Автор: Садовникова Оксана Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Октябрьский детский сад "Светлячок"
Населённый пункт: поселок Октябрьский
Наименование материала: Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ"
Тема: Опытно-экспериментальная деятельность
Раздел: дошкольное образование
Дополнительная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности по опытно-
экспериментальной деятельности для детей старшего
дошкольного возраста
«ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ»
Составила воспитатель
Садовникова Оксана Петровна
Мошковский район
2020 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ….…………………………………………………3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………….….3
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ……………………………………..…4
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ………………….…………..4
II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ………………………………….…..5
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ…………………………………….………5
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ……………………….……………7
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ……………………………………………8
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК…………………………………11
КРИТЕРИИ И ФОРМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ…………….14
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ………………………………...16
МАТЕРИАЛНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ……………………..16
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ…………………………………17
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….18
2
I.
Целевой раздел
Пояснительная записка
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г.
№273 выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в
рамках дошкольного учреждения. Он дает ориентировку на личностное
своеобразие, на развитие способностей, расширение кругозора каждого
ребенка, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и
совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и
склонностями. Согласно Приказа Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования в содержание образовательной области «Познавательное
развитие» включена экспериментальная деятельность детей дошкольного
возраста.
Экспериментальная деятельность направлена на потребность ребенка
в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в
основе
возникновения
и
развития
неистощимой
исследовательской
(поисковой) деятельности. Ребёнок познаёт мир через практические действия
с предметами, и эти действия делают знания ребёнка более полными,
достоверными и прочными
.
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем
больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он
развивается. Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-
образное мышление, поэтому экспериментирование, как никакой другой
метод, соответствует этим возрастным особенностям. Понимая значение
экспериментирования для развития ребенка в детском саду, разработана
общеразвивающая программа естественнонаучной направленности по
опытно-экспериментальной деятельности для детей дошкольного возраста 4-
7. Главная идея программы заключается в организации посильной,
интересной и адекватной возрасту экспериментальной деятельности для
формирования представлений дошкольников об окружающем мире.
«Социально – коммуникативное» и «Речевое развитие» (развитие свободного
общения со взрослыми и сверстниками по поводу процесса и результатов
конструктивно-модельной деятельности); «Познавательное развитие»
(формирование целостной картины мира и расширение кругозора.
Актуальность программы
заключается в том, что детское
экспериментирование, как форма деятельности, является отличным
практическим методом для развития познавательной активности и
самостоятельного творческого мышления, умения анализировать, логически
мыслить и делать выводы и обобщения. Ценность опытно -
экспериментальной деятельности в том, что она предоставляет возможность
3
стимулировать познавательную потребность через близкие и естественные
для ребёнка практические действия.
Цели и задачи программы
Цель программы
: способствовать формированию и развитию
познавательной активности и интереса детей дошкольного возраста
посредством опытно-экспериментальной деятельности с объектами и
явлениями окружающей действительности.
:
Задачи
Обучающие
Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и
их свойствах.
Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
Активизировать речь детей, пополнить словарный запас.
Развивающие
Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон,
выявлять зависимости, анализировать, обобщать.
Развивать мыслительные операции, умение сравнивать, умение выдвигать
гипотезы, делать выводы.
С
пособствовать развитию психических процессов (внимание, память,
мышление).
Воспитательные
Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.
Поддерживать у детей инициативу, пытливость, критичность.
Условия реализации программы
Описание форм и методов
Занятия осуществляются в познавательной и продуктивной формах. К
познавательной форме относятся фронтальные занятия, наблюдения,
рассматривание альбомов и фотографий, тематические и ситуативные
беседы.
К продуктивной форме относятся совместная деятельность педагога с
ребенком, самостоятельная деятельность детей (групповая, парная), трудовая
деятельность, опыты, игры эксперименты, развлечения.
На занятиях применяются исследовательские методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный и создание педагогом условий для
формирования умений и навыков путем упражнений;
4
- частично-поисковый или эвристический (дробление большой задачи на
серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения
проблемы) и исследовательский (путь к знанию через собственный,
творческий поиск).
Примерная структура занятия
1. Постановка исследовательской задачи.
2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления.
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе
осуществления экспериментирования.
4. Уточнение плана исследования.
5. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.
6. Распределение детей на подгруппы.
7. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.
Взаимодействие с семьями воспитанников
Включение родителей в процесс развития познавательного интереса
детей осуществляется проведением родительского собрания, анкетирования,
наглядной агитации, консультаций.
Для реализации поставленной цели и задач созданы условия в
предметно-развивающей среде группы. Родители принимают активное
участие в создании мини-лаборатории, которая оснащена необходимым
оборудованием и материалами с минимальными затратами материальных
средств и времени.
II.
Содержательный раздел
Ожидаемые результаты
.
Ожидаемые результаты 1-го года
Предметные результаты:
Обучающиеся будут знать названия и способы применения основного
лабораторного оборудования и веществ. Научатся самостоятельно и под
руководством педагога пользоваться инструментами и приспособлениями.
Познакомятся с физическими явлениями и свойствами: воздуха, воды, света,
цвета, песка, глины. Узнают этапы построения и правила безопасного
проведения эксперимента и поведения в лаборатории.
Личностные результаты:
5
У детей будет сформирован интерес к научным знаниям, любознательность.
Уважительное отношение к достижениям человечества в области науки и
техники. Сформируются навыки продуктивного взаимодействия с другими
детьми на основе совместной групповой познавательной деятельности.
Сформируются аккуратность, терпение, настойчивость в исследовательской
деятельности.
Метапредметные результаты
Дети разовьют свои умения в выявлении экспериментальной задачи
(проблемы), выработке гипотезы, классификации и систематизации.
Познакомятся и будут учиться планированию деятельности, организации
научного эксперимента, анализу полученных результатов и соотнесении
результатов с первоначальными гипотезами.
Ожидаемые результаты 2-го года
Предметные результаты
Дети получат представления о свойствах воды и света, магнита и
электричества, о понятиях движение, равновесие, осязание, обоняние, слух,
скорость.
Научатся достигать результата и обозначать его с помощью условного
символа, по обозначенной цели составлять алгоритм, определяя
оборудование и действие. объяснять причины наблюдаемых явлений или
выдвигать гипотезы о них.
Личностные результаты
У детей будет сформирован устойчивый интерес к науке и технике,
любознательности, познавательной активности. Уважительное отношение к
достижениям человечества в области науки и техники, к достижениям
российских ученых и инженеров. Разовьются навыки взаимодействия детей в
группах с другими детьми на основе совместной познавательной
деятельности. Сформируются аккуратность, терпение и настойчивость в
познавательной деятельности.
Метапредметные результаты
Обучающиеся разовьют свои умения в выработке гипотез, классификации и
систематизации, установлении причинно-следственных связей, выводов и
умозаключений.
Повысят уровень математических представлений: овладеют навыками в
работе со схемами и моделями, познакомятся с представлениями о таких
величинах как длина и масса.
Научатся самостоятельному исследованию, планированию деятельности,
организации научного эксперимента, анализу полученных результатов и
соотнесению результатов с первоначальными гипотезами;
6
Научатся создавать схемы, модели и инструкции при решении учебных и
познавательных задач.
-
Учебно тематический план
1-й год обучения
№
п/п
Наименование темы
Количество часов
Форма контроля
Всего
Теория
Практика
1
Вводное занятие
1
0,5
0,5
Беседа, методика «Выбор
деятельности», Л.Н. Прохоровой
2
Магнит и его свойства
4
1
3
Текущий контроль, открытое
мероприятие
3
Простые опыты с бумагой
4
1
3
Игра, тематический контроль
4
Экспериментирование с
водой
4
1
3
Опрос, текущий контроль,
тематический контроль
5
Экспериментирование с
воздухом
3
0,75
2,25
Опрос, тематический контроль
6
Занимательные опыты и
эксперименты
4
1
3
Игры
7
Свет и его свойства
4
1
3
Текущий контроль, тематический
контроль
8
Экспериментирование с
песком и глиной
4
1
3
Текущий контроль, тематический
контроль
9
Занимательные опыты и
эксперименты
4
1
3
Тематический контроль
Итого
32
8
24
2-й год обучения
№
п/п
Наименование темы
Количество часов
Форма контроля
Всего
Теория
Практика
1
Вводное занятие
1
0,5
0,5
Беседа, методика «Выбор
деятельности», Л.Н. Прохоровой
2
Магнит и его свойства
4
2
2
Текущий контроль, соревнование
3
Простые опыты с бумагой
4
2
2
Экологическая игра, открытое
мероприятие
4
Экспериментирование с
водой
4
2
2
Опрос, тематический контроль
5
Экспериментирование с
воздухом
3
1,5
1,5
Опрос, тематический контроль
6
Занимательные опыты и
эксперименты
4
2
2
Игры
7
Свет и его свойства
4
2
2
Текущий контроль, тематический
контроль
8
Экспериментирование с
песком и глиной
4
2
2
Текущий контроль, тематический
контроль
9
Занимательные опыты и
4
2
2
Тематический контроль
7
эксперименты
Итого
32
16
16
Содержание программы
(учебно-тематического плана)
1-й год обучения
Название темы
Теория
Практика
Магнит и его свойства
Знакомство с понятием
магнит. Формирование
представлений о свойствах
магнита. Активизация
знаний детей об
использовании свойств
магнита человеком.
1. «Волшебные магниты»
(притягивает/не притягивает). «Как
достать скрепку из воды не замочив
руки» (действие магнита через
стекло).
2. «Магнитные куклы» (действие
магнита через картон и бумагу).
3. «Летающие бабочки» (действие
магнита через ткань).
4. «Земля-магнит» (закрепление
свойств магнита, практическое
упражнение с компасом).
Простые опыты с бумагой
Знакомство с основными
свойствами бумаги. Бумага
в жизни человека. Бумага и
экология. Выяснить, как
основные пишущие
средства взаимодействуют
с бумагой.
1. «Бумажный кораблик» (знакомство
со свойствами бумаги, ее отличием о
других материалов, узнать, как
бумага сгибается).
2.«Сколько бумага занимает места в
пространстве», «Монетка»
(взаимодействие пишущих предметов
с бумагой).
3. «Мост из бумаги», «Удержи
книжку бумагой» (прочность бумаги),
4. «Экологическая игра» (скорость
разложения бумаги в почве).
Экспериментирование с
водой
Формировать знания о
значении воды в жизни
человека. Знакомство со
свойствами воды.
1. «Вода, водица» (прозрачность и
вкусовые свойства).
2. «Плывет, плывет кораблик» (тонет/
не тонет»), «Вода и пар» (состояние
воды, испарение воды).
3. «Замерзшая вода» (состояние
воды).
4. «Экологическая сказка»
(исследование влияния на воду
природного материала).
Экспериментирование с
воздухом
Уточнить понятие детей о
том, что воздух это не
невидимка, а реально
существующий газ.
Расширять представления
детей о значимости
воздуха в жизни человека.
1. «Этот удивительный воздух»
(свойства воздуха).
2. «Веселый шарик» (скорость
воздуха), «Забавные кляксы»
(выдувание краски).
3. «Где есть воздух?» (обнаружение
воздуха в пространстве, почве, воде)
Занимательные опыты и
Закрепление свойств
1. «Цветы лотоса» (закрепление
8
эксперименты
бумаги и воды.
Закреплять умение
применять лупу, знать ее
назначение. Познакомить с
природными лупами.
Знакомство с рисованием
на молоке. Знакомство с
понятие звук.
свойств взаимодействия воды и
бумаги).
2. «Естественная лупа» (изготовление
лупы с помощью подручных
материалов).
3. «Молочная палитра»
(взаимодействие молока с жиром и
пищевыми красителями).
4. «Говорящая веревка»
(распространение звука).
Свет и его свойства
Знакомство с понятием
свет, его значение для
жизни на Земле. Объяснить,
как человек использует
знания о свете для
различных целей (создает
разные источники света),
почему происходит смена
дня и ночи.
1. «Эффект радуги» (свойства,
движение света), «Солнце греет
краски» (свойства улавливания
теплого света разными цветами).
2. «Солнечное затмение» (свойство
прохождения солнечных лучей),
«Может ли светить отключенная
лампочка» (свойства трения и
получения света).
3. «Очки» (представление о
светофильтрах).
4. «Путешествие в зазеркалье»
(отражение света от различных
поверхностей).
Экспериментирование с
песком и глиной
Познакомить детей со
свойствами природных
материалов: почвы, песка,
глины. Взаимодействие
песка, глины с водой,
высокой температурой.
Использование песка и
глины людьми.
1. «Песочная страна» (свойства
песка), «Глина, какая она?» (свойства
глины).
2. «Песочные часы» (сыпучесть
песка).
3. «Посадка луковицы» (где луковица
вырастет быстрее).
4. «Песок и глина» (представление о
влиянии высоких температур на
песок и глину)
Занимательные опыты и
эксперименты
Закрепление полученных
знаний. Постановка
самостоятельных опытов и
экспериментов.
1. «Мы фокусники» (взаимодействие
различных материалов с магнитом).
2. «Дождевые облака» (свойства
воды).
3. «Исчезающая монетка» (свойства
света).
4. Самостоятельные опыты и
эксперименты.
2-й год обучения
Название темы
Теория
Практика
Магнит и его свойства
Закрепление знаний о
понятии магнит, его
свойствах. Знакомство со
способностью
металлических предметов
намагничиваться, с
1. «Намагничивание» (притягивает/не
притягивает). «Тянем-потянем»
(действие магнита через стекло,
бумагу, ткань).
2. «Кто сильнее?» (магнитная сила).
3. «Полюсы магнитов»
9
полюсами магнита.
4. «Земля-магнит» (закрепление
свойств магнита, практическое
упражнение с компасом)
Простые опыты с бумагой
Закрепление основных
свойств бумаги. Бумага в
жизни человека. Бумага и
экология.
1. «Кулечек» (исследование бумаги
на удержание сыпучих материалов).
2. «Шпагатики» (исследование
прочности бумаги на разрыв).
3. «Экологическая сказка» (какой
упаковочный материал менее вреден
для окружающей среды),
4. «Экологическая игра» (скорость
разложения бумаги в почве).
Экспериментирование с
водой
Закрепить знания о
значении воды в жизни
человека. Знакомство со
свойствами воды. Дать
представление о
зависимости изменения
температуры воды от ее
количества.
1. «Вода, водица» (свойства воды).
2. «Как замерзает река?» (состояние
воды, изменение, измерение
температуры).
3. «Радуга» (изменение цвета воды).
4. «Экологическая сказка»
(исследование влияния на воду
природного материала).
Экспериментирование с
воздухом
Уточнить понятие детей о
том, что воздух это не
невидимка, а реально
существующий газ.
Расширять представления
детей о значимости
воздуха в жизни человека.
1. «Этот удивительный воздух»
(свойства воздуха).
2. «Веселый шарик» (скорость
воздуха), «Забавные кляксы»
(выдувание краски).
3. «Где есть воздух?» (обнаружение
воздуха в пространстве, почве, воде)
Занимательные опыты и
эксперименты
Закрепление свойств
бумаги и воды.
Закреплять умение
применять лупу, знать ее
назначение. Познакомить
с природными лупами.
Знакомство с рисованием
на молоке. Знакомство с
понятие звук.
1. «Цветы лотоса» (закрепление
свойств взаимодействия воды и
бумаги).
2. «Естественная лупа» (изготовление
лупы с помощью подручных
материалов).
3. «Молочная палитра»
(взаимодействие молока с жиром и
пищевыми красителями).
4. «Говорящая веревка»
(распространение звука).
Свет и его свойства
Закрепление понятия свет,
его значение для жизни на
Земле. Закрепить знания о
том, как человек
использует знания о свете
для различных целей
(создает разные источники
света), почему происходит
смена дня и ночи.
1. «Уличные тени» (появление тени,
ее зависимость от направления
света).
2. «Волшебные зеркала» (свойство
прохождения света).
3. «Может ли светить отключенная
лампочка» (свойства трения и
получения света).
4. «Темный космос» (почему в
космосе темно, отсутствие
отражения света).
Экспериментирование с
песком и глиной
Закрепление знаний о
свойствах природных
материалов: почвы, песка,
1. «Песочная страна», «Глина, какая
она?» (свойства песка, глины,
представление о влиянии высоких
10
глины. Взаимодействие
песка, глины с водой,
высокой температурой.
Использование песка и
глины людьми.
температур на песок и глину).
2. «Песочные часы» (сыпучесть
песка).
3. «Посадка луковицы» (где луковица
вырастет быстрее).
4. «Кладоискатели» (закрепление
свойств песка и глины)
Занимательные опыты и
эксперименты
Закрепление полученных
знаний. Постановка
самостоятельных опытов
и экспериментов.
1. «Можно ли висеть на голове»
(свойства магнита).
2. «Танцующая фольга» (свойства
электрических зарядов).
3. «Секретное письмо» (свойства
света).
4. Самостоятельные опыты и
эксперименты.
Календарный учебный график
1-й год обучения
Месяц
№
Тема занятия
Форма занятия
Кол-во
часов
Сентябрь
1
Вводное занятие
Беседа
1
2
Магнит и его
свойства
Познавательно-
экспериментальное
1
3
Магнит и его
свойства
Познавательно-
экспериментальное
1
4
Магнит и его
свойства
Познавательно-
экспериментальное
1
Октябрь
5
Магнит и его
свойства
Познавательно-
экспериментальное
1
6
Простые опыты с
бумагой
Познавательно-
экспериментальное
1
7
Простые опыты с
бумагой
Познавательно-
экспериментальное
1
8
Простые опыты с
бумагой
Познавательно-
экспериментальное
1
Ноябрь
9
Простые опыты с
бумагой
Экологическая игра
1
10
Экспериментирование
с водой
Познавательно-
экспериментальное
1
11
Экспериментирование
с водой
Познавательно-
экспериментальное
1
12
Экспериментирование
с водой
Познавательно-
экспериментальное
1
Декабрь
13
Экспериментирование
с водой
Экологическая сказка
1
14
Экспериментирование
Познавательно-
1
11
с воздухом
экспериментальное
15
Экспериментирование
с воздухом
Познавательно-
экспериментальное
1
16
Экспериментирование
с воздухом
Познавательно-
экспериментальное
1
Январь
17
Занимательные
опыты и
эксперименты
Познавательно-
экспериментальное
1
18
Занимательные
опыты и
эксперименты
Познавательно-
экспериментальное
1
19
Занимательные
опыты и
эксперименты
Познавательно-
экспериментальное
1
Февраль
20
Занимательные
опыты и
эксперименты
Познавательно-
экспериментальное
1
21
Свет и его свойства
Познавательно-
экспериментальное
1
22
Свет и его свойства
Познавательно-
экспериментальное
1
23
Свет и его свойства
Познавательно-
экспериментальное
1
Март
24
Свет и его свойства
Познавательно-
экспериментальное
1
25
Экспериментирование
с песком и глиной
Познавательно-
экспериментальное
1
26
Экспериментирование
с песком и глиной
Познавательно-
экспериментальное
1
Апрель
27
Экспериментирование
с песком и глиной
Познавательно-
экспериментальное
1
28
Экспериментирование
с песком и глиной
Познавательно-
экспериментальное
1
29
Занимательные
опыты и
эксперименты
Научное шоу
1
30
Занимательные
опыты и
эксперименты
Научное шоу
1
Май
31
Занимательные
опыты и
эксперименты
Научное шоу
1
32
Занимательные
опыты и
эксперименты
Игра
1
12
2-й год обучения
Месяц
№
Тема занятия
Форма занятия
Кол-во
часов
Сентябрь
1
Вводное занятие
Беседа
1
2
Магнит и его
свойства
Познавательно-
экспериментальное
1
3
Магнит и его
свойства
Познавательно-
экспериментальное
1
4
Магнит и его
свойства
Познавательно-
экспериментальное
1
Октябрь
5
Магнит и его
свойства
Познавательно-
экспериментальное
1
6
Простые опыты с
бумагой
Познавательно-
экспериментальное
1
7
Простые опыты с
бумагой
Познавательно-
экспериментальное
1
8
Простые опыты с
бумагой
Познавательно-
экспериментальное
1
Ноябрь
9
Простые опыты с
бумагой
Экологическая игра
1
10
Экспериментирование
с водой
Познавательно-
экспериментальное
1
11
Экспериментирование
с водой
Познавательно-
экспериментальное
1
12
Экспериментирование
с водой
Познавательно-
экспериментальное
1
Декабрь
13
Экспериментирование
с водой
Экологическая сказка
1
14
Экспериментирование
с воздухом
Познавательно-
экспериментальное
1
15
Экспериментирование
с воздухом
Познавательно-
экспериментальное
1
16
Экспериментирование
с воздухом
Познавательно-
экспериментальное
1
Январь
17
Занимательные
опыты и
эксперименты
Познавательно-
экспериментальное
1
18
Занимательные
опыты и
эксперименты
Познавательно-
экспериментальное
1
19
Занимательные
опыты и
эксперименты
Познавательно-
экспериментальное
1
Февраль
20
Занимательные
опыты и
эксперименты
Познавательно-
экспериментальное
1
21
Свет и его свойства
Познавательно-
экспериментальное
1
13
22
Свет и его свойства
Познавательно-
экспериментальное
1
23
Свет и его свойства
Познавательно-
экспериментальное
1
Март
24
Свет и его свойства
Познавательно-
экспериментальное
1
25
Экспериментирование
с песком и глиной
Познавательно-
экспериментальное
1
26
Экспериментирование
с песком и глиной
Познавательно-
экспериментальное
1
Апрель
27
Экспериментирование
с песком и глиной
Познавательно-
экспериментальное
1
28
Экспериментирование
с песком и глиной
Познавательно-
экспериментальное
1
29
Занимательные
опыты и
эксперименты
Научное шоу
1
30
Занимательные
опыты и
эксперименты
Научное шоу
1
Май
31
Занимательные
опыты и
эксперименты
Научное шоу
1
32
Занимательные
опыты и
эксперименты
Игра
1
Критерии и формы оценки качества знаний
С
целью
выявления
у
детей
старшего
дошкольного
возраста
сформированности деятельности экспериментирования и отношения к
экспериментальной деятельности разработаны показатели уровня овладения
детьми экспериментальной деятельностью.
Высокий уровень
− Ребенок владеет терминологией в рамках изученных тем.
− Самостоятельно
объясняет
связь
фактов
(использует
причинно-
следственное рассуждение потому что…).
− Может упорядочить и систематизировать конкретные материалы.
− Самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи (если..,
то…).
− Делает
простейшие
опыты
по
схеме,
подбирает
необходимое
оборудование для проведения опыта, делает соответствующие выводы
по завершению опыта.
− Самостоятельно зарисовывает свои наблюдения.
14
Средний уровень
− Ребенок владеет терминологией в рамках изучаемых тем.
− При помощи взрослого может объяснить связь фактов.
− Может упорядочить и систематизировать некоторые материалы.
− При помощи взрослого может продолжить логическую цепочку.
− С
небольшой
помощью
взрослого
выстраивает
простейшие
зависимости.
− Может сделать простейший опыт по образцу или по схеме.
− Может зарисовать свои наблюдения.
Низкий уровень
− Затрудняется в использовании терминологии в рамках изучаемых тем.
− При помощи взрослого может объяснить связь фактов.
− Затрудняется сделать вывод даже с помощью других.
№
п/п
Ф. И.
ребенка
Умеет
задавать
вопросы
Умеет
ставить
проблему,
выявляет
ее.
Умеет
выдвигать
гипотезы
Умеет
давать
определен
ие
понятиям
Умеет
классифи
цировать
Умеет
наблю
дать
Умеет
проводить
эксперимен
ты
Умеет
делать
заключе
ния
Баллы
Средний
балл
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
итог
Данный
мониторинг
используется
исключительно
для
решения
следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка,
построения
его
образовательной
траектории
или
профессиональной
коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
При
необходимости
используется
психологическая
диагностика
развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических
15
особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты
(педагоги-психологи, психологи).
Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с
согласия его родителей (законных представителей)
III. Организационный раздел
Материально-техническое оснащение
приборы - «помощники»: лабораторная посуда, лупы, микроскоп, весы,
объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных
объемов и форм;
природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, перья, спилы,
листья деревьев, семена, мох;
бросовый материал: проволока, кусочки кожи, меха, пробки;
разные виды бумаги, ткани;
медицинские материалы: ватные диски, пипетки, пинцеты, колбы,
термометр, мерные ложки;
прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, сода,
цветные, прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, пищевые
красители и т.д.
Столы для опытнической деятельности
Центр экспериментирования
Задачи центра
: развитие первичных естественнонаучных представлений,
наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций
(анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение), формирование
умения комплексно обследовать предмет
В центре экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки)
должны быть выделены:
место для постоянной выставки где размещают музей, различные
коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы,
перья и т.п.)
место для приборов
место для хранения материалов (природного, "бросового")
место для проведения опытов
место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки,
стружка, пенопласт и др.)
16
Сроки реализации программы
Общая продолжительность обучения рассчитана на 2 года.
1-й год обучения – дети 5-6 лет;
2-й год обучения – дети 6-7 лет.
Общая продолжительность обучения: 64 часа (1-й год – 32 часа, 2-й год – 32
часа).
.
17
Список используемой литературы
1. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и
эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П.
Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005;
2. Дыбина О.В. "Ребенок в мире поиска. Программа по организации
познавательно-исследовательской деятельности дошкольников"
издательство: Творческий Центр СФЕРА, 2017 г.
3. Наталья Зубкова « Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и
эксперименты для детей от 3 до 7 лет» Издательство: Речь, 2013 г.
4. 3.Марудова, Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром.
Экспериментирование/ Е. В. Марудова. – СПб.: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016;
5. Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. – СПб.: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 208 с.
6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под
общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 64с.
7. Шутяева, Е. А. Наураша в стране Наурандии. Цифровая лаборатория
для дошкольников и младших школьников. Методическое руководство
для педагогов/ Е. А. Шутяева. – М.: издательство «Ювента», 2015.
8. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург,
1995.
18