Авторы: Иванык Надежда Васильевна, Алимова Лилия Владимировна
Должность: музыкальные руководители
Учебное заведение: МКДОУ д/с № 440
Населённый пункт: город Новосибирск, Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: "Заразить" творчеством
Раздел: дошкольное образование
«Заразить» творчеством
Из опыта работы музыкальных руководителей по развитию
театрально-творческих способностей
старших дошкольников в рамках музыкально-образовательной деятельности
музыкальные руководители МКДОУ д/с № 440 г. Новосибирска:
Иванык Надежда Васильевна,
Алимова Лилия Владимировна.
«
.
Творчество
заразительно
»
Распространяйте его
.
А Эйнштейн
Данный
материал
будет
интересен
музыкальным
руководителям
и
воспитателям
ДОУ,
занимающимися
театрализованной
деятельностью
с
дошкольниками. Многие музыкальные руководители детских садов жалуются на
трудности в организации занятий по театрализации в плане нехватки учебного
времени для соблюдения норм, установленных СанПиН 2.4.1.3049-13.
Хотелось бы поделиться многолетним опытом работы в Театральной студии
с названием «НЛиО» («Необыкновенно Любознательные и Одарённые») на базе
МКДОУ г. Новосибирска детского сада комбинированного вида № 440. Студия (с
2005 года) ежегодно успешно участвует в городском фестивале - конкурсе
детского и юношеского творчества «Времён связующая нить». Данный конкурс в
последнее время вышел за рамки городского уровня и стал международным.
Творческий коллектив студии был трижды внесён в издание «Золотой фонд
Новосибирска» - в 2009, 2012 и 2014 годах. Маленькие актёры неоднократно
выступали
в
Финале
городского
конкурса
на
сцене
Новосибирского
академического молодёжного театра «Глобус». Каждый спектакль затрагивает
актуальные темы нравственного, патриотического направления, при этом всегда
включает много юмористических и ярких моментов.
Вся наша театрализованная деятельность проходит на основе ООП ДОУ и
«Рабочей программы музыкальных руководителей». В связи с этим следует
отметить, что название «Студия» для нас является достаточно условным.
Насыщенный учебный план, а также отсутствие лицензии на проведение
дополнительных образовательных услуг не позволяют нам включать в расписание
специальные
театрализованные
занятия.
Чтобы
организовать
работу
в
соответствии со всеми нормативными документами, мы нашли такой подход:
насытить театрально-игровой деятельностью не только НОД (раздел "Музыка»),
но и режимные моменты (включая утреннюю гимнастику, круг приветствия,
прогулки
и
т.д.),
совместную
деятельность
со
всеми
участниками
образовательного
процесса,
самостоятельную
деятельность.
Это
позволяет
способствовать формированию творческой активности у всех воспитанников
ДОУ и созданию «актерской базы» для постановки будущего спектакля, который
и объединяет в студию всех участников действа. Показ спектакля является
кульминацией, своеобразным отчетом многогранной работы за год.
Развитие театрально-творческих способностей старших дошкольников
в рамках музыкально-образовательной деятельности.
Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста не ограничивается
развитием специфических музыкально-творческих способностей таких как:
музыкальный слух, ладовое чувство, чувство ритма, двигательно-моторные
способности, музыкально-образное мышление, музыкальное воображение и
фантазия. Как любой вид искусства, музыка развивает не только художественно-
творческие способности, но и «всеобщую человеческую способность, которая
будучи развитой, реализуется в любой среде человеческой деятельности —
способность к творчеству» (Э.И. Ильенков). Это особенно актуально в наше
время, когда ушли в прошлое семейное чтение, домашнее музицирование,
посещение спектаклей, концертов. На смену пришла массовая компьютеризация,
лишающая живого общения и коммуникативных навыков, что неизбежно
отражается на творческом развитии ребенка.
Целью нашей работы в данном направлении является развитие театрально-
творческих
способностей
старших
дошкольников
в
разных
видах
музыкальной деятельности.
Задачи:
пробуждать
и
поддерживать
у
каждого
ребенка
интерес
к
театрализованной деятельности, с опорой на музыкальную культуру;
развивать потребность в самостоятельной творческой музыкально-
театрализованной деятельности путём регулярного обновления и
осовременивания
ППРС (театральных и музыкальных уголков) в
группах,
музыкальном зале и в ДОУ в целом;
развивать
эмоционально-волевую
сферу,
внимание,
память,
воображение, речь
воспитанников, а также их коммуникативные,
интеллектуальные, музыкальные и творческие способности;
формировать первоначальные представления о средствах актерской
выразительности
с
активным
использованием
музыкального
сопровождения, помогающего передать соответствующие образы;
поддерживать инициативу и самостоятельность творчества детей в
различных видах музыкальной деятельности;
способствовать
укреплению
детско-родительских
отношений
через
организацию совместной театрализованной деятельности в триаде «дети
– педагоги – родители».
Для раскрытия творческого потенциала воспитанников, по нашему мнению,
необходимо опираться на следующие принципы:
реализовывать задачи основной и рабочей программы (раздел музыка) в
полном объеме, не перегружая детей и не нарушая требований к
организации режимных моментов;
вдумчиво подбирать качественный театрально-музыкальный материал,
соответствующий возрасту ребенка и обладающий ярким эмоциональным
воздействием;
интегрировать образовательные области;
использовать привлекательные для детей игровые формы деятельности,
опираясь на гуманный диалогический стиль общения;
создавать благоприятные условия для развития каждого ребёнка с учетом
индивидуальных особенностей;
Музыкальное воспитание позволяет сделать образовательную деятельность
театрализованной и при этом целенаправленно решать все поставленные задачи.
Элементы каждого занятия объединяются сквозной темой, интересным игровым
построением: «Идем в лес», «Едем в зоопарк», «Летим в космос», «Путешествуем
по сказкам» и др. Такая форма позволяет легко переходить от одного вида
музыкальной деятельности к другому (или их комбинировать), а также
стимулирует
эмоциональный
отклик
у
детей.
Залогом
успеха
служит
заразительность и артистизм самого музыкального руководителя, который
«режиссирует» игровое действие, вовлекая в него каждого воспитанника.
Моделирование развивающего пространства на принципах мобильности,
многоплановости и разносторонности создаёт условия для творческой активности
детей в восприятии музыки, в пении, в музыкально-ритмических движениях,
элементарном
музицировании
и
игровой
деятельности.
Обучение
через
«предлагаемые обстоятельства» превращается в увлекательную игру, когда важен
не только результат, но и сам процесс постепенного постижения материала. На
основе усвоенных навыков и умений (на репродуктивном уровне) возникают все
предпосылки для развития таких специальных творческих способностей как:
образное мышление, развитое творческое воображение и сценическое внимание,
наблюдательность, интонационная выразительность, хорошо развитая мимика,
пантомимика, коммуникативные способности. «Малые формы театрализации»:
инсценирование песен, игр, хороводов, постановка сюжетных танцев, - служат в
дальнейшем базой для
успешной работы над большим спектаклем, включающем в себя музыкальные
фрагменты. Для создания нужной атмосферы и решения общих творческих задач
мы используем следующие методы:
«Сочетание
эмоционального
погружения
и
контрастного
сопоставления» (способствует обогащению эмоциональной сферы ребенка,
его умению сравнивать, сопоставлять и словестно выражать итог своего
наблюдения, мыслей, музыкальных впечатлений). Музыкальное восприятие
и мышление развиваются в единстве.
Например: Л.Бетховен «Ветер и Ветерок»; А. Рыбников «Волк и Красная
Шапочка» фрагменты из мюзикла «Красная Шапочка»; П.И. Чайковский
«Болезнь куклы» и «Новая кукла» (можно использовать и как пластический, и как
мимический этюд).
«Полихудожественный метод» (позволяет осуществлять интеграцию во
всех направлениях художественно-эстетического развития через музыку,
художественное слово и различные виды изобразительного искусства).
Например:
восприятие
и
сравнение
средств
выразительности
в
разных
художественных жанрах:
•
Музыкальное произведение - в разных аранжировках (Э. Григ «Утро» из
сюиты «Пер Гюнт»;)
•
Произведения
изобразительного
искусства
–
варианты:
качественная
репродукция, слайд, презентация (А. Куинджи «Утро на Днепре»);
•
Художественное слово – выразительное исполнение педагогом, актером в
записи (Ф. Тютчев «Утро»).
В. Гаврилин «Вечерняя музыка» из симфонии «Перезвоны» + И. Левитан
«Вечерний звон» + В. Жуковский «Вечер»;
Н. Римский-Корсаков «Царевна Лебедь» + А. Пушкин «Сказка о царе Салтане» +
М. Врубель «Царевна Лебедь».
«Театрально – Игровой Тренинг» – этюды и упражнения, направленные
на развитие актерских способностей, помогающие снять напряженность,
зажатость мышц у детей (учат владеть своим телом, пантомимикой,
мимикой).
Другие
виды
упражнений
способствуют
развитию
интонационной выразительности речи, улучшению дикции детей, фантазии
и находчивости в диалоге, что необходимо для постановки спектаклей.
Примеры разных видов игрового тренинга:
Мимическая
игра
«Передавалки»:
Передавать
соседу
по
кругу
соответствующее выражение лица («смешинку», «страшилку», «кислый лимон»,
«сладкую конфету»).
«Живые картинки»
- этюд на внимание. Дети делятся на подгруппы:
«актеры»
и
«зрители».
«Актеры»
договариваются
изобразить
каких-либо
животных при помощи пантомимики, а «зрители» – угадывают и повторяют этюд.
Затем подгруппы меняются ролями.
Упражнение на координацию движений «Тень»:
Ребенок-фантазер под
музыку двигается по залу, придумывая свои движения. За ним следует ребенок -
«тень» и старается точно все повторить не сбиваясь с ритма. Затем дети меняются
ролями, и меняется музыкальное сопровождение.
Упражнение с воображаемыми предметами «Цирк»:
Дети изображают
разные цирковые жанры с воображаемыми предметами (штангисты, жонглеры,
канатоходцы и др.)
Упражнения на развитие голоса и речи:
«Звонок» – изображать звонок с разной силой голоса: громкий, тихий,
прерывистый;
«Многоэтажный дом» – пропевать слова тихо, громче-громче, крича, как будто
говорим с первого этажа, с третьего, кричим с пятого…);
«Телефонный разговор» – придумать песню-диалог Лисы и Зайца;
«Кот и хозяйка» – импровизировать текст диалога (хозяйка ругает кота за то, что
он размотал клубок ниток);
Использовать скороговорки и стихотворные чистоговорки с пропеванием: сначала
медленно, четко, затем темп следует ускорять. Можно проговаривать стихи,
тексты шепотом, активно работая губами и языком; со сжатыми зубами, а потом
повторить фразы с разжатыми зубами; от шепота до крика и обратно.
«Метод творческих заданий, направленных на развитие способностей к
импровизации»
(выступает
как
своего
рода
музыкально-
экспериментальная поисковая деятельность)
Дети осознают многообразие, многовариантность форм в создании и показе
какого-либо образа. Одновременно формируется оценочное отношение к
материалу и к исполнительской деятельности друг друга.
Например:
•
Сочинить песенку на заданный или придуманный текст в миноре или
мажоре с передачей различных эмоций (восторг, страх);
•
Показать в движении и мимически определенную ситуацию (как крадется
кошка, как в прыжке ловит мышку…);
•
Импровизационно озвучить сюжет знакомой сказки на музыкальных
инструментах.
Следует отметить большое значение использования фольклорного материала
в музыкально-игровой деятельности. Уже с раннего возраста через потешки,
прибаутки, считалки, дразнилки ребенок погружается в добрый и красочный
музыкально-игровой мир с самобытным языком и жанровым разнообразием.
Ничто так не способствует формированию и развитию личности, её творческой
активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному
творчеству, устному и песенному. Фольклор является мощным средством
воздействия
на
маленького
человека,
поскольку
естественным
образом
объединяет воедино пение, речь, жест, танец, игру на музыкальных инструментах
и музыкальную театрализацию, давая при этом безграничный простор для
творческой фантазии и импровизации («Ярмарка», «Святки», «Масленичные
гуляния», «Иван Купала»).
Таким образом, используя вышеперечисленные методы, мы стимулируем у
детей
задатки
постижения
музыкально-художественного
образа,
через
сопереживание
персонажам
музыкально-художественных
произведений,
служащие в дальнейшем основой для самовыражения и развития музыкально-
театрального творчества каждого дошкольника.
Музыкальная
деятельность
с
использованием
театрализации
является
полифункциональной. Это и игровой метод обучения, направленный на усвоение,
закрепление, систематизацию знаний о музыке и театре, и средство музыкально-
театрального общения. В условиях интересной, увлекательной музыкально-
театральной
деятельности
формируется
личность
ребенка
в
целом,
его
познавательная, волевая и эмоциональная сфера. Включение детей в различные
творческие виды деятельности является универсальным способом в социализации
дошкольников (умение сотрудничать, работать в команде).
Все, что делается в рамках НОД, а также в совместной и самостоятельной
музыкально-театрализованной деятельности позволяет без лишних репетиций
проводить праздники и развлечения в форме яркого представления с активным
привлечением родителей. Не только воспитанники под руководством педагогов,
но и члены их семей включаются в разыгрывание сказок, сюжетные игры,
флешмобы и т.п. Мы вместе изготавливаем элементы костюмов, декорации,
атрибутику
к
инсценировкам.
Заинтересованное
отношение
взрослых
к
совместной творческой деятельности – необходимый компонент успешности
любого мероприятия. Каждый ребенок талантлив и, чем раньше начать развивать
его творческие способности тем эффективней результат.
Список использованной и рекомендуемой литературы
1.
Акулова О.В. Театрализованные игры //Дошкольное воспитание. 2005. № 4.
2.
Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. М.: 2003.
3.
Ветлугина Н.А., Музыкальное воспитание в детском саду. // Просвещение.
1981.
4.
Дубровская Е.А.. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного
возраста. // Под ред. -М.: Академия, 2002.
5.
Дубровская Е.А. Музыкальное развитие ребенка. М.: 2005.
6.
Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого
голосообразования. – Новосибирск: Наука, 1991, - 39с.
7.
Кшенникова Н.Г., автор-составитель. Музыкально-дидактические игры в
образовательной
деятельности
старших
дошкольников.
Волгоград:
«Учитель», 2012.
8.
Микляева
Н.В.,
редактор-составитель.
Музыкальное
развитие
дошкольников.
М.:
ТЦ
Сфера,
2015.Ветлугина
Н.А.
Методика
музыкального воспитания в детском саду: Учеб. Пособие / Под редакцией
Ветлугиной Н.А. М.: 1989.
9.
Охорзина Т.П. Развитие общих и специальных способностей старшего
дошкольного возраста в ролевой игре «Театр». Новосибирск: НИПКиПРО,
1996.
10.Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в
детском саду. М.: «Школьная Пресса», 2000.
11.Самолдина К.А., Маркова Е.П. Полихудожественный подход к воспитанию
дошкольников. Программа и методические рекомендации.
Новосибирск: НИПКиПРО, 2007.
12.Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности
дошкольников и младших школьников. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 160с.
13.Штанько И. В. Воспитание искусством в детском саду: Интегрированный
подход. М.: ТЦ Сфера, 2007г.