Напоминание

Использование краеведческого материала в работе учителя начальных классов


Автор: Антипина Анна Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Амгинская СОШ № 1 им. В.Г. Короленко с УИОП"
Населённый пункт: с. Амга Амгинский район Республика Саха Якутия
Наименование материала: статья
Тема: Использование краеведческого материала в работе учителя начальных классов
Дата публикации: 05.05.2021
Раздел: начальное образование





Назад




«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»

Антипина Анна Александровна

учитель начальных классов «МБОУ Амгинская СОШ № 1 им. В. Г. Короленко

с углубленным изучением отдельных предметов

Школьное краеведение- одно из важных средств обучения и воспитания. Оно содействует

нравственному, эстетическому, патриотическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и

развитию их способностей. Краеведение помогает приблизить школьное обучение к проблемному

пониманию материала, к самостоятельной исследовательской работе. Вместе с тем историчеcкое

краеведение воспитывает у школьников любовь к родному краю, гордость за его прошлое и

настоящее - качества, на основе которых формируется гражданственность, гордость за свою Малую

Родину. Исходя из этого разработан авторский Проект «Мои знания-моё духовное богатство» («Мин

билиим - быстыбат ситимим») для учащихся начальных классов

.

В процессе изучения краеведения

учитываются все местные ценные природные объекты, исторические памятники, исторические

события Амгинского района. Знакомство с природой и экологией Амги, с выдающимися людьми,

прославившими Амгинский район своими достижениями в науке, культуре и в производстве.

Новизна работы заключается в объединении биологического, исторического, культурного,

художественного подхода к изучению природных объектов и народной культуры родного края.

Одним из важных направлений краеведческой работы

- это работа

по музейному

краеведению

(изучение

родного

края

на

базе

школьного

краеведческого

музея

имени

Л.В.Киренского). В ознакомлении музейного материала большую помощь оказала руководитель

школьным музеем Бессонова В.Н., где нами изучены разделы «Этнография», «История Амгинского

улуса», «Известные люди нашего района», которые очень заинтересовали детей. Впереди предстоит

изучение раздела «Палеонтология».

Ведущей педагогической идеей является максимальная помощь ученику в познании истории

и особенностей родного края. Чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность.

Деятельность, таким образом, выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных

процессов. На занятиях создается учебная ситуация. Используются разнообразные формы, методы и

приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. Задаются задачи

и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-

оценочной деятельности у обучающихся). На занятиях выполняются специальные задания для

решения коммуникативных задач. Учащиеся обучаются правильно формулировать вопросы,

выражать собственную позицию, осуществлять рефлексивное действие. Создается атмосфера

сотрудничества, психологического комфорта.

Для реализации образовательных целей проекта используются современные инновационные

технологии:

- личностно-ориентированные;

- здоровьесберегающие;

- информационно-коммуникативные;

- технология деятельностного метода.

Личностно-ориентированные технологии. Разрабатываются разноуровневые задания. К

каждому ученику проявляется индивидуальный подход.

Здоровьесберегающие

технологии.

Правильно

сопоставляю

учебную

нагрузку

с

индивидуальными особенностями учащихся для сохранения их здоровья.

Информационные технологии. Компьютерная технология применяется в оформлении презентации,

для показа видеороликов, фотографий и наглядных пособий.

Деятельностный метод. На занятиях применяются игры: познавательные «Кто живёт в

лесу?», «Колесо истории», занимательные «Знатоки родного края», «Родные просторы»,

театрализованные (инсценировка сказки «Глупый мышонок»), компьютерные игры «Когда-то и

сейчас», «Наблюдатель». Проводятся различные творческие конкурсы и тематические олимпиады,

викторины на темы «Знаешь ли ты свой родной край?», «История нашего улуса», конкурсы

рисунков и поделок. Ведется работа по созданию проектов, исследовательской деятельности.

В своей работе для реализации поставленной цели использую такие методы:

Объяснительно-иллюстративный метод, сочетающий в себе словесные методы (рассказ гостя,

объяснение, работа с краеведческой литературой) с иллюстрацией различных по содержанию

краеведческих источников (карт, схем, натуральных объектов и т.д.).

Частично-поисковый метод, основанный на использовании краеведческих знаний, жизненного

и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая

в зависимости от дидактических целей может быть проверочной, эвристической, повторительно-

обучающей.

Работа с краеведческой литературой и источниками краеведения являются: печатные

источники, картографические (физические карты Якутии, Амгинского района, растения и животные

родного края), устные источники (рассказ очевидцев, встречи со знаменитыми и интересными

людьми села), памятники истории и культуры Амгинского района(посещение монумента «Кыыс

Амма», бюстов «Герои, командиры гражданской войны», стелы участников ВОВ Амгинского

района, беседки на горе Короленко), наблюдаемые объекты и процессы природы.

Все эти методы и приемы взаимосвязаны и практически используются в разных сочетаниях.

При исследовательском методе, например, наряду с приемами объяснительно-иллюстративного

метода значительное место занимает работа с краеведческой литературой и источниками.

А так же проводятся тематические экскурсии. Экскурсия - одна из форм организации учебно-

воспитательного процесса в школе. Она также обязательна, как и проведение уроков. Именно

экскурсии способствуют воспитанию эстетическому развитию и воспитанию чувства гордости за

свою малую Родину. Экскурсия эффективный способ стимулирования поисковой активности.

Необходимость использования такой формы обучения состоит в том, что во время их

проведения развивается наблюдательность, умение видеть такие явления и объекты, мимо которых

дети раньше проходили, не замечая их. Здесь широкие возможности для наблюдений и исследований

по краеведению, окружающему миру и другим предметам.

На экскурсиях знакомятся с памятными местами, достопримечательностями, названием улиц села

Амга, растительным и животным миром. Были проведены экскурсии к памятнику погибшим воинам

– односельчанам, в улусный краеведческий музей на тему «Мой родной край». И как результат –

небольшие творческие работы, которые показывают и описывают красоту малой родины. В этом

году были организованы экскурсии в «Айыы дьиэтэ», в пожарную часть № 1 по охране с.Амги.

При подготовке экскурсии использую следующую технологию:

Выбор темы экскурсии в соответствии с изучаемым материалом.

Подбор занимательного материала в соответствии с тематикой.

Проведение экскурсии.

Рефлексия проводится по вопросам:

Какое настроение у меня было перед экскурсией?

Что я ожидал от экскурсии?

Что мне особенно запомнилось?

Что меня удивило?

О чем захотелось узнать подробнее?

Какое настроение было после экскурсии?

Куда бы я хотел еще сходить?

Организация проектно - исследовательской деятельности

Проектно-исследовательская работа ценна тем, что помогает ребёнку в освоении различных

видов УУД, помогает

сформировать у него учебную мотивацию, способствует расширению

образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития обучающихся. Очень

важно правильно выбрать тему исследования. Она должна быть интересной для учащегося,

понятной, близкой. Материалов исследования обычно бывает недостаточно, здесь могут оказать

помощь материалы музеев, воспоминания очевидцев.

Основы проектной деятельности закладываются еще в 1 классе. При использовании метода

проектов в краеведении необходимо учитывать специфику выбранных тем-проектов. Это могут быть

темы, связанные с историей, семьи, села, Итогом работы проектной деятельности учащихся должна

стать защита проекта.

В современном мире технологий результатом выполнения проектов может быть выпуск

презентации, компьютерного альбома, выставка работ.

Проектный метод ориентирован как на индивидуальную, так и групповую самостоятельную

деятельность учащихся.

Например: в 1 классе были подготовлены творческие проекты «О братьях наших меньших»,

«Моя семья». Учащиеся рисовали своих любимцев, свою семью, подбирали фотографии, писали

рассказы и стихи. Во 2 классе участвовали в защите проектов «Куобах

дьыл

кэминэн

уларыйыылара», «Ньургуһуну

харыстаа», «Роль математики в жизни человека». В 3 классе

защищали проекты по темам: «Знаменитые люди Амгинского улуса», «Моя любимая цифра».

Основная цель исследовательской деятельности – реализация детьми своих способностей и

потенциала личности. Чтобы знать историю своей Родины, надо знать историю своей семьи. Ребята

готовили небольшие выступления о своей семье, семейных традициях и праздниках. Рассказывали о

том, где трудятся их родители, рисовали и фотографировали своих близких дома и на работе.

Второклассники провели большую поисковую работу по изучению исторических корней

своей семьи. Вместе с родителями составляли родословное древо семьи.

Организуя работу учащихся,

необходимо понимать,

что школьники должны иметь

возможность не только получать определенные знания по тому или иному предмету, но и проявить

себя, попробовать себя в различных видах деятельности.

Работа с родителями.

Не оставляет равнодушными

работа по краеведению и наших

родителей. Они ходят с нами на экскурсии, проводят мероприятия, помогают найти и оформить

нужный материал, презентацию, поддерживают все наши начинания.

Система работы с семьями учащихся предполагает следующие виды деятельности:

-помощь в получении знаний;

-оценка результатов деятельности;

-организация выставки работ;

-оформление презентации работучащихся;

-организация и проведение экскурсий и праздников.

Привлечение родителей учащихся к реализации программы способствует формированию

бережного отношения к традициям и сохранению семейных связей, улучшению отношений между

поколениями. А так же проводится совместная работа с библиотекарями, где проводятся различные

конкурсы рисунков «Моя Амга», «Моя семья», «Сардаана – символ Амги», викторины на темы: «Кто

где живёт?», «Писатели Амгинского района», библиотечные уроки на краеведческую тему. Ведутся

работы по включению учащихся в непосредственную военно-патриотическую деятельность: уроки

мужества, поиск материалов о подвигах родных и близких, воинов-земляков, смотры песни и строя

посвященный ко Дню Защитника Отечества и совместные праздничные мероприятия с военно-

патриотическим клубом «Эрэл».

Результативность работы. Одним из главных показателей работы учителя являются

результаты качества знаний обучающих. В начале учебного года с целью выявления первоначальных

краеведческих знаний проводится диагностическая работа. Полученные результаты помогут

учителю поставить определённую задачу на предстоящий учебный год. Реализовав планированную

программу в течение учебного, с целью выявления результатов работы, также повторно проводится

контрольное

анкетирование.

Важными

и

самым

сложным

в

проектно-исследовательской

деятельности является диагностика сформированности УУД младших школьников. Сравнительный

анализ за два года проведенной работы по формированию УУД показывает положительную

динамику.

Внедрение в практику моего педагогического замысла дало следующие положительные

результаты:

-высокий уровень познавательной активности;

-активно участвуют в поисковой деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность;

-стремятся узнать больше, чем определенно рамками программы;

- повышение качества результативности и в творческих работах ребят, рефератах, исследованиях,

проектах.

Краеведческая работа дает эффективные результаты в том случае, если в ее организации

соблюдаются систематичность и непрерывность. Принцип систематичности и непрерывности

направлен на последовательное расширение и углубление краеведческих знаний и умений

школьников. Он предполагает организацию краеведческой работы в определенно плановой системе в

течение всего учебного года. Краеведческий материал, собранный детьми в процессе внеклассной

работы, обогащает учебный процесс.

В заключение позволю себе напомнить замечательные слова известного русского ученого

Д.С. Лихачева: «Краеведение учит людей не только любить свои родные места, но и знать о

них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой

культурный уровень. Это - самый массовый вид науки».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего

образования с учетом региональных и этнокультурных особенностей Республики Саха

Якутия. / С.С. Семенова, А.В. Иванова // Сб. статей Якутск :Бичик 2012. -116с.

2.

Федеральный государственный образовательный стандарт в якутской школе. /Н. В.

Ситникова, С.С. Семенова, Н.Н. Васильева // Сб. статей Якутск: Бичик 2011. Ч. -1. - 84с.

3.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в

Республике Саха Якутия. / М. В. Винокурова // Сб. статей Якутск: Бичик, 2012. – 148 с.



В раздел образования