Напоминание

Работа над исправлением типичных недостатков в исполнительском аппарате обучающихся по классу фортепиано


Автор: Кобелева Елена Геннадьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Школа искусств 2 им. Т. Г. Сафиулиной"
Населённый пункт: город Усть-Илимск
Наименование материала: Презентация открытого урока
Тема: Работа над исправлением типичных недостатков в исполнительском аппарате обучающихся по классу фортепиано
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Школа искусств №2 им. Т. Г. Сафиулиной

г. Усть-Илимск

План-конспект урока

преподавателя по классу фортепиано

Кобелевой Е.Г.

Презентация урока

Дата: 27.01.21г.

Фамилия, имя учащегося: Волгина Александра, Лысцова Наталья.

Образовательная программа: Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа «Хоровое пение»

Учебный предмет: музыкальный инструмент (фортепиано)

Класс: первый, седьмой.

Тема урока: Работа над исправлением типичных недостатков в исполнительском аппарате обучающихся по классу фортепиано.

Тип урока: комбинированный (получение новых знаний, закрепление и применение полученных ранее знаний на практике).

Вид урока: традиционный.

Цель: сформировать двигательно-технические умения и навыки, способствующие исправлению недостатков в исполнительском

аппарате обучающихся.

Задачи:

Образовательные:

- научить направлять внимание ученика, при игре на инструменте, на собственные ощущения, на основе кинестетического опыта;

- обучить естественным и эффективным упражнениям, способствующим освобождению исполнительского аппарата;

- освоить приемы работы на преодоление мышечных зажимов;

- научить различать и отбирать необходимые, сбалансированные движения, требуемые в изучаемых произведениях;

Развивающие:

- развить самостоятельность в работе над устранением лишних напряжений.

Воспитательные:

-

воспитать осознание необходимой свободы и естественности исполнения во время игры на инструменте.

Место урока в решении задач обучения, воспитания и развития: урок освоения естественных и сбалансированных приемов,

упражнений, а также методов работы, способствующих формированию свободного исполнительского аппарата.

В процессе занятия, преподаватель учит направлять внимание обучающихся на собственные ощущения, на личные

открытия естественных, правильных ощущений, воздействуя на тело и психику учеников. Обучающиеся начинают понимать

движение за инструментом через ощущение своего тела и связь его частей.

В процессе работы происходит обобщение и систематизация полученных ранее знаний, умений и навыков, а также изучение

нового материала, вырабатывается самостоятельность ученика в выборе необходимых, естественных движений во время игры на

инструменте.

Образовательные технологии, применяемые в ходе урока: личностно-ориентированное обучение, развивающее обучение,

принципы здоровьесберегающей технологии.

Методы:

Словесные: объяснение, метод наводящих вопросов, устный разбор.

Наглядные: показ преподавателя, метод демонстрации.

Практические:

упражнения направленные на формирование свободного исполнительского аппарата, а также преодоление

мышечных зажимов: «Качелька», «Колобок», дуговые упражнения и др., метод «отдаляемости».

Оборудование:

Фортепиано (два инструмента), два стула, подставка на стул для обучающегося, подставка для ног, нотные сборники

.

План урока

I. Организационный этап (1-2 мин)

II. Подготовительный этап (3-5 мин)

III. Основной этап (25-30 мин)

Посадка за инструментом (ощущение правильной опоры, соблюдение активной осанки).

Упражнения «Новая кукла» (активная осанка), «Сломанная кукла» (пассивная осанка);

Работа над формированием свободного исполнительского аппарата с помощью приемов и упражнений, направленных на

преодоление мышечных зажимов:

- упражнение у инструмента поднятие себя с опорой на пальцы (правильное ощущение 3 точек опоры во взаимосвязи,

пружинности всего тела);

- упражнение «Качелька» (ощущение верного соотношение между покоем и активностью в руке);

- упражнение, помогающее почувствовать свободу ладони, как условие, обеспечивающее независимость пальцев;

- дуговые упражнения (ощущение цельности всей руки);

- упражнение «Колобок» (ощущение полной свободы, отсутствие самоконтроля).

- в изучаемых произведениях применить метод «отдаляемости», способствующий освобождению рук.

С. Ляховицкая «Где ты, Лёка»

И. Бах Куранта из «Французской сюиты №2» c-moll

IV. Заключительный этап. (3-5 мин).

Ход урока

Деятельность преподавателя

Деятельность учащегося

I. Организационный этап

Преподаватель здоровается с присутствующими, представляет

обучающихся.

Обучающаяся Волгина Александра готовится к занятию

(дневник, ноты, посадка за инструментом).

II. Подготовительный этап. Введение.

Преподаватель сообщает тему урока, цели и задачи.

В методическом сообщении, раскрывает причины технических

трудностей у обучающихся, обусловленных проблемой мышечных

напряжений, т.е. отсутствием свободы, как мышечной, так и

психической.

Сообщает,

что

основным

условием

развития

исполнительского мастерства у пианиста является совершенство

владения

своим

телом

при

игре

на

инструменте,

полной

адекватности физических движений, их естественности и свободы.

Свобода

-

цель

исполнительской

техники,

способ

её

существования, её качество. То есть свобода, как необходимое

условие

исполнительской

техники,

должна

присутствовать

изначально. Но всегда ли так бывает при игре на фортепиано? В

чем

причина

технических

трудностей

у

исполнителя?

Все

авторитетные специалисты едины во мнении, что основная

проблема заключается в излишних мышечных напряжениях, т.е. в

отсутствии

свободы

как

мышечной

(физической),

так

и

психической.

В

процессе

игры

на

фортепиано

ученикам

приходится

осваивать

совершенно

новые,

непривычные

двигательные

приемы;

более

того,

целые

комбинации

и

Обучающаяся слушает сообщение преподавателя.

последования этих приемов. Это трудно, отсюда внутренние

зажимы, представляющие собой естественные реакции организма

на трудности. Зажим – это остаточное сокращения мышц, которое

не чередовалось с расслаблением, это нарушение баланса в

деятельности наших мышц.

Часто педагогами остается незамеченным такой важный

фактор, как психология ученика. Некоторые ученики начинают

сковываться, зажиматься, еще не начав играть. В данном случае,

следует обратить внимание на причины такого характера, как

стеснительность, неуверенность в себе или страх. Преодолеет их

ученик – исчезнет и скованность. Вывод: урок следует вести

только спокойным тоном, какое бы ни было настроение, найти в

себе силы встретить ученика доброжелательно, то есть в первую

очередь наладить контакт с учеником. Важно добиться, чтобы на

урок ученик шел без всякой скованности и страха.

Далее преподаватель перечисляет наиболее типичные

недостатки

пианистического

аппарата,

которые

будут

рассмотрены в открытом уроке: зажатость плечевого пояса,

предплечья, фиксированного запястья. Сообщает, что напряженно

поднятые плечи являются также следствием отсутствия опоры в

пальцах,

неумения

опираться,

погружаться

в

клавиатуру,

отсутствия ощущения непрерывной связи свободно управляемой

руки через конец пальца с клавишей (контакт с клавиатурой). Не

умея пользоваться при звукоизвлечении весом руки и ощущая

слабость своих еще не окрепших пальцев, ученик старается

преодолеть ее, зажимая руку. Чем сложнее пьеса, тем больше

звука

требуется,

тем

сильнее

ученик

зажимается,

приспосабливается к неправильной игре.

III. Основной этап. Практическая деятельность.

Первый раздел

Урок начинается с посадки за инструментом (посадка является

одним из главных условий правильной, скоординированной

работы всего тела во время игры, обеспечивает легкость в руках,

«состояние парения»).

Преподаватель просит ученицу «перекатить» опору с копчика на

опору, находящуюся меж бедер. Ощущение правильной опоры

(активная осанка).

Преподаватель демонстрирует обучающейся упражнения «Новая

кукла» - активная осанка, «Сломаная кукла» - пассивная осанка.

Для ощущения цельности, взаимосвязи точек опоры во время игры

на

инструменте,

преподаватель

создает

ситуацию,

когда

обучающаяся

сама

определяет

точки

опоры.

Предлагает

выполнить упражнение у инструмента поднятие себя с опорой на

кончики

пальцев.

Демонстрирует

упражнение,

предлагая

опереться на кончики пальцев и встать на ноги.

Преподаватель, обращается к обучащейся с вопросом: «Таким

образом, сколько точек опоры у пианиста во время игры?».

Обучащаяся

сидит,

прогнув

поясничный

отдел

позвоночника назад, спина имеет дугообразную форму,

корпус отстранен от инструмента, грудь впалая - пассивная

осанка (расслабленная осанка).

Обучающаяся выполняет задание,

спина автоматически

выпрямляется, корпус слегка приближается к инструменту,

и получает возможность легко наклоняться вперед, назад,

вправо, влево, что крайне необходимо при игре на

инструменте.

Обучающаяся повторяет упражнения, сравнивает свои

ощущения

и

выбирает

для

себя

правильный

ответ.

Фиксирует новое состояние посадки, позвоночника, бедер,

отметив его, как приятное открытие, сохраняет активную

осанку.

Обучающаяся

выполняет

упражнение,

которое

дает

правильное

ощущение

точек

опоры,

готовности

к

действию,

пружинности

всего

тела.

Осознает

на

собственном кинестетическом опыте значение слов «опора

в кончиках пальцев».

Ответ: «Три точки опоры. Ноги, ягодицы и кончики

пальцев.

Второй раздел

Преподаватель предлагает обучающейся вспомнить

принцип

звукоизвлечения на инструменте, задав вопрос, как рождается

звук на фортепиано.

Преподаватель,

обращает

внимание

обучающейся,

что

звук

извлекается именно из струны, а не их клавиши. Объясняет, что

звучащая часть фортепиано – струна. Предлагает обучающейся

просто постучать по клавише, не нажимая ее и обратить внимание

на звук, охарактеризовать его.

Для ощущения слитности пальца с клавишей, преподаватель

рекомендует выполнить упражнение «Качелька». Предлагает

прикоснуться к клавише, почувствовать соединение с ней и

покачаться, не отрываясь от неё. Таким образом, преподаватель

дает

обучающейся

переживание

собственного

осязательного

опыта и фразами «ты почувствовала, как это легко» наталкивает

на

нужные

ощущения,

которые

помогают

обучающейся

расслабиться внутренне и направить внимание в кончики пальцев.

Преподаватель

предлагает

выполнить

упражнение

на

независимость пальцев. Объясняет, что независимость пальцев

обеспечивается свободой ладони, которая всегда присутствует при

игре. Предлагает поэкспериментировать – зажать ладонь и

проанализировать,

что

происходит

с

пальцами.

Затем,

преподаватель предлагает обучающейся положить руку на колено,

почувствовать мягкость ладони, затем перенести ладонь на

клавиатуру.

Ответ

обучающейся:

«Звук

извлекается

с

помощью

молоточка, ударяющего по струне. Молоточек приводится

в движение с помощью клавиши».

Обучающаяся осознает момент, что звук извлекается из

струны, а клавиша - это лишь рычаг, продолжение пальца.

У обучающейся пропадает желание стучать, бить по

клавише, давить на нее, зажимая руку.

Обучающаяся выполняет упражнение, не отрывая пальца

от поверхности клавиши, чувствуя ее упругий механизм, и

свободный

ход

вверх.

У

обучающейся

возникает

правильное соотношение между покоем и активностью в

руке, ощущение кончиков пальцев.

Обучающаяся

анализирует

возникшие

ощущения

«напряжения и стянутости», «окостеневшей руки». Затем

кладет руку на колено, чувствует мягкость ладони, её

свободу

как

условие,

обеспечивающее

независимость

пальцев друг от друга.

Третий раздел

Дуговые упражнения – направлены на ощущение цельности плеча,

предплечья, кисти, запястья, пальцев. Взятие звуков через октаву,

на последний – погружение весом всей руки. Преподаватель

контролирует

свободу

всей

руки.

При

этом

предлагает

обучающейся представить, что она переносит в руке маленького

человечка, у которого не должны болтаться ни ножки, ни ручки,

ни голова. Преподаватель объясняет, что состояние собранности

не противоречит состоянию свободы, т.к свобода обеспечивается

готовностью к действию всего организма и сбалансированной

работы разных мышц (мышцы спины наиболее сильные, они

держат позвоночник, поэтому при прямой спине руки легкие, они

отдыхают, т.к. спина берет на себя большую ответственность).

Далее

преподаватель

предлагает

усложнить

упражнение

увеличить диапазон между звуками, увеличить размах руки,

приучая к еще большей свободе руки. Сравнивает руку с крылом

птицы.

Физминутка

(применение

на

уроке

принципов

здоровьесберегающих

технологий).

Использование

данных

технологий позволяет равномерно во время урока распределять

различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность

с

физминутками,

проводить

построение

урока

с

учетом

работоспособности

ученика,

что

положительно

влияет

на

результаты в обучении, а также на сохранение и укрепление

здоровья обучающихся.

У

обучающейся

возникает

естественная

потребность

сберечь

то,

что

несешь,

в

движении

возникает

целенаправленность,

собранность,

запястье

становится

единым с предплечьем и ладонью.

Обучающаяся

выполняет

упражнение,

ощущая

еще

большую свободу руки, на опорных звуках рука отдыхает.

Естественный, свободно льющийся звук свидетельствует о

ненапряженном состоянии рук.

Обучающаяся выполняет двигательные упражнения для

расслабления плечевого пояса и освобождения корпуса:

«Часть руки», круговые движения рук через верх, в

стороны и др.

Четвертый раздел

Преподаватель

сообщает,

что

методы,

способствующие

освобождению

рук,

следует

находить

непосредственно

в

Обучающаяся исполняет произведение С. Ляховицкой «Где

ты, Лека?» В произведении перекрестное движение рук,

изучаемых произведениях.

Рекомендует

применить

метод

«отдаляемости»,

предлагает

партию левой руки поиграть двумя октавами ниже. При работе

таким методом движения рук становятся более естественными и

свободными, а при возвращении к первоначальному исполнению

эта свобода остается.

Преподаватель приглашает к инструменту учащуюся 7 класса

Лысцову Наталью, предлагает поработать над первой частью

Куранты из «Французской сюиты №2» c-moll И.С Баха, используя

метод

«отдаляемости».

Преподаватель

предлагает

обратить

внимание на смысловое членение музыкальной ткани - шесть

восьмых нот под лигой. Применяя объединяющие движение по

шесть нот, исполнять интонационные мотивы в разных октавах.

При работе таким методом движения рук становятся более

естественными

и

свободными,

а

при

возвращении

к

первоначальному исполнению эта свобода остается.

партия левой руки выписана во второй октаве, что не

совсем удобно, обучающаяся поднимает левое плечо.

Далее исполняет пьесу, применяя метод «отдаляемости»,

движения

рук естественны и свободны, плечи не поднимаются.

Обучающаяся,

применяя

объединяющие

движения,

исполняет интонационные мотивы по шесть нот в разных

октавах. Движения рук укрупняются, они естественны и

свободны.

IV. Заключительный этап. Выводы. Домашнее задание.

Преподаватель благодарит учениц за внимание и инициативу,

проявленные в ходе урока, предлагает проанализировать урок и

сформулировать выводы.

Преподаватель

проговаривает

домашнее

задание:

Волгиной

Александре закрепить освоенные упражнения, в произведении

«Где ты, Лёка?» применять метод «отдаляемости», а также по

возможности

уметь

применить

данный

метод

в

других

произведениях учебного репертуара. Лысцовой Наталье, также

применять в работе метод «отдаляемости».

Преподаватель рекомендует направлять внимание, при игре на

инструменте, на собственные ощущения, на личные открытия

естественных, правильных ощущений. Направляя свое внимание

Обучающиеся обобщают материал урока, отмечая, что

используемые в процессе урока упражнения, приемы и

методы работы, помогут им в дальнейшей самостоятельной

работе над другими произведениями учебного репертуара.

на

собственные

ощущения,

обучающаюся

одновременно

успокаиваются и становятся готовыми слышать себя, т.е. слышать,

что

получается

в

результате

верных,

свободных,

сбалансированных движений.

Список используемой литературы:

1.

Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство – Л.: Музыка, 1974.

2.

Дроздова М. Уроки Юдиной. М.: Классика - XXI, 2006.

3.

Доманина Е.П. Психологическая и физическая свобода – основа для успешного развития исполнительской техники.

Международный сборник научных трудов. Иркутск 2005.

4.

Крюкова В.В. Музыкальная педагогика - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

5.

Либерман Е. Работа над техникой. М.: Классика-XXI, 2003.

6.

Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Классика-XXI, 2004.

7.

Савшинский С.А. Работа пианиста над музыкальным произведением - М.: Классика – XXI, 2006.

8.

Тимакин Е. М. Воспитание пианиста. М.: Советский композитор, 1989.

9.

Шмидт-Шкловская А.А. О воспитании пианистических навыков. Л.: Музыка, 1985.

27.01.2021 г.

Преподаватель МБУ ДО «Школа искусств №2 им. Т.Г. Сафиулиной»:

КобелеваЕ.Г.



В раздел образования