Напоминание

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ


Автор: Петухова Евгения Львовна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ школа № 131
Населённый пункт: Красносельского района Санкт-Петербурга
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дата публикации: 05.05.2021
Раздел: среднее образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ

КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Научное обоснование предложенных методических рекомендаций

к проведению логопедической работы по развитию связной монологической

речи у детей с ОНР

Формирование связной речи у детей с ОНР приобретает первостепенное значение в

комплексе коррекционных мероприятий. Организация обучения детей с недоразвитием речи

предполагает формирование умений планировать собственное высказывание, самостоятельно

ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоятельно определять содержание своего

высказывания.

Ефименкова JI.H. сделала попытку систематизировать приемы работы по развитию речи у

детей с ОНР. Вся коррекционная работа делится

на три этапа. На каждом этапе проводится работа по развитию словаря, фразовой речи и

подготовке к связному высказыванию. Формирование связной речи – основная задача третьего

этапа. Детям дается понятие о слове, связи слов в предложении. Автор предполагает обучать

детей с ОНР сначала пробному, затем выборочному и, наконец, творческому пересказу. Любому

виду пересказа предшествует анализ текста. Завершается работа над связной речью обучением

составлению рассказа на основе личного опыта.

Глухов В.П. предполагает систему обучения рассказыванию, состоящую из нескольких

этапов. Дети овладевают навыками монологической речи в следующих формах: составление

высказываний

по наглядному восприятию, восприятие прослушанного текста, составление рассказа-описания,

рассказывание с элементами творчества.

Ткаченко Т.А. при работе над формированием связной речи

у детей с ОНР использует вспомогательные средства, такие, как наглядность и моделирование

плана высказывания. Упражнения располагаются в порядке возрастающей сложности, с

постепенным убыванием наглядности и «свертыванием» плана высказывания. В результате

обозначается следующий порядок работы по формированию связной монологической речи:

1) пересказ рассказа по наглядному действию;

2) рассказ по следам наглядного (демонстрируемого) действия;

3) пересказ рассказа с использованием фланелеграфа;

4) пересказ рассказа по серии сюжетных картин;

5) составление рассказа по серии сюжетных картин;

6) пересказ рассказа по сюжетной картине;

7) рассказ по сюжетной картине.

Применение этой системы позволяет формировать связную речь у тех детей, которые

изначально не владели развернутыми смысловыми высказываниями.

В своей работе Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. достаточно полно отражают

содержание коррекционно-педагогической работы по обучению старших дошкольников умениям

и навыкам построения связного высказывания, включающего элементы творчества, например

такие, как придумывание рассказов, сказок.

Содержание работы направлено на реализацию следующих принципов воспитания и

обучения:

1) Принцип связи знаний и умений с жизнью предполагает формирование у

дошкольников знаний, умений и навыков, которые близки ребёнку и могут быть использованы

им в собственной деятельности.

2) Принцип доступности определяет необходимость отбора материала так, чтобы он был

понятен дошкольнику, учитывал зону ближайшего развития ребёнка и соответствовал

программным требованиям обучения и воспитания.

3) Принцип последовательности, который реализуется в построении процесса обучения от

простого к сложному, от известного к неизвестному.

4) Принцип интенсивности, который предполагает использование различных приемов

интенсификации (создание проблемных ситуаций, участие в ролевых играх, применение средств

наглядности).

5) Принцип наглядности в обучении способствует тому, что

у дошкольников, благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира,

формируются представления, правильно отображающие объективную действительность, и

вместе с тем воспринимаемые явления анализируются и обобщаются в связи с образовательными

целями.

6) Принцип обеспечение мотивации к обучению; данный принцип позволяет

прогнозировать степень успешности коррекционной работы.

Учитывая особенности детей, наиболее действенным методом является игровой. Вся

коррекционная работа должна осуществляться посредством дидактических игр, упражнений,

предметно-практической деятельности.

Таким образом, коррекционная работа должна обеспечивать овладение детьми связной,

грамматически правильной речью, фонетической системой родного языка, а также элементами

грамоты, что формирует готовность детей к обучению в школе.

Проведение занятий по развитию связной речи должно строиться на основе следующих

задач:

-

Закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации;

-

Формирование навыков построения связных монологических высказываний;

-

Развития навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;

-

Целенаправленное воздействие на активизацию и развитие ряда психических

процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), тесно связанных с формированием

навыков устного речевого сообщения.

Формирование у детей навыков построения связных развернутых высказываний, в свою

очередь, включает:

-

Усвоение норм построения высказывания (тематическое единство, соблюдение

последовательности в передаче событий, логической связи между частями-фрагментами

рассказа, завершенность каждого фрагмента, его соответствие теме сообщения и др.)

-

Формирование навыков планирования развернутых высказываний, обучение детей

выделению главных смысловых звеньев рассказа сообщения;

-

Обучение лексико-грамматическому оформлению связных высказываний в

соответствии с нормами родного языка.

Основными задачами, стоящими перед логопедом при обучении детей грамматически

правильной связной речи, являются:

-

коррекционное формирование и включение в «речевой арсенал» детей языковых

(морфолого-синтаксических, лексических) средств построения связных высказываний;

-

усвоение норм смысловой и синтаксической связи между предложениями в составе

текста и соответствующих языковых средств ее выражения;

-

обеспечение достаточной речевой практики как основы практического усвоения

важных закономерностей языка, усвоение языка как средства общения.

Мы предлагаем проводить формирование связной монологической речи в соответствии с

периодами обучения.

В I период обучения дети должны овладеть навыками составления простых предложений

по вопросам, демонстрируемым действиям и по картинам, с последующим составлением

коротких рассказов.

Во II периоде совершенствуются навыки ведения монолога, вводится обучение детей

составлению простого описания предмета, коротких рассказов по картинкам и их сериям,

рассказов-описаний, простых пересказов.

В III периоде, наряду с совершенствованием монолога и навыков в указанных видах

рассказывания предусматривается обучение составлению рассказа по теме (в том числе и

придумыванием его конца и начала, дополнением эпизодов и др.). Главная задача этого периода

– развитие самостоятельной связной речи. Особое внимание уделяется закреплению навыков

связного и выразительного пересказа литературных произведений, значительное место отводится

упражнениям по составлению сложных сюжетных рассказов, сказок, рассказов на основе

личного опыта.

Список литературы

1.

Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием

речи. - М. 2006 г.

2.

Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Педагогика, 1996.

3.

Глухов В.П.

Формирование связной речи детей дошкольного возраста с

общим

недоразвитием речи. - М.: Просвещение, 2004. - 345 с.

4.

Елкина Н.В. Формирование связной речи. - М., 2000. - 15 с.

5.

Ефименкова Л.И. Формирование речи у дошкольников. - М., 1981. - 104, 110- 112 с.

6.

Ткаченко Т.А. Если ребенок плохо говорит. - М., 1999. - 20-25 с.

7.

Ткаченко Т.А. Учимся говорить правильно. - М., 2004. - 31-35 с.



В раздел образования