Например: «Вася – храбрый
мальчик. Он рисковал собой ради котенка». Эта информация позволит детям
при
написании
изложения
как
можно
подробнее,
эмоциональнее
охарактеризовать поступок мальчика. Затем учащиеся зачитывают примеры
своих схем – моделей, делают зарисовки на доске, активно обсуждают
предложенные варианты ответов вместе с учителем, учитывая мнение других
ребят. Ребята учатся общаться, высказывать свое мнение, правильно
формулировать предложения, отстаивать свою точку зрения.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что фреймовые технологии
являются универсальными для любого предмета, изучаемого в школе.
Фреймы способствуют активному усвоению информации, но самое важное –
развитию речевой компетенции учащихся.