Напоминание

"Заразить" творчеством


Авторы: Иванык Надежда Васильевна, Алимова Лилия Владимировна
Должность: музыкальные руководители
Учебное заведение: МКДОУ д/с № 440
Населённый пункт: город Новосибирск, Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: "Заразить" творчеством
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Заразить» творчеством

Из опыта работы музыкальных руководителей по развитию

театрально-творческих способностей

старших дошкольников в рамках музыкально-образовательной деятельности

музыкальные руководители МКДОУ д/с № 440 г. Новосибирска:

Иванык Надежда Васильевна,

Алимова Лилия Владимировна.

«

.

Творчество

заразительно

»

Распространяйте его

.

А Эйнштейн

Данный

материал

будет

интересен

музыкальным

руководителям

и

воспитателям

ДОУ,

занимающимися

театрализованной

деятельностью

с

дошкольниками. Многие музыкальные руководители детских садов жалуются на

трудности в организации занятий по театрализации в плане нехватки учебного

времени для соблюдения норм, установленных СанПиН 2.4.1.3049-13.

Хотелось бы поделиться многолетним опытом работы в Театральной студии

с названием «НЛиО» («Необыкновенно Любознательные и Одарённые») на базе

МКДОУ г. Новосибирска детского сада комбинированного вида № 440. Студия (с

2005 года) ежегодно успешно участвует в городском фестивале - конкурсе

детского и юношеского творчества «Времён связующая нить». Данный конкурс в

последнее время вышел за рамки городского уровня и стал международным.

Творческий коллектив студии был трижды внесён в издание «Золотой фонд

Новосибирска» - в 2009, 2012 и 2014 годах. Маленькие актёры неоднократно

выступали

в

Финале

городского

конкурса

на

сцене

Новосибирского

академического молодёжного театра «Глобус». Каждый спектакль затрагивает

актуальные темы нравственного, патриотического направления, при этом всегда

включает много юмористических и ярких моментов.

Вся наша театрализованная деятельность проходит на основе ООП ДОУ и

«Рабочей программы музыкальных руководителей». В связи с этим следует

отметить, что название «Студия» для нас является достаточно условным.

Насыщенный учебный план, а также отсутствие лицензии на проведение

дополнительных образовательных услуг не позволяют нам включать в расписание

специальные

театрализованные

занятия.

Чтобы

организовать

работу

в

соответствии со всеми нормативными документами, мы нашли такой подход:

насытить театрально-игровой деятельностью не только НОД (раздел "Музыка»),

но и режимные моменты (включая утреннюю гимнастику, круг приветствия,

прогулки

и

т.д.),

совместную

деятельность

со

всеми

участниками

образовательного

процесса,

самостоятельную

деятельность.

Это

позволяет

способствовать формированию творческой активности у всех воспитанников

ДОУ и созданию «актерской базы» для постановки будущего спектакля, который

и объединяет в студию всех участников действа. Показ спектакля является

кульминацией, своеобразным отчетом многогранной работы за год.

Развитие театрально-творческих способностей старших дошкольников

в рамках музыкально-образовательной деятельности.

Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста не ограничивается

развитием специфических музыкально-творческих способностей таких как:

музыкальный слух, ладовое чувство, чувство ритма, двигательно-моторные

способности, музыкально-образное мышление, музыкальное воображение и

фантазия. Как любой вид искусства, музыка развивает не только художественно-

творческие способности, но и «всеобщую человеческую способность, которая

будучи развитой, реализуется в любой среде человеческой деятельности —

способность к творчеству» (Э.И. Ильенков). Это особенно актуально в наше

время, когда ушли в прошлое семейное чтение, домашнее музицирование,

посещение спектаклей, концертов. На смену пришла массовая компьютеризация,

лишающая живого общения и коммуникативных навыков, что неизбежно

отражается на творческом развитии ребенка.

Целью нашей работы в данном направлении является развитие театрально-

творческих

способностей

старших

дошкольников

в

разных

видах

музыкальной деятельности.

Задачи:

пробуждать

и

поддерживать

у

каждого

ребенка

интерес

к

театрализованной деятельности, с опорой на музыкальную культуру;

развивать потребность в самостоятельной творческой музыкально-

театрализованной деятельности путём регулярного обновления и

осовременивания

ППРС (театральных и музыкальных уголков) в

группах,

музыкальном зале и в ДОУ в целом;

развивать

эмоционально-волевую

сферу,

внимание,

память,

воображение, речь

воспитанников, а также их коммуникативные,

интеллектуальные, музыкальные и творческие способности;

формировать первоначальные представления о средствах актерской

выразительности

с

активным

использованием

музыкального

сопровождения, помогающего передать соответствующие образы;

поддерживать инициативу и самостоятельность творчества детей в

различных видах музыкальной деятельности;

способствовать

укреплению

детско-родительских

отношений

через

организацию совместной театрализованной деятельности в триаде «дети

– педагоги – родители».

Для раскрытия творческого потенциала воспитанников, по нашему мнению,

необходимо опираться на следующие принципы:

реализовывать задачи основной и рабочей программы (раздел музыка) в

полном объеме, не перегружая детей и не нарушая требований к

организации режимных моментов;

вдумчиво подбирать качественный театрально-музыкальный материал,

соответствующий возрасту ребенка и обладающий ярким эмоциональным

воздействием;

интегрировать образовательные области;

использовать привлекательные для детей игровые формы деятельности,

опираясь на гуманный диалогический стиль общения;

создавать благоприятные условия для развития каждого ребёнка с учетом

индивидуальных особенностей;

Музыкальное воспитание позволяет сделать образовательную деятельность

театрализованной и при этом целенаправленно решать все поставленные задачи.

Элементы каждого занятия объединяются сквозной темой, интересным игровым

построением: «Идем в лес», «Едем в зоопарк», «Летим в космос», «Путешествуем

по сказкам» и др. Такая форма позволяет легко переходить от одного вида

музыкальной деятельности к другому (или их комбинировать), а также

стимулирует

эмоциональный

отклик

у

детей.

Залогом

успеха

служит

заразительность и артистизм самого музыкального руководителя, который

«режиссирует» игровое действие, вовлекая в него каждого воспитанника.

Моделирование развивающего пространства на принципах мобильности,

многоплановости и разносторонности создаёт условия для творческой активности

детей в восприятии музыки, в пении, в музыкально-ритмических движениях,

элементарном

музицировании

и

игровой

деятельности.

Обучение

через

«предлагаемые обстоятельства» превращается в увлекательную игру, когда важен

не только результат, но и сам процесс постепенного постижения материала. На

основе усвоенных навыков и умений (на репродуктивном уровне) возникают все

предпосылки для развития таких специальных творческих способностей как:

образное мышление, развитое творческое воображение и сценическое внимание,

наблюдательность, интонационная выразительность, хорошо развитая мимика,

пантомимика, коммуникативные способности. «Малые формы театрализации»:

инсценирование песен, игр, хороводов, постановка сюжетных танцев, - служат в

дальнейшем базой для

успешной работы над большим спектаклем, включающем в себя музыкальные

фрагменты. Для создания нужной атмосферы и решения общих творческих задач

мы используем следующие методы:

«Сочетание

эмоционального

погружения

и

контрастного

сопоставления» (способствует обогащению эмоциональной сферы ребенка,

его умению сравнивать, сопоставлять и словестно выражать итог своего

наблюдения, мыслей, музыкальных впечатлений). Музыкальное восприятие

и мышление развиваются в единстве.

Например: Л.Бетховен «Ветер и Ветерок»; А. Рыбников «Волк и Красная

Шапочка» фрагменты из мюзикла «Красная Шапочка»; П.И. Чайковский

«Болезнь куклы» и «Новая кукла» (можно использовать и как пластический, и как

мимический этюд).

«Полихудожественный метод» (позволяет осуществлять интеграцию во

всех направлениях художественно-эстетического развития через музыку,

художественное слово и различные виды изобразительного искусства).

Например:

восприятие

и

сравнение

средств

выразительности

в

разных

художественных жанрах:

Музыкальное произведение - в разных аранжировках (Э. Григ «Утро» из

сюиты «Пер Гюнт»;)

Произведения

изобразительного

искусства

варианты:

качественная

репродукция, слайд, презентация (А. Куинджи «Утро на Днепре»);

Художественное слово – выразительное исполнение педагогом, актером в

записи (Ф. Тютчев «Утро»).

В. Гаврилин «Вечерняя музыка» из симфонии «Перезвоны» + И. Левитан

«Вечерний звон» + В. Жуковский «Вечер»;

Н. Римский-Корсаков «Царевна Лебедь» + А. Пушкин «Сказка о царе Салтане» +

М. Врубель «Царевна Лебедь».

«Театрально – Игровой Тренинг» – этюды и упражнения, направленные

на развитие актерских способностей, помогающие снять напряженность,

зажатость мышц у детей (учат владеть своим телом, пантомимикой,

мимикой).

Другие

виды

упражнений

способствуют

развитию

интонационной выразительности речи, улучшению дикции детей, фантазии

и находчивости в диалоге, что необходимо для постановки спектаклей.

Примеры разных видов игрового тренинга:

Мимическая

игра

«Передавалки»:

Передавать

соседу

по

кругу

соответствующее выражение лица («смешинку», «страшилку», «кислый лимон»,

«сладкую конфету»).

«Живые картинки»

- этюд на внимание. Дети делятся на подгруппы:

«актеры»

и

«зрители».

«Актеры»

договариваются

изобразить

каких-либо

животных при помощи пантомимики, а «зрители» – угадывают и повторяют этюд.

Затем подгруппы меняются ролями.

Упражнение на координацию движений «Тень»:

Ребенок-фантазер под

музыку двигается по залу, придумывая свои движения. За ним следует ребенок -

«тень» и старается точно все повторить не сбиваясь с ритма. Затем дети меняются

ролями, и меняется музыкальное сопровождение.

Упражнение с воображаемыми предметами «Цирк»:

Дети изображают

разные цирковые жанры с воображаемыми предметами (штангисты, жонглеры,

канатоходцы и др.)

Упражнения на развитие голоса и речи:

«Звонок» – изображать звонок с разной силой голоса: громкий, тихий,

прерывистый;

«Многоэтажный дом» – пропевать слова тихо, громче-громче, крича, как будто

говорим с первого этажа, с третьего, кричим с пятого…);

«Телефонный разговор» – придумать песню-диалог Лисы и Зайца;

«Кот и хозяйка» – импровизировать текст диалога (хозяйка ругает кота за то, что

он размотал клубок ниток);

Использовать скороговорки и стихотворные чистоговорки с пропеванием: сначала

медленно, четко, затем темп следует ускорять. Можно проговаривать стихи,

тексты шепотом, активно работая губами и языком; со сжатыми зубами, а потом

повторить фразы с разжатыми зубами; от шепота до крика и обратно.

«Метод творческих заданий, направленных на развитие способностей к

импровизации»

(выступает

как

своего

рода

музыкально-

экспериментальная поисковая деятельность)

Дети осознают многообразие, многовариантность форм в создании и показе

какого-либо образа. Одновременно формируется оценочное отношение к

материалу и к исполнительской деятельности друг друга.

Например:

Сочинить песенку на заданный или придуманный текст в миноре или

мажоре с передачей различных эмоций (восторг, страх);

Показать в движении и мимически определенную ситуацию (как крадется

кошка, как в прыжке ловит мышку…);

Импровизационно озвучить сюжет знакомой сказки на музыкальных

инструментах.

Следует отметить большое значение использования фольклорного материала

в музыкально-игровой деятельности. Уже с раннего возраста через потешки,

прибаутки, считалки, дразнилки ребенок погружается в добрый и красочный

музыкально-игровой мир с самобытным языком и жанровым разнообразием.

Ничто так не способствует формированию и развитию личности, её творческой

активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному

творчеству, устному и песенному. Фольклор является мощным средством

воздействия

на

маленького

человека,

поскольку

естественным

образом

объединяет воедино пение, речь, жест, танец, игру на музыкальных инструментах

и музыкальную театрализацию, давая при этом безграничный простор для

творческой фантазии и импровизации («Ярмарка», «Святки», «Масленичные

гуляния», «Иван Купала»).

Таким образом, используя вышеперечисленные методы, мы стимулируем у

детей

задатки

постижения

музыкально-художественного

образа,

через

сопереживание

персонажам

музыкально-художественных

произведений,

служащие в дальнейшем основой для самовыражения и развития музыкально-

театрального творчества каждого дошкольника.

Музыкальная

деятельность

с

использованием

театрализации

является

полифункциональной. Это и игровой метод обучения, направленный на усвоение,

закрепление, систематизацию знаний о музыке и театре, и средство музыкально-

театрального общения. В условиях интересной, увлекательной музыкально-

театральной

деятельности

формируется

личность

ребенка

в

целом,

его

познавательная, волевая и эмоциональная сфера. Включение детей в различные

творческие виды деятельности является универсальным способом в социализации

дошкольников (умение сотрудничать, работать в команде).

Все, что делается в рамках НОД, а также в совместной и самостоятельной

музыкально-театрализованной деятельности позволяет без лишних репетиций

проводить праздники и развлечения в форме яркого представления с активным

привлечением родителей. Не только воспитанники под руководством педагогов,

но и члены их семей включаются в разыгрывание сказок, сюжетные игры,

флешмобы и т.п. Мы вместе изготавливаем элементы костюмов, декорации,

атрибутику

к

инсценировкам.

Заинтересованное

отношение

взрослых

к

совместной творческой деятельности – необходимый компонент успешности

любого мероприятия. Каждый ребенок талантлив и, чем раньше начать развивать

его творческие способности тем эффективней результат.

Список использованной и рекомендуемой литературы

1.

Акулова О.В. Театрализованные игры //Дошкольное воспитание. 2005. № 4.

2.

Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. М.: 2003.

3.

Ветлугина Н.А., Музыкальное воспитание в детском саду. // Просвещение.

1981.

4.

Дубровская Е.А.. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного

возраста. // Под ред. -М.: Академия, 2002.

5.

Дубровская Е.А. Музыкальное развитие ребенка. М.: 2005.

6.

Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого

голосообразования. – Новосибирск: Наука, 1991, - 39с.

7.

Кшенникова Н.Г., автор-составитель. Музыкально-дидактические игры в

образовательной

деятельности

старших

дошкольников.

Волгоград:

«Учитель», 2012.

8.

Микляева

Н.В.,

редактор-составитель.

Музыкальное

развитие

дошкольников.

М.:

ТЦ

Сфера,

2015.Ветлугина

Н.А.

Методика

музыкального воспитания в детском саду: Учеб. Пособие / Под редакцией

Ветлугиной Н.А. М.: 1989.

9.

Охорзина Т.П. Развитие общих и специальных способностей старшего

дошкольного возраста в ролевой игре «Театр». Новосибирск: НИПКиПРО,

1996.

10.Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в

детском саду. М.: «Школьная Пресса», 2000.

11.Самолдина К.А., Маркова Е.П. Полихудожественный подход к воспитанию

дошкольников. Программа и методические рекомендации.

Новосибирск: НИПКиПРО, 2007.

12.Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности

дошкольников и младших школьников. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 160с.

13.Штанько И. В. Воспитание искусством в детском саду: Интегрированный

подход. М.: ТЦ Сфера, 2007г.



В раздел образования