Автор: Сейдекрамова Гульнар Бекмухамбетовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КГУ Областная спец.школа-интернат для детей с нарушениями слуха
Населённый пункт: Казахстан. Алматинская область. г.Талдыкорган
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "В здоровом теле - здоровый дух! "
Раздел: среднее профессиональное
Коммунальное государственное учреждение«Областная школа-
интернат для детей
с нарушениями слуха города Талдыкорган»
«В здоровом теле-здоровый дух! »
педагог :
Сейдекрамова Гульнар
Бекмухамбетовна
г.Талдыкорган 2021г.
Здоровый человек – это еще и стабильная уверенная личность,
критически оценивающая свои способности и стремящаяся к
самосовершенствованию. Для формирования такой личности требуется
создать благоприятную психологическую атмосферу в семье и научить
ребенка самооценке и продуктивному общению. От знания к пониманию
и навыкам Источники получения знаний о здоровье и факторах, на него
влияющих, могут иметь самое разнообразное происхождение. Занятия
по здоровому образу жизни в школе, беседы с родителями,
познавательные книги, развивающие передачи, участие в
оздоровительных мероприятиях – нужно постараться использовать
максимальное количество источников. Выбирать источники знания о
здоровом образе жизни нужно обязательно с учетом особенностей
психологии школьника.
Для детей среднего школьного возраста информация
будет понятнее, если использовать игровую составляющую, а также
принципы наглядности и эксперимента. Рисуйте схемы, организуйте
игры с включением понятий здорового образа жизни, наблюдайте вместе
с детьми изменения в его организме.
Например, начиная утренние пробежки, вы можете
зафиксировать, сколько минут потребуется ребенку, чтобы пробежать
вокруг дома – не забудьте записать полученный результат. Когда через
месяц регулярных занятий вы сравните свои достижения, то результат
утвердит ребенка в его успехе: теперь он будет знать на опыте,
насколько важна тренированность – а это отличный стимул к
дальнейшим пробежкам. Старшим школьникам важно мнение
авторитетов и мнение сверстников, поэтому для подростков уместным
будет пример кого-то из известных музыкантов, актеров, успешных
сверстников. Организация правильного режима дня Режим дня
школьника должен строиться на балансе трех основных пунктов:
потребностей личности; возможностей организма; желаемых
результатов. Требования к человеку очень высоки, поэтому понятно
желание родителей нагрузить своего ребенка английским
языком ,другими уроками .Однако следует понимать, что возможности
ребенка ограничены – в конце дня он не должен чувствовать себя
измотанным, истощенным. Ошибкой многих родителей является
желание заполнить все свободное время школьника по своему
усмотрению, однако в большинстве случаев такой подход является
глубоко ошибочным. Даже взрослый сформированный человек нуждается
в отдыхе, причем таком, который приносит ему максимальное
удовлетворение – кто-то читает книги, кто-то вяжет или занимается
другим рукоделием, кто-то ходит на рыбалку, а кто-то предпочитает
просто расслабиться за просмотром художественного фильма.
Условия, в которых человек отдыхает и оптимально
восстанавливает свои силы, различаются в зависимости от
особенностей конкретного человека – и ребенок не является
исключением. Скажем больше – школьнику с нарушением речи ,
требуется гораздо больше свободного от занятий времени, которое
необходимо ему для формирования навыков социализации и выражения
своей личности ,а также для реабилитации в обществе.
Большинство людей, и дети не являются исключением, не
способны длительное время работать в режиме критической
интенсивности. Порог выносливости индивидуален, и попытки его
превышения чреваты развитием нервных срывов и формированием
психосоматических заболеваний. Поэтому даже в период подготовки к
экзаменам рекомендуется периодически переключать школьника на
активный отдых, который не только полезен для здоровья, но и
повышает эффективность усвоения информации и облегчает процесс
дальнейшего обучения.
Как определить допустимую загруженность школьника?
Как правило, в дополнение к основным занятиям в школе вполне
достаточно какого-то одного полноценного дела с занятиями 3-4 раза в
неделю. При необходимости можно добавить еще одно занятие в неделю
(например, дополнительные занятия по одному из предметов), однако
при этом обязательно смотрите на самочувствие ребенка. Как
определить перегруженность школьника? У нас в школе работают
медицинские работники ,психолог ,которые в тесном контакте с
педагогами рассматривают нагрузки детей.У школьника нет свободного
времени, которое он мог бы посвятить любимому делу. Он бледен, у него
снижен аппетит. У него утрачен интерес к любимому хобби. Вы видите
потерю жизнерадостности и нормального детского любопытства. Он
необычно рассеян, не может сосредоточиться на простом задании. У
ребенка появились навязчивые движения и другие признаки невротизации
он теребит одежду или волосы, сосет пальцы, грызет волосы, у него
нарушен сон или снятся кошмары.
Кроме разумной интенсивности нагрузки в формировании правильного
режима дня важно соблюдать принцип чередования умственных и
физических занятий. Оптимально, например, если сразу после занятий в
школе ребенок сможет побегать или погулять.
Даже полчаса такого отдыха ускорят и облегчат приготовление
домашнего задания.
Компьютер и телевизор: за и против.
Широкие возможности, предоставляемые сетью интернет и
обучающими компьютерными программами, способствуют развитию
современного школьника, однако не стоит забывать об отрицательной
стороне занятий на ПК. Проблема в том, что большинство школьников
из всех доступных развлечений предпочитают именно компьютер – игры
и общение в социальных сетях, которые при отсутствии родительского
контроля способны поглотить практически все свободное время
школьника. В связи с этим педагоги и врачи настоятельно рекомендуют
родителям правильно организовывать свободное время школьника,
отдавая предпочтение отдыху активному, подвижному,
преимущественно на свежем воздухе.
Школьникам младшего и среднего звена рекомендуется
проводить перед экраном компьютера и телевизора не более 30-60 минут
в день. Родителям любителей онлайн- общения мы бы посоветовали
обратить внимание на возможные проблемы с социализацией у ребенка:
нередко именно проблемы общения со сверстниками приводят к тому,
что школьник часами может просиживать в социальных сетях,
игнорируя возможность реального общения с реальными друзьями
Психическое здоровье – основа здорового тела и успешной личности
Формирование психического здоровья школьника многогранно и имеет
разнообразные способы достижения результатов. Остановимся на
некоторых, наиболее значимых моментах, оказывающих влияние на
психологическое здоровье школьника.
Обстановка в семье
Главным правилом построения взаимоотношений в семье
должно стать взаимное уважение и любовь. Старайтесь советоваться с
ребенком, особенно в тех вопросах, которые касаются лично его – выбор
иностранного языка, спортивной секции, вариантов летнего отдыха.
Выделите школьнику зону ответственности – то, что он должен
делать самостоятельно. Постарайтесь не кричать на него, а
аргументировано высказывать свои требования.
Творчество
Любой человек имеет определенный творческий потенциал,
который должен найти выход, самовыражение. Помогите ребенку
найти свое хобби, выразить свое Я в творчестве. Возможно, это будет
рисование, музыка, вышивка, столярное дело; возможно, писательство, а
возможно, и кулинарные изыскания. Создавая что-то новое, свое, человек
видит результаты своего труда, вкладывает себя в совершенствование
окружающего мира, своего жилища. Укрепление веры в свои силы
Отличным стимулом к любой деятельности является разумная похвала.
Сделал ли школьник уроки, помыл ли посуду, помог ли младшей сестренке
– не забывайте показать свое позитивное отношение к результатам его
деятельности. Однако помните о разумности.
Например, при оценке рисунка не приравнивайте творение
ребенка к работам великих художников – такая неадекватная оценка
неминуемо приведет к разочарованию и загубит стремление к
дальнейшему совершенствованию. Отметьте положительные стороны
рисунка – правильные пропорции, хорошо подобранные цвета, но не
забывайте и о критических замечаниях, в формулировании которых
будьте осторожны и не используйте обидных сравнений.
Тренировка выносливости и самоограничение
Достижение успеха невозможно без самоограничения и интенсивного
труда – ребенок должен это понимать и делать над собой усилия в этом
направлении.
Рациональная свобода
Школьный период – это время перехода к взрослой жизни, время
формирования самостоятельности. Старайтесь постепенно
«отпускать» своего ребенка, давая ему возможность самостоятельно
принимать решения. Несомненно, не получиться обойтись без
ограничений и запретов, однако оставляйте ребенку поле для
самостоятельности в рамках установленных правил.
Это укрепляет веру в себя, приучает к ответственности за свои
поступки, что в конечном итоге способствует развитию полноценной
здоровой личности. Умение отдыхать и расслабляться Да, отдыхать и
расслабляться тоже надо уметь.
Покажите своему ребенку простые упражнения на
переключение внимания: найти удобное положение и расслабить все
мышцы, закрыть глаза и представить черное полотно, выполнять
дыхательную гимнастику, потянуться. Помогайте школьнику
организовывать свободное время, чтобы оно проходило с пользой и
приносило ему удовольствие. Будем мудры, внимательны и терпеливы к
своему ребенку – так мы поможем ему вырасти здоровым и успешным.
Здоровье человека-это главная ценность в жизни.
Вся наша жизнь-это территория здоровья!
Хорошее здоровье-основа долгой, счастливой жизни.
Цели и задачи здорового образа жизни: Сформировать у
учащихся понятие о здоровом образе жизни ,выработать
ответственность за своё здоровье, научить сохранять и
укреплять здоровье.
Для детей с нарушением слуха: спорт, правильное
питание, правильный режим дня, сон-все эти факторы играют
большую роль. Мы, педагоги, должны развивать детей
разносторонне, чтобы они себя не чувствовали ущемлёнными,
особенно, большое внимание необходимо обратить на здоровый
образ жизни.
Здоровый образ жизни предполагает оптимальный
режим труда и отдыха, питание, двигательная активность,
личная гигиена, закаливание, любовь к близким, позитивное
восприятие жизни. Здоровый образ жизни в целом ,физическая
культура, спорт, становятся социальным феноменом,
объединяющей силой и национальной идеей, способствующей
развитию сильного государства и здорового общества.
Здоровье детей является важным показателем
социального благополучия ,нормального экономического
функционирования общества ,важнейшей предпосылкой
национальной безопасности страны .
По определению Е.Г. Речицкой ,здоровье-это такое
качество жизненного процесса, когда оно закономерно и
оптимально осуществляется в природной и социальной среде и
обогащается внутренним миром человека. Для человека эта
среда является адекватной гигиенической средой и здоровым
образом жизни.
Экологические и психологические перегрузки, массовый
информационный прессинг, ослабление школы и семьи-всё это
отрицательно влияет на состояние здоровья подрастающего
поколения. Ключевым условием для минимизации воздействия
отрицательных факторов современного мира на здоровье детей
является сознательное соблюдение ими принципов здорового
образа жизни и мотивации на его ведение является одной из
задач здоровье сберегающих образовательных технологий .
По словам Н.К.Смирнова, здоровье сберегающие
образовательные технологии –это системный подход к
обучению и воспитанию ,построенный на стремлении педагога
не нанести ущерб здоровью учащихся.
При обучении детей с нарушениями слуха испытывают
более высокую физическую ,интеллектуальную и психическую
нагрузку ,вследствие чего может возникать состояние
неуверенности в себе и тревожности.
Не малую роль в формировании здорового образа жизни у
школьников не взирая на то, что школа является
интернатом ,играют родители. Поэтому педагоги должны
работать в тесном контакте с родителями, оповещать, на
какие секции ,кружки ходят их дети.
Мы с учащимися ,ездили в город Нур-Султан ,там
проводилась выездная « Дельфийская школа искусств» «Жастар
жалыны».Мастер-классы проводились в Коргалжынском
заповеднике .Профессионалы своего дела учили актёрскому
мастерству, хореографии, исполнению жестовых песен. Также
в программе этих курсов была экскурсия в заповедник
«Коргалжын»,экскурсовод много интересного поведал о редких
животных ,птицах, рыбах, обитающих в тех краях и мы узнали
о том, что символом края является птица «розовый фламинго».
Ребята приняли активное участие на этом конкурсе и им
выдали сертификаты с памятными подарками.
Дети раскрепостились,каждый день общались с
другими детьми,появились новые друзья, общие интересы .После
этой поездки,Саймасай Рахат, Рустем Мейржан,Прокудин
Денис участвовали в соревнованиях по борьбе в спорт/комплексе
«Жастар»-это чемпионат Казахстана,где Саймасай Рахат
занял 3-е место- это 1-ая медаль в классе в спортивных
соревнованиях такого уровня,затем Рахата взяли в сборную
команды школы на соревнования по футболу в г.Петропавловск.
Саймасай Рахат является кандидатом мастера спорта.
Наши девочки тоже не отстают от мальчиков, Сансызбай
Зарина, Шульгина Дарья,Нургалык Айерке участвовали в
конкурсе « Жулдызай» на выставке ручной
работы ,руководитель :Кульбаева М. ,они сделали поделки
своими руками и были награждены грамотами и памятными
подарками.
Мальчики с тренером Керимбаевым Д.Т.ездили в
г.Чимкент на подготовку к чемпионату Казахстана.Детям
очень понравился город,тёплый, гостеприимный, со своими
достопримечательностями, детям организовали досуг в горы, у
них остались очень интересные впечатления, расширился
кругозор, они неустанно об этом говорили, рассказывали своим
одноклассникам,друзьям, родителям.
Заключение
Такие позитивные моменты в жизни, хорошо
влияют на здоровье, я думаю, что все хорошие эпизоды навсегда
останутся в памяти детей!!!
Решение проблемы сохранения здоровья учащихся
невозможно без формирования у них твёрдой установки на
ведение здорового образа жизни, что в свою очередь,
невозможно без любви, таланта и объединённых условий
педагогов ,медицинских работников и родителей.
Я призываю всех педагогов,активно работать в этом
направлении и тогда наши дети будут чувствовать себя
полноценными членами общества!!!
Открытое занятие на тему:
« В здоровом теле-здоровый дух!»
Цели: 1)Продолжать знакомить учащихся с понятием «здоровье
человека»,с положительными и отрицательными факторами,которые
влияют на здоровье;2)Развивать, память,мышление;3)Развивать
речь,слуховое восприятие учащихся;
4)Воспитывать интерес к своему здоровью.
Ход:1)Организационный момент.
/В:Будем делать речевую зарядку /
В:/Говорите хорошо,следите за звуками,за ударением,не забудьте
безударную о говорить как а
2)Речевая .зарядка
Все: Где здоровье, там и я.
Со здоровьем мы друзья.
Сила нервы бережёт,
Сила мужество даёт.
Спорт нам только помогает
Он здоровье укрепляет.
В: Ребята,встаньте в 2 круга и давайте скажем друг другу комплименты
Денис:Даша,ты красивая,умная!
Зарина:Рахат,ты симпатичный,обоятельный!
Рахат:Айерке,ты добрая,привлекательная!
Айерке:Денис,ты смелый,весёлый!
Мейржан:Зарина,ты заботливая,добрая!
Дарья:Мейржан,ты сильный,отзывчивый!
В:От хороших комплиментов у вас поднялось настроение.От
хорошего настроения зависит наше здоровье!
3)В:Сегодня будем говорить о здоровье
Давайте вспомним главные положительные факторы здоровья
Денис:Часто закаляться! Рахат:Спортом заниматься!
Зарина:Соблюдать режим дня! Дарья:Правильно питаться!
Мейржан:Много двигаться! Айерке:Делать зарядку!
В:Молодцы ,знаете положительные факторы здоровья
В:Тема занятия «Наше здоровье –в наших руках»
/ 4)В: Посмотрите на картинки и скажите что делают люди?/
Рахат:Девушка бегает
Дарья:Ребята идут в поход
Айерке:Мальчик загорает
Восп:Эти люди закаляются,занимаются спортом,ведут здоровый образ
жизни
/ В:Как поступают эти дети?/
Мейржан:Мальчик курит сигарету
Денис:Мальчики пьёт пиво
Зарина:Мальчик нюхает клей
/ В:Эти дети правильно поступают?/(нет)
/ В:Почему?/
Рахат:Не правильно,нельзя курить,пить алкоголь,нюхать клей
Дарья:Не правильно,это вредно для здоровья
В:Да,правильно,алкоголь,никотин,клей плохо влияют на здоровье
5)Давайте покажем сценку «Витамины»
Автор:Однажды Рахат сел учить таблицу умножения и никак
не может её выучить
Рахат:Не могу выучить таблицу умножения .Сколько будет если шесть
умножить на восемь???Как выучить?Голова болит...
Автор:Тут пришли друзья Дарья с Денисом
Денис:Пошли играть в футбол!
Рахат:Надо учить таблицу умножения
Дарья:Тебе надо кушать витамины,тогда у тебя память будет лучше
Денис:На тебе витамины(даёт овощи и фрукты)
Рахат:Спасибо,буду кушать фрукты и овощи!!!!
Автор:Друзья помогли Рахату,принесли ему овощи и
фрукты,чтобы у Рахата память была лучше и ушли.Тут с работы
пришла мама
Зарина:Что ты делаешь?
Рахат:Я ем фрукты и овощи
Зарина:Вот даёшь!Ты всё это съел?
Рахат:Ты же сама сказала,что мне нужны витамины и мне друзья вот
принесли.Но их так много,я ем и ем!!!
Зарина:Я тебе принесла витамины(даёт)
Рахат:Так малооо?
Зарина:Почему мало?Тебе на месяц хватит!Вот попробуй,они очень
полезные
Рахат:И вкусные.А можно ещё?!
Зарина:Нет,нет.Одной витаминки в день достаточно
Зарина:Давай проверим твою таблицу умножения.Если вы вдвоём с
Денисом в день съедаете две витаминки,сколько вы съедите за девять
дней
Рахат:Восемнадцать .
Зарина:Вот это да !!!
Рахат:Витамины помогают.
В:У меня есть секретный цветок,но он раскроется только тогда,
когда вы ответите на вопросы
(Берут по лепестку и отвечают на вопросы)
В:Что не мог выучить Рахат?
Рахат: Таблицу умножения.
В:Как помогли ему друзья?
Дарья: Они принесли ему фрукты и овощи
В:Зачем принесли ему фрукты и овощи?
Мейржан: Чтобы память была лучше
В:Что делал Рахат?
Зарина:Рахат съел все фрукты и овощи
В :А что принесла мама?
Денис: Она принесла витамины.
В:Помогли Рахату витамины?
Айерке:Да,помогли.
В:Посмотрите ребята,цветок раскрылся
В:А что полезнее фрукты,овощи или витамины в аптеке?
Зарина:Летом полезны фрукты,овощи,а зимой витамины в аптеке
В:Правильно,ребята,надо много кушать витаминов.Летом -
фрукты,овощи,а зимой покупать в аптеке витамины.Они укрепляют
иммунитет.
6).Ребята,давайте разделимся на 2 группы,у вас есть эмблемы,найдите
своих друзей(дети садятся по цвету эмблем своих друзей)
В:Пересядьте по группам
В:В конвертах у вас есть факторы ,которые положительно и
отрицательно влияют на здоровье, разделите их
(Рахат,Мейржан,Айерке-) 1-я группа
1-Положительные факторы здоровья
(Закаливание,хорошее настроение,спорт,правильное питание,сон)
(Рахат читает)
(Зарина,Дарья,Денис)- 2-я группа
2- Отрицательные факторы здоровья
(Алкоголь,курение,наркомания,токсикомания,переедание)
(Зарина читает)
В:Молодцы,знаете факторы здоровья
7)В:Сейчас игра «Закончите пословицу»
1-От хорошего сна.....(молодеешь)
2-Сон-лучшее...(лекарство)
3-Чистота-...(залог здоровья)
4-Если хочешь быть здоров...(закаляйся)
5-В здоровом теле-..(здоровый дух)
6-От сладкой еды-...(жди беды)
В:О чём эти пословицы?
Дарья: О здоровье
8)В:Посмотрите Ералаш «Диета»
В:Как делала Зинка?
Дарья:Она много кушала
В:Чем заинтересовалась Зинка?
Рахат:Зина захотела сесть на диету
В:Почему Катя предложила Зине такую диету?
Айерке:Потому что она много ела
В:Какая плохая привычка была у Зины?
Мейржан:Переедание.
В:Как нужно питаться?
Рахат:Не переедать
В:Какой образ жизни ведёт Катя?
Зарина:Здоровый образ жизни
В:Ребята,а вы какой образ жизни ведёте?
Рахат:Я занимаюсь спортом:футболом,борьбой.
Денис:Я занимаюсь борьбой.
Мейржан:Я люблю футбол.
Айерке:Я летом купаюсь.
Зарина:Я занимаюсь спортом,летом закаляюсь,загараю.
Дарья:Я отдыхаю на свежем воздухе
В:Да,ребята,надо вести здоровый образ жизни,заниматься
спортом,правильно питаться,во время спать и тогда вы будете здоровы.
9)Физ.минутка.
В:Теперь вы знаете,как вести здоровый образ жизни
10)Сейчас вы ответите на вопросы .
1.Назовите хорошие показатели здорового образа жизни
А . Не соблюдение режима дня
Б. Курение
В. Занятие спортом
2. Что человеку помогает прожить здоровым до старости?
А. Тяжёлый физический труд
Б. Здоровый образ жизни
В. Вредные привычки
3. Что надо делать, чтобы быть закалённым?
А. Ничего не делать
Б. Заниматься физкультурой
В.Не закаляться ,а только говорить об этом
4.Кто ведёт здоровый образ жизни?
А. До ночи играет в компьютерные игры
Б. Прячется ,чтобы покурить
В. Ходит на спортивные кружки
5.Как надо правильно питаться ?
А.Есть много и всё подряд
Б.В меру кушать здоровую пищу
В.Есть только сладости
6. Что такое двигательный режим школьника ?
А .Физические упражнения
Б. Чтение книг
В. Просмотр спортивных передач .
11)В:У вас на столах ладошки со словами, связанные со
здоровьем. Давайте из этих ладошек сделаем солнышко,
прикрепите их
(Надо заниматься спортом ,закаляться, правильно питаться,
соблюдать режим дня, много двигаться, употреблять витамины)
В:Посмотрите,какое получилось красивое солнышко?
Зарина :На каждой ладошке есть слова о здоровье
В:Да,на ладошках есть слова о здоровье, а солнце даёт нам энергию,
силу ,здоровье.
В:Надо всегда помнить об этих словах и жить, быть здоровыми, не
болеть
12) Рефлексия на занятии:
-Я узнал(а)......
-Я понял(а).....
-Мне понравилось.....
-Моё настроение....
Рахат:Мне понравилось играть в сценке
Зарина:Я узнала ,что бывают вредные привычки
Дарья:Я поняла,что надо больше закаляться,чтобы не болеть.
Айерке: Мне понравилась физ.минутка.
Мейржан Мне понравился ералаш.
Денис: Моё настроение хорошее.
13)В:Я вам раздам листочки,вам надо сделать самолётики,
написать на них друг другу пожелания и дать их
Дарья-Денису: Желаю тебе здоровья!
Рахат-Айерке:Желаю тебе удачи!
Зарина-Мейржану:Будь смелым,ловким!
Денис- Айерке :Желаю добра!
Мейржан-Дарье:Будь весёлой,не болей!
Зарина -Рахату:Желаю хорошего настроения!
В:Давайте подарим нашим гостям подарки с витаминами,чтобы
все берегли своё здоровье и помнили,что наше здоровье-в наших руках!!!