Автор: Витушинская Надежда Брониславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №4"
Населённый пункт: город Норильск
Наименование материала: статья
Тема: "Использование метода проектов в практике работы с учащимися начальной школы"
Раздел: начальное образование
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ
В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ »
ВВЕДЕНИЕ
Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них
общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске – одна
из основных практических задач современного образования.
Наибольший изначальный эффект методы продуктивной педагогики
дают тогда, когда их использование начинается уже в начальной школе, ведь
детское мышление еще гибко, пластично и открыто всему новому.
Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом,
можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более
приспособленным:
сумеет
планировать
собственную
деятельность,
ориентироваться
в
разнообразных
ситуациях,
совместно
работать
с
различными
людьми,
т.е.
адаптироваться
к
меняющимся
условиям.
Очевидно, что учить нужно именно тому, что может пригодиться, только
тогда
наши
выпускники
смогут
достойно
представлять
достижения
отечественного образования.
Проблема заключается в том, что технология проектной деятельности
еще мало проработана в методике начального обучения. В то время как
существует необходимость использовать эту технологию для осуществления
связи теории с практикой в начальной школе.
I. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПОНЯТИЕ «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти
знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода
проектов,
который
и
привлекает
многие
образовательные
системы,
стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и
прагматическими умениями.
Проект
–
замысел
переустройства
того
или
иного
участка
действительности
согласно
определённым
правилам.
В
переводе
с
латинского “проект” означает “брошенный вперед”.
Проектность – определяющая черта современного мышления.
Проектное
мышление,
проектная
деятельность
–
процесс
обобщённого
и
опосредованного
познания
действительности,
в
ходе
которого человек использует технологические, технические, экономические
и другие знания для выполнения проектов по созданию культурных
ценностей
Технология проектного обучения представляет собой развитие идей
проблемного обучения, когда оно основывается на разработке и создании
учащимся под контролем учителя новых продуктов, обладающих новизной,
имеющих практическую значимость.
ТИПЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Среди учебных проектов можно выделить следующие типы:
Исследовательские
– по структуре приближены к подлинному
научному исследованию; доказательство актуальности темы, определение
проблемы, предмета и объекта исследования, обозначение задачи, методов,
источников информации, выдвижение гипотез, обобщение результатов,
выводы, оформление результатов, обозначение новых проблем.
Творческие
–
не
имеют
детально
проработанной
структуры,
подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм, праздник), но
результаты оформляются в продуманной завершённой форме (сценарий
фильма или праздника, макет газеты).
Информационные
–
сбор
информации и
ознакомление с
ней
заинтересованных
лиц,
анализ
и
обобщение
фактов;
схожи
с
исследовательскими проектами и являются их составной частью, требуют
презентации и её разработки.
Социально значимые – с самого начала чётко обозначается результат
деятельности, ориентированный на интересы какой-либо группы людей;
требуют
распределения
ролей
участников,
плана
действий,
внешней
экспертизы.
По затратам времени метод проектов является довольно трудоёмким,
можно выделить:
краткосрочные (2–6 ч)
среднесрочные (12–15 ч)
долгосрочные (четверть, полугодие, год) проекты, требующие времени
для поиска материала, его анализа и т. д.
ЭТАПЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В целом в проектной деятельности младших школьников выделятся
следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:
мотивационный
(учитель
заявляет
общий
замысел,
создает
положительный
мотивационный
настрой;
ученики:
обсуждают,
предлагают собственные идеи);
планирующий
– подготовительный (определяются тема и цели
проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий,
устанавливаются
критерии
оценки
результата
и
процесса,
согласовываются
способы
совместной
деятельности
сначала
с
максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической
самостоятельности);
информационно-операционный
(ученики
собирают
материал,
работают с литературой и другими источниками, непосредственно
выполняют проект; учитель наблюдает, координирует, поддерживает,
сам является информационным источником);
рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют
в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и
процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку,
учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Технология
проектного
обучения
может
быть
эффективно
использована,
начиная с начальной школы. Учитывая возрастные и
психолого-физиологические
особенности
младших
школьников,
при
организации проектной деятельности в начальной школе темы детских
проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из
близких к ним областей.
Опыт работы свидетельствует, что в использовании технологии
проектного
обучения
в
начальных
классах
эффективна
следующая
последовательность приобщения учащихся к проектной деятельности: от
недолговременных (1–2 урока) однопредметных проектов к долговременным,
межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным. Дети
приучаются с начальных классов к публичным выступлениям. Это довольно
сложно для данного возраста. Особого внимания в начальной школе требует
завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта.
Необходимо:
помочь ученикам произвести самооценку проекта;
оценить процесс проектирования;
подготовить проект к презентации.
Особое
значение
проектной
деятельности
в
начальной
школе
заключается в том, что в ее процессе младшие школьники приобретают
социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным
условиям
жизни.
Использование
технологии
проектного
обучения
в
начальной школе способствует развитию таких качеств личности, как
самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность,
настойчивость, толерантность.
II.ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ
Учителя, долгие годы, работающие в школе, знают, какое бесчисленное
количество методов и форм обучения приходило и уходило вместе со
временем. Новое время ставит перед нами новые задачи, неизбежно
требующие поиска новых решений.
Исследовательская деятельность учащихся распространена в основном
в старших классах, но целесообразно вводить основы данной деятельности в
учебный процесс с начальной школы.
Обучение
учащихся
началам
исследовательской
деятельности
возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование,
защиту проектов и рефератов, научно - образовательную и поисково-
творческую
деятельность
при
систематическом
применении
исследовательского
подхода
в
обучении.
Особенностью
организации
исследовательской деятельности в начальном звене школы является то, что в
ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие
дети. Просто уровень исследования будет иным.
Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного
исследования
представляет
собой
поэтапное,
с
учётом
возрастных
особенностей,
целенаправленное
формирование
всех
компонентов
исследовательской культуры школьника:
1.
Мыслительных умений и навыков: анализ и выделение главного;
сравнение, обобщение и систематизация; определение и объяснение
понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение
видеть противоречия;
2.
Умений и навыков работы с книгой и другими источниками
информации;
3.
Умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи.
Хочу рассказать об особенностях, применяемых в моей практике с
детьми при использовании проектной деятельности:
Как куратор и учитель контролирую, направляю и помогаю ученикам в
их исследовательской работе.
Приобщая детей к проектной деятельности, нацеливаю не на результат, а
на процесс. Главное — заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу
деятельности.
Понимаю, что у учащихся начальной школы еще недостаточно знаний,
умений и навыков для правильного оформления продукта своих
исследований. Поэтому моя задача, как педагога – им помочь.
Умелое и последовательное применение метода проектов позволяет мне
развивать у учащихся стремление к самостоятельному открытию новых
знаний,
развивает
творческие
способности,
логическое
мышление,
коммуникативные умения, необходимые каждому человеку для того,
чтобы он мог успешно проявить себя в современной действительности.
Необходимо отметить, что организация работы по методу проектов
учащихся
в
раннем
возрасте
имеет
как
положительные,
так
и
отрицательные стороны. Поэтому я стараюсь регулировать эту работу,
регламентируя
умственные
и
эмоциональные
нагрузки
учащихся,
тщательно контролируя их влияния на здоровье и психику детей.
Так
учащимися
моего
класса
на
протяжении
учебного
года
выполнялись долгосрочные исследовательские проекты:
Индивидуальный исследовательский проект по теме: «Герои мифов и
былин: их сходства и различия»;
Работа в паре – исследовательский проект по теме «Так ли важен
завтрак?»;
Групповой
исследовательский
проект
–
«Загадки
вокруг
нас
или
удивительные истории простых явлений».
ТВОРЧЕСКАЯ ОБЛАСТЬ
Говоря о творческом типе проектов
хочется отметить, что они не
имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного
результата (газета, фильм, диафильм, праздник), но результаты оформляются
в продуманной завершённой форме (сценарий фильма или праздника, макет
газеты).
Я бы хотела рассказать о создании самодеятельного «диафильма»
силами
учащихся,
который
соотносится
с
самыми
современными
методическими воззрениями, касающимися проектной деятельности детей.
В
практике
педагогической
деятельности
стоит
обратиться
к
исследованию Т.И.Шамовой по проблеме проектного обучения: личностный
смысл деятельности ученика повышает его мотивацию в учении и развивает
творческий потенциал.
Первоочередным условием в работе по созданию самодеятельных
диафильмов
было моё знакомство
с кинематографической природой
диафильма и его связью с медиаобразовательными технологиями.
На предварительном этапе этой работы провела анкетирование
учащихся. Результаты анкетирования позволили перейти к следующему
этапу: уточнить основные сведения о жанре диафильма.
Учащиеся должны понять, что создание диафильма – это не только
интересный, но и полезный вид работы: он помогает быстро вспомнить
художественное произведение и правильно пересказать его.
Затем познакомила детей с определением сценария и других понятий,
связанных с диафильмом: сценарист, иллюстратор, иллюстрация.
Далее
составила
2
группы
разных
видов
заданий,
которые
способствовали достижению конечной цели работы.
1 группа – задания, связанные с составлением сценария:
выделение ключевых слов в тексте, в его частях;
установление связи между ключевыми словами и главной мыслью;
самостоятельное деление текста на части;
озаглавливание частей, выделение главной мысли каждой части и всего
произведения;
составление
простого
плана:
повествовательные
предложения,
вопросы, цитаты;
сопоставление текста с планом;
выборочное чтение по заданию;
чтение с сокращением текста (подготовка к написанию сценария);
чтение, подборка звукового оформления диафильма;
чтение по ролям;
чтение образных слов и описаний;
чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать
устный портрет героя;
сопоставление диафильма с текстом произведения.
2 группа–задания, связанные с иллюстрированием произведений:
нахождение отрывка из текста к предложенными рисунку;
иллюстрация эпизода произведения;
иллюстрация главного в произведении;
картинный план;
сопоставление иллюстрации в книге с описанием автора;
рисование заставки (начала) фильма;
рисование героев произведения, основываясь на описании автора.
Задания 1 и 2 групп можно объединять. После того, как дети будут
хорошо ориентироваться в данных видах заданий, можно приступить к
основной работе – созданию диафильма.
Создаются
«авторские
коллективы»
учащихся
для
организации
групповой работы детей. Группы работают над одной творческой задачей. В
каждой группе дети делятся на «профессии»: сценаристы, иллюстраторы,
критики.
Критики
оценивают
создаваемую
работу
и
помогают
её
совершенствовать. Необходимо, чтобы критиками были дети, пользующиеся
в группе авторитетом.
Существование практики создания таких самодеятельных средств обучения
свидетельствует о педагогической и методической важности и ценности
диафильма как вида средств обучения.
СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМАЯ ОБЛАСТЬ
В данном
виде
проектной деятельности
с самого начала чётко
обозначается результат деятельности, ориентированный на интересы какой-
либо группы людей; требуют распределения ролей участников, плана
действий, внешней экспертизы.
Данный вид проектной деятельности может проходить как в учебной,
так и во внеучебной деятельности. Темы детских проектных работ лучше
выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей.
Так был разработан проект внеклассного мероприятия «Космос с
нами», подготовленный учащимися моего класса.
Моя роль, как учителя в этом проекте – координировать, направлять и
систематизировать работу детей.
Данная работа проходила в несколько этапов (долговременный проект):
1 этап: участие в классном и школьном конкурсе стихов «Что может
быть прекрасней неба»;
2 этап: подготовка к мероприятию: распределение заданий (сочинение
стихотворений, подготовка вопросов и подбор загадок самими учащимися);
3 этап: проведение мероприятия учащимися;
4 этап: анализ (самооценка проекта учащимися).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением
отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому
«проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и
становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к
другим видам прямого или косвенного обучения». Учитывая безусловные
достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10
лет, а также беря во внимание опыт работы, реально и целесообразно его
применение уже в начальном звене школьного обучения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Биржева М.А.
Проектирование в работе с одаренными детьми
младшего школьного возраста /М.А.Биржева// Начальная школа. –
2007. – № 3.
2.
Гилева Е.А. История развития метода проектов в Российской школе /
Е.А.Гилева //Наука и школа. – 2007. – № 4.
3.
Землянская
Е.Н.
Учебные
проекты
младших
школьников
/Е.Н.Землянская //Начальная школа. – 2005. – № 9.
4.
Иванова Н.В.
Возможности и специфика применения проектного
метода в начальной школе /Н.В. Иванова //Начальная школа. – 2004. –
№ 2.
5.
Кальней В.А.
Структура и содержание проектной деятельности
/В.А.Кальней, Т.М.Матвеева, Е.А.Мищенко, С.Е.Шишов //Стандарты и
мониторинг в образовании. – 2004. – № 4.
6.
Конышева, Н.М. Проектная деятельность школьников: современное
состояние и проблемы / Н.М.Конышева //Начальная школа. – 2006. – №
1.
7.
Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников: Книга для
учителя
начальных
классов
/
Н.В.Матяш,
В.Д.Симоненко.
–
М.:Вентана-Граф, 2007.
8.
Новикова Е.Б. Совместная проектная деятельность детей и взрослых/
Е.Б.Новикова //Начальная школа. – 2008.– № 5.
9.
Орлова
Л.А.
Участие
младших
школьников
в
проектно-
исследовательской работе /Л.А.Орлова //Начальная школа. – 2007. – №
3.
10.Пахомова
Н.Ю.
Что
такое
метод
проектов?
/
Н.Ю.Пахомова
//Школьные технологии. – 2004. – № 4.
11.Рагозинская Н.О. Педагогическое проектирование в инновационной
деятельности
учителей
начальных
классов
/Н.Рогозинская,
Т.Колобякина //Учитель. – 2004. – № 3.
12.Саломатова
О.С.
Становление
коммуникативной
компетентности
школьников
в
ходе
проектно-исследовательской
деятельности
/О.С.Саломатова //Начальная школа. – 2007. – № 7.
13.Щербакова И.В., И.В.Фомина «Портрет кафедры учителей начальных
классов», Волгоград: Учитель, 2009г.