Авторы: Рогова Елена Анатольевна, Климова Наталия Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1359
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии ФГОС"
Раздел: дошкольное образование
Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии ФГОС
Авторы: Рогова Елена Анатольевна,
Климова Наталия Васильевна.
ГБОУ Школа №1359 г. Москва
Аннотация:
В данной статье раскрывается актуальность организации
пространства жизнедеятельности дошкольников. Авторы статьи ставят
перед собой цель поделиться опытом организации игрового пространства
группы
с
учётом
требований
Федерального
государственного
образовательного
стандарта дошкольного образования. Особое внимание
уделено конкретным требованиям к предметно – развивающей среде, которые
зафиксированы в Федеральном государственном образовательном стандарте
дошкольного образования. Полученные результаты привели к выводу, что в
результате изменений в предметно – развивающей среде дети получают
коммуникативные навыки и легко адаптируются в школе.
Ключевые
слова:
предметно
–
развивающая
среда,
дошкольное
образование, ФГОС ДО, модули из легких материалов.
1
января
2014
года
вступил
в
силу
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования.
Документ
предусматривает определённые требования. Проанализировав среду, которая
окружает детей в дошкольном отделении, мы поняли, что у нас есть
возможность изменить её в соответствии с требованиями ФГОС.
«Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-
насыщенной,
трансформируемой,
полифункциональной,
вариативной,
доступной и безопасной».
В связи с большой наполняемостью групп в условиях г. Москвы хотелось дать
возможность нашим детям больше двигаться, заниматься разными видами
деятельности, не мешая друг другу. Мы стараемся избавиться от громоздкой,
закреплённой, детской мебели – традиционных игровых уголков для сюжетно-
ролевых игр: «Кухня», «Салон красоты», «Магазин», «Пароход», «Почта»,
«Больница» и т. д. Стараемся расширить пространство используя легкие
перегородки, ширмы, геометрические модули, лоскуты тканей, пластмассовые
коробки.
Очень удобна мебель на колёсиках, которую дети могут перемещать с места на
место. Это даёт возможность изменений предметно-развивающей среды,
позволяющих вывести на первый план ту или иную функцию пространства.
Наличие в группе модулей из легких материалов позволяет дошкольникам
фантазировать. Если сегодня это был самолёт, то завтра это может превратится
в лабиринт, поезд, дворец, пещеру, ракету и т.д.
Помимо ширм и геометрических модулей материалом для обозначения
пространства может быть лёгкая мебель (столы, стулья, пуфы, скамейки),
крупные куски ткани, ленты, прищепки, мешочки – утяжелители и т.п.
Например, стол может быть машиной, вагоном, кораблём, если его перевернуть
столешницей вниз. Если стол поставить на «ребро» он может превратиться в
нору, дом, театральную ширму.
(Кукольный театр)
Наряду с сюжетными игрушками мы предоставляем детям неоформленный
материал-природный, бросовый, элементы конструкторов, для использования в
сюжетно-ролевых играх в качестве предметов-заменителей.
Эти предметы должны изменяться, чтобы стимулировать воображение детей.
У детей есть возможность уединения в спальне. Если у ребёнка нет желания
активно принимать участие в массовых играх, а хочется побыть одному,
отдохнуть или поиграть в тихую игру с другом, то он может пройти в
пространство
спальни,
где
воспитатели
создали
уголок
уединения.
Полупрозрачный занавес создан с целью создания эмоционально-комфортной
обстановки и наполнен предметами, к которым ребёнок испытывает тёплые
чувства. Это семейный фотоальбом, подушки, «волшебный» телефон, по
которому дошкольники могут поговорить с родственниками и послушать
спокойную музыку. А также предметы, направленные на то, чтобы ребёнок
выплеснул негативные эмоции.
Различные коробочки, в которые можно
спрятать свою грусть и коврик дружбы.
В результате изменений в предметно-развивающей среде группы дошкольники
стали более самостоятельными, развиваются сюжеты игр, коммуникативные
навыки, которые необходимы для обучения в школе.
Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013Г № 1155