Напоминание

"Использование метода проектов в практике работы с учащимися начальной школы"


Автор: Витушинская Надежда Брониславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №4"
Населённый пункт: город Норильск
Наименование материала: статья
Тема: "Использование метода проектов в практике работы с учащимися начальной школы"
Раздел: начальное образование





Назад




«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ »

ВВЕДЕНИЕ

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них

общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске – одна

из основных практических задач современного образования.

Наибольший изначальный эффект методы продуктивной педагогики

дают тогда, когда их использование начинается уже в начальной школе, ведь

детское мышление еще гибко, пластично и открыто всему новому.

Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом,

можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более

приспособленным:

сумеет

планировать

собственную

деятельность,

ориентироваться

в

разнообразных

ситуациях,

совместно

работать

с

различными

людьми,

т.е.

адаптироваться

к

меняющимся

условиям.

Очевидно, что учить нужно именно тому, что может пригодиться, только

тогда

наши

выпускники

смогут

достойно

представлять

достижения

отечественного образования.

Проблема заключается в том, что технология проектной деятельности

еще мало проработана в методике начального обучения. В то время как

существует необходимость использовать эту технологию для осуществления

связи теории с практикой в начальной школе.

I. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПОНЯТИЕ «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти

знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода

проектов,

который

и

привлекает

многие

образовательные

системы,

стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и

прагматическими умениями.

Проект

замысел

переустройства

того

или

иного

участка

действительности

согласно

определённым

правилам.

В

переводе

с

латинского “проект” означает “брошенный вперед”.

Проектность – определяющая черта современного мышления.

Проектное

мышление,

проектная

деятельность

процесс

обобщённого

и

опосредованного

познания

действительности,

в

ходе

которого человек использует технологические, технические, экономические

и другие знания для выполнения проектов по созданию культурных

ценностей

Технология проектного обучения представляет собой развитие идей

проблемного обучения, когда оно основывается на разработке и создании

учащимся под контролем учителя новых продуктов, обладающих новизной,

имеющих практическую значимость.

ТИПЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Среди учебных проектов можно выделить следующие типы:

Исследовательские

– по структуре приближены к подлинному

научному исследованию; доказательство актуальности темы, определение

проблемы, предмета и объекта исследования, обозначение задачи, методов,

источников информации, выдвижение гипотез, обобщение результатов,

выводы, оформление результатов, обозначение новых проблем.

Творческие

не

имеют

детально

проработанной

структуры,

подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм, праздник), но

результаты оформляются в продуманной завершённой форме (сценарий

фильма или праздника, макет газеты).

Информационные

сбор

информации и

ознакомление с

ней

заинтересованных

лиц,

анализ

и

обобщение

фактов;

схожи

с

исследовательскими проектами и являются их составной частью, требуют

презентации и её разработки.

Социально значимые – с самого начала чётко обозначается результат

деятельности, ориентированный на интересы какой-либо группы людей;

требуют

распределения

ролей

участников,

плана

действий,

внешней

экспертизы.

По затратам времени метод проектов является довольно трудоёмким,

можно выделить:

краткосрочные (2–6 ч)

среднесрочные (12–15 ч)

долгосрочные (четверть, полугодие, год) проекты, требующие времени

для поиска материала, его анализа и т. д.

ЭТАПЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В целом в проектной деятельности младших школьников выделятся

следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:

мотивационный

(учитель

заявляет

общий

замысел,

создает

положительный

мотивационный

настрой;

ученики:

обсуждают,

предлагают собственные идеи);

планирующий

– подготовительный (определяются тема и цели

проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий,

устанавливаются

критерии

оценки

результата

и

процесса,

согласовываются

способы

совместной

деятельности

сначала

с

максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической

самостоятельности);

информационно-операционный

(ученики

собирают

материал,

работают с литературой и другими источниками, непосредственно

выполняют проект; учитель наблюдает, координирует, поддерживает,

сам является информационным источником);

рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют

в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и

процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку,

учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Технология

проектного

обучения

может

быть

эффективно

использована,

начиная с начальной школы. Учитывая возрастные и

психолого-физиологические

особенности

младших

школьников,

при

организации проектной деятельности в начальной школе темы детских

проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из

близких к ним областей.

Опыт работы свидетельствует, что в использовании технологии

проектного

обучения

в

начальных

классах

эффективна

следующая

последовательность приобщения учащихся к проектной деятельности: от

недолговременных (1–2 урока) однопредметных проектов к долговременным,

межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным. Дети

приучаются с начальных классов к публичным выступлениям. Это довольно

сложно для данного возраста. Особого внимания в начальной школе требует

завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта.

Необходимо:

помочь ученикам произвести самооценку проекта;

оценить процесс проектирования;

подготовить проект к презентации.

Особое

значение

проектной

деятельности

в

начальной

школе

заключается в том, что в ее процессе младшие школьники приобретают

социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным

условиям

жизни.

Использование

технологии

проектного

обучения

в

начальной школе способствует развитию таких качеств личности, как

самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность,

настойчивость, толерантность.

II.ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ

Учителя, долгие годы, работающие в школе, знают, какое бесчисленное

количество методов и форм обучения приходило и уходило вместе со

временем. Новое время ставит перед нами новые задачи, неизбежно

требующие поиска новых решений.

Исследовательская деятельность учащихся распространена в основном

в старших классах, но целесообразно вводить основы данной деятельности в

учебный процесс с начальной школы.

Обучение

учащихся

началам

исследовательской

деятельности

возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование,

защиту проектов и рефератов, научно - образовательную и поисково-

творческую

деятельность

при

систематическом

применении

исследовательского

подхода

в

обучении.

Особенностью

организации

исследовательской деятельности в начальном звене школы является то, что в

ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие

дети. Просто уровень исследования будет иным.

Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного

исследования

представляет

собой

поэтапное,

с

учётом

возрастных

особенностей,

целенаправленное

формирование

всех

компонентов

исследовательской культуры школьника:

1.

Мыслительных умений и навыков: анализ и выделение главного;

сравнение, обобщение и систематизация; определение и объяснение

понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение

видеть противоречия;

2.

Умений и навыков работы с книгой и другими источниками

информации;

3.

Умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи.

Хочу рассказать об особенностях, применяемых в моей практике с

детьми при использовании проектной деятельности:

Как куратор и учитель контролирую, направляю и помогаю ученикам в

их исследовательской работе.

Приобщая детей к проектной деятельности, нацеливаю не на результат, а

на процесс. Главное — заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу

деятельности.

Понимаю, что у учащихся начальной школы еще недостаточно знаний,

умений и навыков для правильного оформления продукта своих

исследований. Поэтому моя задача, как педагога – им помочь.

Умелое и последовательное применение метода проектов позволяет мне

развивать у учащихся стремление к самостоятельному открытию новых

знаний,

развивает

творческие

способности,

логическое

мышление,

коммуникативные умения, необходимые каждому человеку для того,

чтобы он мог успешно проявить себя в современной действительности.

Необходимо отметить, что организация работы по методу проектов

учащихся

в

раннем

возрасте

имеет

как

положительные,

так

и

отрицательные стороны. Поэтому я стараюсь регулировать эту работу,

регламентируя

умственные

и

эмоциональные

нагрузки

учащихся,

тщательно контролируя их влияния на здоровье и психику детей.

Так

учащимися

моего

класса

на

протяжении

учебного

года

выполнялись долгосрочные исследовательские проекты:

Индивидуальный исследовательский проект по теме: «Герои мифов и

былин: их сходства и различия»;

Работа в паре – исследовательский проект по теме «Так ли важен

завтрак?»;

Групповой

исследовательский

проект

«Загадки

вокруг

нас

или

удивительные истории простых явлений».

ТВОРЧЕСКАЯ ОБЛАСТЬ

Говоря о творческом типе проектов

хочется отметить, что они не

имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного

результата (газета, фильм, диафильм, праздник), но результаты оформляются

в продуманной завершённой форме (сценарий фильма или праздника, макет

газеты).

Я бы хотела рассказать о создании самодеятельного «диафильма»

силами

учащихся,

который

соотносится

с

самыми

современными

методическими воззрениями, касающимися проектной деятельности детей.

В

практике

педагогической

деятельности

стоит

обратиться

к

исследованию Т.И.Шамовой по проблеме проектного обучения: личностный

смысл деятельности ученика повышает его мотивацию в учении и развивает

творческий потенциал.

Первоочередным условием в работе по созданию самодеятельных

диафильмов

было моё знакомство

с кинематографической природой

диафильма и его связью с медиаобразовательными технологиями.

На предварительном этапе этой работы провела анкетирование

учащихся. Результаты анкетирования позволили перейти к следующему

этапу: уточнить основные сведения о жанре диафильма.

Учащиеся должны понять, что создание диафильма – это не только

интересный, но и полезный вид работы: он помогает быстро вспомнить

художественное произведение и правильно пересказать его.

Затем познакомила детей с определением сценария и других понятий,

связанных с диафильмом: сценарист, иллюстратор, иллюстрация.

Далее

составила

2

группы

разных

видов

заданий,

которые

способствовали достижению конечной цели работы.

1 группа – задания, связанные с составлением сценария:

выделение ключевых слов в тексте, в его частях;

установление связи между ключевыми словами и главной мыслью;

самостоятельное деление текста на части;

озаглавливание частей, выделение главной мысли каждой части и всего

произведения;

составление

простого

плана:

повествовательные

предложения,

вопросы, цитаты;

сопоставление текста с планом;

выборочное чтение по заданию;

чтение с сокращением текста (подготовка к написанию сценария);

чтение, подборка звукового оформления диафильма;

чтение по ролям;

чтение образных слов и описаний;

чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать

устный портрет героя;

сопоставление диафильма с текстом произведения.

2 группа–задания, связанные с иллюстрированием произведений:

нахождение отрывка из текста к предложенными рисунку;

иллюстрация эпизода произведения;

иллюстрация главного в произведении;

картинный план;

сопоставление иллюстрации в книге с описанием автора;

рисование заставки (начала) фильма;

рисование героев произведения, основываясь на описании автора.

Задания 1 и 2 групп можно объединять. После того, как дети будут

хорошо ориентироваться в данных видах заданий, можно приступить к

основной работе – созданию диафильма.

Создаются

«авторские

коллективы»

учащихся

для

организации

групповой работы детей. Группы работают над одной творческой задачей. В

каждой группе дети делятся на «профессии»: сценаристы, иллюстраторы,

критики.

Критики

оценивают

создаваемую

работу

и

помогают

её

совершенствовать. Необходимо, чтобы критиками были дети, пользующиеся

в группе авторитетом.

Существование практики создания таких самодеятельных средств обучения

свидетельствует о педагогической и методической важности и ценности

диафильма как вида средств обучения.

СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМАЯ ОБЛАСТЬ

В данном

виде

проектной деятельности

с самого начала чётко

обозначается результат деятельности, ориентированный на интересы какой-

либо группы людей; требуют распределения ролей участников, плана

действий, внешней экспертизы.

Данный вид проектной деятельности может проходить как в учебной,

так и во внеучебной деятельности. Темы детских проектных работ лучше

выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей.

Так был разработан проект внеклассного мероприятия «Космос с

нами», подготовленный учащимися моего класса.

Моя роль, как учителя в этом проекте – координировать, направлять и

систематизировать работу детей.

Данная работа проходила в несколько этапов (долговременный проект):

1 этап: участие в классном и школьном конкурсе стихов «Что может

быть прекрасней неба»;

2 этап: подготовка к мероприятию: распределение заданий (сочинение

стихотворений, подготовка вопросов и подбор загадок самими учащимися);

3 этап: проведение мероприятия учащимися;

4 этап: анализ (самооценка проекта учащимися).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением

отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому

«проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и

становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к

другим видам прямого или косвенного обучения». Учитывая безусловные

достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10

лет, а также беря во внимание опыт работы, реально и целесообразно его

применение уже в начальном звене школьного обучения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Биржева М.А.

Проектирование в работе с одаренными детьми

младшего школьного возраста /М.А.Биржева// Начальная школа. –

2007. – № 3.

2.

Гилева Е.А. История развития метода проектов в Российской школе /

Е.А.Гилева //Наука и школа. – 2007. – № 4.

3.

Землянская

Е.Н.

Учебные

проекты

младших

школьников

/Е.Н.Землянская //Начальная школа. – 2005. – № 9.

4.

Иванова Н.В.

Возможности и специфика применения проектного

метода в начальной школе /Н.В. Иванова //Начальная школа. – 2004. –

№ 2.

5.

Кальней В.А.

Структура и содержание проектной деятельности

/В.А.Кальней, Т.М.Матвеева, Е.А.Мищенко, С.Е.Шишов //Стандарты и

мониторинг в образовании. – 2004. – № 4.

6.

Конышева, Н.М. Проектная деятельность школьников: современное

состояние и проблемы / Н.М.Конышева //Начальная школа. – 2006. – №

1.

7.

Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников: Книга для

учителя

начальных

классов

/

Н.В.Матяш,

В.Д.Симоненко.

М.:Вентана-Граф, 2007.

8.

Новикова Е.Б. Совместная проектная деятельность детей и взрослых/

Е.Б.Новикова //Начальная школа. – 2008.– № 5.

9.

Орлова

Л.А.

Участие

младших

школьников

в

проектно-

исследовательской работе /Л.А.Орлова //Начальная школа. – 2007. – №

3.

10.Пахомова

Н.Ю.

Что

такое

метод

проектов?

/

Н.Ю.Пахомова

//Школьные технологии. – 2004. – № 4.

11.Рагозинская Н.О. Педагогическое проектирование в инновационной

деятельности

учителей

начальных

классов

/Н.Рогозинская,

Т.Колобякина //Учитель. – 2004. – № 3.

12.Саломатова

О.С.

Становление

коммуникативной

компетентности

школьников

в

ходе

проектно-исследовательской

деятельности

/О.С.Саломатова //Начальная школа. – 2007. – № 7.

13.Щербакова И.В., И.В.Фомина «Портрет кафедры учителей начальных

классов», Волгоград: Учитель, 2009г.



В раздел образования